Занятие кружка «Секреты русского языка» в 4 «в» классе .Тема: Удивительный мир слов. (Исследование слова «Доброта»)
план-конспект урока (4 класс) на тему

Этот материал поможет молодым педагогам в работе исследовательской деятельности:   

      исследовать слово в разных разделах языкознания.

     формировать такие личностные качества обучающихся как ответственность, коммуникабельность, повысить уровень языковой культуры школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrota.docx38.21 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие кружка «Секреты русского языка» в 4 «в» классе        

       

Тема: Удивительный мир слов. (Исследование слова  «Доброта»)

  Цель:

  •   Исследовать слово в разных разделах языкознания.
  • формирование таких личностных качеств как ответственность, коммуникабельность. Повышение уровня языковой культуры школьника

Задачи:

  • Развивать умение анализировать значение и происхождение слова;  
  • Вести наблюдение  над функционированием слова в речи.
  • С помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.
  • Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой.
  • Формировать умение работать в группе.
  • Воспитывать у школьников положительные личностные качества,   чувство доброты, отзывчивости, милосердия к окружающим, любовь к родной речи.

                                                                                                                                 

Оборудование:

  • плакат с  буквами для составления слова «Доброта»;
  • мультимедийный проектор
  •  «Толковый словарь русского языка» (автор Д.Н.Ушаков),словарь Ожегова, словари синонимов и антонимов
  • карточки с заданиями для каждой группы исследователей;

 Ход занятия:

Орг. момент.(1 мин) 

Прочитайте девиз нашего занятия
Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться!

  • Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.                                                                        Ведь добрая улыбка  укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению.

2.Актуализация знаний (7 мин)

 -  А общение на сегодня обещает быть очень интересным и увлекательным.

 Потому что у нас сегодня будет не простое занятие, а занятие– исследование.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      - Послушайте отрывок из стихотворения и попробуйте назвать тему нашего исследования:

 «Много слов на земле …

   Словом можно убить,  

   Словом можно спасти,

              Словом можно полки за собой повести.

              Словом можно продать, и предать, и купить…» 

- «Слово»

- Итак, ребята, тема нашего исследования - «Слово». Но слово это не простое, а очень важное и нужное. Посмотрите на плакат и составьте из следующих букв анаграммы это  волшебное слово.

   О   Д      Б     О     Р    Т     А  

 - Верно, ребята, это слово «Доброта».

Послушайте стихотворение про это слово


Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.


- Что вы хотите узнать об этом слове?

(Возможные ответы детей: Что такое «доброта»? Откуда пришло это слово? Узнать его лексическое значение; Много ли синонимов у слова «Доброта»? А антонимов? Какие ошибкоопасные места таит в себе слово «Доброта»?Сколько можно подобрать эпитетов к слову «доброта»?и т. д.)

- Как вы думаете, а какая цель нашего занятия ?

Учитель:

- Правильно, узнать, что такое доброта.

- Вы хотите сегодня на занятии стать исследователями? (Да).

 2)Постановка проблемы и целеполагание:

 Как вы думаете, что обозначает слово «исследовать»? (Изучать, узнавать что-то новое)                                                                                           

- И сегодня мы исследуем  слово «доброта»  с разных сторон науки о языке.

- Я очень надеюсь, что после наших исследований, вы еще больше убедитесь, как интересно изучать и знать русский язык!

- Как много в нем тайн и неожиданностей!

- Многие задания сегодня потребуют от вас умения думать, рассуждать, доказывать и, конечно же, отстаивать свою точку зрения.

- Работать будете в группах.

Каждая группа работает  и отчитывается по своему плану. который лежит у вас на столах. По окончании своего исследования каждая группа вывешивают на доску плакат с результатами исследования.

 Рядом с каждым из вас лежат квадратики красного и зеленого цвета.

Красный - если нужна моя помощь

Зеленый готов отвечать

Правила работы в группах:

Уважай мнение товарища;

Не перебивай;

Говори кратко и ясно

3.  «Открытие» нового знания (10 мин).

        1)  Исследование слова “Доброта” через ЛЕКСИКУ.

Учитель:

- Итак, мы начинаем исследование слова «Доброта», и мы отправляемся в I раздел науки о языке – ЛЕКСИКУ.

- Что же означает это слово «доброта»

- Может быть это все хорошее, красивое. Например, улыбка…

- Что же это, по-вашему? (дети продолжают)

- Спасибо, ребята. Значит, слово доброта, по вашим мнениям, это – чувство отзывчивости, внимания, заботы людей друг о друге; желание и стремление человека помогать другим в трудных ситуациях.

1 группа

Исследование слова “Доброта” через ЛЕКСИКУ.

План.

1.Что такое «доброта»? Дайте свое определение.

 2.Как узнать, прав ты или нет? Где ты можещь найти точное определение этого слова и узнать его лексическое значение?

3. Найди и прочитай  точное определение  этого слова и узнай его лексическое значение в  толковых словарях Ожегова С.И., Ушакова и сравни со своими высказываниями.

4. Слово «доброта»  однозначное или многозначное? Докажи.

    Составь предложения со словом «доброта» в разных значениях. (2-3 предложения)

Вывод: Нам удалось выяснить, что

1.«доброта» – это слово.

2. Имеет лексическое значение. Не имеет лексическое значение. (подчеркнуть нужное)

3. Многозначное или однозначное.(Подчеркнуть нужное)

4. Можно составить предложение.

2 группа

Исследование слова “Доброта” через ЛЕКСИКУ.

План.

1.Ответь на вопрос «Что такое синонимы?»

2.Можно ли к слову «доброта» подобрать синонимы?  Если возможно подбери синонимы.

3.Что такое антонимы?

4. Можно ли к слову «доброта» подобрать антонимы ? Если возможно подбери антонимы .

Мы сделали заключение, что к слову «доброта»….

3 группа

Исследование слова “Доброта” через ЛЕКСИКУ.

 План.

1.Ответь на вопрос «Что такое пословица?»

 Какие пословицы о доброте ты знаешь? Перечисли.

2.Собери пословицы:

 

Добро желаешь – добро и ….

Добро помни, а зло ….

Добро украшает ….

Доброе слово и кошке…

(Слова- подсказки:  забывай, человека, делай, приятно)

3. Как ты понимаешь пословицу : «Красота до вечера, а доброта на век»?

И так, мы сделали вывод: что слово «доброта» ….

4 группа

Исследование слова “Доброта” через ФОНЕТИКУ ,ОРФОГРАФИЮ и морфемику.

План.

1.Выполните звуко-буквенный анализ исследуемого слова «доброта»

    по алгоритму: доброта  [          ] - …слогов,...б.,…зв., …гл., …согл.

2. Исследуйте   слово “доброта” и выясните, все ли звуки и буквы в нем совпадают?

3.Выясните сколько звуков  [ о]  в слове «доброта» ты слышишь?

4. Исследуйте почему мы не слышим ни одного звука [о] в этом слове,        а букву О пишем в двух случаях? Как же мы проверим написание безударной гласной в нашем слове?( подберите проверочные слова)

5. Разберите слово «доброта по составу. Давайте выясним, каким способом образовано слово ДОБРОТА     (приставочным. суффиксальным, приставочно- суффиксальным)

 

Нам удалось выяснить:

 1.что в слове «доброта» (есть или нет звука 0)

 2.Все безударные гласные в этом слове проверяются ударением.

 3. слово “доброта” образовано при помощи суффикса и состоит из корня, суффикса и окончания.

2) Работа с научной литературой.

Учитель:

- Давайте найдем и прочтем научное обоснование слова “Доброта”, «Добрый» или «Добро», данное в толковых словарях

(Дети находят значение слова в словаре, читают вслух)

Дети:

- Делающий добро другим; благожелательный, отзывчивый, обладающий мягким характером: добрый человек, добрая душа.
– Хороший, нравственный:
добрые дела.
– Дружески близкий:
добрые знакомые.
– Хорошего качества, добротный:
доброе вино, добрый конь.
– Незапятнанный, безукоризненный, достойный, честный:
доброе имя, добрая память.

Учитель:

- Словари ещё бывают не в книгах, а виртуальные.

- В интернете есть словарь, который называется ВИКИПЕДИЯ.

- Я вам покажу, как им пользоваться.

Гиперссылки

- Итак, ребята, сумели ли вы раскрыть лексическое значение слова “Доброта” и понять его? (Да). 

- Молодцы. А как вы думаете, данное слово имеет одно или несколько значений? (Несколько).

- Значит, каким оно будет? (Многозначным).

- А теперь попробуйте, составить предложения с нашим исследуемым словом в разных значениях. (Называют предложения).

Дети:

- Всё добро сгорело во время пожара.

- Надо делать людям добро бескорыстно.

Учитель:

- А можно ли к нашему слову “доброта” подобрать синонимы и антонимы?

- Но сначала вспомните, пожалуйста, что такое синонимы? (Синонимы – это слова близкие по значению).

Работа с интерактивной доской.

- Запишем слова синонимы:

        Доброта - отзывчивость, милосердие, взаимопомощь, добросердечность.

- Что такое антонимы? (Антонимы – это слова противоположные по смыслу).

- Итак, какие же антонимы можно подобрать к нашему слову? ( Злоба)

- Запишите антоним:  Доброта – злоба.

Учитель:

- А знаете ли вы историю слова "добро"?

- Это слово является исконно русским.

- Доброжелательность всегда ценилась русским народом.

- Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок.

- А какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?

Дети:

Пословицы: Красота до вечера, а доброта на век.(Объясняют её смысл)

- (Дети называют свои пословицы)

Учитель:

- Доброму - все друзья.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Добрый человек скорее дело делает, чем сердитый.

- Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

- Жизнь дана на добрые дела.

- Доброе дело само себя хвалит.

- Красота до вечера, а доброта на век.

- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

- Добро век не забудется.

 - Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

 - Доброе слово лечит, а злое калечит.

 - Добрые дела красят человека.

Учитель:

- Слышали вы и такие выражения, как  "Дать добро" и "Получить добро".

- А понятен ли вам смысл этих слов?

- ДАТЬ ДОБРО – дать согласие, разрешение  на что-либо, одобрение.

- ПОЛУЧИТЬ ДОБРО – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

Вывод.

Учитель:

- Ребята, что же показали наши исследования в разделе лексики?

Дети:

- “Доброта” - это слово:

  • оно имеет лексическое значение, многозначное;
  • к нему можно подобрать синонимы и антонимы;

с данным словом можно составить любые предложения.

(дети вывешивают на доску плакат с результатами исследования)

Физминутка:

Учитель:

- Ребята, встаньте парами лицом друг к другу.

- Возьмите друг друга за руки.

- Почувствуйте тепло рук.

- Передайте друг другу теплоту и доброту руками.

- Скажите что-нибудь хорошее, приятное друг другу.

- ДОБРОТА ПОСЕЛИЛАСЬ В ВАШИХ ДУШАХ!

4. Первичное закрепление (10 мин)

1) Исследование слова “Доброта” через ФОНЕТИКУ.

Учитель:

- Переходим к следующему разделу науки о языке ФОНЕТИКЕ.

14 слайд

- Что изучает раздел науки ФОНЕТИКА?

(Раздел науки фонетика изучает звуки нашей речи, слоги, ударение, интонацию). 

- Теперь исследуем наше слово “доброта” и выясним, все ли звуки и буквы в нем совпадают?

Учитель:

- Звукобуквенный анализ слова “доброта”.

- А сейчас скажите, пожалуйста, сколько звуков [о] вы слышите в слове ДОБРОТА? (Ответы детей).

- Давайте, выполним транскрипцию данного слова и выясним, правы ли мы?

( Один ученик выполняет звукобуквенный анализ слова – у доски, остальные работают в тетрадях)

 Дети:

Доброта [дабрата] – 3 слога, 7 букв, 7 звуков

Вывод:

- Итак, сколько же звуков [о] в слове ДОБРОТА? (Звука [о] в этом слове нет). (дети вывешивают на доску плакат с результатами исследования)

2) Исследование слова “Доброта” через ОРФОГРАФИЮ.

Учитель:

- Интересно, почему же мы не слышим ни одного звука [о] в этом слове, а букву О пишем в двух случаях? (Они безударные, в слабой позиции).

- А какой же раздел науки о языке подскажет нам правильное написание этого слова? (Орфография).

- Ребята, значит, что же изучает орфография? (Правильное написание слов).

- Как же мы проверим написание безударной гласной в нашем слове? (Нужно знать правило).

- Напомните, пожалуйста, это правило. 

Дети:

- Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы, эта безударная была бы под ударением.

- “Доброта” - ударение падает на III слог;

- Безударные гласные в I и II слогах;

- Первую безударную гласную букву О в корне проверяю словом “добрый”;

- Вторую безударную О в суффиксе проверяю словом “добро”.

- Молодцы!

Вывод:

- Все безударные гласные в этом слове проверяемые ударением. (дети вывешивают на доску плакат с результатами исследования)

3) Исследование слова “Доброта” через МОРФЕМИКУ.

Учитель:

- Следующий раздел науки о языке – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

- Ребята, он изучает состав слова.

- Из каких частей может состоять слово?

Дети:

- Слово может состоять из корня, приставки, суффикса, окончания.

Учитель:

- Ну что ж, а сейчас давайте выясним, из каких же частей состоит наше исследуемое слово “ДОБРОТА” и при помощи чего оно образовано?

- Ребята, значит, при помощи чего образовано наше слово ДОБРОТА? (Суффикса - ОТ).

Вывод:

- Итак, слово “доброта” образовано при помощи суффикса и состоит из корня, суффикса и окончания.(На доску вывешивается плакат с разбором слова «доброта»  по составу)

Закрепление изученного материала. (5 мин)

Учитель:

- Ребята, доброта сегодня вошла в наш класс!

- Это произошло благодаря ВАМ!

- В завершение наших исследований мне очень хочется показать вам притчу связанную с темой нашего занятия. Хотите посмотреть? (Да).

(Притча о доброте)

- Легко ли понять другого человека, в чем он нуждается? (Нет).

- Правильно, трудно. Значит, помимо знаний по русскому языку, чему нам еще нужно учиться? (Доброте).

- Безусловно, доброте тоже нужно учиться.

- Нужно учиться понимать душу человека, хотя это и нелегкое дело.

- Ведь все люди разные: кто-то нуждается в материальной помощи, кто-то в любви и ласке, а кто-то просто в добром слове.

- Ведь доброе слово – это тоже доброе дело.

- Так давайте, будем всегда добрыми и внимательными, отзывчивыми и милосердными друг к другу.

Учитель:

- Давайте пошлем добрые мысли и чувства всем!

- Много теплых добрых слов в нашей речи.

- Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу.

- Но только ли добрые слова нужны людям?

- Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый ты или нет?!

Учитель:

- Не только слова, но и дела должны быть добрыми.

- Великие писатели говорили:

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
                                                                     Марк Твен

Учитель:

- А вы знаете, что 17 февраля – это  День спонтанного проявления доброты.

- Этот праздник имеет общемировое значение и празднуется вне зависимости от гражданства, национальности и религиозных убеждений.

- В России этот праздник пока еще мало известен.

- В этот день нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично и бескорыстно.

Учитель:

- Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие

- Такова настоящая доброта

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым?  (Ответы детей)

- Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце).

Учитель:

  • Что же интересного, нового вы узнали из наших исследований о слове «Доброта»? 

(Предполагаемые ответы детей:

А) не любые звуки могут быть словом;

Б) слово помимо звукового состава, имеет внутреннее содержание или лексическое значение;

В)Доброта живет в сердце, в душе человека

-Чему учились? Доброте, сердечности.

  • Напомните, пожалуйста, какие же разделы науки о языке мы сегодня вспоминали? (Ответы детей).

                

  • Спасибо, ребята, вам за ваш честный, добросовестный труд,  за большой интерес к научным знаниям. Мне было очень приятно сотрудничать с вами на нашем занятии.

                                                                

                                                                

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: "Развитие умения образовывать слова с помощью суффикса".

Данный конспект урока по русскому языку по теме "Развитие умения образовывать слова с помощью суффикса"  для 2 класса по прграмме "Школа 2100". Тип урока - развитие умений и навыков. На уроке исп...

Урок русского языка во 2 классе/. Тема: "Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне..Поговорим о великой Победе «Никто не забыт, ничто не забыто»

Тема: упражнения в написании слов с безударными гласными в корне. «никто не забыт, ничто не забыто»Цели: закрепить знания о правописании безударных гласных в корне слова, проверяемых и непроверяемых у...

Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема урока: "Окончание. Основа слова". УМК "Школа 2100"

Урок изучения нового материала. Цель: дать представление об окончании и основе слова. Задачи:Предметные:- формировать у учащихся умения находить окончание и основу слова;- закрепить и систем...

Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема: Слоги. Слоговая структура слова.

Тема: Слоги. Слоговая структура слова.Дидактическая  цель урока: развивать умение определять количество слогов в слове; рассмотреть правила переноса слов.Тип урока: урок закрепления ...

Урок русского языка во 2 классе. Тема "Как появляются многозначные слова".

Урок русского языка. 2 класс «Начальная школа  XXI  века». Учитель: Л.Г. КарповаТема урока: Как появляются многозначные слова.Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: выяснить п...

Урок русского языка во 2 классе Тема: «Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.»

Цели:совершенствовать умение учащихся находить корень слова в однокоренных слова, подбирать однокоренные слова;сформулировать понятие корень, однокоренные слова;развивать орфографическую зоркость учащ...

Урок русского языка в 3 классе. Тема:«Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка в 3 классе. Тема:«Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»...