Патриотическое воспитание младших школьников: "С чего начинается Родина?"
классный час на тему

Грошевская Наталья Юрьевна

                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 108.82 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание младших школьников: "С чего начинается Родина?"

I часть.

1. Аудиозапись песни «С чего начинается Родина» (В. Баснер – М. Матусовский, исполн. М. Бернес)

2. Что же такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной?

Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом Родина. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине в исполнении ребят.

В. Степанов

«Что мы Родиной зовём?»
Что мы Родиной зовём?
Край, в котором мы растём,
И берёзки, вдоль которых
Взявшись за руки, идём.
Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём…

Е. Синицын

Берегите Россию – 
Нет России другой. 
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию,
Без неё нам не жить.
Берегите её.
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – 
Нет России другой.

«Россия» С. Васильева

...Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей, 
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей...
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю 
Степи задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом "Русь"!

А. Прокофьева.

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса, 
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо все нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.
Всюду всё в ее раздольях – наше.
Отдадим ей думы и дела 
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!

3. Откуда произошло само слово «родина»?

Послушаем Влада и Иру, им было дано задание найти значение этого слова в словарях.

1) Слово РОДИНА произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов называется Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.

2) РОДИНА – страна, город, где человек родился.

Подберите слова с корнем -род- близкими по значению к слову – родина. (родить, родители, родной, родник, родичи, родинка, народ, родственник…)

Посмотрите, ребята, какие добрые, тёплые, родные слова оказались близкими слову родина.

4. Из рассыпанных частей составьте пословицы, объясните, как вы их понимаете.

Всякому мила

а чужая - мачеха

Родная сторона – мать,

своя сторона

На чужой сторонушке

в чужом - ворона

Чужбина – калина,

рад своей воронушке

В родном краю сокол,

родина - малина

О Родине сложено в народе много пословиц. Какие пословицы о Родине знаете вы?

5. Почему мы Россию зовём Отечеством, Родиной, матушкой

Послушайте ответ на этот вопрос.

Аудиозапись К. Ушинский «Наше Отечество» (отрывок)

II часть.

1. Наше государство называется Россия, Российская Федерация.

А чем отличается одно государство от другого? (Языком, на котором говорит народ; историей; обычаями; географическим положением; символикой)

Назовите основные символы государства (флаг, герб, гимн)

Где в повседневной жизни можно увидеть изображение герба и флага России?

«Флаг России» В. Степанов

Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет. 
Красная полоска – 
Солнечный рассвет.

Видеозапись о флаге России.

2. А сейчас мы послушаем отрывок из нашего гимна.

Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников. Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины.

Видеозапись гимна России.

3. «Герб России» В. Степанов

У России величавой
На гербе орёл двуглавый, 
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

Видеозапись о гербе России.

4.

а) У всех древних городов есть свои гербы – изображения, по которым один город отличали от другого.

Вот герб Москвы.

http://festival.1september.ru/articles/572320/02.jpg

На красном поле всадник в серебряных доспехах и голубом плаще. Он вонзает длинное копьё в тело дракона. Этот герб появился у Москвы после победы Дмитрия Донского на Куликовом поле.

Как вы думаете, почему на гербе России Московский герб?

Герб города рассказывал о многом, например, о том, каким трудом занимались его жители, какому животному поклонялись.

б) Существует специальная наука, которая изучает гербы городов и стран, она называется – ГЕРАЛЬДИКА.Учёные изучают изображения на гербах и по ним «читают» страницы древней истории городов.

Посмотрите на гербы разных городов России. Что может рассказать герб о городе?

http://festival.1september.ru/articles/572320/01.jpg

  • Найдите герб города Иваново. Этот город славен своей текстильной промышленностью. Его хлопковые и льняные ткани славятся на весь мир.
  • Найдите герб города Стародуб. Как догадались?.
  • Расскажите про оставшиеся гербы, подумайте, чем славятся эти города?

5. Найдите среди гербов герб нашего города.

Интересно, что у нашего города 2 герба.

Рассказывают подготовленные ученики.

ГЕРБ НОВОКУЗНЕЦКА

http://festival.1september.ru/articles/572320/03.jpg

Утверждён 12 марта 1804 года. В щите, разделённом надвое, в верхней половине герб Томский, а в нижней – в золотом поле кузница с принадлежащими к ней орудиями.

СТАРЫЙ ГЕРБ НОВОКУЗНЕЦКА

http://festival.1september.ru/articles/572320/04.jpg

Утверждён в 1970 году. Представляет собой щит. На белом поле щита, означающим сибирскую природу, помещено изображение доменной печи красного цвета и чёрный квадрат, символизирующие главные отрасли промышленности города – металлургическую и угольную. От чёрного квадрата исходят лучи – энергия солнца заключённая в угле. В верхней части щита – условное изображение стен Кузнецкой крепости, как дань уважения к историческому прошлому Кузнецкого края.

III часть

1. А сейчас мы посмотрим фильм об истории нашего города.

Видеофильм «Новокузнецк»

  1. Назовите год основания города. (1618год)
  2. Как назывался город в разные времена? Кузне́цкий остро́г, Кузне́цк, посёлок Сад – город, город Новокузне́цк, Сталинск, и опять – Новокузнецк)
  3. Кто запомнил численность нашего города? (Более 563тыс. жителей)
  4. Когда мы празднуем день города? (В первое воскресенье июля).

2. А каким вы себе представляете наш город?

Детские сочинения на тему «Мой любимый город».

Нам деды обещали 
Построить город – сад. 
И мы им благодарны 
И каждый из нас рад.
Что город наш любимый.
Зелёный город мой
Стоит такой красивый,
Он самый мой родной.
(«Мой город» Ю. Рубанникова, 2 класс)

3. У нашего города есть свои культурные ценности, которыми по праву гордятся жители нашего города. С некоторыми мы сейчас познакомимся.

Выступают группы ребят.

а) КУЗНЕЦКАЯ КРЕПОСТЬ

http://festival.1september.ru/articles/572320/05.jpg

Одним из памятников освоения Сибири русскими людьми и защиты этого края от набегов татар является Кузнецкая крепость, находящаяся на правом берегу Томи на Маяковой горе. Крепость была построена из камня, окружена высокими оборонительными стенами и водными преградами, на стенах стояли крепостные пушки. Кузнецкая крепость стала одним из главных укреплений по охране южных границ России XVIII века.

б) ДОМ ДОСТОЕВСКОГО

http://festival.1september.ru/articles/572320/06.jpg

Гордостью жителей Новокузнецка и всего Кузбасса является литературно-художественный памятник XIX века – дом Фёдора Михайловича Достоевского. Ф. М. Достоевский – известный во всём мире российский писатель такими произведениями как: «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и другие. В Кузнецком районе города Новокузнецка стоит одноэтажный бревенчатый дом, построенный в первой половине XIX века. Этот дом является свидетельством недолгого периода жизни писателя в Кузнецке. В доме жила Мария Дмитриевна Исаева, которую полюбил молодой Достоевский. Писатель вёл с ней долгую переписку, а в 1857 году состоялось их венчание. Но брак их был недолгим и несчастливым. В 1864 году М. Д. Исаева умерла в Москве. Дни, проведённые в Кузнецке, образ и ранняя потеря любимой женщины послужили материалом для многих произведений великого писателя. В целом пребывание Достоевского в нашем городе было недолгим: за три приезда он провел здесь 22 дня.

в) ПАМЯТНИК В. В.МАЯКОВСКОМУ

http://festival.1september.ru/articles/572320/07.jpg

В центре Новокузнецка стоит величественный памятник поэту Владимиру Владимировичу Маяковскому. Поэт никогда не был в Сибири. Но его хороший знакомый Ян Петрович Хренов был строителем Кузнецкого металлургического комбината в 30-е годы XXвека и много рассказывал о Кузнецкстрое поэту. Хренов рассказывал не только о героическом труде строителей, о невзгодах и трудностях, но и о великой романтической мечте этих людей о новом красивом городе, похожем на сад. Вдохновившись рассказами Хренова, В. Маяковский в 1929 году написал стихи, ставшие символом Новокузнецка:

Я знаю - город будет,
Я знаю – саду цвесть, 
Когда такие люди
В стране советской есть!

4. А сейчас вы услышите стихи кузбасских поэтов о нашем крае в исполнении одноклассников.

Геннадий Юров

Если в карту Сибири всмотреться,
На ней обозначены контуры сердца. 
И бьётся оно, и Отчизне внимает
Рабочему ритму Кузнецкого края.
И в буднях эпохи, и в каждом из нас
Пульсирует гордое имя – Кузбасс!

И. Агафонов

Город наш не может нам не нравиться,
В нём нашли мы радость и мечту, 
Всё нарядней улицы – красавицы,
Вся земля Кузнецкая в цвету.
И слова такие в песню просятся,
Светлые слова,
В них от солнца всё, от яркой просини,
В них всегда весна жива. 
Прозвучи, наш город, звонкой песнею,
Чтоб легко жилось на свете с ней,
Нам твои рабочие профессии 
Всех профессий кажутся важней.
Ты в труде нашёл своё призвание,
А твоим дорогам нет конца,
И с тобою в каждом испытании
Наши мысли, руки и сердца.

Виктор Баянов

Сторона любимая, приметная
У тебя приметы есть предметные. 
Только вот им верить не приходится –
Все они изменчивы, как водится
Где-то есть такие ж кедры с соснами,
Где-то есть такие ж зимы с вёснами,
Горы есть со снеговыми шапками
И посёлки с трубами и шахтами.
Только нет нигде чего-то главного,
По цене одной лишь жизни равного, 
Очень близкого чего-то, очень местного,
Сердцу только одному известного.

5. Видеоклип «Я горжусь, что здесь рождён»

IV часть.

- Так что же такое Родина? С чего она начинается?

- Что нового узнали на занятии?

- Чем хочется поделиться?

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.

Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.

Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
Так писал Юрий Яковлев.

На этом наш классный час заканчивается, но не заканчивается разговор о Родине, о городе, который мы будем продолжать в городских музеях, на выставках, экскурсиях по городу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

Дополнительная образовательная программа по краеведению для младших школьников " С чего начинается Родина "

Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Волгоградской области....

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья

В статье дается определение патриотизму и система работы  по патриотическому воспитанию...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

Актуальность патриотического воспитания детей или «С чего начинается Родина?».

Отдельно взятый человеческий род, передавая свою ДНК детям, в биологическом смысле обретает бессмертие. Этот факт не оспорим.Но сегодня замалчивается тот факт, что только при передачи подрастающему по...