Простое слово - извините
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Ощепкова Тамара Сергеевна

Конспект урока и презентация к уроку  о вежливых словах извинения. Содержит стихи, игры, песни, задачи на правила уважения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока71 КБ

Предварительный просмотр:

Риторика

Ощепкова Тамара Сергеевна

Тема: Простое слово «извините».

Цель: формировать умения употреблять в своей речи различные формы выражения извинения; воспитывать культуру речи.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, диск с детскими песнями и мультфильмами, презентация в Power Point

Ход занятия

I.Организационный момент.Звучит песня

Давайте друг другу улыбнёмся, то есть покажем своё доброе отношение, расположение  к другому. А от этого и настроение становится лучше. Верно?

II. Речевая гимнастика

Счёт при выдохе. (Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос. Задержите дыхание. На выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.)

Представьте, что вам необходимо:

- сдуть с рукава пушинку;

- подуть на горячее молоко, сдувая пенку;

- раздуть огонь в потухающем огне.

“Вкусное варенье”. Языком “слизывать варенье” с губ по кругу в одну сторону и в другую.

 III. Эмоциональное включение. Сообщение темы и цели занятия.

Звучит песня «Игра» сл. Р.Рождественского, муз. В.Шаинского. Дети поют вместе с солистом.

- Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться говорить красиво, чисто, ясно, а главное вежливо, чтобы не случилось так, как в этой песне.             (Слайд 2)

А как мы называем человека, который всегда внимателен, по-доброму, сердечно относится к другому. С ним легко и приятно? воспитанным

Верно. Воспитанным. Вежливым. Сегодня и пойдёт разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Вежливость в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остаётся с человеком навсегда.

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Если вежливо – хлопайте два раза, невежливо – один.

Поздороваться при встрече -                           Не встать, обращаясь к учителю-

Толкнуть и не извиниться-                               Взять билеты в автобусе-

Помочь подняться--                                          Не уступить место в транспорте—

Не заметить недовольство мамы, близких---  

IV. Работа над темой занятия.

1. . Стихотворение В.Масса и М. Червинского «Друзья, вот вам на всякий случай» (читает ученик)

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут… а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык…

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «добрый день!».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «Здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит.

И даже вместо «до свиданья»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел…Пока! Всего!»

- Каких вежливых слов не знает мальчик?

- Умеете ли вы ими пользоваться?

2.учитель    Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была:
На меня он как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но, представьте, зря от Вити ждал я слова…(хором:
извините.)

- Ребята, а какие вы знаете вежливые слова извинения?

(Фиксирую на доске: извини(те), прости(те), пожалуйста).

- Когда мы пользуемся этими словами?          (Слайд )

(Когда мы причинили  неприятность человеку, случайно обидели его, поняли, что поступили неправильно и т. д. )

- Издавна слово “прости” (“извини”) значило “сними с меня вину”, “отпусти меня свободным”, чтобы в дальнейшем пути я не чувствовал неудобство и горечь.

Когда мы говорим: «извини», а когда «извините»?

Как можно попросить извинения со словом «пожалуйста»? («Извини, пожалуйста») Как можно ответить на извинение? («Пожалуйста»)

Многое зависит от того, каким тоном произносятся  извинительные слова.

Вывод: надо обязательно так извиниться, чтобы человеку стало легче после ваших слов.

Чтение пословицы:  От учтивых слов язык не отсохнет.

Учтивый – почтительно- вежливый. Учтиво ответить.( Слайд)

Чтение слов на слайде:  Разрешите…

                                          Виноват….

                                          Мне стыдно…

                                          Не сердись  (тесь) …

                                          Прошу извинения…..

Когда мы объясняем, почему сделали что-то не так, извинение лучше воспринимается. Мы говорим: « Я не хотел»; «Я нечаянно»;  и т. д.

3.Стихотворение А.Кузнецовой «Поссорились» читает ученица.          (Слайд)

- Подумайте, как могут помириться поссорившиеся подруги?

(Ученик читает первую часть)

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

(Ответы детей).

- Автор закончил эту историю так:

Дам ей мишку, извинюсь,

   Дам ей мячик, дам трамвай.

И скажу: «Играть давай!»

Как вы думаете, выигрывает тот, кто первым извиняется? Можно ли и без слов извиниться?  ( в стихотворении  «Из-за ссоры пустяковой» М Пляцковский  « Ну, а если улыбнётся, улыбнусь и я в ответ»

Физкультминутка  Игра на внимание « Пожалуйста» 

Чтение слов на слайде:  Разрешите…

                                          Виноват….

                                          Мне стыдно…

                                          Не сердись  (тесь) …

                                          Прошу извинения…..

Когда мы объясняем, почему сделали что-то не так, извинение лучше воспринимается. Мы говорим: « Я не хотел»; «Я нечаянно»;  и т. д.

4. Анализ ситуаций. Итак, задачи не на сложение,

                                   Задачи на правила уважения!

  • «Попал я в дедушку мячом

И закричал: - А я при чем?

Но, досчитав до тридцати, сказал:

- Ну, дедушка, прости.                    (А.Барто)        (Слайд)

- Как вы думаете, вежливо мальчик попросил извинения у дедушки?

- А как бы вы извинились?  Разыграем ситуацию.

  • «Мама спит. Она устала. Ты громко включил телевизор, и мама проснулась».

- Какие слова извинения, каким тоном и кому ты бы сказал?        (Слайд)

  • «Прозвенел звонок, начинается урок. Ты торопишься в класс. На пороге класса ты сталкиваешься с учителем (одноклассником)».         (Слайд)

- Твои действия и слова.

5. Стихотворение Н. Юсупова «Кто кого любит» читает ученик.

Пошел я гулять                                                      «Простите меня»

И в саду                                                                   Я шепнул виновато.

По привычке                                                           - Ступай, -

Я дернул девчонку                                                 Улыбнулась, -

За обе косички.                                                        Прощаю пока, -                                          

На крик прибежала                                                 И ухо мое

Девчонкина мать,                                                   Отпустила рука.

Меня изловчилась                                                  «Простите»…

За ухо поймать…                                                    Ура!

Попробовать что ли?                                              Убедился я снова,

В сторонку куда-то                                                 Какое оно

                                                                                   Интересное слово.

- Какое слово извинения шепнул мальчик виновато?

- Было ли извинение мальчика искренним? Докажи свое мнение.

VI. Рефлексия.

VII.Итог

Давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором.

Однажды Вова поехал в театр. В трамвае  он сел  около  окна  и с интересом рассматривал улицу. В трамвай  вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь…(дети хором: Пожалуйста»). Женщина обрадовалась и сказала Вове:…(«Спасибо»)  Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:  («Извините, пожалуйста»)

Без вежливости человек,

Поверьте, очень мало стоит!

Будь доброжелательным,

Скромным и внимательным!

VIII. Заключительное слово учителя.        (Слайд)

- Люди живут все вместе. И чтобы друг с другом было удобно и радостно жить, учиться, работать, отдыхать, каждому надо соблюдать правила, называемые этикетом.

Чтобы легче нам жилось,

Часто плакать не пришлось,

Мой вам дружеский совет:

Соблюдайте этикет!

Литература

  1. Г.И.Сорокина, И.В.Сафонова и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
  2. Н.А.Смирнов «Этика и этикет младших школьников» Издательство «Школьная Пресса», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простое слово "извините"

Занятие по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса...

Классный час "От чистого сердца простыми словами давайте , друзья, потолкуем о маме"

Данный час  о мамах может быть использован как к Дню Матери, так и к 8 марта....

Сценарий воспитательного мероприятия - классный час "Хлеб всему голова - не просто слова"

Занятие для обучающихся начальной школы, направленное на расширение кругозора в области профессий и развитие бережного отношения к хлебу, как национальной ценности, и к труду человека....

Словарное слово "Извините"

Написание словарных слов...

Тренажер по чтению. Простые слова.

Тренажер по чтению. Простые слова....

Конспект занятия по теме "От чистого сердца, простыми словами давайте, друзья, потолкуем о маме"

Конспект окрытого занятия по внеурочной деятельности в 3 классе по программе "Этическая грамматика"....