Все мы разные и все похожи
рабочая программа (2 класс) на тему

Кирдяшкина Наталья Фёдоровна

Рабочая программа внеурочных занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vse_my_raznye_i_vse_pokhozhi.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №27»

г.о. Саранск

Рабочая программа

внеурочной деятельности

 «Все мы разные и все похожи»

для 2 класса

 на 2013-2014 учебный год

Составила: учитель начальных классов

 МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27»

Кирдяшкина Наталья Фёдоровна

2013-2014 уч. год

Начальная школа – новый большой этап в жизни каждого ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера взаимодействий ребенка с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Возрастает интерес детей к активной социализации, деятельностному приобщению к истории, культуре и религии. Младшие школьники вступают в период более широкого освоения духовных ценностей не только русского народа, но и других народов России, разных стран мира. Дети являются членами коллективов, в которых есть представители разных национальностей, конфессий и национальных культур. Ученики готовы участвовать в традиционных народных праздниках, обрядах, религиозных действиях, тем самым приобщаться к духовной культуре разных народов.

В современном обществе изменилась социальная ситуация развития детей: увеличился объем информированности учащихся, что оборачивается порой негативной стороной (информация часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребенка). Современные школьники относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу, возникает угроза прерывания канала передачи духовно-нравственного опыта от поколения к поколению.

Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками ввиду крайней загруженности. Это препятствует формированию коммуникативной компетенции, эмоциональной отзывчивости, толерантности.

Большинство школьников не участвуют в деятельности детских общественных организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо общества.

Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения знаний  учащихся о культуре, ценностях других народов,  способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

Цели: 

  • формирование духовно – нравственных ценностей, толерантного отношения к людям других национальностей, изучение культурного наследия народов мира.

Программа  «Все мы разные и все похожи» решает следующие задачи,

согласованные с ее главными целями:

  • овладение детьми культурой своих предков и другого народа;
  • формирование  представлений о многообразии национальностей и культур в России и мире;
  • воспитание  положительного отношения к национальным и культурным различиям, самореализации личности;
  • развитие  способов эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
  • воспитание ребенка в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Описание места в учебном плане

В соответствии с учебным планом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27» внеурочное занятие «Все мы разные и все похожи» включает 34 часа в год, 1 час в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания курса:

Культурно-познавательные ценности заключены в познании ребенком мира культуры, ее общечеловеческой ценности, общности и специфики эталонных способов поведения и общения, отраженных в художественных образах и исторических фактах. Через произведения культуры учащиеся открывают мир ценностей человека, отраженных в искусстве художественно-выразительными средствами музыки, живописи, литературы и способами невербальной коммуникации. Осваивая общее и специфическое в русской и национальной (региональной) культуре, в общении людей, дети получают нравственные и социальные представления о принятии человека человеком в культуре и социуме. Усвоение данных ценностей меняет представления школьников о культурно-познавательных интересах людей, их потребностях в общении, способах коммуникаций в различных социальных средах (взрослых, детских, культурных и др.).

Гуманистические ценности через искусство активизируют чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления красивого - безобразного, добра - зла, любви - ненависти, чести -бесчестия, совести, долга, помогают чувственно и деятельностно откликаться на них; рождают ощущение самоценности, связи с миром другого человека, сопричастности  с другим, их самоценности; формируют адекватность и разнообразие эмоционально-коммуникативных и знаково-символических проявлений и идентификации ребенка в мире.

Нравственные ценности представлены нормами, правилами, культурными эталонами, а также способами, знаками, символами, регулирующими действия человека в социальном сообществе. Приобретение в детском возрасте опыта социальной коммуникации и общения обеспечивает воспитание чувств сострадания, сопереживания, благородства, почитания, терпимости, солидарности, сопричастности, рождающих нравственно-эстетическую гармонию в рамках социального взаимодействия - человек-человек. Усвоенные нравственные ценности формируют у ребенка опыт толерантных способов общения, противостояния негативному в культуре и социуме, способность к содействию и сотворчеству в деятельности, умение понять и принять позицию другого, потребность гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанность к своей культуре, истории, языку, родным местам.

Эстетические ценности - чувственные ценности, представленные эстетическими чувствами, отношениями, вкусами, идеалами. Эти ценности выражаются в категориях прекрасного, безобразного, комического, трагического и т. д. Искусство рассматривается в данном случае как вид специфической эстетической деятельности, в которой действительность отражается и оценивается через художественный образ, концентрирующий взаимосвязь содержания мира, и изобразительно-выразительный способ его передачи. Эстетические ценности обеспечивают формирование у ребенка способности воспринимать, переживать и оценивать мир чувств другого человека. В процессе общения с искусством у ребенка формируются эстетические представления, суждения, оценки о произведениях, творческое продуктивное воображение, интеллектуально-художественные способности, культура чувств.

Содержание программы

Содержание дополнительной  программы поликультурного развития "Все мы разные и все мы похожи" можно разделить на несколько разделов:

Давайте знакомиться (2 ч).

Игры и техники, направленные на сплочение группы, снятие тревожности, создание психологически безопасной атмосферы. Игры и техники, направленные на развитие навыков сотрудничества, умения понимать и уважать друг друга, раскрытие сильных сторон своей личности.

Искусство жить вместе (4 ч).

Знакомство с понятием “толерантность. Составление правил, помогающих понимать и принимать другого.  Привитие интереса к культуре разных народов через игры, задачи, пословицы.  

Что такое  конфликт? Способы выхода из конфликтов.

Знакомство со сказками: Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок», С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». Выявление признаков толерантности в произведениях. Создание «Дерева толерантности» (принципы толерантности).

Искусство общаться (3 ч) .

Знакомство с видами общения: вербальное и невербальное общение.

Знакомство с понятиями «эмпатия» и «этические нормы».

Проблемы, существующие в общении. Знакомство с приёмами слушания. Игровой сюжет: изобрази ситуацию, когда слушают друг друга люди (звери, цветы). Игра с зеркалом, диалог с фотографией, имитационный диалог в ситуации общения

Я живу в России (4 ч).        

Знакомство со столицей России, с символикой государства.

Знакомство с репродукциями  картин  В.М. Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» и портретом  «Добрыня Никитич» Станислава Москвитина из детской книги «Русские богатыри». Изучение истории России на примере  былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич», «Алёша Попович и Тугарин Змей».  

Знакомство с художественными  особенностями изделий  народных промыслов : павлово-посадским платком, хохломой, гжелью, жостовскими подносами, дымковской  игрушкой, историей возникновения промыслов.

Совершенствовать представление о характерных элементах узора и цветосочетании народного декоративно – прикладного искусства: «Городецкая роспись», «Гжель», «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Хохлома».

Создание  альбома  «Народные промыслы».

Мой народ в семье народов России (13 ч).

Просмотр кинофильма  «Мордовия – мой край родной».

Знакомство с отдельными эпизодами истории республики Мордовии, её символами и великими людьми.  Д/игра “Назови одежду”, “Узнай растение”, “Чей головной убор”.

Россия – многонациональная  страна. знакомить с понятиями «большая» и «малая родина»;

Представление о народах, населяющих Мордовию. Знакомство с мордовскими, татарскими и русскими обычаями и традициями, с народным творчеством.

Экскурсия в Краеведческий музей. Знакомство с традиционным  хозяйством и занятиями  мордвы.

Религия мордвы – язычество. Знакомство с богами (Тюштя – глава племён мокши и эрзи, Нишкепаз – верховный бог крестьян, Паксява – богиня полей, Кудатя – божество - покровитель дома,Куйгорож – покровитель богатства, Банява – покровительница здоровья, Вирява – покровительница леса,Каштомава – покровительница печи, Ковава – покровительница луны, Ведьава – покровительница воды, Толпаз – покровитель огня). Принятие мордвой православия.

Знакомство с мордовским национальным костюмом. Особенности костюма мордвы. Преобладающие мотивы в вышивке. Значение вышивки. Прослушивание обрядовых (свадебных) песен мордвы. Словарь: панго, паця, береста, лыко, пулай, панар.

Выполнение аппликаций с элементами мордовского узора из квадратов, ромбов, зигзагов; подбор  цвета, предание художественного своеобразия мордовской вышивки, создание объёмных фигур людей.

Мордовские народные игры («В ключи», «В платки», «Раю-раю», «В карусель», «Клёк» «Топань кунсема» и другие)

Мордовские народные сказки «Как собака друга искала», «Дочка с веретёнце», «Дуболго пичай», «Сыре – варда», «Перя - богатырь». Сравнение мордовских сказок со сказками народов, населяющих Мордовию. Просмотр мультфильма «Куйгорож».

Эмоциональное  воспроизведение  содержания мордовской народной сказки «Как собака друга искала». Развитие  фантазии, навыков подражания, побуждение й к импровизации.

Знакомство с традициями и обрядами мордовской кухни.

Календарно – обрядовые, земледельческие праздники мордвы.

Познакомить детей с мордовским народным музыкальным искусством, музыкой композиторов Мордовии. Прослушивание песен мордвы, песни о Мордовии.

Знакомство со скульптором С. Д. Эрзей, художником Федотом Васильевичем Сычковым и их творчеством. Посещение музея имени С.Д.Эрзи.

Народов дружная семья (8 ч)

Знакомство с природой Крайнего Севера, коренными жителями Севера. Значение оленей в жизни народов Крайнего Севера. Национальная культура народов Севера.  Национальная одежда. Игры народов севера («Клюквик»). Песни и народные инструменты народов Севера. Игра «Создай образ народной мелодии»

Национальности Северного Кавказа.

Рассматривание национального костюма – адыгейского, армянского, кабардино-балкарского, чеченского. Обычаи и традиции народов Кавказа.

Просмотр презентации «Народы Северного Кавказа».

Подвижные игры народов Северного Кавказа. Песни народов Кавказа.

Выявить различия и сходство людей разных рас. Знакомство с пословицами разных народов о дружбе.

Час творчества: создание коллективного панно «Все мы разные и все похожи». Составление коллективного письма « Чтобы письмо без перевода сразу дошло до народа» .

Добрый - злой в сказках различных народов. Литературная игра-викторина по сказкам народов мира. Игра с картой Мира: называть и показывать страны, в которых "живут" различные сказочные герои.

Знакомство с играми народов мира (казахская игра “Подними монету”, игра Финляндии “Белка выбирает дупло”, игра Дании “Судно с грузом”, украинская игра “Аисты”, чувашская игра “Хищник в море” и другие).

Час творчества (работа с журналами, газетами – подбор иллюстраций для коллажа). Составление коллажа «Красота различий».

Тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Все мы разные и все похожи»

№п/п

Наименование разделов и тем

Из них

Максимал. нагрузка,

ч

Теорет. обучение, ч

Практич. работы, ч

Контрол. работы, ч

Экскурс.

ч

Самост. работы,

ч

I

Давайте знакомиться

2

2

II

Искусство жить вместе

4

3

1

III

Искусство общаться

3

3

IV

Я живу в России

4

3

1

V

Мой народ в семье народов России

13

8

3

2

VI

Народов дружная семья

8

6

2

Итого:

34

25

7

2

Календарно-тематическое планирование

занятий по внеурочной деятельности

«Все мы разные и все похожи» во 2-м классе

(34 часа – 1 час в неделю)

п/п

Тема занятий

Всего часов

Дата проведения

по плану

фактич.

Раздел I. Знакомство – 2ч.

1-2

Давайте знакомиться

2

Раздел II. Искусство жить вместе – 4ч.

3

Такое трудное слово - толерантность  

1

4.

Принципы толерантности

1

5.

Способы поведения в конфликтах

1

6.

Толерантность в литературе

1

7

Час творчества. Создание «Дерева толерантности»

1

Раздел III. Искусство общаться – 3 ч.

8

Умеем ли мы общаться? Культура спора

1

9

Вежливый слушатель

1

10

Как не прослыть неприятным человеком

1

Раздел IV.  Я живу в России – 4 ч.

11

«Дом», в котором я живу

1

12

История России в русских былинах

1

13

Азбука народных промыслов России

1

14

Час творчества. Создаём альбом рисунков «Промыслы России»

1

Раздел V. Мой народ в семье народов России – 13 ч .

15

Мордовия – мой край родной

1

16

Знакомство  с культурой народов, населяющих Мордовию

1

17

Экскурсия в Краеведческий музей.

1

18

Религия древней мордвы

1

19

Мордовский национальный костюм

1

20

Час творчества. Аппликация. Украшение мордовского костюма.

1

21

Народные игры

1

22

Народные сказки

1

23

Час творчества. Инсценировка мордовской народной сказки «Как собака друга искала»

1

24

Мордовская кухня

1

25

Мордовские праздники. Мордовская музыка

1

26

Талантливые сыны и дочери Мордовии.

Экскурсия в музей имени С.Д.Эрьзи

1

27

Час творчества.

1

Раздел VI. Народов дружная семья – 7 ч.

28

Русский  Север

1

29

Народы Кавказа

1

30

По странам и континентам. Знакомство с различными расами.

1

31

Час творчества. Составление коллективного письма.  «Чтобы письмо без перевода сразу дошло до народа...»

1

32

Путешествие со сказкой по странам и континентам

1

33

Игры народов мира

1

34

Час творчества. Составление коллажа «Красота различий»  

1

Список использованных источников:

1. Конституция Российской Федерации;

- Закона Российской Федерации «Об образовании» от 15.01.1996 г.;

- Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка

в Российской Федерации»; 13

 - Концепции государственной национальной политики Российской

Федерации;

- Национальной доктрины образования в Российской Федерации ( на

период до 2025 года);

- Проекта Концепции развития поликультурного образования;

- Проекта Комплексной программы развития поликультурного обра-

зования;

- Программы поликультурного образования в лицее № 36 ОАО «РЖД» города Иркутска

- Федерального государственного стандарта общего образования

(ФГОС);

- Федеральной программы развития воспитания в системе образования

России;

- Концепции патриотического воспитания граждан Российской Феде-

рации (принята на заседании Правительственной комиссии – прото-

кол №2(12) П-4 от 21.05.2003 г.;  

- Алябьева Е. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 88 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Все мы такие разные, но так похожи"

Финалист Международного конкурса образовательных проектов «Диалог – путь к пониманию» по вопросам интеграции мигрантов  средствами образования».    Выяснилось, что в классе учатся д...

Урок литературного чтения по системе Занкова "Такие похожие разные судьбы"

Вашему вниманию предлагаю план и презентацию урока по литературному чтению в 4 классе. Тема "Такие похожие и разные судьбы" . Это пятый урок в главе "Крутим барабан времени", урок- обобщение, в которо...

Урок литературного чтения по системе Занкова "Такие похожие разные судьбы"

Вашему вниманию предлагаю план и презентацию урока по литературному чтению в 4 классе. Тема "Такие похожие и разные судьбы" . Это пятый урок в главе "Крутим барабан времени", урок- обобщение, в которо...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

"Такие похожие и разные слова", 2 класс, УМК "Гармония"

Презентация выполнена к уроку русского языка во 2 классе по теме "Синонимы"...

Луд и Горка - такие разные и такие похожие. Мастер-класс

Данный мастер класс направлен на демонстрацию культурологического подхода в преподавании коми языка. Рассматриваются праздники коми ижемцев "Луд" и устьцилем "Горка". Учитель находит главные отличия п...

Исследовательский проект " Такие разные и такие похожие сказки"

Цель исследования: сравнить сюжеты и героев предложенных сказок, найти аналогичные сюжеты и героев в сказках народов мира.Объект исследования: авторские и народные сказки с похожим сюжетом.Гипотеза ис...