Программа курса внеурочной деятельности: определения, основные подходы в разработке
учебно-методический материал на тему

Шарафутдинова Галина Михайловна

Методические рекомендации по разработке  программы курса внеурочной деятельности для учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа № 37» г. Сыктывкара

 

Программа курса внеурочной деятельности:

определения, основные подходы в разработке

Методические рекомендации для учителей начальной школы

 

Шарафутдинова Галина Михайловна,        

                    заместитель директора по воспитательной работе,

учитель коми языка

                     

Сыктывкар – 2014

Оглавление

1.Содержание и направления внеурочной деятельности         3-4 стр.

2. Требования к структуре и содержанию программ    

2.1 Программы учебного предмета, курса        5-7 стр.

2.2 Программы курса внеурочной деятельности        8-12 стр.

3.  Подходы к проектированию программ

курса внеурочной деятельности         13-15 стр.

4.Заключение         16-18 стр.

5.Список литературы         19 стр.

Содержание и направления внеурочной деятельности

    В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность обучающихся рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей  школьного возраста.  Стратегия воспитания учащихся в условиях внедрения ФГОС предполагает достижение результатов личностного развития учащихся  и на уроке и во внеурочной деятельности – прежде всего, через реализацию программы духовно-нравственного развития и воспитания как одного из механизмов интеграции общего и дополнительного образования. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочной формах и направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности учащихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. 

  Внеурочная деятельность – проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива (Е.Н.Степанов).   

     Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС осуществляется в следующих направлениях деятельности:

  • Реализация учебного плана образовательной организации  -   часть, формируемая участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования, курсы по выбору и т.д.).
  • Деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей (воспитателя группы продлённого дня,  старшего вожатого, социального педагога, педагога-психолога, педагога-организатора, классного руководителя).
  • Дополнительное образование детей в условиях школы (кружки, секции, творческие объединения, лагерные смены и пр.).
  • Дополнительное образование детей в условиях УДОД, культуры, спорта  (использование кадровых и материально-технических ресурсов  на базе учреждений - партнёров либо на базе школы).

    Содержание внеурочной деятельности учащихся складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности. В соответствии с ФГОС предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей:

  • общекультурному,
  • общеинтеллектуальному,
  • социальному,
  • духовно-нравственному  
  • спортивно-оздоровительному.  

    Виды внеурочной деятельности не закреплены в требованиях ФГОС, для реализации в образовательной организации рекомендуют следующие из них:

  • игровую,
  • познавательную,
  • проблемно-ценностное общение,
  • досугово-развлекательную,
  • художественное творчество,
  • социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность),
  • трудовую,
  • спортивно-оздоровительную,
  • туристско-краеведческую.

   В условиях внедрения ФГОС возникла необходимость в новом виде программного документа – программе внеурочной деятельности учащихся.  

 

Цель работы – рассмотреть основные подходы к разработке программы курса внеурочной деятельности.  

Требования к структуре и содержанию программы

учебного предмета, курса

    Образовательная организация разрабатывает рабочие программы учебных предметов, курсов. Структура рабочих программ должна соответствовать требованиям ФГОС основного общего образования. Образовательная организация самостоятельно определяет порядок разработки, обсуждения, экспертизы рабочих программ. При создании рабочих программ могут использоваться  примерные рабочие программы, входящие в состав  УМК. Центральное место при проектировании содержания образования, в т.ч. при разработке рабочих программ, должен занимать вопрос о том, как содержание связано с освоением УУД.

    Ниже представлены требования ФГОС основного общего образования к программам отдельных учебных предметов, курсов  и их отражение в примерной ООП основного общего образования (таблица 1).

Таблица 1

Требования ФГОС основного общего образования

Примерная ООП

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

  1. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета.
  2. Общую характеристику учебного предмета, курса.
  3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
  5. Содержание учебного предмета, курса.
  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
  7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  8. Планируемые результаты изучения учебного курса, предмета.

Разработаны примерные программы всех учебных предметов в соответствии с ФГОС основного общего образования. В них отражено не только содержание знаний, но и содержание видов деятельности, которое включает конкретные УУД.

Примерные программы учебных предметов, курсов включают основное содержание курсов по всем обязательным предметам на ступени основного общего образования.

Полное изложение примерных программ учебных предметов, курсов, предусмотренных к изучению на ступени основного, общего образования, в соответствии со структурой, установленной ФГОС, приведено в приложении к примерной ООП.

    Таким образом, программы учебных предметов, курсов входят в содержательный раздел  ООП ООО и ориентированы на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

• четырёх междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»;

• учебных программ по всем предметам.

    При этом важно учитывать, что в результате изучения всех предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

    Учитывая выше сказанное, рабочая учебная программа является своеобразным путеводителем, в первую очередь, для учащихся и их родителей.

Требования к структуре и содержанию программы внеурочной деятельности учащихся

    Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает внеурочную деятельность как обязательную часть образовательного процесса, которая обеспечивает возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие, воспитание и социализацию учащихся, формирование универсальных учебных действий.

    Программа внеурочной деятельности должна способствовать не только достижению образовательных результатов нового уровня, как того требует ФГОС, но и формировать у учащихся компетенции в конкретных сферах человеческой (в том числе предпрофессиональной) деятельности, что является задачей дополнительного образования детей. Этот подход предъявляет следующие требования к структуре и содержанию программы внеурочной деятельности:

  • в программе должны быть представлены планируемые предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты достижимые в рамках того вида деятельности, который осваивают обучающиеся в соответствии с программой, и предъявлены средства измерения уровня достижения планируемых результатов;
  • в программе должно быть отражено содержание конкретного вида практической деятельности, который осваивают обучающиеся, и представлены информационно-методические, кадровые и материально-технические условия реализации данного содержания;
  • формы и методы работы учащихся должны соответствовать не только возрастным и психологическим особенностям детей, но и виду деятельности, осваиваемому учащимися в рамках программы.

    Программа внеурочной деятельности детей - своеобразный образовательный маршрут, который прокладывается по определённым направлениям. Содержание программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов учащихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения.     

   Направления развития личности учащихся (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное) являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих образовательных программ, но образовательная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять временные рамки и формы её организации.      

    Как и в воспитательной деятельности, при осуществлении внеурочной деятельности результаты могут быть представлены в трех уровнях:

первый - приобретение школьником социальных знаний, представлений; второй – формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества;

третий – получение учащимся опыта самостоятельного социального действия.

    Д.В.Григорьев и П.В.Степанов в соответствии с предполагаемым результатом выделяют  следующие типы программ внеурочной деятельности:

- комплексные программы, предполагающие последовательный переход от результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;

- тематические программы, направленные на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания «Я – гражданин России», программа воспитания толерантности «Мир общения» и т.п.)

- образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня. Такие программы могут иметь возрастную привязку;

- образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности. К данному типу программ относятся программы кружков, секций, студий, творческих объединений учащихся.

- индивидуальные образовательные программы для учащихся могут являться составной частью вышеперечисленных типов программ внеурочной деятельности.

  Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников (комплексные, тематические программы внеурочной деятельности), то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

    Программы внеурочной деятельности конкретной образовательной организации разрабатываются педагогами на основании программ, разработанных авторами учебно-методических комплектов (например, «Мир деятельности») или самостоятельно. В этом случае они обсуждаются на заседании методического объединения учителей, проходят рецензирование и принимаются решением педагогического совета общеобразовательной организации.

    Нормативно структура программы внеурочной деятельности пока не закреплена, поэтому разработчики данного вида программного документа основываются либо на структуре учебной программы общего образования либо на структуре, схожей с дополнительной образовательной программой.

    Структура программы курса внеурочной деятельности:

1.   Пояснительная записка;

  1.  Общая характеристика курса;
  2.  Результаты изучения (освоения) курса внеурочной деятельности.
  3.  Содержание курса внеурочной деятельности;
  4.  Тематическое планирование с определением основных видов  

      внеурочной деятельности обучающихся;

  1.  Условия реализации программы.

Титульный лист

    Содержит наименование образовательного учреждения, название курса, отражающее его суть, указание на возраст обучающихся, для которых предназначена программа, направление внеурочной деятельности, в рамках которого реализуется курс, срок реализации программы, Ф.И.О., должность педагога, гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения), название города и год создания программы.

    Пояснительная записка

    Отражает актуальность, цель и задачи программы. Конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности. Формулировка цели должна быть направлена на достижение результатов. Не должно быть нагромождения целей и задач. Цель и задачи курса  должны быть взаимосвязаны между собой, дополнять или объяснять друг друга.

    При описании актуальности данного курса необходимо указать, на решение каких современных проблем он направлен, кратко сформулировать, как учитывается конкретный социальный заказ детей и родителей. Необходимо указать направленность программы.

    Если за основу взята  примерная программа внеурочной деятельности, это также должно найти отражение в пояснительной записке.

    Общая характеристика курса внеурочной деятельности

    Раскрывает ценностные ориентиры содержания учебного курса, место учебного курса в учебном плане, продолжительность курса, формы организации и режим проведения занятий, возрастные и личностные особенности обучающихся, на которых он ориентирован. Следует учесть, что для организации внеурочной деятельности рекомендованы такие формы проведения занятий, как экскурсии, конференции, круглые столы, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования и др.

Результаты изучения (освоения) курса внеурочной деятельности

    В разделе формулируются личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса. При этом необходимо соотнести их с целью и задачами курса, определить степень  их соответствия друг другу. Необходимо также оценить, насколько результаты программы диагностичны (реальны, конкретны, фиксируемы, отслеживаемы), насколько они соответствуют уровню субъектов образовательной деятельности (детей определенного возраста, пола, образовательных возможностей и т.д.).

Тематическое планирование внеурочной деятельности

    Представляет собой ориентировочное распределение учебных часов по крупным разделам курса с указанием количества теоретических и практических занятий и определением основных  видов деятельности обучающихся.

Содержание курса внеурочной деятельности

    Являет собой логично изложенный перечень изучаемого учебного материала. Необходимо учесть соответствие содержания программы её цели и задачам и преемственность с теми обязательными предметами основной  образовательной программы, предметную линию которых она продолжает.

Условия реализации программы внеурочной деятельности

    В разделе описывается весь комплекс условий, необходимых для реализации программы:

    методическое обеспечение — описание подходов к организации образовательной деятельности, необходимого дидактического материала, системы оценки образовательных результатов (как, с помощью каких методов и методик планируется оценивать изменения, происходящие в результате реализации данной программы);

    информационное обеспечение — описание информационных ресурсов, необходимых для реализации программы, в том числе и список литературы;

    материально-техническое обеспечение — необходимые материалы, оборудование, денежные средства и т. д.;

    кадровое обеспечение — требования к подготовке педагога, реализующего данную программу, необходимость привлечения специалистов по разным вопросам программы.

    Структура рабочей программы внеурочной деятельности определяется общеобразовательной организацией и обозначается в «Положении о внеурочной деятельности», утвержденном руководителем организации.

    Внеурочная деятельность предполагает самостоятельность образовательной организации в процессе её наполнения конкретным содержанием. При определении содержания внеурочной деятельности школа руководствуется имеющимися в учреждении материально-техническими и кадровыми ресурсами, педагогической целесообразностью, пожеланиями родителей и детей.

Подходы к проектированию программ курса внеурочной

деятельности

    При разработке программы курса внеурочной деятельности необходимо учитывать особенности данного компонента образовательного процесса: разнообразие предлагаемых видов деятельности, возможность «погружения» в нее, создание условий для осознанного самоопределения и добровольности участия. Наиболее полно специфике внеурочной деятельности соответствует модульный подход, когда программа состоит из самодостаточных законченных единиц, предлагающих обучающимся разнообразные виды деятельности. Модульный подход к проектированию программы курса внеурочной деятельности позволяет поддерживать высокую мотивацию обучающихся. Они имеют возможность получить опыт различных видов деятельности, осмыслить личные предпочтения и сделать выбор, подключиться к внеурочной деятельности в течение всего учебного года.

    Внеурочная деятельность предполагает возможность её проведения не только в учебное время, но и в каникулярный период, когда модули могут быть реализованы методом  «погружения».  Данное решение фиксируется в пояснительной записке к программе внеурочной деятельности и становится основанием для планирования. Так как программа реализуется в каникулярный период, дети приходят по желанию. Учащийся  имеет право посетить все занятия модулей, или отдельный модуль, или принять участие в работе одного дня. Поэтому целесообразно использовать такие программы для организации внеурочной деятельности классов параллели или всей начальной школы.

    Модульную программу может разрабатывать и реализовывать коллектив педагогов, что значительно облегчает подготовку учителя.    Методическое объединение учителей  выбирает тематику модулей, определяет их количество и продолжительность, дает поручение конкретным учителям разработать их содержание и дидактическое обеспечение. Далее педагог, разрабатывавший модуль, проводит по нему внеурочные занятия в параллели, дублируя занятия в разных классах.

    При проектировании программ внеурочной деятельности можно комбинировать представленные подходы. В рамках одной программы часть занятий можно выстраивать традиционным, линейным, образом (одно учебное занятие в неделю), включать в программу модуль (модули), предполагающие «погружение» (т.е. большую плотность занятий в течение недели, например 8–10 занятий в течение  двух недель или модуль, который реализуется в каникулярное время) – это может быть актуально при работе над проектом, проведении исследования, экскурсий, в туристско-краеведческой работе. В таком случае необходимо учитывать суммарный объем внеурочных занятий обучающихся за неделю (их максимально допустимый объем 10 часов в учебный период), то есть количество внеурочных занятий в неделю может быть неодинаковым. Данные особенности организации внеурочной деятельности отражаются в пояснительной записке к программе и в основной образовательной программе образовательной организации, а так же в школьном расписании внеурочной деятельности. Вместе с тем во внеурочной  деятельности  учащихся эффективны кружковая деятельность, факультативы и др.      

    Для развития потенциала одарённых и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные образовательные планы, в рамках которых формируются индивидуальные образовательные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Может быть организовано дистанционное образование. Реализация индивидуальных образовательных планов, программ необходимо сопровождать тьюторской поддержкой.

    Таким образом, использование современных подходов к проектированию программ внеурочной деятельности позволяет сделать ее более интересной и разнообразной, более полно учесть запросы обучающихся и их родителей, эффективно использовать ресурсы образовательной организации в процессе  ее реализации.     

    При организации внеурочной деятельности учащихся   образовательного учреждения могут использоваться возможности всех субъектов внеурочной образовательной деятельности – тех, кто может вести данную деятельность: учителей начальных классов; преподавателей-предметников; родителей обучающихся; учреждений дополнительного образования, культуры и спорта; социума. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности городских оздоровительных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

    Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, определяется образовательной организацией самостоятельно.  Финансирование  внеурочной деятельности в рамках ФГОС осуществляется в рамках бюджетного нормативного финансирования (учебный план - часть, формируемая участниками образовательного процесса); дополнительное образование; группы продленного дня; классное руководство); бюджетного программного финансирования (учебный план - часть, формируемая участниками образовательного процесса); дополнительное образование; инновационная (опытно-экспериментальная) деятельность);   бюджетного стимулирующего финансирования и внебюджетного финансирования.  

    Воспитательным результатом внеурочной  деятельности должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной  деятельности.

Заключение

    Согласно ФГОС,  образовательная организация несет ответственность за результаты освоения основной образовательной программы учащимися, за формирование структуры этой программы и все необходимые условия ее реализации. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся школа  должна  предусмотреть время, как на учебные курсы и их увеличение, так и на внеурочную деятельность, найдя оптимальные формы их организации в образовательном процессе, способ чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы.

    В соответствии с приказом Минобрнауки № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», место внеурочной деятельности в образовательном процессе школы было скорректировано.

Отмечается также, что реализация основной образовательной программы начального общего и основного общего образования осуществляется самой образовательной организацией, а при отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация  в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта как в учебное время, так и в период каникул для организации отдыха детей и их оздоровления.

    Можно заметить, что ФГОС не исключает дополнительное образование детей из контекста образования, но переносит его в положение ресурса, возможность использования (или не использования) которого определяет каждая школа самостоятельно. Сторонники такого подхода не видят принципиальной разницы между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием, полагая, что речь идет лишь о смене терминов. Но с этим трудно согласиться.

    Необходимость «разведения» внеурочной деятельности и дополнительного образования детей связано с тем, что, имея много общего, эти две сферы обладают и значительными различиями.

Общими характеристиками внеурочной деятельности и дополнительного образования являются:

  • формы организации (кружки, секции, клубы) и виды деятельности (художественная, спортивная, досуговая и др.);
  • связь с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы.

    Характеристиками, различающими внеурочную деятельность и  дополнительное образование являются:

1. Основная организационная «единица» — («модуль») внеурочной деятельности — класс или группа одноклассников (хотя внеурочная деятельность может быть также организована и на уровне параллели классов и на общешкольном уровне); «единица» дополнительного образования детей — творческий коллектив, состоящий из детей и подростков разных классов и возрастов;

2. время реализации;

3. кадры — внеурочную деятельность осуществляют в основном классные руководители, воспитатели ГПД, старшие вожатые (на уровне школы); занятия в творческих объединениях ведут педагоги дополнительного образования, имеющие, как правило, базовую непедагогическую профессию (инженер, эколог, музыкант и т.п.) и получившие в дальнейшем квалификацию, позволяющую работать с детьми;

4. весьма существенным различием является то, что внеурочная деятельность ориентирована на обучающихся, а дополнительное образование — на детей, что наиболее отчетливо демонстрирует принципиальную несхожесть данных сфер. В первом случае остается взаимодействие между учителем и учениками, а во втором — между педагогом (мастером, тренером) и ребенком;

5. принципиальным является и такое отличие: если дополнительное образование предоставляет возможность свободного выбора форм и видов деятельности самому ребенку (или ребенку совместно с родителями), то внеурочная деятельность в целом организуется педагогами, школьникам же предлагается принять участие в тех мероприятиях, которые включены в сформированный ими план (на уровне класса или школы); в этом случае степень свободы у ребенка значительно меньше: ему трудно отказаться о тех дел, в которых участвуют его одноклассники.

    Сказанное не означает стремления доказать большую значимость внеурочной деятельности или дополнительного образования. Однако очевидна необходимость сохранения и развития той и другой сферы, их специфики и функций. Более того, необходимо их гармоничное соединение с основным образованием. Такой подход позволяет создать единое образовательное и культурное пространство в школе, и что наиболее существенно, расширить пространство детства, в котором у ребенка появляется возможность сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика на роль ребенка, подростка — спортсмена, художника, актера и значительно расширить круг общения.

Список литературы

  1. Внеурочная деятельность по предмету [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://kubrak.mptl.ru/p13aa1.html
  2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.  — М.: Просвещение, 2011. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
  3. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности: Игра; Досуговое общение. - М.:Просвещение,2011
  4. Созонова, В. П. Примерная программа школьников во внеурочной деятельности в начальной школе / В.П. Созонова // Завуч начальной школы.- 2011.- №5.-С.64-77
  5. Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е.Н. Степанов // Завуч начальной школы.- 2011.- №6.-С.36-48
  6. Степанов, П.В. Программы внеурочной деятельности: Туристско-краеведческая деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность.-М.:Просвещение,2011
  7. Игнатьева, А.С. Проектирование программ внеурочной деятельности в начальной школе [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://viro.edu.ru/istochnik/index.php 
  8. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся на ступени  начального общего образования [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.niro.nnov.ru 
  9. Организация внеурочной образовательной деятельности младших школьников с точки зрения реализации ФГОС второго поколения [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www. rodinoeduc.ucoz.ru/fgos/net  
  10. Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской  Федерации  № 273-ФЗ  от 29.12.2012 - Ростов н/Д: Легион,2013.-208 с.
  11. Роль внеурочной деятельности в обучении предметам естественнонаучного цикла /Открытый класс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/200953
  12. Фундаментальное ядро содержания общего образования : проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М. : Просвещение, 2009. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ. « Работаем и играем в ПервоЛого.»

Программа курса внеурочной деятельностиПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ.« Работаем и играем в ПервоЛого.»...

ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...