Использование ИКТ при изучении этнографии.
статья на тему

Татьяна Михайловна Смирнова

 

  В данной работе определена актуальность и значимость использования информационно-коммуникативных технологий для активизации этнического самосознания будущего  поколения. Проведение занятий в данном направлении с применением инновационных технологий помогает улучшить  уровень восприятия учащимися новой информации, а также  развивает их познавательную активность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Использование ИКТ при изучении этнографии

                                         

      Задумываясь о вечных ценностях, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений.  Необходимо активизировать этническое самосознание будущего  поколения, повышать  внимание к своему культурному наследию.  Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение.  Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры,  возрождения национального  характера.      

      Для решения образовательно-воспитательных задач в данном направлении  эффективны различные пути. На наш взгляд, особую значимость приобретает информатизация образования. Мало кто из учителей может оспаривать тот факт, что информационные технологии улучшают  уровень восприятия учащимися новой информации. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Экономя время, учитель может  обогатить занятие новым интереснейшим содержанием.

     Темпы развития современной  педагогики  подталкивает  нас наиболее широко рассматривать границы поиска необходимой информации. Например,  в нашем небольшом городе вниманию ребят  мы можем предложить только минимальную  часть кладовой разнообразных народных  культур  великой России. А вот в  Санкт-Петербурге  расположен уникальный  музей  этнографии  народов России и сопредельных с нею стран, в залах  которого  можно ознакомиться с исконной культурой самых разных народов старой  и новой  России, их бытом, нравами, мировоззрением; убедиться в том, как они похожи и одновременно самобытны.  Посетить его лично сможет не каждый, а вот заочное посещение ребятам мы можем организовать, благодаря  интернет - ресурсам. Необходимо просто выйти  на сайт музея (http://www.ethnomuseum.ru)  Не зря говорят «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».  Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно.              

          Активно проходит работа с фразеологизмами, скороговорками, загадками, пословицами, сказками используя  интерактивную доску. Например:  «Составь пословицу», «Дополни  пословицу, загадку», « Восстанови деформированный  отрывок сказки», « Установи соответствие», «Убери лишнее» и т.д. Глубокое изучение темы достигается не только фронтальной работой, но и в индивидуальной работе  каждого учащегося с интерактивным продуктом.   Ребята  с интересом принимают участие в поиске информации и подготовке сообщений, рефератов, докладов, буклетов, книжек-малышек, презентаций на различные темы этнографического направления.  В данном случае компьютер является информационно-обучающим пособием,  а учитель координатором. В процессе демонстрации ученики  приобретают опыт публичных выступлений.

         Программа Paint  поможет педагогу заинтересовать  детей младшего школьного возраста. Здесь они могут с удовольствием  раскрасить дымковскую игрушку, национальную кухонную утварь, дополнить или продолжить национальный орнамент,  иллюстративно оформить результат  услышанного материала.  

          В нашей школе мы вместе с ребятами начали собирать материал для организации музея народной культуры. Вопросов возникает огромное количество, поэтому  удобно использовать компьютерные технологии для общения с единомышленниками, решения проблем  и распространения информации. В рамках этого движения будем организовывать  походы в населённые пункты Республики Марий Эл для поиска  новых экспонатов и исторических фактов. Сохранить  полученную информацию помогут современные технологии. Увиденное запечатлеем на фотоаппарат, и услышанное  из уст коренных жителей  запишем на видеокамеру.  На интерактивной доске можно захватывать видео изображения и отражать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к ним свои комментарии. 

           Народ всегда славился своей музыкальностью, и песня сопровождала человека от рождения до смерти. Этим объясняется и большое разнообразие ее жанров, среди которых есть былины, колыбельные, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни. Благодаря  Интернет-ресурсам, мы можем  погрузиться в прекрасный мир народной музыки, раскрыть тайны звучания народных инструментов, познакомить ребят с настоящими  виртуозами своего дела.

      Сегодня необходимо принципиально новое отношение к предмету “традиционная народная культура”—бережное и глубокое изучение, сохранение специфики фольклора и механизмов передачи традиций, естественный ввод материала в современную жизнь, опираясь на информационно-коммуникативные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования рифмовок при изучении орфографии в 1 классе

Уроки письма и русского языка в первом классе для детей обычно трудоемки и утомительны, потому что приходится овладевать навыками письма. На мой взгляд, учителю надо больше включать в урок игровых и з...

Использование ЭОР при изучении окружающего мира.

При всей масштабности происходящих изменений, актив­ном поиске ресурсов повышения качества образования школь­ный урок был и остается самой распространенной формой мас­сового обучения в современн...

"Использование сказкотерапии при изучении морфологии в начальной школе"

Материал содержит мастер-класс по теме: "Использование  сказкотерапии при изучении морфологии в начальной школе". В нём представлен опыт работы по указанной тематике....

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием ИКТ "Обобщение изученного материала "Части речи"

Обобщение изученного материала происходит с помощью художественно-изобразительных средств, яркого художественного чтения стихов, презентации "Весна"....

Использование куклы при изучении английского языка

Данная статья знакомит читателя с изучением иностранного языка через актерскую практику. Учитель в своей работе может использовать различные виды кукол, в том числе куклу "живая рука", которая обладае...

Статья на тему: "Использование аналогии при изучении математических понятий в начальных классах"

Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько срослись с ней, что попросту не замечаем её. А ведь с математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже ...

Использование ЭОР при изучении фенологической линии предмета «Окружающий мир»

Примеры ЭОР при изучении фенологической линии предмета "Окружающий мир"....