Гражданско-патриотическое воспитание на примере проекта"Малые народы России".
статья (4 класс) на тему

Артамонова Елена Валентиновна

Материал по воспитательной работе. Описание проекта  для формирования понятий "толерантность","патриотизм","гражданственность"  Помогает  формированию знаний о малых этнических группах России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_proekta.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №358
Московского района

Гражданско-патриотическое воспитание на примере проекта « Малые народы России».

Автор: Артамонова Елена Валентиновна, учитель начальных классов.

Санкт-Петербург
2014

«Гражданско-патриотическое воспитание на примере проекта Малые народы России»

Современное общество характеризуется нарастающим количеством социально-экономических, политических и культурных противоречий. Жизнь общества становится подверженной настроениям нетерпимости, которые связаны с возрастающими культурными, религиозными, социальными различиями между людьми. Преодоление данной ситуации, в частности, формирование толерантности в качестве ценностной мировоззренческой установки школьников, становится актуальной задачей современного образования. Именно школа оказывается тем пространством взаимодействия, той актуальной средой, которая ответственна за формирование толерантности в обществе.

Основной идеей проекта является знакомство учащихся с малыми народами России, с их бытом, традициями в условиях модернизации. Формируется толерантное отношение к народам, проживающим на территории Российской Федерации. Актуальность именно этой темы продиктована сокращением численности малых народов, исчезновением их культуры и самобытности.

К огромному сожалению, у современного поколения растет культурная пропасть, прогрессируя с каждым годом. В проекте содержатся различные формы деятельности, что позволяет привлечь детей с разным восприятием и мышлением к поставленной проблеме.

Целью проекта является :формирование качеств толерантной личности у учащихся на основе полученных знаний о культуре малых этнических групп, проживающих на территории Российской Федерации:

  • открытых к восприятию других культур;
  • способных уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Задачи проекта.

  • Развитие способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
  • Формирование у учащихся знаний о малых народах России;
  • Развитие воображения, способности к эмпатии (сопереживанию);
  • Развитие универсальных умений: эффективный поиск информации, синтез и анализ полученной информации, целевое применение полученных результатов;
  • Совершенствование личных качеств учащихся: самостоятельности, собранности, работоспособности;
  • Совершенствование коммуникативных навыков: сотрудничество, умение работать в творческой группе, коллективное решение задач;
  • Формирование качеств: толерантность, гражданственность и патриотизм.

Проект рассчитан на один год .Время  проведения с октября по апрель  месяц.

Этапы проведения проекта.

Подготовительный:

  • Выбор направления деятельности(этнической группы).
  • Определение творческой группы по работе с проектом.
  • Распределение деятельности группы по направлениям.

Основной:

  • Исследовательская работа.
  • Образовательные мероприятия.
  • Творческая работа.

Заключительный:

  • Подготовка отчёта по проекту.

Основное содержание проекта.

Проект формирования знаний о культуре малых этнических групп России включает в себя целый ряд исследовательских, общеобразовательных, творческих мероприятий, направленных на знакомство и формирование знаний о их быте и традициях в условиях современного мира.

У каждого учебного коллектива есть возможность выбора любого малого народа России из предложенных ниже вариантов: алеуты, алюторцы, вепсы, долганы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты, коряки, кумандинцы, манси, нанайцы, нганасаны, негидальцы, ненцы, нивхи, ороки (ульта), орочи, саамы, селькупы, сойоты, тазы, теленгиты, телеуты, тофалары, тубалары, удыгейцы, ульчи, ханты, челканцы, чуванцы, чукчи, чулымцы, шорцы, эвенки, эвены, энцы, эскимосы, юкагиры.

Целевая категория.

Основная целевая группа проекта – учащиеся 4-11 классов.

Учащиеся 4-х классов выбирали задания по одному из следующих направлений для одного из малых народов: народность, жилище, традиции, костюм, культура.

Участники: все субъекты образовательного процесса – родители, педагоги, учащиеся, социум.

План реализации проекта.

№№

Описание
мероприятия

Дата
проведения

Описание видов
деятельности

1

Концерт, посвященный открытию школьного проекта (открытие фестиваля).

Ноябрь

Создание творческой презентации о выбранном народе (учащиеся готовят творческий номер, включающий информацию о местах традиционного проживания, видах хозяйственной деятельности, культуре). Предоставляются фотографии выбранной этнической группы и электронная презентация (учащиеся 4-х классов демонстрировали постановку эвенкской сказки).

2

1. Исследовательская работа.

2. Обще-образовательные мероприятия.

3. Творческие мероприятия.

В течение года

В течение года

В течение года

Подробное изучение быта, традиций, видов хозяйственной деятельности, культуры малых этнических групп России.

  • Проведение классных часов на тему «Малые народы России».
  • Сотрудничество с литературным клубом «Мыс».
  • Организация встречи со студентами университета им. Герцена (факультет народов крайнего севера).
  • Просмотр фильма о малых этнических группах с обсуждением его с учащимися.
  • Посещение он-лайн музея «Кочевой культуры».
  • Посещение библиотек:
  • им. С.Я. Маршака;
  • им. К.Г. Паустовского;
  • «Спутник».
  • Посещение Этнографического музея.

  • Защита выбранного направления проекта в классе.
  • Создание национального костюма.
  • Создание макета жилища.
  • Создание национального орудия труда.

3

Фестиваль малых народов России.

Апрель

Творческое представление классом выбранной народности: в костюмах, с играми, танцами, песнями, обрядами.

4

Выставка малых народов России

Апрель

Оформление выставки малых народов России (макет жилища, орудие труда, национальный костюм, фотографии, книги, статьи).

Партнерами  проведения проекта являются:

  • Этнографический музей;
  • ДДЮТ Московского района;
  • Российская Национальная библиотека;
  • Библиотека им. С.Я. Маршака;
  • Библиотека им. К.Г. Паустовского;
  • Библиотека «Спутник».

Ожидаемые результаты.

  • Формирование знания у учеников о малых этнических группах России.
  • Возникновение интереса к самопознанию и познанию других людей.
  • Возникновение эмпатии (сопереживания, сочувствия) и толерантного отношения к народам России.
  • Развитие навыков работы с информацией и ее целесообразного применения.
  • Развитие навыков сотрудничества, умения работать в творческой группе.
  • Формирование таких понятий, как «толерантность», «гражданственность», «патриотизм».

Данный проект используется в системе гражданско-патриотического воспитания и имеет огромное значение для формирования понятий «толерантность», «гражданственность», «патриотизм».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов.Моя малая Родина

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов. ...

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала.»

Тема проекта «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала».   На нашей улице живет участник ВОВ Ахтырский В.И. Однажды я встретила его...

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Моя малая Родина"

Программа предназначена для классных руководителей, учителей начальных классов, с ц елью формирования патриотического сознания у учащихся как важнейшей ценности, одно из основ духовно-нравственного ед...

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Моя малая Родина"

Программа разработана творческой группой и направлена на формирование гражданственности, привития любви к родному краю, возрождение народных  традиций, воспитание уважительного отношения к родите...

Проектная работа Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников. "Моя малая родина - Ревда"

Цель проекта: формирование основ патриотизма, развитие творческих способностей обучающихся младших классов, привлечение родителей к работе над проектом.Задачи: вовлекать обучающихся в проектную деятел...

Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» .

САХАЛИНЯ живу у самого начала,Здесь начало дня и край страны...

Выступление на школьном педагогическом совете на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание классного коллектива на примере 4 класса».

Краткая характеристика направлений гражданско-патриотического воспитания детей с примерами работы....