Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье"
методическая разработка на тему

Цель данного собрания: дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям; обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pooshchrenie_i_nakazanie_v_seme.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

«ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В СЕМЬЕ»

(родительское собрание)

В хорошей семье наказаний никогда не бывает,

и это самый правильный путь

семейного воспитания.

А.С. Макаренко

Цели: - дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к

             жестокости и телесным наказаниям;

            - обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и

             похвалы.

Ход собрания:

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Папа вазу опрокинул.

Кто его накажет?

“Это к счастью,

Это к счастью!” -

Всё семейство скажет.

Ну, а если бы к несчастью,

Это сделал я.

“Ты - разиня,

Ты - растяпа” -

Скажет мне семья.

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.

- Уважаемые родители! Сегодняшняя наша встреча запланирована. Но тема собрания совершенно спонтанна. По прошествии всей третьей четверти и начала четвёртой, неоднократно я слышала следующие фразы: «Всё – мне конец!», «Мамка меня сегодня убьёт!», «А если узнает папка…».

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это радостный, но также и напряженный труд. И выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

Поэтому я решила, что нам срочно нужно поговорить о поощрении и наказании детей в ваших семьях.

III. ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ НА ТЕМУ «ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

      В СЕМЬЕ».

Воспитывая детей, родители ежедневно прибегают к тому или иному способу воспитания. Будь то наказание или поощрение родители должны помнить, что они должны быть соизмеримы содеянным поступкам.

На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Никогда? Иногда? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.

Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться.

Когда вам трудно или у вас неприятности, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое? Внимательно выслушали и поняли ваше состояние?

Дети любого возраста будут делиться с теми, кто умеет слушать. Ребенку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребенка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена замечательная возможность установить более тесный контакт с ребенком.

Сегодня я хочу предложить вам послушать очень интересное и поучительное стихотворение:

Как-то осенью в лесу

Прокатилась вдруг молва:

На поляне ровно в восемь

Собирает всех Сова.

Побросав дела и деток,

Не закончив сбор грибов.

Кто пошёл, кто полетел

На тревожный этот зов.

Медведь: Ты, не ведаешь, кума,

Чем встревожена Сова?

Может твой Лисёнок снова

В школе мучает Косого?

Лиса:        Ничего, Медведь, не знаю.

Я сама переживаю.

Волк, дружище, твой сынок

Не срывал Сове урок?

Волк:        Я не знаю, может быть,

                 Он ведь так умеет выть!

Лиса:        А скажи-ка мне, Медведь,

Твой сынок ведь любит петь?

Может, он Совы терпенье

Испытал прекрасным пеньем?

Медведь:  Не могу сказать, соседка,

                 Я Мишутку вижу редко.

Нацепив очки на нос,

Задала Сова вопрос…

Сова:        Поднимите, звери, лапы,

                 Кто не бил детишек, папы?

Зашумела тут толпа.

Лиса:        Что за глупости, Сова?

                 Я Лисёнка лишь вчера

                 Долго за уши драла.

Медведь:  Про медведя говорят:

«Он на ухо глуховат».

Я за шалости сыночка

Приласкаю лишь пруточком.

Папа-Заяц на пеньке,

Хрумкая морковку,

Важно с пафосом изрёк:

Заяц:        Я же против порки!

                 Я косых своих детей лапою не трону.

                 Каждый день им внушаю строго:

                 «Не ходите «на ушах», не грызите двери

                 И хвосты своих друзей вы не суйте в щели».

                 Протрещала тут Сорока...

Сорока:    Я в беде не одинока.

Моим детям каждый день

Все уроки слушать лень.

Коль трещат они помногу,

Я ремень беру в подмогу.

Зашумела вдруг толпа,

Кто был “против”, кто был “за”.

Долго не могла Сова

Донести до них слова.

Сова:       Я прошу вас, звери-мамы,

А в особенности папы,

Прекратить в своей семье

Воспитанье “на ремне”.

Ваши дети так привыкли

К выволочкам за проступки,

Что от нас, учителей,

Ждут таких же вот вещей.

Медведь:  Как не бить! Он же Медведь!

                 Дома как начнёт реветь!

Белка:      Ну а как же быть мне с Белкой?

Делать что с моей пострелкой?

Как накрасится румяной,

Подведёт себе глаза —

И порхает на поляне,

И порхает до утра.

Тут родительские страсти

Накалились докрасна.

Не в Совиной было власти

Перекрыть их голоса.

Нерешённая проблема

О битье и небитье

Стать должна несовременной

Если мир царит в семье.

Обычный метод воздействия - наказание ремнём, который не требует ни усилий, ни много времени, этот единственный метод поддержания дисциплины, который широко признан и доступен пониманию родителей, является наименее пригодным из всех мыслимых приёмов воспитания.

Цель наказания — не столько кара за проступок, не страх, который предупреждает повторение его ребенком, а сознание вины ребенком. Для этого нужно, чтобы он понимал справедливость наказания.

Одобрение, поощрение — мажорный, светлый метод: он рождает стремление жить, учиться, работать ещё лучше. Поэтому это всегда — профилактика против проступков.

Поощрения могут быть моральными и материальными, как известно. Естественно следует стремиться к тому, чтобы дети больше ценили моральные: сам факт эффективности их — это уже свидетельство о довольно высоком уровне воспитанности.

IV. РАЗБОР ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ. (Письмо в журнал “Семья и школа” №10 за 1991 г.)

Прости меня, сынок!

Это история семьи «неблагополучной», как у нас принято называть. Мать растит сына, одна, без мужа, развелась, когда сыну и года не было. И вот сыну уже 14 лет, ей 34, она работает бухгалтером в небольшом учреждении. За последний год жизнь превратилась в ад. Если до пятого класса сын учился хорошо, то потом появились тройки. Дальше хуже, она хотела только одного, чтобы Володя закончил девятилетку, получил хоть какую-то специальность! Постоянные вызовы в школу: в разговоре классная руководительница не церемонилась, выговаривала ей в присутствии множества учителей, которые тоже не упускали рассказать о провинностях Володи и его неуспеваемости. Подавленная, раздражённая, она шла домой, ощущая полное бессилие что-либо изменить. Её упрёки и назидания выслушивал он молча и угрюмо. Уроки по-прежнему не учил, дома не помогал.

Вот и сегодня пришла домой, а в комнате опять не убрано. А ведь утром, уходя на работу, строго-настрого приказала: “Придёшь из школы, прибери в квартире!”

Поставив чайник на плиту, она устало и нехотя стала прибираться. Вытирая пыль, вдруг увидела, что вазы, хрустальной вазы, подаренной её когда-то подругами на день рожденья (самой ведь сроду не купить!), единственной ценности в доме — нет. Она замерла. Унёс? Продал? Мысли одна страшнее другой лезли в голову. Да, совсем недавно она видела его с какими-то подозрительными мальчишками. На вопрос: “Кто это?” сын буркнул в ответ что-то невнятное, а на лице явно читалось: “Не твоё дело!”

“Это наркоманы!” — прорезало её мозг. О, боже! Что делать это они заставили его! Он сам не мог! Он не такой! А вдруг и он курит зелье? Или?.. Она бросилась вниз по лестнице. Во дворе было уже темно, по улице спешили редкие прохожие. Медленно вернулась домой. “Сама виновата! Сама! Во всём! Дома ему давно житья не стало! Даже бужу по утрам окриком! А вечерами! Весь вечер ору на него! Сыночек, родненький, да что за мать тебе досталась непутёвая!” она долго плакала. Потом принялась тщательно убирать в квартире — сидеть просто так не было сил.

Протирая за холодильником, она наткнулась на какую-то газету. Потянула. Послышался звон стекла, она вытащила завёрнутые в газету осколки разбитой хрустальной вазы...

“Разбил... Разбил!” — вдруг сообразила она и опять заплакала. Но это уже были слёзы радости. Значит, он разбил вазу и никуда её не уносил, — спрятал. И вот теперь, Дурачок, не идёт домой, боится! И вдруг она опять замерла — нет, никакой он не дурачок! Она представила себе, как увидела бы разбитую вазу, представила и свою ярость... тяжко вздохнула и принялась готовить ужин. Накрыла на стол, расстелила салфетки, расставила тарелки.

Сын пришёл в двенадцатом часу. Вошёл и молча остановился в дверях. Она бросилась к нему: “Володенька! Да где же ты так долго пропадал? Я заждалась совсем, измучилась! Замёрз?” она взяла его холодные руки, погрела в своих, поцеловала в щеку — и сказала: “Иди, мой руки. Я приготовила тебе твоё любимое”. Ничего не понимая, он пошёл мыть руки. Потом направился на кухню, а она сказала: “Я в комнате накрыла”. Он прошёл в комнату, где было как-то особенно чисто, опрятно, красиво, осторожно сел за стол. “Кушай, сыночек!” — услышал он ласковый голос матери. Он уже забыл, когда мама так обращалась к нему. Сел, опустив голову, ни к чему не притрагиваясь.

- Что же ты, сыночек?

Он поднял голову и сказал дрогнувшим голосом:

- Я разбил вазу.

- Я знаю, сынок, — ответила она. — Ничего. Всё когда-нибудь бьётся.

Вдруг, склонившись над столом, сын заплакал. Она подошла к нему, обняла за плечи и тоже тихо заплакала. Когда сын успокоился, она сказала:

- Прости меня, сынок. Кричу на тебя, ругаюсь. Трудно мне, сыночек. Думаешь, я не вижу, что ты одет не так, как твои одноклассники. Устала я, работы невпроворот, видишь, даже домой приношу. Прости меня, никогда больше тебя не обижу!

Поужинали молча. Тихо легли спать. Утром его будить не пришлось. Сам встал. А провожая в школу, она впервые произнесла не “смотри у меня... ”, а поцеловала в щёку и сказала: “Ну, до вечера!”.

Вечером, придя с работы, она увидела, что пол помыт, а сын приготовил ужин — пожарил картошку.

С тех пор она запретила себе вообще говорить с ним о школе, об оценках. Если ей мучительны, даже редкие посещения школы, то каково же ему?

Когда сын вдруг сказал, что после девятого класса пойдёт в десятый, она не показала своих сомнений. Однажды тайком заглянула в его дневник — там не было никаких двоек.

Но самым памятным днём для неё стал день, когда вечером, поужинав, разложила свои счета, он сел слева, сказал, что поможет ей считать. После часовой работы она почувствовала, что он положил голову ей на плечо. Она замерла. Был маленький, сидел часто возле неё и, утомившись, клал голову ей на руку и нередко так засыпал. Она поняла, что вернула себе сына…

V. ИТОГ СОБРАНИЯ.

1. Чтение учителем стихотворения.

Я заработал двойку

Из-за трёхзначных чисел.

Мой папа рассердился.

Но голос не повысил.

Уж лучше бы мой папа

Кричал, ногами топал,

Швырял бы вещи на пол,

Разбил тарелку об пол,

Нет, он молчит часами..

Ни слова не проронит,

Как будто я не Павлик,

А кто-то посторонний.

Он мне не отвечает,

Меня не замечая,

Молчит и за обедом,

Молчит во время чая...

Он с безразличным видом

Меня оглянет мельком,

Как будто я не Павлик,

А стол или скамейка!

А мне молчанье в тягость!

Я с горя спать улягусь!

(А. Барто)

2.  - Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребенок очень чувствителен к справедливости наказания.

Пожалуйста, помните следующее:

- Вы можете ошибиться. Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно.

- контролируйте поведение ребенка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения Ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае Ваши мысли станут его мыслями, Ваши стремления станут его стремлениями.

3. Раздача памяток родителям.

Памятки родителям

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребёнок живёт в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

Памятка родителям от ребенка

• Не балуйте меня, вы меня этим портите, я очень хорошо знаю, что не обязательно мне предоставлять все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

• Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

• Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

• Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить; это ослабить мою веру в вас.

• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

• Не делайте за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

• Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Если вы будете это делать, то я буду защищаться, притворяясь глухим.

• Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

• Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.

• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас большого беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

• Не забывайте, что я не могу развиваться без внимания и ободрения.

• И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.

Анкета для детей:

1. Наказывают ли вас?

2. Если да то, как наказывают?

З. За что наказывают?

4. Целуют ли вас родители?

5. Как будете наказывать своего ребёнка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"

Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"...

Родительское собрание по теме "Поощрения и наказания в семье"

Данное родительское собрание проходило в 3 классе. На нем шло обсуждение вопросов поощрения и наказания в семьях детей. Перед собранием беседа проходила с детьми. Предлагались анкеты и памятки родител...

Сценарий родительского собрания «Поощрение и наказание в семье»

Цели собрания:1.     Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.2.     Формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семь...

Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье"

Данная разработка будет интересна классным руководителям....

Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»

Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»...

Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье"

Обсуждение с родителями проблемы поощрения и наказания ребёнка в семье....