"Патриотечесое воспитание школьников" через исследование документов, хранящихся в семейных архивах.
статья на тему

Гражданско-патриотеческое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_patr._vosp-e.doc978.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ, ХРАНЯЩИХСЯ В СЕМЕЙНЫХ АРХИВАХ.

        Е.С.Ракитина

                              учитель школы первой ступени

Бесспорно, что базисом патриотического воспитания является история.

В настоящее время во многих средствах массовой информации история нашей страны представляется как цепь ошибок и преступлений.

Как вести при этом себя? Поддаться « времени», « смириться», но здесь, наверное, уместно процитировать слова: « Что же это за народ, общество, страна, которые так легко берутся на испуг… Такая империя точно ничего хорошего не заслуживает».

Я не буду останавливаться на том, что события Великой Отечественной войны никогда не должны стать забвением. Это очевидно.

Проводя в рамках недели «Нам жить и помнить» конкурс рисунков на тему «Война глазами детей», я заметила, что младшие школьники изображают самолеты, танки, корабли и мало кто людей, которые  управляли этими боевыми машинами.

И пусть сказанные сейчас слова не покажутся громкими и пустыми фразами, но основная задача патриотического воспитания и состоит в формировании чувства любви к своему народу.

А он, наш народ, был и мучеником, и страдальцем, и героем.

Поэтому на протяжении нескольких лет со своими учениками  я работаю над темой «Воспоминания о войне в моей семье».

Основная цель - зародить в душе начинающего жить человека осознание того, что сила победы в Великой Отечественной войне была сокрыта в любви к дому, к близким, к Родине.

И лучше всего говорят об этом документы, хранящиеся в семейных архивах.

Так определились темы проектов « Дедушкины медали» и « О чем говорят семейные архивы».

Леденева Арина и Смирнов Дима  поделились наградными документами своих прадедов: Воробьева Дмитрия Степановича

и Смирнова Федора Афанасьевича.

Большинство учащихся класса впервые прочитали название наград: « Медаль за оборону Москвы», «Медаль за отвагу», « Орден Отечественной войны 1 степени»,   « Медаль Жукова»…

В семье Плужниковой Алины хранится заметка из газеты о ее прадедушке Плужникове Алексее Яковлевиче, который награжден медалью « За победу над Германией».

Детям стало интересно: за что эти награды получены?

         Важно в организации такой деятельности вовлечь в работу детей, в семьях которых подобных документов не сохранилось. Ребята выступают в роли историков, мемуаристов, используя различные источники информации, представляют обоснование к той или иной награде. Многие дети заинтересовались работой со словарями, раскрывающими значение слов храбрость, мужество, стойкость.

        А один из учеников, вместе с папой, приготовил сообщение о маршале Жукове, когда речь шла о медали Жукова.  

          Крюков Максим своё выступление о «Медали за взятие Берлина» закончил словами: « А ещё я узнал, что эту медаль давали не только по удостоверению, но и по справке от командира полка» и предоставил образец  этого документа.

           Итогом работы над проектом « Дедушкины медали» явилось создание альманаха     « Ордена и медали Великой Отечественной войны». Дети узнали, что за годы войны в государстве было выпущено 10 орденов и 21 медаль. За подвиги на фронтах орденами и медалями награждено более 7 млн. человек, более 11 600 воинов удостоены высшего звания Героя СССР.

          Итогом работы над проектом « О чем говорят семейные архивы» стало проведение классного часа « Фронтовые письма».

Остановлюсь только на некоторых моментах: обращение к членам семьи:     « Здравствуй, многоуважаемая семья, спешу низко кланяться…»

 И это строки письма с передовой: Сколько уже здесь любви к жене, к сыну, к дочери.

           Чухланцев Саша рассказал  ребятам        о том, как спасли от гибели его прадеда мирные жители:

           « Киселев Николай Иванович получил тяжелое ранение. В тыл, в госпиталь раненых переправляли на барже на другой берег Волги. Попали под обстрел вражеских самолетов, очнулся от соприкосновения с холодной водой. Спасли его мирные жители, которые дежурили на берегу Волги возле своих селений».    

            Я считаю, что подобная работа формирует у младшего школьника  уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, дети  осознают, что сделанное в годы войны простым солдатом  внесло неоценимый вклад в победу, пробуждает у учащихся желание больше узнать об историческом прошлом нашей Родины.

         А закончить своё выступление я хочу словами Ф.Тютчева:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз даётся..

Но мы обязаны творить,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться.

Стремиться к тому, чтобы наши дети не росли « Иванами непомнящими родства…»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Святые, хранящие Русь!"

В материале рассказывается об изображении святых на символике государства....

Сценарий мероприятия "Из семейного архива"

С целью воспитания чувства гордости за семью, уважения к родителям разработано мероприятие "Из семейного архива",...

Занятие кружка "Воспитание на социокультурном опыте" по теме "Семейные праздники"

Занятие кружка "Воспитание на социокультурном опыте" по теме "Семейные праздники" проведено в 1 классе в 2014 году. На занятии, которое проводится совместно с родителями, мы рассматриваем понятие "сем...

Самоуправление в семейной группе «Непоседы» (документы по семейному самоуправлению)

Наш семейный Совет – это мобильный орган. Это выборный орган. Совет семьи выбирается каждый год. Высшим органом является семейное собрание, где демократическим  способом принимаются решения...

Духовно – нравственное воспитание подростков в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

Критериями уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности могут быть:- наличие у молодого человека научного мировоззрения;- наличие чувства внутренней свободы у учащихся и студентов, ко...