Программа воспитательной работы "Познавай, твори и действуй"
материал на тему

Шишко Снежана Витальевна

    В данной работе представлена программа воспитательной работы с классом на четыре года.  Главными  целями  программы являются: создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки, раскрытие творческой индивидуальности личности младшего школьника. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принято                                                                            Утверждаю

решением педагогического совета                                директор МБОУ Лоухская СОШ

МБОУ Лоухская СОШ                                                    ___________Т.О. Дубровских

Протокол №      от __________2014г.             Приказ № _____ от _______2014г.

   

                                                                                                             

Программа воспитательной работы

«Познавай, твори и действуй»

срок реализации – 4 года

Составитель: учитель начальных классов

Шишко Снежана Витальевна

2014 год.

Аннотация

    В данной работе представлена программа воспитательной работы с классом на четыре года.  Главными  целями  программы являются: создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки, раскрытие творческой индивидуальности личности младшего школьника.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

          В последние десятилетия в России происходят глобальные изменения. Взят курс на формирование гражданского общества и правого государства, перехода к рыночной экономике. Стремительно меняется общество, меняются и отношения между людьми. От многолетней позиции «делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека.

          Исходя из закона «Об образовании», Конституции РФ, в настоящее время четко определено место и роль воспитывающей деятельности в области образования. Усиление воспитательной функции образования рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики.

          Воспитание - процесс, начинающийся с детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, готовым к трем главным ролям в реальной жизни- гражданина, работника, семьянина. Человек, живущий в современном обществе, должен быть уверен в себе, активен, не бояться пробовать, уметь быть терпимым к другим людям, уметь принимать решения и достигать результатов в соответствии поставленными целями, уметь брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других. Школа, семья должны помочь ребенку овладеть такими качествами личности.

          Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагнув порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

        Классному руководителю необходимо обладать следующими способностями:

  • правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему;
  • быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках;
  • вызвать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;
  • приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка;
  • вселять в человека уверенность, успокаивать его стимулировать к совершенствованию;
  • находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
  • вызывать к себе уважение со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

Цель программы:

  1. Создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и       поддержки.
  2. Раскрытие творческой индивидуальности личности младшего школьника.

Задачи:

  1. Создать такие условия, которые помогли бы детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность; способствовали бы укреплению дружбы, уважению потребности других детей, формировали условия, в которых дети могли бы работать, успешно взаимодействуя.
  2. Воспитывать чувство ответственности, сознательной дисциплины, культуры поведения.
  3. Воспитывать навыки здорового образа жизни.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе. Чувство ответственности за нее.
  5. Воспитывать чувство любви к Родине, родному краю, к своей семье.

   

В основе воспитательной программы лежат следующие принципы:

При работе с детьми:

  1. Неразрывность обучения и воспитания. 95% всего воспитательного времени ученик находится на уроке или принимает участие в деятельности, связанной с уроком, с предметом. Таким образом, учителя-предметники и классный руководитель совместно реализуют на практике задачу необходимого для дальнейшей жизни обучения, развития и воспитания.
  2. Деятельностный подход в воспитании. Школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем. Воспитательный процесс идет через основные виды деятельности: игровую, трудовую, познавательную и творческую.
  3. Системность, преемственность, непрерывность в развитии и воспитании детей с учетом их особенностей.
  4. Свобода участия. Ребенку предоставляется возможность выбора задания с учетом его интересов, личных качеств и возможностей.
  5. Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности, то есть зону ближайшего развития. Классный руководитель должен видеть каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценить.
  6. Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
  7. Взаимодействие трех факторов: семьи, школы, общества (социума).

При работе с родителями:

Принципы:

  • взаимного уважения и доверия;
  • взаимной поддержки и помощи;
  • терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Методики и технологии воспитательной работы

Педагогические

технологии и

методики

Образовательная среда

Воспитательная среда

Развивающее обучение

Все предметы учебного цикла

Олимпиады,

экскурсии,

познавательные мероприятия

Исследовательские методы

Окружающий мир, литературное чтение

Информационные часы «По страницам газет и журналов», «Любимые теле и радиопередачи»

Проектные

методы

Все предметы учебного цикла

Создание  творческих проектов.

Игровые технологии

Все предметы учебного плана

Ролевые игры, интеллектуальные игры, тренинги.

Информационно – коммуникативные

технологии

Литературное чтение, русский язык, окружаю-щий мир, изобразитель-ное искусство, технология.

Мультимедийные презентации

Групповые

технологии

Все предметы учебного плана

Участие в выставках, конкурсах, в акциях.

Здоровьесберегающие

технологии

Все предметы учебного плана

Физкультминутки,

 подвижные игры во время перемен, дни здоровья, спортивные соревнования

Направления воспитательной деятельности

  1. Учебно–познавательное.

 Цель: развитие познавательной активности.

 Задачи:

  • формирование потребности к самообразованию;
  • развитие умений и навыков учебной деятельности;
  • выявление индивидуальных способностей;

  Формы реализации:

  • олимпиады по предметам;
  • тематические КВНы;
  • викторины;
  • ителлектуальные игры

2. Нравственно - эстетическое.

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Развитие творческой активности.

Задачи: формировать у учащихся:

  • нравственную культуру миропонимания;
  • осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего и своей роли в нем;
  • умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
  • развитие желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
  •  выявление и развитие индивидуальных способностей;
  • развитие умений и навыков в творческой деятельности;
  • развитие творческого воображения.

Формы реализации:

  • тематические классные часы;
  • дискуссии по нравственной тематике;
  • поисковая работа;
  • организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
  • конкурсы;
  • выставки;
  • концерты;

3.Гражданско-патриотическое, правовое.

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством.

Задачи:

  • формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом:
  • формированию гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

Формы реализации:

  • тематические классные часы;
  • встречи с представителями  правовых структур, органов правопорядка;
  • конкурсы, викторины по правовой тематике;
  • праздники;
  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами;

  4. Спортивно – оздоровительное.

 Цели: формировать потребности в здоровом образе жизни.

 Задачи: 

  • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • формировать стремление к здоровому образу жизни.

Формы работы:

  • спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами;
  • лекции, беседы;
  • конкурсы плакатов по здоровому образу жизни.

 5. Коллективно – трудовое.

 Цели: создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе.

 Задачи:

  • развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
  • повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы;
  • обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов.

 Формы реализации:

  • тренинги общения;
  • тематические классные часы;
  • праздники, конкурсы, ролевые игры;
  • экскурсии, походы,  совместный отдых на природе;
  • КТД;

7.Работа с родителями

Цель: максимальное сближение интересов родителей и классного руководителя по формированию развитой личности.

Задачи:

  • организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
  • обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Формы реализации:

  • анкетирование;
  • диагностика;
  • индивидуальные беседы;
  • консультации;
  • родительские собрания;
  • посещение семей;
  • проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей  детей.

Планируемые результаты.

 Модель выпускника начальной школы:

Ценностный потенциал:

  • Восприятие ценности семьи в своей жизни.
  • Понимание ценности дружбы со сверстниками.
  • Авторитет педагога.
  • Ценность природы родного края, ее исторических памятников.
  • Доброта.
  • Честность.
  • Оптимизм.
  • Аккуратность.

Познавательный потенциал:

  • Знания, умения и навыки, соответствующие психолого-физиологической характеристике конкретного школьника.
  • Забота о здоровье.
  • Умение быстро и осознанно читать.
  • Навыки этикета.
  • Внимание.
  • Воображение.

Творческий потенциал:

  • Умение объективно оценивать свой труд и труд товарищей, элементарные умения анализировать свою деятельность.

Коммуникативный потенциал:

  • Умение слушать и слышать других.
  • Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.

Художественный потенциал:

  • Художественная активность в сферах народного творчества (музыкально – песенном, декоративно – прикладном, танцевальном).

Участники программы

Участники программы: учащиеся, классный руководитель, педагоги, работающие в классе, школьный психолог,  родители.

Связи, устанавливаемые для реализации программы

  1. Внутренние: педагоги, работающие в классе, школьный психолог.
  2. Внешние:
  • Библиотека (цель: развитие потребности к духовным ценностям, к чтению книг как источниках дополнительной информации)
  • Правоохранительные органы (цель: профилактика правонарушений, соблюдение гражданских прав и обязанностей).
  • Спортивный комплекс (цель: физическое развитие, укрепление здоровья).
  • Дом культуры (цель: организация полезного досуга детей).
  • ДДТ (цель: развитие творческих способностей, организация полезного досуга).

Показатели  результативности

  1. Оптимальный уровень обученности  и воспитанности учащихся.
  2. Активное участие школьников в интеллектуальных конкурсах.
  3. Активное участие во внеклассной работе.
  4. Рост числа учащихся, занимающихся в кружках по интересам.
  5. Высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.
  6. Высокий уровень сплоченности детского коллектива.

Диагностика

      Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики:

  1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
  • общие сведения;
  • способности;
  • темперамент;
  • тип личности в общении;
  • самооценка;
  • успешность в деятельности;
  • уровень воспитанности.

  1. Изучение межличностных отношений:
  • социометрия;
  • социально-психологический климат в классе.

Формы диагностики:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдения;
  • беседы с учениками, родителями;
  • изучение высказываний на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях;
  • изучение отношений к проводимым мероприятиям, урокам.

План воспитательной работы

Структура плана работы

В плане воспитательной работы отражаются следующие разделы:

  • общие сведения о классе;
  • план-сетка;
  • работа с родителями;
  • работа с учащимися группы риска;
  • диагностика;

В общих сведениях о классе представляется характеристика класса, список учащихся с домашними адресами, телефонами, занятость во внеурочное время; место работы и рабочие телефоны родителей; данные о состоянии здоровья; социальный паспорт класса.

План-сетка отражает все мероприятия, проводимые в классе в течение учебного года

В работе с родителями показан список родительского комитета, представлены темы, сроки проведения и протоколы родительских собраний, индивидуальная работа с родителями.

В работе с учащимися группы риска  представляется краткая  психолого-педагогическая характеристика на трудного учащегося, направления работы по предупреждению и преодолению запущенности в учебе и воспитании.

В разделе диагностика  находятся все виды анкетирования учащихся и их родителей, анализ анкет, рекомендации психолога.

Перечень дел, систематически проводимых с классом в течение года:

1.Участие в общешкольных мероприятиях (по общешкольному плану).

2.Тематический классный час (1 раз в неделю).

3.Занятия в кружках, секциях.

4.Участие в районных, региональных конкурсах, акциях.

5.Обновление классного уголка (Постоянно).

6.Анализ успеваемости (1 раз в четверть).

Текущая работа в классе за неделю:

  1. Классный час.
  2. Проверка дневников, учет успеваемости.
  3. Дежурство по классу.
  4. Уход за цветами.
  5. Учет посещаемости (ежедневно).
  6. Учет опозданий (ежедневно).
  7. Состояние внешнего вида детей (ежедневно).

Самоуправление в классе

Задачи:

  • Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классного руководителя.
  • Воспитание ответственности за порученное дело.
  • Формирование здорового общественного мнения ребят.
  • Сплочение классного коллектива.

Общие сведения о классе

Характеристика класса

Дети 1 «В» класса поступили в МБОУ Лоухская СОШ 1 сентября 2014 года в составе 24 человек. Из них 11 девочек и 13 мальчиков.

2006г.

2007г.

Девочки

-

11 чел.

Мальчики

2

11 чел.

Все семьи учащихся можно считать благополучными.

В неполных семьях проживают _____ чел.

В многодетных семьях проживают _____ чел.

В классе есть ребенок инвалид.

Все родители обеспечили школьников всеми необходимыми принадлежностями для учёбы. Дети ухожены.

Уровень подготовки детей к школе разный. Многие ученики знают буквы и умеют читать по слогам. Все знают счёт до 10.

Большинство учащихся показывают средний уровень готовности к обучению, владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу.

Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса.

В классе есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал.

В состав класса входят и дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, с трудом переключают свое внимание с одного вида деятельности на другой, нуждаются в обучающей помощи учителя.

         Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей, созданы необходимые условия для выполнения домашних учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью.

Неблагополучных семей пока не выявлено.

Список учащихся класса

Список класса

День рожд.

ФИО родителей

Адрес

Занятия детей в кружках и секциях 2014 -2015 уч. год

Фамилия. Имя.

Название кружка, секции.

Данные о состоянии здоровья детей

1 группа (основная)

2 группа (подготовительная)

3 группа

(спецгруппа)

4 группа (освобожден)

Социальный паспорт класса

  1. Список детей – инвалидов

Фамилия, имя ученика

Диагноз

  1. Список детей, находящихся на опеке

Фамилия, имя ученика

Причина отсутствия родителей

  1. Список детей из малообеспеченных семей

Фамилия, имя ученика

Количество детей в семье (возраст)

  1. Список детей из многодетных семей

Фамилия, имя

ученика

Количество детей в семье

5.Список детей из неблагополучных семей

Фамилия, имя ученика

Причины неблагополучия

  1. Список неполных семей

Фамилия, имя

ученика

Причины отсутствия родителя

Работа с учащимися группы риска

1 этап: Диагностический.

Цель: Вскрыть причины трудновоспитуемости ребенка.

  • изучить положение ребенка в окружающей социальной микросфере (семья, класс, уличная группа);
  • выявить положительные качества личности ребенка, его склонности, способности;
  • выявить отрицательные качества личности;
  • установить отрицательные качества духовной потребности:
  • -в общении;
  • -в самооценке;
  • -в самоутверждении;
  • -в эмоциональных впечатлениях;
  • -в положительной деятельности.
  • изучить основные ценностные ориентации школьника.

2 этап: Установление контактов.

Цель: Установить контакты с ребенком; снять недоверие; завоевать авторитет.

  • контролировать и организовывать помощь в учении;
  • организовывать целесообразные отношения ребенка с коллективом в различных видах деятельности;
  • привлекать к занятиям в кружках и секциях;
  • знакомить с примерами самовоспитания.

3 этап: Переориентация.

Цель: Добиться, чтобы положительные нормы поведения стали привычкой ребенка.

  • вовлекать ученика в полезную (интересную для него) деятельность;
  • возбуждать интерес;
  • формировать перспективы;
  • приобщать к организационной деятельности.

4 этап: Закрепление.

Цель: Закрепить определенные успехи в поведении и учебной деятельности.

  • Контролировать и оказывать помощь в выполнении режима (особенно в проведении досуга);
  • включать в многообразную коллективную деятельность;
  • создавать воспитательные ситуации;
  • оказывать доверие, сохранять атмосферу сердечности.

Контингент риска:

Учащиеся, которые часто нарушают дисциплину.

Учащиеся, которые часто не готовятся к урокам.

Учащиеся, которым трудно даётся усвоение материала.

Работа с родителями.

Состав родительского комитета 1 «В» класса:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состав родительского комитета 2 «В» класса:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состав родительского комитета 3 «В» класса:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состав родительского комитета 4 «В» класса:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Темы родительских собраний:

1 класс

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 класс

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 класс

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 класс

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение

Диагностика изучения мотивационной сферы учащихся

1 класс

Диагностика№1. «Краски»

     Учащиеся класса получают листы рисовальной бумаги, на которых нарисованы по 10 кружков. Педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача ученика – закрасить кружки, самостоятельно определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребенок окрашивает предметы в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.

Диагностика №2. «Фотография»

     Она проводится в конце учебного года. Детям предлагается выступить в роли фотографов - сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик полачает лист бумаги с квадратиками по количеству учащихся класса. В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии.Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.

2 класс

Диагностическая методика №1. «Настроение»

   Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают во 2 классе. Рядом с каждым предметом нарисованы  три рожицы. Ученику предлагается выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета, и подчеркнуть ее на листочке бумаги. Методика позволяет увидеть отношение к учению в целом и к изучению отдельных предметов.

Диагностика №2. «Школа будущего»

   Учащимся предлагается определить, что должно быть в школе будущего из школы сегодняшнего дня и чего быть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком «+», что должно быть, под знаком «-» то, чего быть не должно. Если учащиеся относят к знаку (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.

3 класс

Диагностика №1. «Ранжирование»

     Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучают в третьем классе, обосновать значимость предметов одним – двумя словами. Например, математика – интересно и т. д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащихся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.

Диагностика №2. «Ассоциации».

     Учащимся предлагается нарисовать ассоциации на слова, предлагаемые им. Ребятам раздаются листы бумаги, на которых написаны слова школьной тематики. Рядом со словами ребята должны нарисовать рисунок, который, по их мнению, отражает смысл данного слова. Например, математика – 2, русский – буква и т. д.

Список слов может быть следующий:

  • Математика
  • Русский язык
  • Литературное чтение
  • Иностранный язык
  • Физическая культура
  • Изобразительное искусство
  • Труд
  • Музыка
  • Урок
  • Отметка
  • Школа
  • Учитель
  • Класс
  • Друг

Диагностика позволяет определить, насоклько позитивны или негативны ассоциации младшего школьника, связанные со школой. По результатам диагностирования их можно сопоставить с результатом учебной деятельности учащихся.

4 класс

Анкетирование

1.Тебе нравится в школе или нет?

  • Не нравится.
  • Нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, с радостью идешь в школу или хочешь остаться дома?

  • Хочу остаться дома.
  • По-разному бывает.
  • Иду с радостью.

3.Если бы завтра учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, что бы ты сделал?

  • Не знаю.
  • Остался бы дома.
  • Пошел бы в школу.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

  • Не нравится.
  • Бывает по-разному.
  • Нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашние задания?

  • Да.
  • Не хотел бы.
  • Не знаю.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе оставались одни перемены?

  • Хотел бы.
  • Не хотел бы.
  • Не знаю.

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

  • Часто.
  • Редко.
  • Не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  • Точно не знаю.
  • Не хотел бы.
  • Хотел бы.

9. У тебя в классе много друзей?

  • Мало.
  • Много.
  • Нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

  • Нравятся.
  • Не очень.
  • Не нравятся.

Обработка результатов.

     За положительное отношение к учебе – 3 балла.

     За выбор нейтрального ответа – 1 балл.

     За отрицательный ответ – 0 баллов.

     25-30 баллов – высокая школьная мотивация. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны, ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.

     20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

     15-19 баллов – положительное отношение к школе (привлекает не учебная деятельность). Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, педагогами. Познавательные интересы у них развиты слабо.

     10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.

     Менее 10 баллов – негативное отношение к школе. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя.

Диагностика для изучения детского коллектива

1-й класс

Диагностическая методика №1. «Урок физкультуры».

     Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроке физической культуры. Задача состоит в том, что ребята не должны быть выстроены по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе. Это может выглядеть так:

      Учащиеся должны написать в квадратиках имена учащихся класса. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, его включенности в жизнь детского коллектива.

 

Диагностическая методика № 2. «Солнце, тучка, дождик»

     Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

      В классе мне – *

      С друзьями мне –  Õ    Дома мне –Û

 

2-й класс.

Диагностическая методика № 1. «Пьедестал»

            Учащимся класса раздают листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению является значимой фигурой в жизни класса.

            Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

Диагностическая методика №2.«Дом, в котором я живу»

     Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.

 

3-й класс.

Диагностическая методика № 1. «Круги на воде»

      Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трех имен одноклассников.

Диагностическая методика №2. «Мультфильм о нашем классе»

      Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своем классе. Для того, чтобы мультфильм получился, ребятам предлагается подготовить один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, лист бумаги (по одному листочку). Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе.

1.      Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются.

2.      Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма.

3.      Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной и т.д.)

4.      Какие проблемы поднимает мультфильм.

4 класс

Диагностическая методика №1. «Самые памятные события из жизни моего класса»

     Учащимся класса предлагается написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях из жизни класса. Анализируя сочинение, необходимо обратить внимание, какие события называются учениками памятными, какой характер носят события, положительный или отрицательный. Значительным местом в анализе сочинений является и то, какое место в описанных событиях каждый ученик отводит себе и своим товарищам.

Диагностическая методика №2.

     Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжив следующие предложения:

  1. Ребята, с которыми я дружу в нашем классе, это…
  2. Ребята, с которыми я не дружу в классе, это…
  3. Ребята, с которыми я провожу время и после уроков, это…
  4. Ребята, с которыми я не общаюсь после уроков, это…
  5. Ребята, с которыми мне хотелось бы дружить в классе, это…
  6. Ребята, без которых мне было бы трудно, это…

Опросник «Мой класс»

Дети отвечают на вопросы словами «да», «нет», «не знаю».

  1. Ребятам нравится учиться в нашем классе.
  2. Дети в классе всегда дерутся друг с другом.
  3. В нашем классе каждый ученик — мой друг.
  4. Некоторые ученики в нашем классе несчастливы.
  5. Некоторые дети в нашем классе являются «середнячками».
  6. С некоторыми детьми в нашем классе я не дружу.
  7. Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу.
  8. Многие дети в нашем классе любят драться.
  9. Все ученики в нашем классе — друзья.
  10. Некоторые ученики не любят свой класс.
  11. Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем.
  12. Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу.
  13. Наш класс веселый.
  14. Дети в нашем классе много ссорятся.
  15. Дети в нашем классе любят друг друга как друзья.

Анкета

Цель: выявить характер отношений между учениками.

  1. Доволен ли ты своими отношениями с одноклассниками?
  • Да, доволен.
  • Скорее да, чем нет.
  • Скорее нет, чем да.
  • Нет, не доволен.
  1. Твои отношения с одноклассниками?
  • Дружеские.
  • Ровные, нормальные.
  • Равнодушные.
  • Враждебные, конфликтные.
  1. Что тебе нравится в отношениях с одноклассниками?
  2. Что не нравится?
  3. Охотно ли ты ходишь в школу?
  • Всегда.
  • Не всегда.
  • Иногда.
  • Редко.
  • Никогда.
  1. Рассказываешь ли ты о своих проблемах кому-либо из одноклассников?
  • Всегда.
  • Иногда.
  • Редко.
  • Никогда.
  1. Есть ли в классе человек, которого ты считаешь своим другом?
  • Да.
  • Нет.
  1. Есть ли в классе человек, которого ты не очень любишь?
  • Да.
  • Нет.
  1. Каким ты считаешь свой класс?
  • Дружным.
  • Не очень дружным.
  • Совсем недружным.
  1. Что ты предлагаешь для того, чтобы класс стал еще дружнее?

Диагностическая программа изучения уровней воспитанности

              учащихся  1 – 2 классов (методика Н.П. Капустина)

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

  • мне интересно учиться;
  • я люблю мечтать;
  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;
  • мне нравится выполнять домашние задания;
  • я стремлюсь получить хорошие отметки.

2. ТРУДОЛЮБИЕ:

  • я стараюсь в учебе;
  • я внимателен;
  • я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью;
  • мне нравится помогать в семье выполнять домашнюю работу;
  • мне нравится дежурство в школе.

3. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

  • к земле;
  • к растениям;
  • к животным;
  • к природе.

4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:

  • я выполняю правила для учащихся;
  • я добр в отношениях с людьми;
  • я участвую в делах класса и школы.

5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

  • я аккуратен в делах;
  • я опрятен в одежде;
  • мне нравится все красивое вокруг меня;
  • я вежлив в отношениях с людьми.

6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

  • я самоуправляю собой;
  • я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой;
  • у меня нет вредных привычек.

 

    Оценивание проводится в 5-балльной системе:

            5 — это есть всегда        

4 часто                          

3- редко                            

2 - никогда                      

1 - у меня другая позиция

     По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок.

     Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

           Средний балл:  5         -         4,5      - высокий уровень

                          4,4      -         4         - хороший уровень

                          3,9      -         2,9      - средний уровень

                          2,8      -         2         - низкий уровень

Диагностическая программа изучения уровней воспитанности

учащихся  3 – 4 классов (методика Н.П. Капустина)

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учит ель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

  • мне интересно учиться;
  • я всегда выполняю домашнее задание;
  • я люблю читать;
  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;
  • я стремлюсь получать хорошие отметки.

2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

  • я стараюсь в учебе;
  • я внимателен;
  • я самостоятелен;
  • я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью;
  • мне нравится самообслуживание в школе и дома.

3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

  • я  берегу  землю;
  • я берегу  растения;
  • я  берегу  животных;
  • я  берегу  природу

4. Я И ШКОЛА:

  • я выполняю правила для учащихся;
  • я выполняю правила внутришкольной жизни;
  • я участвую в делах класса и школы;
  • я добр в отношениях с людьми;
  • я справедлив в отношениях с людьми.

5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

  • я аккуратен и опрятен;
  • я соблюдаю культуру поведения;
  • я забочусь о здоровье;
  • я умею правильно распределять время учебы и отдыха;
  • у меня нет вредных привычек.

     Оценивание проводится по 5-балльной системе:

5 - это есть всегда                                  

4 - часто                                                  

3- редко                                                    

2 — никогда                                            

1 - у меня другая позиция

     По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

       Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

     Средний балл:  5         -        4,5      - высокий уровень

                               4,4      -         4         - хороший уровень

                               3,9      -         2,9      - средний уровень

                               2,8      -         2         - низкий уровень

Анкета

Классный руководитель глазами воспитанников

1.С каким настроением ты идешь в школу?

  • С радостью
  • С привычным равнодушием
  • С предчувствием неприятности
  • Скорее бы это все кончилось.

2. Бывают ли у тебя в школе неприятности?

  • Часто
  • Редко
  • Никогда

3. Если бывают, то от кого они исходят?

  • От учителей предметников
  • От классного руководителя
  • От учеников вашего класса

4. Бывают ли конфликты с классным руководителем?

  • Часто
  • Редко
  • Никогда

5. Какую роль выполняет в классе твой классный руководитель?

  • Контроль за успеваемостью и дисциплиной
  • Вторая мама
  • Организатор досуга
  • Помощник ребят в трудных делах
  • Старший товарищ
  • Другое

6. Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?

  • Хвалить
  • Подбадривать
  • Делать замечания
  • Ругать
  • Жаловаться родителям
  • Забота
  • другое

7. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю?

8. Что тебе хотелось бы от него перенять?

  • Великодушный характер
  • Манеру поведения
  • Умение всегда хорошо выглядеть
  • Разносторонние знания
  • Другое

9. Что ты посоветовал бы своему классному руководителю?

10. Ты считаешь, что твой класс

  • Сплочен и дружен
  • Разбит на группы
  • Каждый живет сам по себе

11. Какие внеклассные мероприятия тебе нравятся?

12. Что ты  знаешь о своем классном руководителе? (хобби, увлечения, мечты)

13. Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе?

Анкета для родителей

Удовлетворенность родителей воспитательным процессом

  1. Удовлетворял ли психологический климат взаимоотношений
  • с педагогами
  • со сверстниками ребенка
  1. Находите ли вы понимание в решении вопросов обучения, воспитания с педагогом?
  2. Решало ли учреждение дополнительного образования вопрос сохранения здоровья ребенка
  3. предостережение от вредных привычек
  4. Были ли ошибки педагога  в вопросах воспитания вашего ребенка?
  5. Помогали ли родительские собрания решать проблему воспитания детей?
  6. Удовлетворяли ли вас внеклассные мероприятия?
  7. Можно ли классного педагога  назвать воспитателями детей?
  8. Много ли помогали вы школе, классу в вопросах воспитания?

Анкета для родителей  в конце учебного года

Удовлетворенность работой школы

Инструкция. Уважаемые родители! Просим Вас ответить на ряд вопросов, касающихся школы, в которой учится Ваш ребенок, и ее директора. Ваши мнения и оценки помогут более правильной (объективной) оценке работы школы и деятельности ее директора.

Баллы, начисляемые за ответы:

2

1

0

1. Удовлетворены ли Вы тем, в какой школе учится Ваш ребенок?

да, вполне

удовлетворены

нет, не удов-летворены

2. Удовлетворены ли Вы тем, как учат в этой школе?

да, вполне

удовлетворены частично

нет, не удов-летворены

3. Есть ли в  школе атмосфера доброжелательного отношения к детям со стороны учителей, персонала, администрации?

да, есть

в чем-то есть, в чем-то нет

нет

4. Спокойны ли Вы за своего ребенка (его безопасность), когда он в школе?

да

не вполне и не всегда

нет

5. Как Вы считаете, есть ли в школе порядок?

да, есть

есть, но хотелось бы больше

нет порядка

6. С удовольствием ли Ваш ребенок ходит в школу?

да

когда как

нет

7. В какой степени, на Ваш взгляд, влияет директор на то, что происходит в школе?

влияет опре-деляющим образом

влияет только частично

не влияет

8. Работает ли школа и ее администрация в контакте с Вами – родителями учащихся?

да

работает, но недостаточно

нет

9. Как часто Вам приходится посещать школу (помимо родительских собраний в классе, где учится ребенок)?

довольно часто

посещаю только родительские собрания

почти никогда

10. Удовлетворяет ли Вас то, как заботится школа о здоровье вашего ребенка?

да

удовлетворяет, но только частично

нет

11. Как Вы могли бы оценить санитарное состояние школьных помещений?

как хорошее

как удовлетво-рительное

Как неудовлет-ворительное

Литература

1. Н. И. Дереклеева. Справочник классного руководителя. 1-4 классы. Москва. ООО «Вако. 2003 г.

2.В. Вайс. «Перспективное планирование воспитательной работы в начальной школе». Воспитание школьников №6, 2005 год.

3. Кузьмина Е. В. Моя программа воспитательной работы. Классный руководитель. №4 2008 год.

4.Внеклассные мероприятия.1 класс. Москва. ООО «Вако»,  2006г.

5. Внеклассные мероприятия. 3класс. Москва. ООО «Вако», 2004 год.

6. Внеклассные мероприятия. 4 класс. Москва. ООО «Вако», 2004 год.

7.Классные часы. 1 класс. Москва. ООО «Вако», 2008 г.

8.Как планировать работу. Минск. ИООО «Красико-Принт». 2004 год.

9. Щуркова Н. Е. Классное руководство: рабочие диагностики. Москва. Педагогическое общество России, 2001 год.

                     

                       



Предварительный просмотр:

Направление

Учебно-   познавательное

Гражданско – патриотическое, правовое

Нравственно-

 эстетическое

Здоровый образ жизни

Сентябрь

«День знаний». Экскурсия «Мы в школе».

ПДД «Безопасный путь в школу» - встреча с инспектором ГИБДД

Правила поведения на уроке и перемене.

Режим дня школьника

Октябрь

Учитель в нашей жизни.

«Моя малая Родина» - проект.

«Осторожно, огонь!»

«Азбука от А до Я» - библиографический час.

«Мы теперь не только дети, мы теперь ученики»

Ноябрь

16 ноября – День толерантности.

Экскурсия в школьный музей.

30 ноября – «День матери»

«Моя мама лучше всех»

Декабрь

Мастерская Деда Мороза.

ПДД «Хорошо с горы кататься»

«Человек среди людей. Спеши делать добро»

Веселые старты

Январь

«По дорогам сказок» - библиографический час

27 января – День воинской славы.

Катание на санках – день здоровья.

Февраль

«Без друга в жизни туго»

«Они не вернулись из боя» - урок мужества.

«А, ну-ка, мальчики!»

Мы в гостях – ролевая игра.

Март

«О лени и лентяях»

«Цветочная мозаика» - игровая программа для девочек.

«Мама, папа, я – спортивная семья.

Апрель

«День космонавтики» - устный журнал.

Поселок, в котором я живу – экскурсия.

«Дороги войны» -конкурс чтецов

Май

9 мая – День Победы.

Прощание с 1 классом.

Ура! Каникулы! Поход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Творим и совершенствуемся»

       Программа дополнительного образования «Творим и совершенствуемся» по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической; по функционально...

Программа внеурочной деятельности "Твори добро""

Программа по социальному направлению направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка, содержит пояснительную записку;  цели, задачи работы кружка; планируемые ре...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Твори добро"

Данная методическая разработка воспитательного мероприятия предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей, воспитателей.Занятие рассчитано для детей младшего и среднего школьного во...

Воспитательное мероприятие «Твори добро по всей земле»

Цель: содействовать воспитанию доброты, воспитанию желания творить добро-совершать добрые поступки....

Возрастная программа внеурочной деятельности «Творим добро»

Актуальность программы обусловлена тем, что занятия с детьми творческим и созидательным трудом представляют благодатную почву для творческой самореализации личности, проявления  и развития индиви...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Твори добро"

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления предназначена для 1  класса....

Программа внеурочной деятельности "Твори добро"

Самое главное - научить человека делать добро и уметь его принимать. Школа - это одна большая семья, где каждый нужен и дорог.  Созданная мною программа под названием «Твори добро»...