Возрастная программа внеурочной деятельности «Творим добро»
рабочая программа (1 класс) на тему

Маркова Раиса Ивановна

Актуальность программы обусловлена тем, что занятия с детьми творческим и созидательным трудом представляют благодатную почву для творческой самореализации личности, проявления  и развития индивидуальных способностей ребёнка. Занятия,  практическая деятельность которых направлена на создание социально-значимого продукта труда, развивают кругозор ребёнка, его эстетические и интеллектуальные способности, и решают задачи духовного становления личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorim_dobro.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная программа внеурочной деятельности «Творим добро»

/Срок реализации – 1 год/

  /Возраст детей – 6,5 -7 лет/


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Под традиционное определение труда, как осознанной, энергозатратной, общепризнанной, целесообразной деятельности, требующей от человека приложения усилий и осуществления работы, попадает и учебная деятельность. Однако справедливо возвышающий учение принцип «хорошая учёба – это настоящий труд» в последнее время стал использоваться, к сожалению, и как прикрытие исчезновения прочих, неучебных форм трудовой активности детей из школьной жизни. Именно поэтому, говоря о трудовой деятельности школьников, мы имеем в виду труд, в котором мальчишки и девчонки производят продукт (вещь), причём значимый не только для них, но и для других людей. У труда, помимо продуктивности, есть и другие свойства, очень важные для развития и воспитания детей. А.С.Макаренко подчёркивал, что в воспитании важен не сам по себе трудовой процесс – то есть не определённая последовательность действий, ведущая к определённому результату (это «труд – работа»), и не овладение необходимыми для работы знаниями и навыками (это «труд – учёба, обучение труду»). Воспитывающий труд – это, по словам А.С.Макаренко «труд – забота» о себе и других, ближних и дальних. Только если труд организован этим особым, «заботливым» образом, если в нём складываются особые, взаимно заинтересованные, сотруднические отношения между работающими, он становиться трудом духовно преобразующим.

          Достижение в социально-значимой трудовой деятельности школьников воспитательных результатов возможно в рамках программы «Творим добро», где закладывается  понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленность повседневного бытования, растёт чувство продуктивной самостоятельности, ощущение и осознание причастности к миру трудящихся взрослых, значимость производимого продукта для окружающих людей.

Актуальность программы обусловлена тем, что занятия с детьми творческим и созидательным трудом представляют благодатную почву для творческой самореализации личности, проявления  и развития индивидуальных способностей ребёнка. Занятия,  практическая деятельность которых направлена на создание социально-значимого продукта труда, развивают кругозор ребёнка, его эстетические и интеллектуальные способности, и решают задачи духовного становления личности.

Новизна программы: данная программа является интегрированной, включающей в себя изучение окружающего мира, экологии, изобразительного искусства, художественного труда и технологии, знакомство воспитанников с миром профессий. Программа «Творим добро» существенно дополняет  школьное базовое образование, предоставляя каждому ребенку  возможность погружения в мир социально-значимой творческой деятельности. 

Нормативно-правовой и документальной основой программы «Творим добро» являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, демографических особенностей Старооскольского региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, с учётом возрастных особенностей младших школьников, их интересов и способностей.

Направление программы  - социально-значимая трудовая деятельность.

Место проведения занятий – кабинет учащихся в школе, учебно-опытный участок.

Цель программы: содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников посредством включения их в социально-значимую, творческую трудовую деятельность.  

Задачи:

образовательные:

  • дать первоначальные представления о ведущей роли труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • дать первоначальные представления о нравственных основах труда и творчества;
  • дать элементарные представления об основных профессиях;
  • дать элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

развивающие:

  • формировать навыки коллективной работы и работы в группах;
  • формировать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий;
  • формировать умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • развивать самостоятельность, аккуратность;

воспитательные: 

  • воспитывать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • воспитывать отрицательное отношение к лени и небрежности в труде, небережливому отношению к результатам труда людей;
  • воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников.

социально педагогическая:

  • формирование общественно активной личности, способной реализовать себя в социуме.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 6,5 – 7 лет

Срок реализации – 1 год, количество часов – 33 (1 час в неделю).

Учебный план программы включает разделы:

  • изготовление гербариев;
  • комнатное цветоводство;
  • мир профессий;
  • труд в моей семье;
  • выгонка цветочно-декоративных культур;
  • выращивание зелени для школьной столовой;
  • выращивание рассады цветов для школьных и сельских клумб;
  • использование декоративных растений в ландшафтном дизайне.

В программу включены как теоретическая, так  и практическая части. Теоретическая — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, встречи с людьми интересных профессий, экскурсии на предприятия, где работают родители. Практические работы включают изготовление поделок, выгонку цветочных культур, посадку и уход за комнатными растениями, выращивание рассады, экскурсии в природу, работу на учебно-опытном участке, дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие игры, участие в акциях.

Учитывая особенности ребёнка младшего школьного возраста, основной формой организации является коллективная деятельность, в которой имеют место и прямое обучающее воздействие и организация познавательной поисковой деятельности, и самостоятельная работа. Поскольку игра - ведущая деятельность младшего школьника, то рекомендуется использовать разнообразные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие игры. Это будет являться залогом эффективного и прочного усвоения знаний и навыков.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу - проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают фокусы, они необычны, а главное - ребята все проделывают сами.

Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения опытов полезно предложить ребятам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах. А в конце работы обязательно обсудить их.

Планируемые результаты

Разделы программы

Ожидаемые результаты

Универсальные учебные действия

Изготовление гербариев

Обучающиеся знают:

  • что такое гербарии, виды гербариев;
  • технику изготовления гербариев

Познавательные УУД

  • выбор наиболее эффективного способа решения   поставленной задачи;
  • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

  • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

  • оценка;
  • коррекция.
  • Личностные УУД
  • знание основных моральных норм;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка.

Комнатное цветоводство

Обучающиеся знают:

- название некоторых комнатных растений;

- виды размножения комнатных растений (вегетативное размножение, размножение семенами и т. д.)

- правила пересадки и ухода за комнатными растениями, световые условия, тепловой режим, водный режим;

         Обучающиеся умеют:

- правильно ухаживать за комнатными растениями (полив, подкормка, рыхление);

- готовить почвенные смеси, используемые в цветоводстве;

- провести посадку комнатных растений

Мир профессий

 Обучающиеся имеют элементарные представления  о некоторых профессиях людей

 Обучающиеся умеют: конструировать простейшие модели, работать с конструктором «Лего»

Труд в моей семье

Обучающиеся знают:

  • виды народных промыслов и ремёсел;
  • технику выполнения изделий из бисера и технику вышивки

Обучающиеся умеют:

 - делать простейшие изделия из бисера , изготавливать салфетку в технике «мережка»

Выгонка цветочно-декоративных культур

Обучающиеся знают:

- разнообразие однолетников, многолетников;

  • условия необходимые для выращивания рассады однолетников в теплице, правила посева семян однолетников и двулетников в грунт из рассады

Обучающиеся умеют:

- правильно сажать луковичные многолетники;

  • правильно подкармливать растения, используя различные способы подкормки;

Выращивание зелени для школьной столовой

Обучающиеся знают:

  • о роли растений, как средства оздоровления организма человека;
  • правила и условия выращивания лука, петрушки, укропа

Выращивание рассады цветов для школьных и сельских клумб

Обучающиеся  умеют:

- вести правильный уход за тепличными растениями;

  • вести правильный уход за тепличными растениями

Таблица  по диагностике контроля знаний, умений  и навыков

 

   Вид контроля

Форма        контроля

   Знания*

Форма контроля

Умения,     навыки

в

с

н

в

с

н

Предварительный

Анализ устного опроса

Наблюдение

Текущий

Анализ устного опроса

Наблюдение

Итоговый

Анализ устного опроса

Творческий отчёт

  • В – высокий уровень,  С – средний уровень,  Н – низкий уровень.

Формы      подведения      итогов      реализации      программы внеурочной деятельности:

  • выставки работ;
  • творческие конкурсы;
  • творческий отчёт «Наши достижения».

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Тема изучаемого раздела

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Изготовление гербариев

5

3.

Комнатное цветоводство

3

4.

Мир профессий

5

5.

Труд в моей семье

5

6.

Выгонка цветочно-декоративных культур

4

7.

Выращивание зелени для школьной столовой

4

8.

Выращивание рассады цветов для школьных и сельских клумб

5

9.

Ландшафтный дизайн

-

10.

Итоговое занятие

1

Итого:

33


3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

Общее кол - во часов

Теория

Практика

1.

Введение

1

1

2.

Изготовление гербариев

5

1

4

2.1.

Что такое гербарий. Виды гербариев

1

1

2.2.

Экскурсия  «Деревья осенью»

1

1

2.3.

Изготовление гербария «Листья деревьев».

1

1

2.4.

Экскурсия «Весенние цветы и травы».

1

1

2.5.

Изготовление гербариев лекарственных растений, весенних трав и цветов.

1

1

3.

Комнатное цветоводство

3

1

2

3.1.

Знакомство с комнатными растениями и правилами ухода за ними

1

0,5

0,5

3.2.

Черенкование комнатных растений

1

0,5

0,5

3.3.

Выращивание комнатных растений

1

1

4.

Мир профессий

5

3,5

1,5

4.1.

Разнообразие профессий

1

1

4.2.

Профессии наших мам и пап

1

1

4.3.

Профессия – учитель. Игра «Школа»

1

0,5

0,5

4.4.

Профессия – почтальон. Игра «Почта»

1

0,5

0,5

4.5.

Профессия – строитель. Работа с конструктором «Лего»

1

0,5

0,5

5.

Выгонка цветочно-декоративных культур

4

2

2

5.1.

Выгонка. Знакомство с луковичными растениями

1

1

5.2.

Способы хранения и размножения луковичных растений

1

1

5.3.

Выращивание луковичных растений (тюльпаны)

2

2

6.

Выращивание зелени для школьной столовой

4

1

3

6.1.

Польза лука и петрушки

1

1

6.2.

Посадка и выращивание лука

3

3

7.

Труд в моей семье

5

1,5

3,5

7.1.

Все работы хороши. Любимые занятия семьи

1

0,5

0,5

7.2.

Народные промыслы и ремёсла. Вышивка

2

0,5

1,5

7.3.

Народные промыслы и ремёсла.  Бисероплетение

2

0,5

1,5

8.

Выращивание рассады цветов для школьных и сельских клумб

5

1

4

8.1.

Что растёт на клумбе

1

0,5

0,5

8.2.

Подготовка почвы к посеву семян

1

1

8.3.

Семена цветов. Посев семян однолетников

1

0,5

0,5

8.4.

Выращивание цветов из семян

2

2

9

Итоговое занятие

1

1

Итого:

33 ч.

12 ч.

 21 ч.


4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Введение.

     Ознакомление учащихся с планом работы кружка, с работами которые необходимо будет выполнить в течение всего времени занятий кружка, с мероприятиями, в которых будут участвовать члены  кружка. Инструктаж по ТБ на занятиях.

  1. Изготовление гербариев

Теоретическая часть: Знакомство с разнообразием деревьев, лекарственных растений, трав и цветов.  

Практическая работа; Знакомство с техникой изготовления гербариев. Изготовление гербариев.

  1. Комнатное цветоводство

Теоретическая часть: Разнообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями (полив, рыхление, удаление пыли с листьев). Способы размножения комнатных растений (черенкование). Выращивание комнатных растений.

Практическая работа: Подбор горшков, приготовление смесей для комнатных цветов. Рыхление, полив комнатных растений.

  1. Мир профессий

 Теоретическая часть: Разнообразие профессий.  Профессии в семье.  Профессия учитель, почтальон, строитель. Сельскохозяйственные профессии (доярка, полевод, пчеловод).

Практическая работа: Проведение ролевых игр: «Школа», «Почта»,  работа с конструктором «Лего».

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Программное содержание: 

  • воспитывать доброжелательность, чувство товарищества, любовь к школе;
  • развивать речь, творческую активность, умственную самостоятельность в решении практических задач;
  • учить правильно вести диалоги.

Материал и оборудование: карточки с картинками, слоговые таблицы, кубики, дуги, обручи, костюмы и атрибуты, соответствующие ролям.

Ход игры 

1. Распределение ролей. Инструктаж

2. Построение ролевого диалога

Урок I. Обучение грамоте 

Учитель входит в класс и начинает урок.

  • Д/игра «Назови первый звук в слове»
  • Д/игра «Составь слово»
  • Д/игра «Пирамида» (деление слов на слоги)

В конце урока учитель подводит итог и задает задание на дом: прочитать сказку «Лиса и рак, составить схему слова «лиса». Перемена П/и «Карусель» Дети посещают буфет, а расплачивается с буфетчицей, отвечая на один из ее вопросов на смекалку. Звенит звонок.

Урок II. Физкультура

Учитель начинает урок с разминки. Дает команду: - Направо! Шагом марш по кругу! А теперь парами ко мне! На месте стой! Разомкнитесь!

1 упражнение «Часы»; 2 упражнение «Мельница»; 3 упражнение «Прыжки».

Игра соревнование «Бег и с препятствиями» 

П/и «Шишки, желуди, орехи»

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей

Распределение ролей

Роли

Ролевые действия

Почтальон

Берёт на почте письма, газеты, журналы, открытки; разносит их по домам; отпускает корреспонденцию в почтовый ящик

Клиент

Отправляет посылки; покупает конверты, газеты и открытки; занимает очередь; отправляет денежные переводы. Соблюдает правила поведения в общественном месте; занимает очередь.

Оператор

Принимает посылки, денежные переводы; продаёт газеты и журналы; сортирует письма, газеты, журналы

Шофёр

Подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки; привозит посылки и бандероли; забирает посылки и бандероли, отвозит их на железную дорогу.

Зав. почтой

Контролирует работу почтальона, оператора, звонит и заказывает свежие газеты, журналы, новые открытки; выдаёт зарплату. Выдаёт шофёру путёвку или лист-задание; благодарит служащих почты за хорошую работу

Построение ролевого диалога

Заведующая

Клиенты

Оператор

Шофёр

Почтальон

Даёт указания о выполнении работы.
Контролирует работу почтальона.
Выдаёт зарплату.

Получает письма, газеты, журналы, открытки.
Передаёт письма, открытки для отправки.

Выдаёт газеты, журналы, письма, открытки

Подвозит почтальона

Оператор

Даёт указания о работе с клиентами.
Контролирует работу.
Выдаёт зарплату.

Отправляет посылки, бандероли, письма.
Покупает газеты, журналы, открытки.
Отправляет денежные переводы

Помогает в отправлении посылок, бандеролей

Привозит посылки, бандероли, корреспонденцию

Клиент

Общаются.

Занимает очередь.
Общаются.

Принимает посылки, бандероли. Упаковывает их.
Принимает письма, денежные переводы

Шофёр

Выдаёт зарплату.
Даёт указания по перевозкам

Отдаёт посылки и бандероли для дальнейшей пересылки

  1. Выгонка цветочно-декоративных культур

Теоретическая часть: Выгонка. Разнообразие луковичных растений (цветов). Способы размножения луковичных растений. Хранение луковичных растений. Выращивание луковичных растений.

Практическая работа: Выгонка луковичных растений.

  1. Выращивание зелени для школьной столовой

Теоретическая часть:  Польза лука и петрушки. Выращивание лука.

Практическая работа: Выращивание лука для школьной столовой.

  1. Труд в моей семье

Теоретическая часть: Любимые занятия семьи. Обязанности в семье. Народные промыслы и ремёсла (техника вышивки и бисероплетения)

Практическая работа: творческая работа «Семейное хобби», вышивка «Салфетка с мережкой», бисероплетение «Цветочек»

  1. Выращивание рассады цветов для школьных и сельских клумб

     Теоретическая часть: Растения цветников. Семена. Подготовка почвы к посеву. Выращивание цветов из семян. Уход за растениями.

Практическая работа: Подготовка ящиков, плошек, земли для посева, работа со справочной литературой по выращиванию цветочной рассады. Посев рассады.

9. Итоговое занятие

Занятие проходит  в форме праздничной игровой программы.


5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Раздел программы

Формы, методы и приёмы работы

Оборудование

1

Введение

Игра-знакомство, презентация. Инструктаж по ТБ на занятиях

Мультимедийное оборудование, инструкция

2

Изготовление гербариев

Рассказ, беседа. Экскурсия. Сбор листьев для гербария. Сбор цветов и трав для гербария. Практическая работа: изготовление гербариев «Листья деревьев», «Лекарственные травы и цветы»

Пакеты для листьев, картон, файлы, клей, ножницы, папка-скоросшиватель

3

Комнатное цветоводство

Рассказ с использованием иллюстраций. Рисунок «Лето круглый год», «Комнатный цветок». Беседа, презентация. Практическая работа: полив, рыхление, удаление пыли с листьев, черенкование и посадка комнатных растений в горшки для укоренения, полив, рыхление, удаление пыли с листьев

Мультимедийное оборудование, справочники по комнатному цветоводству, иллюстрации, цветочные горшки, посадочный материал, земельная смесь для комнатных растений, садовый инвентарь,  цветы для опыта,  лейка, перчатки

4

Мир профессий  

Выяснение знаний учащихся о профессиях. Презентация.

Загадки. Чтение рассказов и стихов. Презентация. Рассказы детей о профессиях мам. Рисунок «Моя мама на работе»,  «Мой папа на работе». Беседа с учащимися. Сюжетно-ролевые игры «Школа», «Почта». Конструирование из «Лего»

Мультимедийное оборудование, иллюстрации, альбомные листы, карандаши, краски и кисточки,  оборудование для игр, конструктор «Лего»

5

Выгонка цветочно-декоративных культур

Рассказ о тюльпанах. Рисунок. Поделка. Практическая работа: знакомство со способами размножения луковичных. Подготовка посадочного материала. Практическая работа: посадка луковиц тюльпанов, уход за ними

Альбомные листы, карандаши, краски и кисточки, ящики для выгонки, горшки, грунт и земельная смесь, луковицы тюльпанов, садовый инвентарь, лейка, перчатки, дневники наблюдений

6

Выращивание зелени для школьной столовой

Рассказ о пользе лука. Рисунок Практическая работа:

подготовка посадочного материала, посадка и уход за луком

Ящики для выгонки, горшки, грунт и земельная смесь, луковицы, садовый инвентарь, лейка, перчатки

7

Труд в моей семье

Рассказ с использованием презентации. Презентации. Рисунок «Семья за работой». Практическая работа «Салфетка с мережкой»;

бисероплетение «Цветочек»

Мультимедийное оборудование, иллюстрации, альбомные листы, карандаши, краски и кисточки, ткань, нитки «Мулине», бисер, проволока

8

Выращивание рассады цветов для школьных и сельских клумб

Рассказ учителя с использованием презентации. Рисунки. Практическая работа: сортировка семян цветов, подготовка почвы для посева семян в ящиках и в парнике, посев семян в ящиках и в парнике, полив, пикировка, рыхление, прореживание всходов, ведение дневников наблюдений

Ящики для рассады, грунт и земельная смесь, семена  декоративных цветов,  садовый инвентарь, лейка, перчатки, дневники наблюдений

9

Игровое занятие

Викторина

Мультимедийное оборудование, иллюстрации, карточки с заданиями


6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азбука цветовода. Москва: Дрофа, 2005-496с.
  2. Воронцов, В.В. , Евсюкова, Т.В., Луковичные цветы.- Москва:ЗАО Фитон., 2005.-176с.
  3. Ганичкина О. , Ганичкин А. Всё о саде и огороде. М.: ОНИКС. 2008 г.
  4. Жиренко О.Е., Лапина Е.В, Киселева Т.В., Я – гражданин России! Классные часы: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 160с.
  5. Ипполитова, Н.Я. «Цветники и газоны.» – М.: ЗАО «Фитон+», 2005. – 144 с.: ил.
  6. Завадская, Л.В. Выгонка растений.- М : Изд. дом МСП, 2006.-160с.
  7. Каталог многолетних декоративных и луковичных культур САДЫ России. Весна 2011г.
  8. Клиентов А. Е. «Народные промыслы», Белый город. М.2006.
  9. Ландшафтный дизайн от А до Я – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2006.- 320 с.: ил.
  10. Лебедева Е. Комнатные растения. ЗАО «Фитон+» 2006г.
  11. Романова Л.А. «Магия бисера». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005г.
  12. Хессайон Д.Г. Всё о цветах в вашем саду.  М.: «Кладезь-букс», 2008г.
  13. Шашкова, Л. Выгонка цветов // Цветоводство, 2006. - № 5. – С. 64-65.
  14. Энциклопедия Я познаю мир. Экология. / Под ред. А. Е. Чижевский. // Москва,  2005. – 388с.
  15. Энциклопедия комнатного цветоводства Москва «Колос» 2006, 340с.
  16. Энциклопедия для детей. Выбор профессии/ Е,Ананьева. – М.: Аванта, 2003.
  1. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. Изготовление гербариев

http://www.zoodrug.ru/topic1917.html

http://www.clow.ru/a-priroda/2630.htm

http://www.blumgarden.ru/herbariy.html

http://www.nature-archive.ru/herbariums/

http://www.babyroom.narod.ru/herb.html

2. Комнатное цветоводство

http://www.floriculture.ru/

http://cvetovod.com/

http://iplants.ru/

http://www.florets.ru/komnatnoe-tsvetovodstvo/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Комнатное_цветоводство

 3. Выгонка

http://flower.onego.ru/lukov/tulipa_t.html

http://www.yxdaha.ru/vigonka.php

http://tulips.far.ru/vig9.html

http://www.gardenia.ru/pages/vigonka_001.htm

http://domir.ru/flo_lylia/lylia7.php

http://flower.onego.ru/lukov/lili_b5.html

http://flower-s.narod.ru/html/frame-flowers.html?http://flower-s.narod.ru/html/flowers/home/lilia.html

http://www.tsvetnik.info/forcing/lily.asp

http://www.gardenia.ru/pages/vigonka005.htm

http://byket.vinpoisk.com/vygonka-vetok-i-tsvetov-v-domashnikh-usloviyakh

4. Мир профессий

http://www.o-urok.ru/prof.php

http://zanimatika.narod.ru/Narabotki14.htm

http://festival.1september.ru/articles/593602/

http://www.rusedu.info/Article810.html

http://www.o-urok.ru/files/sbornik.pdf

5. Народные промыслы и ремёсла

http://www.remeslennik.ru/

http://www.bibliotekar.ru/krasota/

6. Выращивание рассады цветочно-декоративных растений

http://sadovod-ek.ru/flower/

http://www.tsvetovodstvo.com/