Сценарий клубного часа «Здравствуй лес» для учащихся группы продленного дня
классный час (2 класс) по теме

Ахметшина Луиза Вазировна

Представляю вашему вниманию сценарий мероприятия,  посвящённый охране природы. Занятие предназначено для детей начяальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdravstvuy_les.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №1 им.Ризы Фахретдина»

Сценарий  клубного часа

«Здравствуй лес»

для учащихся группы продленного дня

                                                                                          Составила и провела

                                                                             воспитатель группы

                                                                             продленного дня

                                                                             Ахметшина Луиза Вазировна

г.Альметьевск, 2013 год

Девиз: Лес не школа, а всех учит.

Цели:

Обучающие:

  1. Расширять и углублять природоведческие знания учащихся. 
  2. Показать разнообразие обитателей леса и взаимосвязи в лесном сообществе:  деревьями, растениями, грибами, птицами, животными, цепью питания; 
  3. Дать понятие об экологии - как науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с

природой.

 Развивающие

  1. Развивать  познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
  2. Развивать логическое мышление, память, воображение, речь. 
  3. Обогащать словарный запас детей. 

Воспитательные

  1. Помочь учащимся научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязей в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков. 
  2. Воспитывать чувство бережного отношения к обитателям леса.
  3. Учить детей видеть красоту леса.

Оборудование: картины леса в разное время года, картинки растений, грибов, зверей, птиц; карточки с буквами; «лесовичок», карточки красного, жёлтого, зелёного цвета.

        Ход урока:

Организационный момент.

 

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.


Сообщение темы урока. 

         - Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне          скажите сами. Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя таинственного жителя, с которым мы обязательно повстречаемся. Его имя мы будем узнавать так: я называю вопрос, вы ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя. На доске карточки с буквами (как в “Поле чудес”).

Л

Е

С

О

В

И

Ч

О

К

        -Что такое заповедник?

         -Как называется книга с редкими растениями и животными?

         -Почему она называется Красной книгой?

- Кто отгадал, как зовут таинственного гостя? (Лесовичок)

- А где он живет? (В лесу)

        - Вот туда мы и совершим прогулку. Вспомним растения и животных леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса.  

Вступительная беседа. 


         - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о лесе, потому что каждый житель нашей страны должен знать и помнить, что лес очищает воздух, которым мы дышим, значит, укрепляет наше здоровье.  Не зря лес называют лёгкими нашей планеты. Удивительный мир природы… Он встречает нас морем звуков, запахов, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься. А теперь послушайте одну историю.

Однажды художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? - рассуждал художник. - Лес - это, конечно, деревья». И стал он рисовать деревья. Очень хорошие получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот   пробежит ветерок и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветви берёз.

- Как вы думаете, какие деревья нарисовал художник? (Берёзу, дуб, липу, тополь,  ель, сосну, пихту, лиственницу, клён)

- Посмотрите, вот здесь на доске прикреплены стволы деревьев. У вас на столе лежит  поднос  с листьями,  вы должны угадать и правильно прикрепить листья к деревьям. А теперь посмотрите на картины и скажите, как называются эти леса? (Берёзовая роща, дубовая роща, ельник, сосновый бор)

 Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то.         

 А когда приехал, увидел на своей картине вместо зелёных ёлочек и кудрявых берёзок одни лишь сухие стволы.

 - Что случилось?- удивился художник.- Почему засох мой лес?

 - Какой же это лес?- вдруг услышал художник. – Это не лес, а одни лишь деревья.

Посмотрел он в угол картины и понял, что это старичок -  лесовичок разговаривает с ним.

         - Разве может быть лес без кустов, травы, цветов?- продолжал лесовик.

         - Не может, согласился художник и принялся за новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились ещё лучше. Потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле - среди зелёной травы - множество ярких цветов.

         - Посмотрите, сколько красивых, лесных цветов нарисовал художник. Но все они растут в разное время. Попробуйте из них составить три букета: весенний, летний и осенний. Голубой кружочек означает весну (первоцвет, подснежник, голубая пролеска, сон-трава, ландыш, медуница, мать-и-мачеха),  красный - лето (лесная гвоздика, колокольчик, зверобой, ромашка, мышиный горошек), жёлтый – осень (бессмертник, вереск).

       - Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник, – вот теперь-то у меня получился настоящий лес. Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.

         - Ты забыл нарисовать грибы, - сказал лесовичок  художнику. Грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса.

 - Почему, как вы думаете? (Грибы — особые живые организмы. Эти жители леса тоже дружат с растениями и животными. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями. Кроме того, грибы помогают разлагаться остаткам пней, засохших веток, упавших на землю стволов и опавшей листвы. А полакомиться вкусными грибами любят многие лесные обитатели!)

 И художник нарисовал в своём лесу грибы.

 - Ребята, вам задание, поместить правильно грибы. Знайте, каждый гриб дружит со своим деревом. (С дубом - дубовики и белые грибы, с осиной- подосиновики, с берёзой – подберёзовики, сыроежки, белые грибы, с сосной и елью - лисички, маслята, рыжики, на пнях и вокруг них растут опята)

 - Давайте вспомним, какие грибы собирать нельзя? (мухомор, бледная поганка, ложные опята, ложные лисички) Молодцы, справились с заданием. Но этими грибами любят полакомиться звери.

         Но лес продолжал чахнуть.

           - Ребята, помогите художнику. Почему погиб лес?

- Сейчас я вам загадаю загадки и вы узнаете, кого же забыл нарисовать художник.  

Не птичка, а с крыльями:

Над цветами летает,

Нектар собирает.

(Бабочка)

Хоть имеет много ножек,

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползет,

Бедный листик весь сгрызет.

(Гусеница)

Сам всех обижает,

А летает на всех жалуется.

(Комар)

С ветки — на тропинку,

Прыгает пружинка —

Зеленая спинка,

По травам и былинкам –

Перепрыгнет и тропинку.

(Кузнечик)

Черен, да не ворон,

Рогат, а не бык,

Летает, а не птица.

(Жук)

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Возле пня дом строит.

Вот так дом – в тысячу окон!

(Муравейник)

         Художник взял кисти, и на цветах и листьях появились яркие бабочки  и разноцветные жуки.

          -Ну, теперь всё в порядке!- решил художник и, ещё раз полюбовавшись картиной, опять уехал куда-то. А когда снова увидел свою картину, не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля. И деревья стояли голые, как зимой, даже ели и сосны потеряли свои иголки.

          Художник подошёл к картине…и вдруг отшатнулся. Всё на ней: и земля, и стволы, и ветви деревьев - всё было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц. Даже лесовичок совсем отодвинулся на край картины - казалось вот упадёт, - вид у него был грустный - прегрустный.

- Это ты виноват!- закричал художник. Ты велел нарисовать насекомых, а они съели весь лес. И даже меня чуть не съели. Что мне делать? Неужели я никогда не нарисую настоящий лес?

          - Никогда, - сказал Лесовичок, - если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц.

          - Ребята, а вы как думаете, нужны ли в лесу птицы?(Птицы вьют в гуще зеленых ветвей и трав гнезда, выводят птенцов, находят здесь и корм: жуков, личинок, гусениц, семена трав, плоды и ягоды кустарников и деревьев. Добрый лес дарит пернатым гостеприимный дом и богатый стол, но и пичуги в долгу не остаются: они уничтожают вредителей леса и переносят семена деревьев и кустарников. Недаром говорят: «Лес без птиц и птицы без леса не живут»)

  Художник не стал спорить. Он нарисовал новую картину, а на ветках деревьев появились весёлые птицы.

  - Возьмите конверты с надписью «Птицы» и поселите птиц в лесу. (Звучат голоса птиц)

 Когда художник собирался положить кисть, Лесовичок сказал: 
- Мне нравится этот лес! И я не хочу, чтобы он погиб…

  - Как вы думаете, что посоветует Лесовичок художнику? (Нарисовать зверей)

 - Давайте и мы расселим зверей в нашем лесу. И не забудьте, что у каждого зверя в лесу свой дом (картинки «Звери»). 

         Художник окончил работу, когда было темно. Он хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, дыхание, треск сучьев.

         Вот теперь это настоящий лес, теперь он будет жить, потому что здесь есть всё: и деревья, и травы, и грибы, и животные.… Это ЛЕС! 
        Художник посмотрел на картину. Но Лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Может быть, он залез на дерево, и его не видно в зелёной листве. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу! Ведь прячутся в нём тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидеть, но все они непременно находятся в лесу. И все они вместе – это и есть ЛЕС!

Физкультминутка. 

«Здравствуй лес»

  Здравствуй, лес, прекрасный лес  

Широко развести руки в стороны  

Полный сказок и чудес!  

Повороты вправо-влево с вытянутыми руками  

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою.

   Руки подняты вверх. Выполнять покачивания направо-налево  

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?  

Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.  

Все открой, не утаи.  

Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем  

Ты же видишь – Мы свои  

Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди.  

Создание проблемной ситуации.

 - Перед вами – лес. Ответьте мне, ребята, почему сразу не получилась эта картина? (Потому что всё в природе живёт как один целый организм) 

  • Может ли человек нарушить эти невидимые ниточки?
  • К чему это приведет?
  • Каким будет лес?
  • Может ли понравиться человеку такой лес?
  • Каким должен быть лес?
  • Получился у художника лес?
  • Нравится он вам?
  • Почему в лесу нужно соблюдать тишину? 

 - Единство живой и неживой природы, особые связи между живыми организмами – растениями, животными, грибами и микроорганизмами образуют природное сообщество – ЛЕС. Это сообщество называют главным чудом света. 

 Дидактическая игра «Экологический светофор». 


         - Ребята, значит, как нужно вести себя в лесу? Какие правила соблюдать? 

 - Давайте поиграем в игру «Светофор»: 

Красный свет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде и жизни людей.

Жёлтый свет – Будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями.

Зелёный свет - Ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! 

  • Дети оставили костёр в лесу. 
  • Зимой дети пошли в лес и развесили кормушки. 
  • Ребята увидели гнездо в траве. 
  • Ребята пришли в лес поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, зелени-то много – ещё вырастет. 
  • Девочки не стали рвать ландыши в лесу, а чтобы вдохнуть аромат, наклонились к земле. 
  • Ребята наблюдают за муравейником.
  • Дети сорвали  большие букеты цветов, особенно растения, занесённые в Красную книгу. 
  • Мальчик увидел мухомор, пнул его ногой. Всё равно он никому не нужен – ядовитый. 
  • Дети нашли в лесу ежонка. Решили: возьмём домой, покормим и отпустим.
  •  Мальчики в лесу повесили на дерево качели и стали  качаться на них.
  • Ребята шли в своё село через лес: шли тихо, не шумели, а смотрели по сторонам, чтобы узнать лесные тайны.
  • Дети пришли в лес на экскурсию. После прогулки вырыли яму, собрали мусор и всё закопали.

(После каждой ситуации попросить детей пояснить, почему они выбрали именно такой сигнал светофора) 

 - В лесу надо быть гостем, а не хозяином.


        - Ребята, а что страшнее всего для леса? (пожар, мусор, рубка)

 - Отчего случается лесной пожар?

 - Кто без жалости вырубает леса?

 - Кто приносит в лес мусор?

 - Людская беспечность – вот главная причина беды. Сам человек - часть природы, и нанося вред природе, человек вредит сам себе.  К сожалению, человек пока ещё плохо понимает «лесной язык». Поэтому делает много ошибок. И главная из них – уничтожение леса. Писатель М. Пришвин сказал: «Охранять природу – значит, охранять Родину». 

 

     Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом.

   

     Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

 

Итак, лес – это природное сообщество. 

Вывод: Все живут дружно, помогают друг другу.

- Какое значение имеет лес? (использование схемы с рисунками).

•        Лес – это наше богатство!

•        Дом для растений и животных.

     •        Это зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.

     •        Это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

•        Защитник воздуха, водоёмов, почвы.

•        Место отдыха человека.

•        Это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.  лекарственные растения.

•        Источник древесины. Строительный материал.

•        Имеет оздоравливающее значение.

     •        Источник вдохновения для писателей, художников. ЛЕС – это наше богатство!  

 - Теперь вы знаете, что  лес – это не просто трава, деревья, это сообщество, дружное содружество – как наш класс.  В лесу все живые организмы живут сообща, тесно между собой связаны и хорошо приспособлены к совместной жизни, поэтому лес и называется природным сообществом. Насекомые помогают опылять растения, а те дают им приют и потчуют сладким цветочным нектаром. Животные переносят семена растений и уничтожают вредителей леса, а растения угощают лесных жителей ягодами, орехами, желудями, шишками, кореньями, листьями и стебельками (травы), а еще дарят животным уютные домики.  

 - Перед вами репродукции с картин известных русских художников. Посмотрите, как изобразили художники лес в разное время года. 

Лес красив в любое время года: и весной, когда деревья окутаны легкой зеленой дымкой полураскрывшихся листочков, и летом, когда глаз радует сочная яркая зелень густых крон, и осенью, когда румяный лес наряжается в золотистые шелка, и зимой, когда он становится похож на беломраморный дворец.

 

Организационный конец занятия.

  • Что такое лес?
  • Как связаны животные, растения, грибы леса?
  • Почему лес называют природным сообществом? 
  • Что вам понравилось на занятии? 
  • О чём заставил вас задуматься материал занятия? 

 -Ребята, так что же такое лес?

Лес-это сказка.

Лес-это дом.

Лес-это друг, с которым вдвоем

Всегда интересно и радостно быть,

Забыв про невзгоды, обиды забыв.

Лес-это книга.

Лес-это мир.

Лес - словно счастье увидеть хотим.

Все тайны свои лес откроет тебе

И радостней станет тебе и мне.

 - Вы – молодцы! Много знаете, умеете! Я думаю, что вы вырастете настоящими друзьями и защитниками природы! 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий клубного часа « Сәламәт булыйм дисәң » для учащихся группы продленного дня

Мероприятие на тему «Если хочешь быть здоров»  для учителей и учащихся начальных классов, приуроченное ко Дню здоровья....

Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме "Осень". Автор: воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титова Е.В.

Викторина предназначена для детей младшего школьного возраста.Главная задача занятия - повторение признаков осени, осенних явлений в природе....

Статья по теме "Подвижные игры в группе продленного дня", написанная воспитателем группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Важность проведения подвижных игр в группе продленного дня для физического, интеллектуального развития младших школьников, снятия усталости....

Здоровье сберегающие технологии в воспитательной работе с учащимися группы продленного дня.

Сформировать понятие здорового образа жизни младшего школьника, научить соблюдать режим дня, привлечь к занятиям спортом задача любого педагога, ведь залог успеха всегда в здоровом теле....

Подвижные игры для учащихся группы продленного дня.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 4 ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА Игры для учащихся группы продленного дняРазработал воспитатель Рябикина Галина В...

МАСЛЕНИЦА - фольклорный праздника для учащихся Групп Продленного Дня начальных классов Сценарий (игра по станциям)

Данное мероприятие направленно для:-  Привитие интереса к русским народным традициям и народному фольклору- Активизация досуговой деятельности учащихся и познавательно-мыслительной деятельности- ...