Программа внеурочной деятельности "Твори добро"
рабочая программа (4 класс)

Салаватова Татьяна Дмитриевна

Авторская программа духовно - нравственного направления "Твори добро" разработана на основе литературных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vd_tvori_dobro.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласована»                                                                                                                                     «Утверждена»

Заместитель директора                                                                                                                         Директор МБОУ                    

по ВР                                                                                                                                                      СОШ №2 п.г.т. Актюбинский»                                                              

_______/Цуканова Л.С.                                                                                                                        _________/Марданшин А. И.                                                                                                               от______августа  2018 г.                                                                                                               Приказ № ___                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 от___августа  2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Твори добро»

для 4 класса

Салаватовой Татьяны Дмитриевны

учителя начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ п.г.т.Актюбинский» Азнакаевского муниципального района РТ

2018 – 2019 учебный год

Оглавление:

  1. Пояснительная записка
  2. Календарно - тематическое планирование
  3. Традиции ОДО «Твори добро»
  4. Материально-техническое обеспечение
  5. Использованная литература

                                                                                                                                     

Пояснительная записка

   Сформировать  гражданина с прочными нравственными убеждениями по праву является основой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.

Трудовые и нравственные качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобретает их через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно – полезный труд. Активное участие детей в общественной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся понимать, что любая деятельность требует усилий, напряжения, но вместе с тем доставляет радость, приносит пользу.

   Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно полезной  деятельности успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.

   Имея педагогический опыт более 30 лет, я нередко сталкивалась с проявлениями разного рода конфликтов. Маленькие дети обычно не довольствуются тайной враждебностью. Они  ссорятся, спорят, дерутся, щипаются, кусаются, отбирают друг у друга какие – то вещи, дразнят, ябедничают.  Но более всего меня как педагога волнуют драки, которые имеют место быть. Конфликты, которые вызывают драки, бывают очень просты: несогласие, разногласие. Однако дети быстро оправляются от физических и психических травм, потому что эмоциональные состояния, сопровождающие обычные детские драки, поверхностны и неустойчивы. Часто наблюдаю, как драчуны через короткий промежуток времени снова общаются друг с другом, как ни в чём не бывало. И такого рода безобидные драки я рассматриваю как способ эмоциональной разрядки. Кстати, именно так многие психологи и рассматривают детские драки. И, тем не менее, бывает, что детскую агрессию необходимо пресекать, а порой и принимать серьёзные меры по этому поводу, чтобы в дальнейшем это не переросло в проблему.

   Самое главное - научить человека делать добро и уметь его принимать. Школа - это одна большая семья, где каждый нужен и дорог.

  Созданная мною программа под названием «Твори добро»  на всех её этапах предполагает формирование высокой духовной атмосферы класса, творческой личности ребёнка. Девизом программы являются слова апостола Павла: «Весь нравственный закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя».    

 

 Моя программа отличается тем, что  подчинена гуманным целям восхождения личности ребёнка к извечным духовным ценностям посредством прочтения и осознания литературных произведений, ибо взаимодействие с книгой, как ничто другое способствует формированию самостоятельной личности, стремящейся к Добру, Истине, Красоте.

     Актуальность программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро» (далее - Программа) заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его добрые дела - это ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным, трудолюбивым, готовым нести людям добро.

   В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро » предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности обучающихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

   Программа «Твори добро» открытая. Это позволяет её уточнять, дополнять, корректировать, совершенствовать. В программе представлены разнообразные формы и методы работы. Это: классные часы, практические занятия, этические беседы, дискуссии,  проекты, анализы художественных произведений, сочинения, разбор пословиц, афоризмов, конкурсы стихов, рисунки, праздники, экскурсии, коллективно – творческие дела, акции милосердия, шефская работа.

 Программа предназначена для учащихся 4 класса,  рассчитана на 1 час в неделю. Сроки реализации программы к концу четвёртого класса.

Основной целью программы является:

«Воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить свои взаимоотношения с другими людьми так, чтобы быть счастливым и нести счастье людям»

  Задачи:

1.Приобрести общественно – организаторские умения, почувствовать ответственность не только за свою, но и за общую работу.

2.Привлечь всех детей к активному участию в делах класса.

3. Учить детей навыкам общественной работы.

4. Развивать организационные и коммуникативные компетенции.

5. Реализация общественно – значимых инициатив.

6. Сделать территорию школы комфортной для учебы и отдыха.

Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро»

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Основные принципы реализации программы.

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро» направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана для обучающихся 4 классов и рассчитана на 1 год, всего 35 часов.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Программа будет способствовать:

-созданию условий для развития нравственных качеств, познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации социально-значимых проектов «Книга в твоих руках» и «Наши руки не знают скуки»;

-формированию личности ребенка, способной действовать в коллективе и с коллективом; выработке современного мировоззрения, способного разрешить личные и общественные проблемы;

-содействовать укреплению связи школа-семья, укреплению внутрисемейных отношений;

-формированию устойчивого интереса к трудовой деятельности, к общению с природой;

-расширению ботанических знаний о декоративных растениях для оформления клумбы; развитию художественного вкуса.

В программе заложены возможности формирования у обучающихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

• самостоятельность работы;

• осмысленность действий;

• разнообразие освоенных задач.

Личностные универсальные учебные действия:

• ценностно-смысловая ориентация учащихся;

• нравственно-этическое оценивание;

• действие смыслообразования;

• способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

• умение выражать свои мысли;

• планирование совместной деятельности;

• управление поведением

Регулятивные универсальные учебные действия:

• целеполагание;

• волевая саморегуляция.

Учебно – тематический план. Содержание занятий. 

4 класс (35 часов)

№\п

Тема

Деятельность.

Дата

1

Нельзя жить приятно, не живя вместе с тем нравственно

В.Сухомлинский «Каждый человек должен»

Подготовка листовок «Твори добро 

07.09

2

Словом можно убить, словом можно лечить

 Л.Пантелеев «Честное слово»

Этическая беседа

14.09

3

Любите книгу – источник знаний (М.Горький)

Афоризмы

21.09

4

«Книга в твоих руках»

Проект

28.09

5

«Всякая вещь трудом создана»

Изготовление пособий для наглядности дошкольникам и первоклассникам.

05.10

6

Рейд-смотр «Как живешь, учебник?»

Создание памяток о правильном хранении учебных принадлежностей. Презентация памяток среди первоклассников.

12.10

7

Операция «Книжка заболела

Оказание помощи библиотекарю.

19.10

8

«Буду маме помогать, буду всюду убирать»,

Подготовка буклета 

« Маленькие домашние хитрости»

26.10

9

«Крошка хлеба на землю упала»

Подготовка презентации и выступление в форме агитбригады о бережном отношении к хлебу.

09.11

10

«Чем я могу помочь школе?»

Самообслуживание, дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей

16.11

11

Наши руки не знают скуки.

 Операция «Кормушка»

Проект

23.11

12

«Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!»

Агитационная работа по охране природы

30.11

13

Совесть – это наш внутренний судья (П.Гольбах)

В.Сухомлинский «Котлета, как камень»

Дискуссия

07.12

14

В.Астафьев «Зачем я убил коростеля»

Этическая беседа

14.12

15

Трусость – мать жестокости

Просмотр фильма «Чучело»

Дискуссия

21.12

16

Наши руки не знают скуки. «Всегда найдется дело для умелых рук»,

Создание композиций на осенние мотивы из природных материалов. Участие в традиционном конкурсе осенних поделок.

11.01

17

«Что могут сделать наши руки?»

Самообслуживание, дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей

18.01

1820

Конкурс «Золотые руки моей семьи»

Творческий конкурс.

25.01, 01.02,08.02

21

В.Сухомлинский «Несмелый мальчик»

Этическая беседа

15.02

22

В.Сухомлинский «Воробьиха»

Иллюстрация к произведению

22.02

23

Я не знаю других признаков превосходства, кроме доброты (Л.В.Бетховен)

В.Сутеев  «Мешок яблок»

Дискуссия

01.03

24

М.Лермонтов «У врат обители святой»

Этическая беседа

08.03

25

Г.Х.Андерсен  «Девочка, наступившая на хлеб»

Благородной душе противна лесть (Еврипид

Диспут

15.03

26

А.Барто «Требуется друг»

Составление сочинений, сочинение стихов, подготовка

рисунков на тему о дружбе

22.03

2729

Коллективно – творческая работа по басням И.А.Крылова «Ворона и лисица», «Кукушка и Петух»

Коллаж

05.04, 12.04, 19.04

30

Азбука мужества А.Маркуша

 «Мало уметь выигрывать, надо ещё уметь проигрывать, сохраняя достоинство – это тоже мужество»

Дискуссия

26.04

31

С.Алексеев «Медаль»

Иллюстрация к произведению

03.05

32

 «Любите матерей, матери – это жизнь»

Этическая беседа

10.05

33

Конкурс стихов о матерях

Конкурс

17.05

34

Наша школа – чистый и цветущий сад. Трудовой десант.

Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок.

24.05

35

Моя клумба.

Подготовка эскизов проекта. Сбор растений. Продолжение выращивания растений для школьной клумбы.

31.05

Материально-техническое обеспечение

Технические средства: телевизор, проигрыватель, компьютер, проектор

Для выполнения творческих работ и проектов необходимо индивидуальное место и необходимые материалы, которые дети предоставляют самостоятельно.

Некоторые из проектов дети готовят в домашних условиях с материалами подготовленными родителями.

Литература

1.  Алябьева -этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2003.

2.  Богоявленская активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983

3.  Богункова З.,ПетроваВ.И. «Воспитание культуры и поведения учащихся»

Москва: Просвещение. 1978г

4.  Выготский и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967

5.  Глущенко воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение. 1990

6.  Казыханов В.С. «Учение о нравственности», Набережные Челны, 2000 г

Костенков интереса к сельскохозяйственному труду.

7.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000

8.Купина Н. А, Богуславская Н. Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка. – М., 1992. М. Просвещение. 1980 г.

9. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению», Ярославль, издательство «Академия развития», 1997 г

10. Мирошкина М. Учимся создавать социально значимые проекты. Нар. образование. – 2006.

11. Маркуша А. «Азбука мужества», Москва: издательство «Детская литература», 1975 г

12. Сухомлинский В.А. «Хрестоматия по этике», Москва: Педагогика, 1990г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...

Программа внеурочной деятельности «Добрая дорога»

Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном  уровне. В программу включены практические занятия...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...

Программа внеурочной деятельности "Добрые дела детскими руками"

Программа внеурочной деятельности "Добрые дела детскими руками"...