Главные вкладки

    Урок, посвященный творчеству Сергея Владимировича Михалкова (к 100-летию со дня рождения) «Все начинается с детства»
    классный час (3 класс) на тему

    • сформировать интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений С.В.Михалкова

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области с углублённым изучением отдельных предметов»

    Урок, посвященный творчеству

    Сергея Владимировича Михалкова

    (к 100-летию со дня рождения)

    «Все начинается с детства»

    C:\Users\Галя\Desktop\veselye-puteshestvenniki.jpg

    Подготовила: Никитина Г.П., учитель начальных классов

    2013

    Урок в 3 классе, посвященный творчеству

    Сергея Владимировича Михалкова

    (к 100-летию со дня рождения)

     

    Тема: Все начинается с детства

    Цель: Познакомить с жизнью и творчеством С. Михалкова

    Задачи:

    Личностные УУД

    • сформировать интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений С.В.Михалкова
    • развивать устойчивый интерес к чтению

    Метапредметные

    Регулятивные УУД

    • развивать познавательную активность обучающихся, включать в учебно-исследовательскую деятельность

    Коммуникативные УУД

    • научить принимать участие в инсценировках
    • научить выражать свои мысли в устной речи, использовать речевые средства в соответствии с задачей высказывания

    Предметные

    • научить читать наизусть стихотворения С.В.Михалкова
    • формировать навыки анализа стихотворения
    • развивать навыки выразительного чтения басен, чтения по ролям

    Подготовительная работа:

    • нарисовать рисунки к произведениям С.В.Михалкова
    • составить кроссворд по стихотворениям С.В.Михалкова
    • организовать выставку «Капельки творчества» - написать отзыв на тему «Моя любимая книга»
    • организовать выставку книг С. В. Михалкова
    • разучивание слов для инсценирования выбранного произведения

    Оформление:

    Портрет С.В. Михалкова, выставка книг С.В. Михалкова, выставка иллюстраций к произведениям писателя, показ мультфильмов, просмотр фрагментов художественных фильмов, прослушивание музыкальных произведений на стихи С. Михалкова, прослушивание фонограммы с записью чтения стихов автором

    Оборудование:

    компьютер, мультимедийный проэктор, экран, ЭОР- презентация «Все начинается с детства»

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Звучит произведение  Сергея Михалкова  «Песенка друзей». Дети входят в класс, рассматривая выставку книг и рисунки к стихотворениям С.В.Михалкова.

    1. Сообщение темы урока и актуализация новых знаний

    - Ребята, как вы думаете, о ком мы будем беседовать с вами? (О Сергее Владимировиче Михалкове)

    - Что вы знаете о Сергее Михалкове?

    - 13 марта исполняется 100 лет со дня рождения замечательного детского поэта С.В. Михалкова. С какими произведениями вы знакомы? Слайд 1

    В своих стихах поэт С.Михалков интересно и весело рассказывает о важных и серьезных вещах, говорит как равный с детьми, принимая все обиды и радости.

    Одно из самых замечательных свойств на свете – это умение удивляться и радоваться. Увидеть солнце, показавшее свой краешек над горизонтом, и удивиться – какое сияние встаёт над тихой землёй. Увидеть летящий самолёт и удивиться – как вытягивается в небе серебряная стрелка.

    Дети удивляются и радуются больше всех, это понятно – подрастая, мы узнаём огромный, неожиданный мир. Помогает нам в этом прекрасный поэт Сергей Владимирович Михалков.

    Стих у него то задушевный, то озорной, неотразимо певуч и лиричен, и в этом его главная сила.

    Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в поэтический мир С.Михалкова и сделаем очень важные открытия.

    - Как вы думаете, какие это будут открытия?

    - Поэзия Михалкова  - это не только стихи для детей, оказывается, его перу принадлежат и очень серьезные произведения. Какие? Сегодня мы об этом узнаем.

    Начнем мы наше путешествие со знакомства с биографией поэта.

    1. Работа над новым материалом

    Знакомство с биографией поэта (сообщения учащихся)

    Детство поэта

    Слайд 2

    Начало творческой деятельности.

    Слайд 3

    Годы ВОВ и послевоенные годы.

    Слайды 3-5

    Последние годы жизни

    Слайды 6-7

    Стихи С.Михалкова для детей

    - Какое первое стихотворение поэта принесло ему известность?  Слайд 8

    - Конечно же, это стихотворение «Дядя Степа». Просто, весело, увлекательно рассказывает поэт в своём “Дяде Стёпе” о мужестве и благородстве людей. Это сказка – быль. Сергей Михалков написал много книг про Дядю Стёпу. Дядя Стёпа – моряк, милиционер, отец космонавта, заслуженный ветеран. Дядю Стёпу знают взрослые и дети во всём мире. Чтение отрывков из стихотворения.

    - Образ кого создал поэт в стихотворении? (В этом детском стихотворении поэт создал положительный, идеальный образ милиционера (полицейского)

    - Какими же качествами обладает дядя Степа? Чему мы можем у него поучиться?

    - Дар поэта в том, что и к обыденному он относится по-своему, находя во всем интересные и забавные штрихи. Так появилось стихотворение «Грипп». Поэт простудился и заболел, и никакие порошки и микстуры не помогали. Наконец болеть ему надоело, он придвинул к себе стол, и на чистом листке появились строчки:

    (Чтение стихотворения «Грипп»)

    - Как вы думаете, какое лучшее средство от всех болезней?

    - Признайтесь, часто вставая утром в школу, вас посещает мысль: «Вот бы не ходить сегодня в школу».

    - А в каком случае мама оставляет вас дома? Правильно, когда вы заболели. Послушайте стихотворение Михалкова «36 и 5».

    - Какие чувства испытывает герой стихотворения в конце? Почему?

    - Чего же никогда нельзя делать?

    - Очень известно стихотворение С.Михалкова «Про мимозу». Послушайте его.

    - Кого называет автор мимозой, почему?

    - Следующее стихотворение называется «Прогулка»

    - Чему учит это стихотворение?

    - Часто ли случаются у нас такие «прогулки»?

    - Слышали ли вы выражение – Фома неверующий?

    С.Михалков тоже его знал и ему пришла блестящая мысль написать стихотворение про мальчика Фому. А что с ним произошло, вы сейчас увидите.

    (Инсценировка стихотворения «Фома»)

    - Каким не нужно быть? За что автор осуждает Фому?

    - Михалков пишет не только веселые стихи, читая которые мы смеемся, но и грустные. Грусть – светлое чувство, его не  нужно стыдиться, тем более, что жизнь дарит нам не только счастливые дни и годы, но и сталкивает с серьезными проблемами.

    (Чтение стихотворения «Старый клоун»)

    - Чему можно поучиться у клоуна?

    Это стихотворение написано о счастливом человеке. Да, он умирает. Но он не сломлен духовно, он горд, потому что честно прожил свою жизнь, которую отдал любимому делу – искусству.

    1. Физкультминутка

    (проводит ученик под песню на стихи С. Михалкова «Мы едем, едем, едем»)

    1. С. Михалков – баснописец

    Басня славится моралью

     Не ленись, запоминай,

     Всё чему она научит

     Ты себе на ус мотай.

    Чтение и инсценировка басен Михалкова.

    «Муха и пчела» (инсценировка басни)

    - За что осуждает автор муху?

    - Каких людей автор сравнивает с пчелой и мухой?

    Чтение басни «Любитель книг»

    - Действительно ли герой басни является любителем книг, чтения?

    - Чем привлекают его книги?

    - Какова мораль этой басни?

    Инсценировка басни  «Чужая беда»

    - Чему учит эта басня? Какова ее мораль?

    Инсценировка басни «Ромашка и Роза»

    - Какова мораль этой басни?

    - На чьей стороне наши симпатии?

    - Встречаются ли рядом с нами такие «розы»?

    Чтение басни «Когда везет»

    - Какова мораль этой басни?

    1. Викторина «А что у вас?»

    Слайд 11

    •  Когда и где родился С.В. Михалков? (С. В. Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве)
    •  Какие жанры использовал в литературном творчестве С.В. Михалков? (Стихи, рассказы, сказки, басни,  пьесы, переводы, статьи, сценарии)
    •  Как называлось его первое стихотворение? («Дорога»)
    • Сколько лет со дня рождения он отметил в этом году? (100 лет)

    Слайд 12

    • В каком стихотворении ребята затеяли спор о профессиях мам? («А что у вас?»)
    • Какое предложение писал герой стихотворения "Чистописание"? (Дает корова молоко)
    • К какому выводу он пришёл? («Да, стать учёным не легко!»)
    • Какая фамилия была у Дяди Стёпы?(Степанов)
    • Из какого стихотворения эти строки?

    Ты в дальнюю дорогу
    Бери с собой друзей:
    Они тебе помогут,
    И с ними веселей. («Песенка друзей»)

    Слайд 12

    • В каком классе учился мальчик, боявшийся прививок? (в 1)
    • Какая температура была у героя одного из  стихотворений? (36 и 5)
    • Что за каша была во рту у Саши? (каша из слов)
    • Сколько человек сидело и стояло в трамвае № 10? (115)
    • Какое слово ненавидел  герой одного из стихотворений? (спать)

    Слайд 14

     Доскажи словечко

    В доме восемь дробь один
    У заставы Ильича
    Жил высокий гражданин
    По прозванью.................. (каланча)

    В одном переулке стояли дома.
    В одном из домов жил Упрямый.............. (Фома)

    На прививку! Первый класс!
    Вы слыхали? Это нас!
    Почему я встал у стенки?
    У меня дрожат................... (коленки)

    Мы едем, едем, едем
    В далекие края,
    Хорошие соседи, счастливые …………. (друзья)

    Кто, набив пирожным рот,  

                  Говорит: А где………… (компот)

    Кто на лавочке сидел,

                 Кто на улицу глядел,  

                 Толя пел, Борис  молчал,

                  Николай ногой ………..  (качал)

     

    Мать сказала:
    – Дверь закрой!
    К нам летит пчелиный……     (рой)

    Из какого стихотворения эти строки?

     Мы приехали на речку

     Воскресенье провести

     А свободного местечка

     Возле речки не найти.

    Это кто накрыт в кровати

     Одеялами на вате?

     Кто лежит на трех подушках

     Перед столиком с едой

     И, одевшись еле-еле,

     Не убрав своей постели

     Осторожно моет руки

     Кипяченою водой? («Про Мимозу»)

    Сто машин стоят, гудят –

     С места тронуться хотят.

     Три, четыре, пять минут

     Им проезда не дают. («Дядя Степа – милиционер»)

     Говорят –

     Что ни пожелается –

     Все всегда произойдет,

     Все всегда сбывается.

     Когда это бывает? (Под Новый год)

    Я сегодня сбилась с ног, У меня пропал … Кто пропал у девочки? (щенок)

    У меня печальный вид… Что болит у героя стихотворения? (голова)

    Слова Гимна России написаны С.Михалковым. Кто стал автором музыки?

    1. Итог урока

    Слайд 15

    Талант Сергея Михалкова состоит в удивительной способности перевоплощаться в ребёнка. Поэт всегда вместе со своими маленькими героями. Он погружается в ребячью жизнь, участвует во всех детских затеях.

    Более 60 лет работал С.В.Михалков в литературе. За это время созданы десятки книг стихов, прозы, статей. Они часто переиздаются, потому что есть острая потребность в них. Ведь этот замечательный человек прекрасно знал характер человека, он умел говорить на равных и с самыми маленькими, и со взрослыми. И недаром он награжден польским орденом Улыбки – единственный в мире международной наградой, которую присуждают дети. Но главная награда – это любовь к писателю его друзей, многомиллионной  армии читателей его книг.

     «В мировой детской литературе есть сегодня хорошие книги, созданные на десятках разных языков. Есть книги-учителя, строгие и взыскательные. Есть книги-приятели. Есть книги-волшебники. Есть книги-солдаты. И каждая новая хорошая детская книга – это праздник для тысяч юных граждан планеты "Земля"».

                                                                                                  С.В. Михалков

    Рефлексия

    Так пусть и для нас каждая книга  становится праздником. А чтобы этот праздник состоялся, что должны делать мы?

    Наш сегодняшний урок завершается, но не заканчивается дружба с Сергеем Владимировичем Михалковым и с его книгами, которые согреты его добром, юмором.

    В заключении послушайте стихотворение С. Михалкова «С нами смех!» пусть это стихотворение станет для вас жизненным девизом.

                                             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Читательcкая конференция,посвященная 100 летию со дня рождения С.В.Михалкова

    Мероприятие посвящено юбилейной дате, 100 летию писателя- С.В.Михалкова с обучающимися 3 класса....

    Библиотечный урок к 100-летию со дня рождения С. Михалкова

    Задачи:1)    Расширить представление о жизни  С.В.Михалкова2)    Обобщить и систематизировать знания о творчестве С.В.Михалкова3)    Расши...

    КОНФЕРЕНЦИЯ, посвященная 100-летию со дня рождения С.В.Михалкова.

    Конференция в начальной школе, посвященная творчеству С.В.Михалкова. Презентация найдена детьми в интернете, очень понравилась, содержит биографические данные, литературную викторину....

    Проект "Путешествие по книгам Бориса Владимировича Заходера"( к 95-летию со дня рождения писателя)

    Изучение творчества Б. Заходера. Чтение произведений, инсценировка пьес,  проведение викторин....

    Сценарий школьного праздника, посвященного 100 летию со дня рождения Сергея Михалкова

    Сценарий школьного праздника, посвященного 100 летию со дня рождения Сергея Михалкова...

    Педагогический анализ образовательных мероприятий, посвященных 120-летию со дня рождения С. А. Есенина + сценарий проведения вечера. посвященный 120-летию со дня рождения С. А.Есенина

    Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве С. А. Есенина.Задачи:Донести до учащихся красоту поэзии Есенина;Развивать навыки выразительного чтения;Расширять кругозор младших школьников;Развива...