Программа внеурочной деятельности "Твори добро""
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Новикова Юлия Андреевна

Программа по социальному направлению направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка, содержит пояснительную записку;  цели, задачи работы кружка; планируемые результаты; учебно-тематический план; содержание;методическое обеспечение, список литературы. Программа рассчитана на детей 7-11 лет. Срок реализации - 4 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvori_dobro_novaya.docx57.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение Белоярского района

«Общеобразовательная средняя школа с. Казым»

ПРОГРАММА

 внеурочной деятельности

«Твори добро»

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)

Учителя начальных классов

СОШ с. Казым  Новиковой Ю.А.

(Ф.И.О педагога)

Программа  рассчитана на школьников 7-11 лет.

                                                                               Срок реализации программы: 4 учебных года.

                                                           Программа составлена на основе

                         авторской программы

2014 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Ожидаемые результаты; мониторинг достижений.
  3. Содержание программы.
  4. Учебно – тематическое планирование.
  5. Методическое обеспечение.
  6. Методы реализации программы.
  7. Список учащихся
  8. Информационная карта.
  9. Литература.

Пояснительная записка.

       Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.

     Трудовые и нравственные  качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства.  Школьник  приобретает их  через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно – полезный труд.  Активное участие детей в общественной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся понимать, что любая деятельность требует усилий, напряжения, но вместе с тем  доставляет радость, приносит пользу.

        Общественно – полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.

        Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.  При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.

       Самое главное - научить человека делать добро и уметь его принимать. Школа - это одна большая семья, где каждый нужен и дорог.  

         Актуальность программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро» заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его добрые дела - это ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным, трудолюбивым, готовым нести людям добро.

        В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности обучающихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

 Цель программы: создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка.

Задачи:

 1.Приобрести общественно – организаторские умения, почувствовать ответственность     не только за свою, но и за общую работу.

 2.Привлечь всех детей к активному участию в делах класса.

 3. Учить детей навыкам общественной работы.

4.  Развивать организационные и коммуникативные компетенции.

5. Реализация общественно – значимых инициатив.

6. Сделать территорию школы комфортной для учебы и отдыха.

Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро»

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Основные принципы реализации программы.

    Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро» направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка.  Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года, всего 135 часов, в 1 классе-33 часа, во 2-4 классах – по 34 часа соответственно в каждом классе.

Предполагаемые результаты реализации программы.

  Программа будет способствовать:

-созданию условий для развития нравственных качеств, познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации социально-значимых  проектов «Наши добрые дела» и «Наши руки не знают скуки»;

-формированию личности ребенка, способной действовать в коллективе и с коллективом; выработке современного мировоззрения, способного разрешить личные и общественные проблемы;

-содействовать укреплению связи школа-семья, укреплению внутрисемейных отношений;

-формированию устойчивого интереса к трудовой деятельности, к общению с природой;

-расширению ботанических знаний о декоративных растениях для оформления клумбы; развитию художественного вкуса, фантазии в реализации проекта «Школа- цветущий сад».

    В  программе заложены возможности формирования у обучающихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

•    ценностное отношение к труду и творчеству,   трудолюбие;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

•    осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

•   первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

•   потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

•    мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность,   ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

•    создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

•   самостоятельность работы;

•   осмысленность действий;

•   разнообразие освоенных задач.

Личностные универсальные учебные действия:

• ценностно-смысловая ориентация учащихся;

• нравственно-этическое оценивание;

• действие смыслообразования;

• способность к самооценке на основе критериев успешности   деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

• умение выражать свои мысли;

• планирование совместной деятельности;

• управление поведением  

Регулятивные универсальные учебные действия:

• целеполагание;

• волевая саморегуляция.

 

 

Учебно-тематическое планирование

1 класс 32 часа

Дата

Тема занятия

Кол –во часов

  1. «Добрые дела для моего класса» (12 часов)

1

Знакомство с обязанностями дежурного в классе.

1

2

Дежурство в классе. Операция «Чистый класс».

1

3

Уход за комнатными растениями в классе.

1

4

Благоустройство территории школьного двора, класса

1

5

Операция сувенир ко дню учителя.

1

6

Ремонт книг в библиотеке.

1

7

Содержи в порядке книжки и тетрадки

1

8

Выставка рисунков «Такие разные но самые любимые»

1

9

Операция «сувенир» ко дню матери

1

10

Акция «Доброта»

1

11

Ремонт книг в сельской  библиотеке

1

12

Операция «Покормите птиц зимой»

1

  1. «Наши руки не знают скуки» (12 часов).

1

Операция «Изготовление кормушек»

1

2

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление ёлочных украшений.

1

3

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Украшения классного кабинета.

1

4

Конкурс рисунков «Бульвар добрых дел»

1

5

Конкурс стихов. Добрыми делами славен человек.

1

6

Трудовой десант по благоустройству класса

1

7

Игра путешествие Прикоснись ко мне добротой»

1

8

Конкурс рисунков «Дети России – Солдаты России»

1

9

Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для пап

1

10

Конкурс рисунков Наши милые мамы»

1

11

Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для мам

1

12

  1.  «Цветы для школьного двора». 9ч

1

Подготовка почвы для посадки семян

1

2

Подготовка семян

1

3

Посев семян цветов

1

4

Пикирование ростков. Пересадка. Опыт.

1

5

Пикирование ростков. Пересадка. Опыт.

1

6

Уход за рассадой.

Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений»

1

7

Уход за рассадой.

Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений»

1

8

Высадка рассады в грунт на территории школьного двора

1

9

Высадка рассады в грунт на территории школьного двора

1

2 класс 34 часа

Дата

Тема занятия

Кол- во часов

1

I.

«Добрые дела для моего класса» (12 часов) 

2

Введение. Знакомство с обязанностями дежурного в классе.

1

3

Дежурство в классе. Операция «Чистый класс».

1

4

Дежурство в классе. Операция «Чистый класс»

1

5

Уход за комнатными растениями в классе.

1

6

Уход за комнатными растениями в классе.

1

7

Ремонт книг в библиотеке.

1

8

Ремонт книг в библиотеке.

1

9

 Трудовые десанты.                                                                

1

10

 Содержи в порядке книжки и  тетрадки"

1

11

Благоустройство территории школьного двора, класса.

1

12

Фоторепортаж о проведении акции.

1

II.

«Наши руки не знают скуки» (13 часов). 

Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для родителей, бабушек, дедушек, ветеранов к праздникам.        

1

Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для родителей, бабушек, дедушек, ветеранов к праздникам.        

1

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление елочных украшений.

1

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление елочных украшений.

1

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Украшения классного кабинета

1

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Украшения классного кабинета

1

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Украшения классного кабинета

1

Снежные фигуры.

1

Снежные фигуры.

1

Операция « Покормите птиц зимой»

1

Операция « Покормите птиц зимой»

1

Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для пап и мам.

1

Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для пап и мам.

1

III

 Наша школа – чистая школа и цветущий сад. (10часов)

1

Школа – цветущий сад

1

2

Школа – цветущий сад

1

3

Трудовой десант.

1

4

Трудовой десант.

1

5

 «Мы за чистую школу»

1

6

«Мы за чистую школу»

1

7

Моя первая клумба. Продолжение работы по подготовки рассады цветов к высадке на клумбы.  

1

8

Моя первая клумба. Продолжение работы по подготовки рассады цветов к высадке на клумбы.  

1

9

Моя первая клумба. Продолжение работы по подготовки рассады цветов к высадке на клумбы.  

1

10

Моя первая клумба. Продолжение работы по подготовки рассады цветов к высадке на клумбы.  

1

3 класс 34 часа

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

 I.

«Добрые дела для моего класса» (14 часов) 

1

Введение. Знакомство с обязанностями дежурного в классе.

1

2

Дежурство в классе.

1

3

Операция «Чистый класс».

1

4

Операция «Чистый класс».

1

5

Ремонт книг в библиотеке.

1

6

Ремонт книг в библиотеке.

1

7

Трудовые десанты.                                                                

1

8

Трудовые десанты.                                                                

1

9

Благоустройство территории школьного двора, класса.

1

10

Благоустройство территории школьного двора, класса.

1

11

Подготовка, проведение и участие в классных и общешкольных мероприятиях.

1

12

Подготовка, проведение и участие в классных и общешкольных мероприятиях.

1

13

Фоторепортаж о проведении акции.

1

14

Фоторепортаж о проведении акции

1

 II.

«Наши руки не знают скуки» (12 часов). 

1

Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для родителей, бабушек, дедушек, ветеранов к праздникам.        

1

2

Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для родителей, бабушек, дедушек, ветеранов к праздникам.        

1

3

«Мы творим чудеса»  (Изготовление поделок из природного материала)

1

4

«Мы творим чудеса»

1

5

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление елочных украшений.

1

6

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление елочных украшений.

1

7

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй».  Украшения классного кабинета

1

8

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Украшение классного кабинета        

1

9

Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для пап и мам.

1

10

Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для пап и мам.

1

11

Акция « Домик для птиц»

12

Акция « Домик для птиц»

III.

«Цветы для школьного двора» (8 часов). 

1

Подготовка почвы для посадки семян.

1

2

Посев семян цветов.

1

3

Уход за посевами (полив, рыхление).

1

4

Пикирование ростков.

1

5

Пересадка.

1

6

Уход за рассадой

1

7

Высадка рассады в грунт на территории школьного двора.

1

8

Уход за высаженными растениями.  

1

4 класс 34 часа

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

I.

«Добрые дела для моего класса» (14 часов) 

1

Знакомство с обязанностями дежурного в классе.

1

2

Операция «Чистый класс».

1

3

Уход за комнатными растениями в классе.

1

4

Уход за комнатными растениями в классе.

1

5

Ремонт книг в библиотеке.

1

6

Ремонт книг в библиотеке.

1

7

Трудовые десанты.

1

8

Благоустройство территории школьного двора, класса.

1

9

Сбор макулатуры.

1

10

Сбор макулатуры.

1

11

Подготовка, проведение и участие в классных и общешкольных мероприятиях.

1

12

Фоторепортаж о проведении акции.

1

13

Подготовка и участие в акциях, конкурсах различного уровня.

1

14

«Давайте же вместе, ребята, родную природу       беречь!»  Агитационная работа по охране природы.

1

I.

«Наши руки не знают скуки» (12 часов). 

1

Введение. Операция «Сувенир». «Поздравительная открытка».

1

2

Операция «Сувенир».  «Поздравительная открытка».

1

3

Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для родителей, бабушек, дедушек, ветеранов к праздникам        

1

4

Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для родителей, бабушек, дедушек, ветеранов к праздникам        

1

5

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление елочных украшений.

1

6

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление елочных украшений.

1

7

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Украшение классного кабинета        

1

8

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Украшение классного кабинета        

1

9

Операция «Кормушка»

1

10

Операция «Кормушка»

1

11

«Всегда найдется дело для умелых рук»,  Создание композиций на осенние мотивы из природных материалов.

1

12

Конкурс «Золотые руки моей семьи»

1

III.

«Цветы для школьного двора» (8 часов). 

1

Подготовка почвы для посадки семян.

1

2

Посев семян цветов.

1

3

Уход за посевами (полив, рыхление).

1

4

Пикирование ростков.

1

5

Пересадка.

1

6

Уход за рассадой.

1

7

Высадка рассады в грунт на территории школьного двора.

1

8

Уход за высаженными растениями.

1


Материально-техническое обеспечение.

Технические средства: телевизор, проигрыватель, компьютер, проектор

Для выполнения творческих работ и проектов необходимо индивидуальное место и необходимые материалы, которые дети предоставляют самостоятельно.

Некоторые из проектов   дети готовят в домашних условиях с материалами подготовленными родителями.

Литература

  1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2003.
  2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983
  3. Бодалёв А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1995  
  4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968
  5. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.,1980
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967  
  7. Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение. 1990  
  8.  Гульянц Э. К., Базик И. Я.Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991  
  9. Костенков П. П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду.

10.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000  

11.Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка. – М., 1992. М. Просвещение. 1980 г.

12.Мирошкина М. Учимся создавать социально значимые проекты. Нар. образование. – 2006.    

13.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999  

14.Соловейчик С.А. Воспитание творчеством. М.: Знание. - 1978.  

 

   

 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...

Программа внеурочной деятельности «Добрая дорога»

Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном  уровне. В программу включены практические занятия...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...

Программа внеурочной деятельности "Добрые дела детскими руками"

Программа внеурочной деятельности "Добрые дела детскими руками"...