Все мы разные и все похожи
рабочая программа (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27»
г.о. Саранск
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Все мы разные и все похожи»
для 2 класса
на 2013-2014 учебный год
Составила: учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27»
Кирдяшкина Наталья Фёдоровна
2013-2014 уч. год
Начальная школа – новый большой этап в жизни каждого ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера взаимодействий ребенка с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Возрастает интерес детей к активной социализации, деятельностному приобщению к истории, культуре и религии. Младшие школьники вступают в период более широкого освоения духовных ценностей не только русского народа, но и других народов России, разных стран мира. Дети являются членами коллективов, в которых есть представители разных национальностей, конфессий и национальных культур. Ученики готовы участвовать в традиционных народных праздниках, обрядах, религиозных действиях, тем самым приобщаться к духовной культуре разных народов.
В современном обществе изменилась социальная ситуация развития детей: увеличился объем информированности учащихся, что оборачивается порой негативной стороной (информация часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребенка). Современные школьники относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу, возникает угроза прерывания канала передачи духовно-нравственного опыта от поколения к поколению.
Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками ввиду крайней загруженности. Это препятствует формированию коммуникативной компетенции, эмоциональной отзывчивости, толерантности.
Большинство школьников не участвуют в деятельности детских общественных организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо общества.
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения знаний учащихся о культуре, ценностях других народов, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.
Цели:
- формирование духовно – нравственных ценностей, толерантного отношения к людям других национальностей, изучение культурного наследия народов мира.
Программа «Все мы разные и все похожи» решает следующие задачи,
согласованные с ее главными целями:
- овладение детьми культурой своих предков и другого народа;
- формирование представлений о многообразии национальностей и культур в России и мире;
- воспитание положительного отношения к национальным и культурным различиям, самореализации личности;
- развитие способов эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
- воспитание ребенка в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Описание места в учебном плане
В соответствии с учебным планом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27» внеурочное занятие «Все мы разные и все похожи» включает 34 часа в год, 1 час в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания курса:
Культурно-познавательные ценности заключены в познании ребенком мира культуры, ее общечеловеческой ценности, общности и специфики эталонных способов поведения и общения, отраженных в художественных образах и исторических фактах. Через произведения культуры учащиеся открывают мир ценностей человека, отраженных в искусстве художественно-выразительными средствами музыки, живописи, литературы и способами невербальной коммуникации. Осваивая общее и специфическое в русской и национальной (региональной) культуре, в общении людей, дети получают нравственные и социальные представления о принятии человека человеком в культуре и социуме. Усвоение данных ценностей меняет представления школьников о культурно-познавательных интересах людей, их потребностях в общении, способах коммуникаций в различных социальных средах (взрослых, детских, культурных и др.).
Гуманистические ценности через искусство активизируют чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления красивого - безобразного, добра - зла, любви - ненависти, чести -бесчестия, совести, долга, помогают чувственно и деятельностно откликаться на них; рождают ощущение самоценности, связи с миром другого человека, сопричастности с другим, их самоценности; формируют адекватность и разнообразие эмоционально-коммуникативных и знаково-символических проявлений и идентификации ребенка в мире.
Нравственные ценности представлены нормами, правилами, культурными эталонами, а также способами, знаками, символами, регулирующими действия человека в социальном сообществе. Приобретение в детском возрасте опыта социальной коммуникации и общения обеспечивает воспитание чувств сострадания, сопереживания, благородства, почитания, терпимости, солидарности, сопричастности, рождающих нравственно-эстетическую гармонию в рамках социального взаимодействия - человек-человек. Усвоенные нравственные ценности формируют у ребенка опыт толерантных способов общения, противостояния негативному в культуре и социуме, способность к содействию и сотворчеству в деятельности, умение понять и принять позицию другого, потребность гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанность к своей культуре, истории, языку, родным местам.
Эстетические ценности - чувственные ценности, представленные эстетическими чувствами, отношениями, вкусами, идеалами. Эти ценности выражаются в категориях прекрасного, безобразного, комического, трагического и т. д. Искусство рассматривается в данном случае как вид специфической эстетической деятельности, в которой действительность отражается и оценивается через художественный образ, концентрирующий взаимосвязь содержания мира, и изобразительно-выразительный способ его передачи. Эстетические ценности обеспечивают формирование у ребенка способности воспринимать, переживать и оценивать мир чувств другого человека. В процессе общения с искусством у ребенка формируются эстетические представления, суждения, оценки о произведениях, творческое продуктивное воображение, интеллектуально-художественные способности, культура чувств.
Содержание программы
Содержание дополнительной программы поликультурного развития "Все мы разные и все мы похожи" можно разделить на несколько разделов:
Давайте знакомиться (2 ч).
Игры и техники, направленные на сплочение группы, снятие тревожности, создание психологически безопасной атмосферы. Игры и техники, направленные на развитие навыков сотрудничества, умения понимать и уважать друг друга, раскрытие сильных сторон своей личности.
Искусство жить вместе (4 ч).
Знакомство с понятием “толерантность. Составление правил, помогающих понимать и принимать другого. Привитие интереса к культуре разных народов через игры, задачи, пословицы.
Что такое конфликт? Способы выхода из конфликтов.
Знакомство со сказками: Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок», С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». Выявление признаков толерантности в произведениях. Создание «Дерева толерантности» (принципы толерантности).
Искусство общаться (3 ч) .
Знакомство с видами общения: вербальное и невербальное общение.
Знакомство с понятиями «эмпатия» и «этические нормы».
Проблемы, существующие в общении. Знакомство с приёмами слушания. Игровой сюжет: изобрази ситуацию, когда слушают друг друга люди (звери, цветы). Игра с зеркалом, диалог с фотографией, имитационный диалог в ситуации общения
Я живу в России (4 ч).
Знакомство со столицей России, с символикой государства.
Знакомство с репродукциями картин В.М. Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» и портретом «Добрыня Никитич» Станислава Москвитина из детской книги «Русские богатыри». Изучение истории России на примере былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Знакомство с художественными особенностями изделий народных промыслов : павлово-посадским платком, хохломой, гжелью, жостовскими подносами, дымковской игрушкой, историей возникновения промыслов.
Совершенствовать представление о характерных элементах узора и цветосочетании народного декоративно – прикладного искусства: «Городецкая роспись», «Гжель», «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Хохлома».
Создание альбома «Народные промыслы».
Мой народ в семье народов России (13 ч).
Просмотр кинофильма «Мордовия – мой край родной».
Знакомство с отдельными эпизодами истории республики Мордовии, её символами и великими людьми. Д/игра “Назови одежду”, “Узнай растение”, “Чей головной убор”.
Россия – многонациональная страна. знакомить с понятиями «большая» и «малая родина»;
Представление о народах, населяющих Мордовию. Знакомство с мордовскими, татарскими и русскими обычаями и традициями, с народным творчеством.
Экскурсия в Краеведческий музей. Знакомство с традиционным хозяйством и занятиями мордвы.
Религия мордвы – язычество. Знакомство с богами (Тюштя – глава племён мокши и эрзи, Нишкепаз – верховный бог крестьян, Паксява – богиня полей, Кудатя – божество - покровитель дома,Куйгорож – покровитель богатства, Банява – покровительница здоровья, Вирява – покровительница леса,Каштомава – покровительница печи, Ковава – покровительница луны, Ведьава – покровительница воды, Толпаз – покровитель огня). Принятие мордвой православия.
Знакомство с мордовским национальным костюмом. Особенности костюма мордвы. Преобладающие мотивы в вышивке. Значение вышивки. Прослушивание обрядовых (свадебных) песен мордвы. Словарь: панго, паця, береста, лыко, пулай, панар.
Выполнение аппликаций с элементами мордовского узора из квадратов, ромбов, зигзагов; подбор цвета, предание художественного своеобразия мордовской вышивки, создание объёмных фигур людей.
Мордовские народные игры («В ключи», «В платки», «Раю-раю», «В карусель», «Клёк» «Топань кунсема» и другие)
Мордовские народные сказки «Как собака друга искала», «Дочка с веретёнце», «Дуболго пичай», «Сыре – варда», «Перя - богатырь». Сравнение мордовских сказок со сказками народов, населяющих Мордовию. Просмотр мультфильма «Куйгорож».
Эмоциональное воспроизведение содержания мордовской народной сказки «Как собака друга искала». Развитие фантазии, навыков подражания, побуждение й к импровизации.
Знакомство с традициями и обрядами мордовской кухни.
Календарно – обрядовые, земледельческие праздники мордвы.
Познакомить детей с мордовским народным музыкальным искусством, музыкой композиторов Мордовии. Прослушивание песен мордвы, песни о Мордовии.
Знакомство со скульптором С. Д. Эрзей, художником Федотом Васильевичем Сычковым и их творчеством. Посещение музея имени С.Д.Эрзи.
Народов дружная семья (8 ч)
Знакомство с природой Крайнего Севера, коренными жителями Севера. Значение оленей в жизни народов Крайнего Севера. Национальная культура народов Севера. Национальная одежда. Игры народов севера («Клюквик»). Песни и народные инструменты народов Севера. Игра «Создай образ народной мелодии»
Национальности Северного Кавказа.
Рассматривание национального костюма – адыгейского, армянского, кабардино-балкарского, чеченского. Обычаи и традиции народов Кавказа.
Просмотр презентации «Народы Северного Кавказа».
Подвижные игры народов Северного Кавказа. Песни народов Кавказа.
Выявить различия и сходство людей разных рас. Знакомство с пословицами разных народов о дружбе.
Час творчества: создание коллективного панно «Все мы разные и все похожи». Составление коллективного письма « Чтобы письмо без перевода сразу дошло до народа» .
Добрый - злой в сказках различных народов. Литературная игра-викторина по сказкам народов мира. Игра с картой Мира: называть и показывать страны, в которых "живут" различные сказочные герои.
Знакомство с играми народов мира (казахская игра “Подними монету”, игра Финляндии “Белка выбирает дупло”, игра Дании “Судно с грузом”, украинская игра “Аисты”, чувашская игра “Хищник в море” и другие).
Час творчества (работа с журналами, газетами – подбор иллюстраций для коллажа). Составление коллажа «Красота различий».
Тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Все мы разные и все похожи»
№п/п | Наименование разделов и тем | Из них | ||||||
Максимал. нагрузка, ч | Теорет. обучение, ч | Практич. работы, ч | Контрол. работы, ч | Экскурс. ч | Самост. работы, ч | |||
I | Давайте знакомиться | 2 | 2 | |||||
II | Искусство жить вместе | 4 | 3 | 1 | ||||
III | Искусство общаться | 3 | 3 | |||||
IV | Я живу в России | 4 | 3 | 1 | ||||
V | Мой народ в семье народов России | 13 | 8 | 3 | 2 | |||
VI | Народов дружная семья | 8 | 6 | 2 | ||||
Итого: | 34 | 25 | 7 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
занятий по внеурочной деятельности
«Все мы разные и все похожи» во 2-м классе
(34 часа – 1 час в неделю)
№ п/п | Тема занятий | Всего часов | Дата проведения | |
по плану | фактич. | |||
Раздел I. Знакомство – 2ч. | ||||
1-2 | Давайте знакомиться | 2 | ||
Раздел II. Искусство жить вместе – 4ч. | ||||
3 | Такое трудное слово - толерантность | 1 | ||
4. | Принципы толерантности | 1 | ||
5. | Способы поведения в конфликтах | 1 | ||
6. | Толерантность в литературе | 1 | ||
7 | Час творчества. Создание «Дерева толерантности» | 1 | ||
Раздел III. Искусство общаться – 3 ч. | ||||
8 | Умеем ли мы общаться? Культура спора | 1 | ||
9 | Вежливый слушатель | 1 | ||
10 | Как не прослыть неприятным человеком | 1 | ||
Раздел IV. Я живу в России – 4 ч. | ||||
11 | «Дом», в котором я живу | 1 | ||
12 | История России в русских былинах | 1 | ||
13 | Азбука народных промыслов России | 1 | ||
14 | Час творчества. Создаём альбом рисунков «Промыслы России» | 1 | ||
Раздел V. Мой народ в семье народов России – 13 ч . | ||||
15 | Мордовия – мой край родной | 1 | ||
16 | Знакомство с культурой народов, населяющих Мордовию | 1 | ||
17 | Экскурсия в Краеведческий музей. | 1 | ||
18 | Религия древней мордвы | 1 | ||
19 | Мордовский национальный костюм | 1 | ||
20 | Час творчества. Аппликация. Украшение мордовского костюма. | 1 | ||
21 | Народные игры | 1 | ||
22 | Народные сказки | 1 | ||
23 | Час творчества. Инсценировка мордовской народной сказки «Как собака друга искала» | 1 | ||
24 | Мордовская кухня | 1 | ||
25 | Мордовские праздники. Мордовская музыка | 1 | ||
26 | Талантливые сыны и дочери Мордовии. Экскурсия в музей имени С.Д.Эрьзи | 1 | ||
27 | Час творчества. | 1 | ||
Раздел VI. Народов дружная семья – 7 ч. | ||||
28 | Русский Север | 1 | ||
29 | Народы Кавказа | 1 | ||
30 | По странам и континентам. Знакомство с различными расами. | 1 | ||
31 | Час творчества. Составление коллективного письма. «Чтобы письмо без перевода сразу дошло до народа...» | 1 | ||
32 | Путешествие со сказкой по странам и континентам | 1 | ||
33 | Игры народов мира | 1 | ||
34 | Час творчества. Составление коллажа «Красота различий» | 1 |
Список использованных источников:
1. Конституция Российской Федерации;
- Закона Российской Федерации «Об образовании» от 15.01.1996 г.;
- Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации»; 13
- Концепции государственной национальной политики Российской
Федерации;
- Национальной доктрины образования в Российской Федерации ( на
период до 2025 года);
- Проекта Концепции развития поликультурного образования;
- Проекта Комплексной программы развития поликультурного обра-
зования;
- Программы поликультурного образования в лицее № 36 ОАО «РЖД» города Иркутска
- Федерального государственного стандарта общего образования
(ФГОС);
- Федеральной программы развития воспитания в системе образования
России;
- Концепции патриотического воспитания граждан Российской Феде-
рации (принята на заседании Правительственной комиссии – прото-
кол №2(12) П-4 от 21.05.2003 г.;
- Алябьева Е. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 88 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Все мы такие разные, но так похожи"
Финалист Международного конкурса образовательных проектов «Диалог – путь к пониманию» по вопросам интеграции мигрантов средствами образования». Выяснилось, что в классе учатся д...
Урок литературного чтения по системе Занкова "Такие похожие разные судьбы"
Вашему вниманию предлагаю план и презентацию урока по литературному чтению в 4 классе. Тема "Такие похожие и разные судьбы" . Это пятый урок в главе "Крутим барабан времени", урок- обобщение, в которо...
Урок литературного чтения по системе Занкова "Такие похожие разные судьбы"
Вашему вниманию предлагаю план и презентацию урока по литературному чтению в 4 классе. Тема "Такие похожие и разные судьбы" . Это пятый урок в главе "Крутим барабан времени", урок- обобщение, в которо...
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
"Такие похожие и разные слова", 2 класс, УМК "Гармония"
Презентация выполнена к уроку русского языка во 2 классе по теме "Синонимы"...
Луд и Горка - такие разные и такие похожие. Мастер-класс
Данный мастер класс направлен на демонстрацию культурологического подхода в преподавании коми языка. Рассматриваются праздники коми ижемцев "Луд" и устьцилем "Горка". Учитель находит главные отличия п...
Исследовательский проект " Такие разные и такие похожие сказки"
Цель исследования: сравнить сюжеты и героев предложенных сказок, найти аналогичные сюжеты и героев в сказках народов мира.Объект исследования: авторские и народные сказки с похожим сюжетом.Гипотеза ис...