Адаптация первоклассников.
презентация к уроку (1 класс) на тему

Головкова Татьяна Николаевна

 Родительское собрание

1 класс

Адаптация первоклассников к школе.

Подготовила:

 Головкова Таьяна Николаевна

тьютор класса 1.8 

Разделы: Работа с родителями

Задачи собрания:

1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.

2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

 

Основные вопросы для обсуждения:

-Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.

 -Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.

 -Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучении.

 -Родительский практикум по проблеме. (Анкета.)

Оформление классного кабинета к родительскому собранию:

1. На школьной доске-тема  собрания, участники выступлений (психолог, учитель)

2. К собранию  готовится выставка первых рисунков детей- первоклассников на тему «Мои первые дни в школе».или Что мне нравится в школе!

 

                                     Ход встречи.

Знакомство – приветствие. 

Представление психолога. Выступление психолога с результатами тестирования.

Вопросы родителей к психологу.

 

слайд 1

- Добрый день, уважаемые родители! Благодарим Вас за присутствие на нашей встрече. Сегодня мы поговорим о готовности ребёнка к школе, её компонентах. Надеюсь, что эта встреча будет для Вас интересна и познавательна.

Безусловно, родители заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения.

 

слайд 2

Мы в детстве мечтали,

Свой возраст ругая,

Скорей бы нам взрослыми стать.
                                                                    М.Пляцковский

слайд 3

Вопросы для обсуждения

 

слайд 4

        Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

         

слайд 5

      Очень сложным для первоклассников (и тех, кто учится с 6, и тех, кто учится с 7 лет) является период адаптации к школе. Обычно он составляет от 4 до 7 недель. В адаптационный период некоторые дети очень шумны, кричат, без удержу носятся по коридору, а когда удается “улизнуть” со своего этажа, то и по лестницам, на уроках часто отвлекаются, с учителями ведут себя довольно развязно: другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки, стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании плачут: у некоторых детей нарушается сон, аппетит , они становятся очень капризны, вдруг возрастает интерес к играм, игрушкам , книжкам для совсем маленьких детей, увеличивается количество заболеваний. Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация сопровождается подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых наблюдаются множественные функциональные отклонения.

     Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.

           Процесс адаптации ребенка к школе так же можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряженности функциональных систем организма.

  

 слайд 6

 1 этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического общения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта "физиологическая буря” длится достаточно долго (2–3 недели).

   

слайд 7

2 этап – неустойчивое приспособление(5-6 недель иногда до 9), когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и "долг берет”. На 2 этапе эта цена снижается, буря начинает затихать.

      

слайд 8

  3 этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной "сидячей” позе, или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем больше напряжение будет выдавать каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. А мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

      Только на 5-6 неделе обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма, т. е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением.                       Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению.

 

слайд 9

Факторы, обуславливающие высокий уровень адаптации(по Г. М. Чуткиной)

 

Благоприятные факторы социальной микросреды

% выборки,классифицирующей по данному фактору группу детей
с высоким уровнем адаптации

1

Полная семья

77,6

2

Высокий уровень образования отца

87,9

3

Высокий уровень образования матери

83,2

4

Правильные методы воспитания в семье

95,3

5

Отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма в семье

91,1

6

Отсутствие конфликтной ситуации в семье

94,4

7

Положительный стиль отношения к детям учителя подготовительно класса

62,7

8

Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса

59,8

9

Функциональная готовность к обучению в школе

86,9

10

Благоприятный статус ребенка в группе до поступления в первый класс

85,8

11

Удовлетворенность в общении со взрослыми

74,3

12

Адекватное осознание своего положения в группе сверстников

97,8

      Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе по данным того же исследования имеет следующую нисходящую последовательность: неправильные методы воспитания в семье; функциональная неготовность к обучению в школе; неудовлетворенность в общении со взрослыми; неадекватное осознание своего положения в группе сверстников; низкий уровень образования матери; конфликтная ситуация из-за алкоголизма; отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс; низкий уровень образования отца; конфликтная ситуация в семье; отрицательный стиль отношения к детям учителя подготовительного класса; неполная семья.

 

 

слайд 10

Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, именно она играет решающую роль в его развитии.

•             Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, - это повод для родительской тревоги. «Любознательность создаёт учёных».

•           Семья должны формировать культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком.

•          Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления. Задача взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать.

•           Нужно научить ребёнка анализировать свою работу. Не указывать на совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её.

•          Необходимо развивать внимание и память ребёнка.

•          Благоприятно действует на него ситуация успеха. Она удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа.

•           Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей.

•          Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать   себя в его возрасте. 

         

 слайд 11

Как  добиться,  чтобы  адаптация  ребенка  в  школе прошла  безболезненно ?

 

 слайд 12

Условия    а д а п т а ц и и:

Физиологические                                                        Психологические

-                     Изменение режима дня                                  -психологический климат в семье

-                     Необходимость игры                                      - самооценка ребёнка

-                     Правильная посадка                                      -самоценность ребёнка для родителей

-                     Организация правильного питания           - формирование интереса к школе-Развитие двигательной активности                  - дружеское общение с одноклассниками               

-Воспитание самостоятельности и                   -недопустимость физического воздействия

ответственности                                                       - предоставление самостоятельности

                                                                                     - учёт темперамента ребёнка

                                                                                     - организация контроля за чёбой

                                                                                     - поощрение за успехи и достижения

                                                                                     - моральное стимулирование

                                                                                     - развитие самоконтроля и самооценки

 

 

слайд 13

Правила, которые помогут ребёнку в общении:

 

Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.

Попросили - дай, пытаются отнять - защищайся.

Не дерись без причины.

Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

Играй честно, не подводи своих товарищей.

Не дразни никого, не канючь и не выпрашивай ничего.

Из-за отметок не плачь, будь гордым.

 С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся.

Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах. Они обязательно у тебя будут.

Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

Старайся быть аккуратным.

Почаще говори: давай дружить, давай играть.

Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты–неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

 

 слайд 14

Правила, которые помогут ребёнку в общении:

                Шкала общения родителей с ребёнком:

Положительные эмоции    отрицательные эмоции

-хвалили                                   -упрекали

-поощряли                                -подавляли

-одобряли                                 -унижали

-целовали                                 -обвиняли

-обнимали                                -осуждали

-ласкали                                   -отвергали

-сопереживали                         -позорили

-улыбались                               -читали нотации

-восхищались                           -лишали чего-то

-делали подарки                      -ставили  в угол

                                                   -кричали

 

слайд 15

Для вас родители!

 

 слайд 16

не рекомендуемые фразы для общения.

 

слайд 17

Рекомендуемые фразы для общения

 

слайд 18

Советы психолога

 

слайд 19

продолжение советы психолога

 

слайд 20

•     Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам . Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.

 

В заключение хотелось бы пожелать терпения, настойчивости, не терять бодрости духа и не забывать, что все в ваших руках.

Помните! Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни.Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением.

Спасибо за внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pervoklassnikov.ppsx456 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация первоклассников. 900igr.net

Слайд 2

Оптимальный адаптационный период составляет один-полтора месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, средним и низким. Психологами доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. А.Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению: 1. Высокий уровень адаптации . Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Слайд 3

2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Слайд 4

3. Низкий уровень адаптации . Первоклассник отрицательно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Слайд 5

Адаптация к школе - это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» (24б,20б,22б)

Слайд 6

Условия адаптации : Физиологические Психологические -Изменение режима дня -психологический климат в семье -Необходимость игры - самооценка ребёнка -Правильная посадка - самоценность ребёнка для родителей -Организация правильного питания - формирование интереса к школе -Развитие двигательной активности - дружеское общение с одноклассниками -Воспитание самостоятельности и - недопустимость физического воздействия ответственности - предоставление самостоятельности - учёт темперамента ребёнка - организация контроля за учёбой - поощрение за успехи и достижения - моральное стимулирование - развитие самоконтроля и самооценки

Слайд 7

Как сделать так, чтобы глаза младших школьников не потухли?

Слайд 8

Для начала необходимо зафиксировать основные проблемы с которыми обычно сталкивается ребёнок в первые месяцы обучения в 1 классе Изменяется характер взаимодействия учителя с детьми: число запретов и предписаний резко увеличивается, отношение взрослых к нарушению правил поведения становится существенно более серьёзным. Появляется учебное содержание, от усвоения которого зависит самооценка и социальный статус ребёнка, ответственность ребёнка перед лицом учителя и родителей.

Слайд 9

Чтобы ребёнок стал успешным первоклассником, ему нужны следующие умения: управлять своим вниманием, слушать и слышать учителя, работать по образцу и по инструкции, ориентироваться на листе бумаги, выполнять не сложные графические работы, различать в словах звуки и чётко их проговаривать, иметь развитую моторику рук.

Слайд 10

Трудности адаптации первоклассников в школе

Слайд 11

Взаимоотношения с ребёнком в семье. положительные эмоции отрицательные эмоции -хвалили -упрекали -поощряли -подавляли -одобряли -унижали -целовали -обвиняли -обнимали -осуждали -ласкали -отвергали -сопереживали -позорили -улыбались -читали нотации -восхищались -лишали чего-то -делали подарки -ставили в угол

Слайд 12

Не рекомендуемые фразы для общения: -Я тысячу раз говорил тебе, что… -Сколько раз надо повторять… -О чём ты только думаешь… -Неужели тебе трудно запомнить, что… -Ты становишься… -Ты такой же как,… -Отстань, некогда мне… -Почему Лена (Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…

Слайд 13

Рекомендуемые фразы для общения: -Ты у меня умный, красивый(и т.д.). -Как хорошо, что у меня есть ты. -Ты у меня молодец. -Я тебя очень люблю. -Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому. -Спасибо тебе, я тебе очень благодарна. -Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Слайд 14

Правила, которые помогут ребёнку в общении: Не отнимай чужого, но и своё не отдавай. Попросили - дай, пытаются отнять - защищайся. Не дерись без причины. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. Играй честно, не подводи своих товарищей. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах. Они обязательно у тебя будут. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого. Старайся быть аккуратным. Почаще говори: давай дружить, давай играть. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Слайд 15

Желаем удачи в воспитании детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...