Обобщение опыта .
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Шеронова Татьяна Дмитриевна

Обобщение опыта работы по теме " Воспитание патриотических и гражданских чувств у учащихся школы 1 ступени  через систему нетрадиционных уроков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_2.docx633.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                    МБОУ СОШ № 7 г. Киржач

                          Тема опыта:

«Воспитание патриотических и гражданских

чувств у учащихся школы  1 ступени через

         систему нетрадиционных уроков.»

                                      Шеронова Татьяна Дмитриевна –

                                               учитель первой категории

                                                                              МБОУ СОШ № 7

                                                                   Г. Киржач 2014г.

               Условия возникновения опыта.

      В современных условиях нашего государства нужны люди с активной жизненной позицией, любящие свою Родину, уважающие права и свободы личности , трудолюбивые. Детство и юность – самая благодатная пора для того, чтобы воспитать у ребёнка любовь к Родине. По мере взросления у детей развивается «родничок героизма», который требует реализации. Пробуждающиеся силы молодого организма  могут найти своё применение в примыкании к антиобщественным организациям. Патриотическое воспитание детей – важнейшая задача современной школы. Я считаю, что как учитель , я просто обязана принять самое активное участие в деле воспитания гражданина, патриота своей Родины. Поэтому  я решила выбрать эту тему для своей работы с детьми.

                             Актуальность.

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.

Изменения военно-политической обстановки в мире требует отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных

организаций, способствующих нравственно-патриотическому становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни.

В настоящее время государством предпринимаются меры по возрождению системы военно-патриотического воспитания детей и подростков.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества

                       Педагогическая идея.

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников имеет свои особенности, которые определяются своеобразием их личностного развития.

Психологи (А. А. Люблинская, В. А. Крутецкий, Ш. А. Амонашвили и др.) отмечают такие особенности психического развития личности ребенка данного возраста, как импульсивность, общую недостаточность волевой саморегуляции, повышенную эмоциональность, склонность к подражанию, большую активность, доверчивость, известную внушаемость и податливость, огромный авторитет учителя.

Особенно своевременный этот возраст для усвоения нравственных норм и ознакомления детей с общественной жизнью. Через изучение предмета «Человек и мир», более активное общение со сверстниками, взрослыми, участие в общественной жизни (общественные акции, общественно полезный труд, школьные и государственные праздники, коллективные творческие дела, забота о природе и т. д.), совместный труд, чтение детских периодических изданий, просмотр теле- и прослушивание радиопередач дети приобщаются к жизни своей страны, познают ту реальную социальную действительность, которая их окружает.

Поэтому, организуя гражданско-патриотическое воспитание,  я опираюсь на психологические особенности младших школьников.

Ребенок 6—8-летнего возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Ему непонятны сложные абстракции, он не улавливает наличие глубоких причинно-следственных связей между явлениями, происходящими в обществе. Он не проникает в сущность общественных явлений и событий. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны я строю  на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Это ближе и понятнее ребёнку.

           Теоретическая база.

В основу опыта легли:

1.Идеи и УМК системы Л.В. Занкова.

2.Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

3.Кобылевский В. А. « Национальная идея  и воспитание патриотизма».

4.АгаповаИ., Давыдова М. «Патриотическое воспитание в школе».

                     Новизна опыта.

Индивидуальный подход к каждому ребёнку, основанный на принципах педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.

          Технология опыта.

1.Развивающее содержание учебного процесса.

2.Создание моделей  уроков  по патриотическому воспитанию.

3.Творческая и проектная деятельность.

4.Отслеживание результатов развития.

В 1 классе работа ведётся по направлению - «Моя семья».

На данном этапе решаю следующие задачи:

1.Воспитывать в школьниках чувство самоуважения через его добрые поступки, чувство уважения к старшим, любви к своей семье.

2.Воспитывать любовь к малой Родине через развитие интереса к истории семьи и её традициям.

Во 2 классе работа ведётся по направлению –«Моя школа». На данном этапе решаем такие задачи:

1.Повышать авторитет школы на основе знакомства с историей школы, с её  интересными и знаменитыми выпускниками.

2.Формировать качества личности , способствующие успешному обучению школьников.

В 3 классе работаем по направлению –« Мой город».

На данном этапе решаем такие задачи:

1.Воспитать любовь к своему городу и уважение к его прошлому.

2.Развивать стремление к творческим делам и мероприятиям.

В 4 классе работаем по направлению –«Моя Родина – Россия».

Решаем такие задачи:

1.Сформировать и закрепить систему патриотических ценностей, а также чувство уважения и любви  к культуре , истории России , традициям и обычаям её народов.

2.Воспитать толерантность по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений

Свою работу по патриотическому воспитанию первоклассников начинаю с экскурсии по родной школе, с посещения школьного  музея .Дети знакомятся с лучшими учениками нашей школы, с её замечательными людьми. На классных часах  и уроках окружающего мира, литературного чтения ребята изучают историю своей семьи, её родословную. Как итог всей этой работы – коллективный проект «Моя родословная».

Знакомство с историей своего города, края начинаю с посещения краеведческого музея завода «Автосвет». Читая книги памяти в музее, дети находят фамилии своих дедов и прадедов, работающих  на заводе в разное время, узнают историю создания завода. Посетив краеведческий музей деревянной игрушки  в селе Заречье, ребята познакомились  с бытом русского народа в разные периоды времени. Особенно поразила ребят аргунская резьба по дереву, они испытали гордость за трудовые достижения наших земляков. Изучая историю родного Киржача мои дети делали презентации о городе и районе нуроках окружающего мира и информатики, а затем выступали со своими работами на научно-практической  конференции в школе. Так работа Полины Егоровой «Моя малая Родина- Киржач» была отмечена жюри.      

        Каждый год 23 февраля и 9 Мая в нашем классе проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла. Дети посещают ветеранов, готовят подарки и сувениры. Ребята пишут сочинения о своих родственниках, участниках войны, приносят семейные фотографии.

      В нашей школе стало традицией на 9 Мая поздравлять ветеранов на Митинге у Вечного Огня. В 2014 году мой класс принял участие в акции «Бессмертный полк» . На Митинг Памяти  дети пришли с фотографиями своих прадедов , которые были на фронте. У Новикова Серафима и Жукова Влада воевали прадеды и живыми вернулись домой. В своей работе привлекаю и родителей. Они принимают активное участие во всех школьных делах.

    Без любви в Родине, уважения к её прошлому нельзя воспитать патриота, гражданина, любящего свою Родину, свой народ, с уважением  относящегося к её культуре. Если ребёнок с детства будет бережно относиться к своей земле, к национальным символам, то став взрослым,  он будет гражданином и патриотом своей страны.

     Формы работы.

1.Деловые игры.

2.Классные часы.

3. Встречи с ветеранами войны и труда.

4. Беседы.

5. Викторины.

6.Коллективные творческие дела.

7.Конкурсы.

8. Экскурсии.

9.Поездки.

10. Знакомство с историческим прошлым малой Родины и Отечества.

11.Трудовые дела.

12.Уроки мужества.

 

                 Результативность опыта.

--активная гражданская позиция учащихся;

- В своей работе использую систему диагностических средств для отслеживания результатов обучения и развития учащихся. Данные педагогической диагностики подтверждаются результатами психологической  диагностики, которую проводит психолог школы:

*Диагностика уровня интеллектуального развития показала:

- высокий уровень – 60 %

- средний уровень -35 %

                   Уровень воспитанности учащихся.

Критерии воспитания

высокий

средний

низкий

1.Отношение к социальной среде

52 %

44%

4%

2.Отношение к труду

60%

36%

4%

3.Отношение к учебной деятельности

50 %

42%

8%

4.Отношение к своему Отечеству

80%

20%

------

5.Отношение к природе

68%

28%

4%

6.Отношение к прекрасному

58%

42%

--------

7.Отношение к себе

52%

40%

8%

*Учащиеся моего класса являются активными участниками ежегодной  школьной конференции учащихся начальных классов : « Исследовательская деятельность как основа развития творческой личности».

*2013-2014г. Егорова Полина –«Моя малая Родина- Киржач».

*2011-2012г.Выжовец  Ульяна- «Наши четвероногие друзья».

*2012-2013г. Коллективный учебный проект « Золотое Кольцо России».

* 2012-2013г. Новиков Серафим занял 1 место в школьном конкурсе чтецов  «Гордиться славой своих предков» и стал призёром районного конкурса. Со своим стихотворением выступал на радио « Золотая Сова» в День Защитника Отечества.

*2011г.Класс занял 1 место в спортивных соревнованиях  «Весёлые старты».

*2012г.Класс занял 1 место в Дне Здоровья « Все на лыжню».

*2013г.Класс занял 1 место в Дне Здоровья.

*2014г. Класс награждён за активное участие в районном конкурсе « Знай и люби свою малую Родину – Киржач».

Выступала на педсовете с докладом по теме «Патриотическое воспитание младших школьников».(апрель 2014г.)

Принимала участие в районном семинаре «Особенности внедрения ФГОС в пилотной школе. Система Л. В. Занкова.»       (Киржач.14 марта 2014г. ) Провела открытый урок по окружающему миру по теме «Пётр Первый – великий царь.»

Взаимодействие с детьми носит субъект – субъективный характер. В своей работе постоянно ищу новые формы и приёмы взаимодействия с детьми. Принимаю активное участие в работе районного и школьного МО учителей начальных классов, провожу открытые уроки для учителей, воспитателей ДОУ, родителей.

В своей работе , в отличии от других работ по этой теме, я использую материалы нестандартных уроков. Это уроки-экскурсии, уроки- презентации, уроки мужества. Всё это даёт ощутимые результаты.

 

          Приложения.

                             

     

                             

                                                 

     Классный час

 « Символика родного края»

                                                  2 – б класс

                                   Учитель : Шеронова Т. Д.

                                   МБОУ СОШ №7 г. Киржач.

                                                  2012г.

Цель: познакомить детей с официальной символикой России, символикой нашего города Киржача.

Задачи

  1. Сформировать первоначальные представления детей о символике России и нашего города Киржача;
  2. Формировать основы политической грамотности, чувства ответственности и любви к Родине;
  3. Воспитывать любовь и уважительное отношение к родной земле, её истории.

Оборудование: государственные символы (гимн, флаг, герб), герб Киржача, гимн России, карта мира, зарисовки о Киржаче.

                                Ход занятия.

  1. Оргмомент.

Сообщение темы классного часа.

  1. Вводная беседа.

-Ребята, нет на свете такого человека, который не любил бы свою родную землю. Не зря говорят: « Одна у человека мать, одна у него и Родина.»

- О чём мы сегодня будем говорить?

- Сегодня здесь пойдёт разговор о самом главном и важном для каждого из вас – о Родине.

3.Чтение стихотворения о России.

На карте мира -  части света,

Как на ладони вся планета.

Здесь виден каждый океан,

Очерчены границы стран.

Страна родная всех дороже –

Она видна на карте тоже,

Её Россией мы зовём, Границы свято бережём.

       - Как называется наша Родина?

- Покажем границы России на карте.

4.Символы России.

- Каждому человеку нашей страны дорога Россия, её славная история, символы.

- Что такое символы?

- Какие символы России вы знаете?

- Догадайтесь, о каких символах страны идёт речь.

1) прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов. ( флаг)

Рассмотрим флаг России.

2) Эмблема государства , города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. (герб)

Рассмотрим герб России.

3)Торжественная песня, принятая как символ государственного единства. (гимн)

Прослушаем гимн России.

А какие правила надо соблюдать , когда исполняется гимн?

4)Ребята, а кто является главой государства? – президент.

5) Кто является президентом России?

5. Символы родного края.

1) Как называется область, в которой мы живём?

2) А район?

3) Какой город главный в нашей области, в нашем районе?

Киржач.

А есть ли символы у нашего города?

Есть свой герб.

Рассмотрим герб Киржача.

- Что вы о нём знаете?

- Площадь Киржачского района – 135 тысяч .Население более 40 тысяч человек. Название города Киржач и реки Киржач происходит от сохранившегося в мордовском языке слова      «керджи» - левый. Действительно, река Киржач – левый приток Клязьмы. Первое упоминание о поселении на реке Киржач найдено в грамоте великого князя Ивана Калиты, примерно в 1339 году. Основал поселение Сергий Радонежский – русский церковный и политический деятель.  Он построил здесь монастырь – это Благовещенский собор.

6. Рисунки детей о Киржаче.

 

Выставка на доске.

7. Стихи о городе Киржаче.

 1) Наш голос над землёй звенит,

Район Киржачский знаменит

Людьми, делами и своей судьбой.

И жизнь моя – вся связана с тобой.

2) В районе нашем есть селенья,

Где вместе мы живём.

В районе нашем есть селенья,

Где наш желанный дом.

3)Гордись, Владимирская область,

Что есть такой район,

Который малой милой Родиной зовём!

40 Язык, какой бы ни звучал,

Для нас начало всех начал,

Любимый край, Киржачская земля,

И все мы здесь – единая семья!

8.Итог занятия.

- Какие новые знания вы приобрели?

- Что было особенно интересно?

           Окружающий мир. 4 класс.

            Урок – презентация.

Тема: «Пётр Пёрвый- Великий Царь».

                                                 Учитель: Шеронова Т. Д.

                                                                       Г. Киржач. 2014 г.        

Цели: формирование у учащихся образа преобразований Петра 1 как решительного изменения всех форм общественной и государственной жизни, благодаря которому Россия превратилась в одно из сильнейших государств.

Задачи:     обучающие:

-познакомить с личностью Петра 1, его реформами и его вкладом в развитие России.

                        развивающие:

-развивать речь, умение анализировать, делать выводы.

-развивать умение сотрудничать , работать в паре, в группе.

                      воспитывающие: 

-способствовать воспитанию интереса к истории России.

-воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, оставившим нам в наследие плоды своего труда.

   Оборудование: учебник А. Плешакова  «Окружающий мир» 4 кл. 2 ч.

                                                 мультимедийный проектор,  презентация « Пётр  

                                                  Первый» , карточки со словами, тесты.

                                             Ход урока.

  1. Самоопределение деятельности.

      ( организационный момент)

                История страны богата,

                А мы о ней уж знаем очень маловато.

                Будем  на уроке стараться многое узнать,

                  Чтоб историю России знать на 5.                                                                                            

  1. Актуализация знаний.

История человечества в своём нелёгком пути опирается на деяния великих людей, и , конечно, в первую очередь на правителей. История Российского государства – не исключение. Более чем за тысячелетнюю историю Россия пережила немало правителей.

      Вспомните, как назывались они во времена Древней Руси.

                                     князья

Нередко народ давал своим правителям прозвища, отражая в них суть его личности.

-Давайте с помощью теста вспомним этих великих людей, оставивших свой след в истории России.

     3. Тесты. ( На листочках)

- Поменяйтесь листочками в парах и оцените работу товарища.

                                        На доске:

     Ответы: 1 – в               4 – а                       7 – б

                    2 – б                5 – в                       8 – в

                    3 – б                6 – в                       9 – г                10 – г.  

Критерии оценивания: «5» - 9 – 10 заданий

                                             «4» - 8 заданий

                                              «3» - 6 – 7 заданий

                                              «2» - 5 и менее заданий.

Кто получил « 5»?  А « 4» ?     Молодцы!                    

4.Постановка учебной задачи.

   Шло время. И однажды ночью  30 мая 1672 года в тёмном небе над  Москвой звездочёты увидели, как засияла большая новая звезда. В эту ночь царю Алексею Михайловичу и его жене Наталье Кирилловне Нарышкиной  бог послал маленького сыночка. И люди говорили: «Царский сын будет великим человеком. Сам бог новой звездой приветствует его появление на свет.» Счастью родителей не было конца и рождение сына было отпраздновано ими воистину по- царски.  

    Приближённые были щедро осыпаны денежными и другими наградами. Стол был загромождён  всякими сладостями. Большая пряничная коврига  изображала Герб Московского  государства. 2 сахарных орла весили каждый по полтора пуда.

                                         1 пуд = 16 кг

Хотелось бы вам знать имя этого царевича?

1 слайд- портрет Петра Первого.

Кто это? Что вы о нём знаете?

5. Целеполагание и мотивация.

     Итак, вы поняли, что тема нашего урока – Пётр Первый – Великий царь.

- Что бы вы хотели узнать о Петре Первом?      

1)Хотелось бы узнать о детстве Петра.

2) Каким правителем был Пётр.

3) Что нового внёс Пётр Первый  в жизнь страны.

В течение урока попытаемся ответить на эти вопросы.

( Вопросы оставим на доске) .

6. Изучение нового материала.

   3 слайд – Детство Петра.

1 ученик.  Царём Пётр Первый стал в 10 лет вместе с братом Иваном, которому  было 16 лет. Иван был очень болезненным, а Пётр юным. Поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей , но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.

4 слайд – Пётр в науках.

2 ученик.  Пётр был любознательным , одарённым и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особым увлечением обучался военной премудрости.

5 слайд – « потешные полки»

6 слайд-   На реке Яузе была построена  « потешная крепость». Там юных солдат учили осаде и штурму крепостей.

7 слайд.  Россия в то время сильно отстала в своём развитии от стран Европы.  В России почти не было инженеров и учёных, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота не было.

8 слайд. Молодой царь хорошо понимал , что для решения этих задач России нужны образованные люди. « Я в учении нуждаюсь и в учителях» -вырезал Пётр на своей личной печати.

6. Физкультминутка.

7. Работа по учебнику.

Работа в группах.

Задания по группам:

1 группа – изменения в образовании, культуре и светской жизни при  Петре Первом.

2 группа – в армии.

3 группа – изменение русских обычаев.

4 группа -  в градо строении.

8. Закрепление.

Возвращаемся к вопросам на доске.

Кто из вас глядя на эти вопросы уже сейчас может составить связный рассказ о Петре Первом?

9. Итоги урока.

Почему Пётр Первый получил прозвище Великий?

               Урок мужества.

C:\Users\School 7\Desktop\001 (2).bmp

         

Тема: «О героях былых времён»

                          3-б класс.

                   

               Классный руководитель: Шеронова Т. Д.

                             2012г.

Цели: *познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время;

            *развивать способность чувствовать , сопереживать, формировать умение слушать окружающих;

              *воспитывать чувство патриотизма.

1.Вступление.

Учитель: Земля – планета непростая. На Земле люди воевали.

1 ученик. Войны выгодны королям – они  получают новые земли, дельцам – их толстые кошельки наполняются новым золотом.

2 ученик: Был один такой герой, он называл себя императором Наполеоном Бонапартом. Он жил во Франции почти 200 лет назад.

3 ученик: Когда фортуна подарила ему власть, он решил , что мир должен принадлежать ему! Но ведь люди так не считали. Началась война, опаливая огнём многие земли. Но народы доказали императору, что могут прожить  без него.

4 ученик: В ХХ веке явился ещё один вояка. Он звался фюрер Адольф Гитлер. Он вырастил целую породу людей – варваров, способных только истреблять, и начал войну, самую страшную на свете в 1939 году.

5 ученик: В этой войне  в большей степени пострадал Советский Союз.  Война продолжалась четыре года. Фашисты были изгнаны с нашей земли.

  1. Что такое война?

Учитель: Послушайте, дети, что такое война. Началась эта война в 1941 году.

1 ученик.

Вставай, страна огромная!

Вставай на смертный бой!

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!

2 ученик.

Пусть ярость благородная

Вскипает ,как волна!

Идёт война народная,

Священная война!

Учитель: встала вся страна, от мала до велика. Дети работали у станков, юные девушки и парни уходили защищать свою Родину.

3.Чтение стихов учащимися.

 Сороковые – роковые,

Война гуляет по России.

Сороковые – роковые,

А мы такие молодые.

В бой уходят ребята, бушлат нараспашку…

Уголок полосатой выступает тельняшки, И с гранатою вскинутой над головой

В битву в серых бушлатах  слиты с чёрною мглой.

Учитель: В 1 день войны им было  по 17, 18, 19 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100. Вот она, война!

Война это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 г хлеба в сутки. Война – это 20 часов у станка в день. Это четыре года, 1418 дней.

  1. Рассказы детей о своих близких.

Истории «Войны под крышами».

Нет в России, наверное, ни одной семьи, которую Великая Отечественная война обошла бы стороной. Каждая семья хранит память тех пламенных лет…

         Рассказ Поповой Элли.

Мой прадедушка – Титов Николай Иванович. Родился  он в 1926 году 13 декабря в деревне Полутино. Пошёл воевать с фашистами в 1943 году. Прадедушка воевал в пехотных войсках.  Закончил  войну в Германии в 1945году. Ранений нет. С 9 августа 1945 года  по 3 сентября 1945 года участвовал в войне с Японией. Воевал стрелком. Был награждён  орденом в честь 30-летия  Советской армии, орденом Великой Отечественной войны II степени. В запас ушёл в 1950 году младшим сержантом.

          Рассказ Егорова Серёжи.

Моя прабабушка- Кирюхина Анна Васильевна. Она из Брянской области. В 1941 году она была в оккупации у немцев три с лишним года. Ей было 9 лет. А когда  немцы стали отступать в 1944 году в августе месяце, то всех жителей деревни погнали за собой. 250 километров люди шли пешком, без еды и питья. Освободили их наши войска в Белоруссии. Ночью с войсками они возвращались в свою деревню.

 А когда окончилась война, ей было 12 лет. Надо было работать в колхозе, потому что был сильный голод. В свои 12 лет она работала на быках, лошадей немцы уничтожили.

В 1950 году она приехала в Киржач. Сначала работала в леспромхозе, а в 1953 году пришла на завод «Красный Октябрь» в прессовый цех и проработала в нём 35 лет.

Учитель: Гитлер не ожидал, что встретившись с горем, разрухой, смертью, советские люди смогут  жить, любить, радоваться. Около 40 миллионов советских людей погибло.

Я прошу всех встать , вспомним всех погибших, почтим их память минутой молчания.

 

             Минута молчания.

5.Исполнение учащимися песни «Вечный огонь».

6.Встреча с ветеранами.

Учитель: Мы узнали о войне из книг и писем, из рассказов родственников. К нам пришли женщины, которые в годы войны трудились в тылу. Это – Коткова Лидия Георгиевна и Старикова Мария Макаровна.

Из рассказа Котковой Лидии Георгиевны.

Жила я в деревне Полутино  Киржачского района. В 1941 году мне исполнилось 12 лет. Отца забрали на фронт. Как старшая в семье , я пошла  работать на завод. Работали по 12 часов в день, иногда даже ночевали в цехах. Подростки зачищали гильзы для снарядов. Было очень холодно зимой. Руки примерзали к железу. Цех обогревался одной печкой. Бегали греть руки  к печке и снова работали. На санках по нечищеной дороге отвозили продукцию на вокзал, загружали в вагоны, а обратно привозили стёкла для фар.

Из рассказа Стариковой Марии Макаровны.

До войны я проживала в Саратовской области. В 1941 году мне было 14 лет. С первых дней войны нам, подросткам, приходилось  работать на тракторах, сеялках . комбайнах. Хлеб нужен был для фронта. Весь хлеб отправляли в колоннах повозок на быках, везли его на элеватор, оставляя только семенной фонд. Учились в вечернюю смену. Не хватало учебников, не было тетрадей.

7. Вручение подарков и сувениров ветеранам

Ученица: вам низкий поклон до земли

за то , что страну вы для нас сберегли.

За то, что вы были, за то, что Вы есть!

Вы – гордость России! Вы Родины честь!

8. Итог классного часа.

Ученик: 

Я понял, что такое война. Война – это смерть, но я не хочу умирать. Я хочу жить, чтобы везде был мир.

Звучит песня «Журавли».

Дети держат в руках журавлей, плавно качая под музыку.

C:\Users\School 7\Desktop\001 (2).bmp 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы    Э.Кинг...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Обобщение опыта работы с родителями.

Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....

Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"

Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...