Главные вкладки

    Статья на тему:
    О системе работы классного руководителя

    Гарькавая Елена Юрьевна

    Особенность и уникальность начальной школы состоит в том, что вся  классная жизнь неразрывно связана и является логическим продолжением системы «урок – внеурочная деятельность – повседневная жизнь».

    Особое внимание грамотный современный учитель начальной школы  уделяет процессу познания, открытия, овладения знаниями и способами взаимодействия с окружающим миром, в ходе которого ребенок учится критически оценивать собственный успех или неуспех и  овладевает навыками сотрудничества с окружающим миром в различных ситуациях.

    Вопрос о том, возможно ли, не снижая качества знаний, повысить социальную и коммуникативную компетентность школьников, не давал мне покоя уже на протяжении длительного времени. Мой педагогический опыт позволяет мне считать, что можно, если эти знания будут добываться детьми в совместной учебной работе с одноклассниками, если учителю удастся превратить класс в учебное сообщество. А для этого классный руководитель должен четко выстраивать собсвтеную систему работы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Всероссийский конкурс профессионального мастерства

     «Методическая копилка классного руководителя»

    МКОУ «СОШ №24» МО «Мирнинский район»

     РС(Я), г.Удачный

    Из опыта работы классного руководителя в начальной школе

    Гарькавая Елена Юрьевна

    О системе работы (записки классного руководителя).

    Являясь учителем начальной школы, я выступаю одновременно в двух «лицах» - учителя – многопредметника (и это помогает строить обучение на интегративной основе) и классного руководителя (где мне близка позиция человека, сопровождающего процесс самопознания и саморазвития, как каждого ученика в отдельности, так и классного коллектива в целом). Особенность и уникальность начальной школы состоит в том, что вся наша классная жизнь неразрывно связана и является логическим продолжением системы «урок – внеурочная деятельность – повседневная жизнь».

    В моей педагогической практике единицей управления является ситуация, создаваемая как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Общение в процессе взаимного образования строится на демократических, доверительных, субъект – субъектных отношениях  в сотрудничестве и сотворчестве. Особое внимание уделяется процессу познания, открытия, овладения знаниями и способами взаимодействия с окружающим миром, в ходе которого ребенок учится критически оценивать собственный успех или неуспех и  овладевает навыками сотрудничества с окружающим миром в различных ситуациях.

    Для меня важно следить за процессом продвижения каждого ребенка, наблюдать и постигать логику его мыслительного процесса, помогать ему замечать свои сильные стороны и определять границы собственного «знания – незнания». Поэтому я легко могу уйти в уроке «за учеником», если вопрос, возникший в ходе работы, вытекает из логики урока, пересекается с субъективным миром ребенка и позволяет расширить рамки содержания, изначально определенные мною. На наших уроках мы с ребятами совместно «открываем» новое знание, удивляемся красоте и стройности понятий, идей, определений, и часто мои воспитанники – «коллеги» находят в давно казалось бы известном, новые для меня стороны. На наших уроках присутствует обязательная благодарность за прошедший урок и каждый имеет право высказаться, что он открыл, что узнал, что удивило, было не понято, или не понравилось.  Любимыми заданиями моих учеников являются работы, требующие фантазии и придумывания: фантастические проекты, макеты, объемные схемы, которые надо прокомментировать. Другим нравится работать со словом: как оно появилось, образовалось, что можно с ним «сотворить». Особым интересом пользуются занятия в Школе Олимпийского резерва, где мы знакомимся с нестандартными задачами и заданиями, играем в то, что нас окружает и «пробуем» мир вокруг нас на цвет, вкус, запах, смысл, рефлексируем то, что увидели, услышали, осмыслили. И это волшебные моменты, когда возникает «Ух, ты!» оттого, что мне ЭТО удалось. Проверяя работы учащихся, я никогда не выставляю отметку сразу, а предлагаю найти ошибки (в первом классе – указав границы слова или выражения, во втором – номер задания, в третьем и четвертом классах – в работе в целом или ее достаточно объемной части). Найти и объяснить, почему им была допущена ошибка, то есть определить собственную «область незнания».  И, если к окончанию четвертого класса, мои воспитанники могут сформулировать ответ на вопрос «Что я знаю хорошо? Что я умею делать хорошо? Что я люблю учить и о чем мне интересно узнавать?», я считаю, что первый шаг на пути самопознания, как условия успешности личности, ими сделан.

    Считаю себя сильным и опытным классным руководителем: все выпускаемые мною классы в средней и старшей школе отличают высокий уровень самоуправления и активная жизненная позиция. На протяжении нескольких лет все они являются лучшими классами-экипажами в своей параллели.

    Вот уже четвертый набор деятельность классного коллектива я организую на основе деления класса на бригады. Бригадами осуществляется дежурство, подготовка к классным часам (темы предлагаю и я, и сами ребята, и родители), участие в классных праздниках, конкурсах, событиях. В рамках бригад осуществляется помощь ребятам, испытывающим трудности в учебе (математика, русский язык), посещение болеющих детей. В начале 1го и 2го классов для решения комплекса задач развития, обучения и воспитания я сама делю коллектив на четыре бригады, основываясь на общности, знакомстве родительского и детского коллектива (каждые раз основание для объединения бывают разными, исходя из поставленных воспитательных целей). В начале третьего года обучения учащиеся предлагают свой вариант раздела на бригады, в результате психологической игры, мотивируя свое решение и выбор. Бригады взаимодействуют и на уроках.

    В этом учебном году я являюсь классным руководителем 1б класса. Необходимость формирования нового классного коллектива легла в основу моей  воспитательной программы «Ты, я, он, она – вместе целая страна».  Целью программы является сопровождение процесса формирования личности младшего школьника, его эмоционально-нравственных чувств и этнического гражданского сознания; накопление опыта эмоционально-ценностного постижения действительности; создание социально открытого образовательного пространства, направленного на формирование УУД младших школьников средствами системно-деятельностного подхода. Новый образовательный стандарт выдвигает новые требования к классному руководителю и его подходу к созданию воспитательной программы. Я решила взять за основу программы формирование универсальных учебных действий через организацию разнообразной воспитательной и развивающей деятельности и введения курсов внеурочной деятельности «Лего – конструирование», «Первые шаги в проекты», «Подвижные игры», «Волшебные ладошки», программы которых прошли школьную экспертизу.

    Основным направлением воспитательной работы по данной программе в 1 классе является  организация эффективной адаптации обучающихся, а также овладение новым видом деятельности – учебной,  выявление интересов, склонностей и способностей учащихся,  побуждение учащихся к активной социальной деятельности,  формирование ценностного отношения к знаниям, положительного отношения к школе и к учебному труду,  формирование адекватного поведения,  приобретение социальных знаний о нормах и правилах, принятых в обществе. С этой целью особое значение я придаю диагностике достижений и продвижения учащихся, их интересов и склонностей, провожу постоянный мониторинг усвоения знаний и уровня сформированности УУД.

            Решая задачу развития опыта общения и сотрудничества, создания благоприятной среды для самосознания каждым учащимся собственной индивидуальности, понимания необходимости адекватной самооценки, самореализации (личных УУД), создаю педагогические ситуации, требующие применения данных умений. Уже первые шаги на пути создания классного коллектива позволяют констатировать положительные  изменения:

    - заложены основы самоуправления (организация дежурства, проведение физзарядки, участие бригад в жизни класса);

    - проведены два совместных КТД, в которых активное участие приняли родители и дети;

    - успешно поучаствовали в городской интеллектуальной игре первоклассников «Пиратский клад» (Диплом);

    - приняли участие в девяти различных дистанционных олимпиадах и конкурсах;

    - активно участвуем в школьных мероприятиях и праздниках (Праздник Осени, Устный журнал, посвященный Н.Носову, новогодний утренник, школьный концерт к 8 Марта, выставки рисунков и поделок).

      Предыдущие четыре года я была классным руководителем 1б – 4б класса (2010 – 2013г.г.).  Своей сильной стороной считаю умение организовать эффективное сотрудничество с родителями обучающихся, включить их в образовательный процесс. Традиционными в моем арсенале давно уже стали: праздник «Посвящение в ученики», семейно-спортивные эстафеты, походы в тайгу, книга рекордов нашего класса (с вручением сертификатов, подтверждающих рекорд в учебе, труде, творчестве, спорте), творческие отчеты по итогам каждого года обучения (сценарии для каждого отчета уникальны и не повторяются, так же как не повторяются стихи – посвящения первоклассникам и выпускникам), разнообразные по форме и содержанию родительские собрания. Среди методов работы, которые я использую для реализации поставленной цели такие, как: познавательные, ситуативные и ролевые игры, тематические беседы, диалоги, тренинги, погружения, экскурсии, конкурсы, соревнования.

     Ждут родители и традиционные мини-диагностики – настроения, интересов, отношения детей к различным жизненным понятиям и явлениям.

    Мониторинг и диагностика – это обязательный этап моей педагогической деятельности как классного руководителя. Отслеживанию и анализу подлежат:  

    - познавательные интересы детей и их динамика по годам обучения;

    - участие детей и родителей в общественной и интеллектуальной жизни класса, школы;

    - отношения в классном коллективе и уровень сотрудничества;

    - предпочтения при выборе форм участия в общественной жизни;

    - самооценка учащихся;

    - предпочтения и притязания, выбор занятий, настроение. 

    Особое значение я придаю вопросу занятости детей во внеурочное время. С момента поступления ребенка в класс, активно работаю с семьей и учащимся по определению его наклонностей и интересов, консультирую родителей о том, какие возможности дополнительного образования есть в школе и городе, даю рекомендации и поддерживаю связь с руководителями студий, секций, творческих коллективов, музыкальной и художественной школ, где занимаются мои ученики. В классе обязательно отмечаются и поощряются победы и достижения ребят в разных областях деятельности, устраиваются выставки творческих работ, фоторепортажи, демонстрируются награды.  

    Наличие системы индивидуальной работы, как с учащимися, так и с родителями, отражается в результатах диагностики воспитанности обучающихся (методика «Уровень воспитанности школьника» Н.П. Капустина), которые показывают положительную динамику роста воспитанности моих учеников.  

     Одной из важных воспитательных задач считаю формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений, а также воспитание ребенка как члена общества. Реализуя эти задачи через проведение коллективных мероприятий, учащиеся 1б-4б класса  регулярно занимали призовые места в различных школьных мероприятиях, были постоянными участниками школьных концертов и праздников.    

    Система классных часов вписывается в логику воспитательных программ и часто одна тема может выходить за рамки классного часа и становится темой школьных проектов. Так было с темами о проблемах с отношением к домашнему занятию и компьтероманией.  

            Опыт своей воспитательной работы я активно обобщаю в сетевом педагогическом сообществе.

    А в качестве заключения… каждый классный руководитель должен обладать своими педагогическими (гуманистическими) постулатами. Мои таковы:

    • Образование = обучение + воспитание в процессе общения.
    • Единица управления образовательным процессом – ситуация (учебная, проблемная, нравственная и т.п.)
    • Главная цель воспитания – развитие внутренних резервов личности для построения собственной траектории успешной и гармоничной жизни.
    • Философия образования должна строиться на антропологическом подходе к нему (каждый человек уникален и неповторим, а встреча с любым человеком – это уникальный шанс взаимного обучения и воспитания).
    • Принципы общения – взимообразование, взаимопомощь, сотрудничество, сотворчество, доверие, открытость, демократичность.
    • Любознательность – естественный двигатель  процесса  познания окружающего мира ребенком, а состояние удивления и открытия мира можно и нужно создавать и поддерживать.
    • Воспитать личность может только личность.
    • Учатся у того, кого уважают и (или) любят. Уважение часто стоит гораздо выше, чем любовь, так как уважение надо заслужить.
    • Трудолюбие, честность, доброта и открытость всегда достойны уважения.

    Классное руководство – это хлопотно, но оно наполняет работу учителя особым смыслом. Остается его отыскать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности планирования внеурочной деятельности по кубановедению в системе работы классного руководителя.

    В нашей школе п.Кучугуры проводится большая работа по охране природы и экологическому воспитанию школьников.Ежегодно проводятся акции «Чистый школьный двор», «Чистый посёлок», «Чистые берега», «...

    Система работы классного руководителя с одаренными детьми

    Система работы классного руководителя  с одаренными детьми в начальной школе (из опыта работы)...

    Воспитательная система работы классного руководителя

    В последние годы значительно возрос интерес педагогов к использованию системного подхода в обучении и воспитании детей, Применение системного подхода позво­ляет сделать педагогический процесс бо...

    Система работы классного руководителя

    В содержание работы входит:1. Характеристика классного коллектива.2. Анализ воспитательного процесса по итогам прошлого учебного года.3. Цель, критерии и показатели оценки ожидаемого результата, задач...

    Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

    Проблема коллектива, его влияние на личностное развитие ребёнка исследуется долгие  годы. Для классного руководителя развитие детского коллектива является приоритетным направлением в воспитательн...

    Выступление на МО классных руководителей на тему "Система работы классного руководителя с родителями"

    В презентации указаны различные направления работы с родителями, формы взаимодействия классных руководителей и родителей...

    Работа с родителями-неотъемлемая часть системы работы классного руководителя

    В воспитании подрастающего поколения важным фактором должна стать семья, семейное воспитание. Как учителя, так и родители должны хорошо знать личностные качества ребёнка, его физическое и психическое ...