Главные вкладки

    Статья по русскому языку по теме:
    "Использование сказкотерапии при изучении морфологии в начальной школе"

    Материал содержит мастер-класс по теме: "Использование  сказкотерапии при изучении морфологии в начальной школе". В нём представлен опыт работы по указанной тематике.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

    «Кузбасский региональный институт повышения квалификации

    и переподготовки работников образования»

    Факультет повышения квалификации

    Кафедра начального общего образования

    Использование сказкотерапии при изучении

    морфологии в начальной школе

    ( мастер-класс)

    Исполнитель:

    Некрасова Елена Михайловна,

    учитель начальных классов       МБОУ «НОШ №63»

    Кемерово 2012

    Введение

    Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выделить свою мысль. Может ли учитель что-то изменить в современной школьной ситуации? Может и должен! Но решить эту проблему нельзя, даже научив правильно писать слово, в нужном месте ставить запятую.  Язык призван осуществлять общение между людьми, чтобы один понимал другого, чтобы каждый смог быть понятым, т.е. через язык выразить часть своего «Я»; мысль, настроение, отношение к чему-либо. Таким образом, содержанием школьного предмета «Русский язык» в школе должно быть развитие в ребенке способности так владеть словом, чтобы он умел сказать именно то, что хотел, донести до другого часть своего «Я».

    Процесс обучения - это не только передача научных знаний и социального опыта, но и подготовка человека к жизни в непредсказуемом будущем, развитие его личности в целом. В связи с этим перед современным образованием поставлены следующие задачи (М.Н.Берулава, Н.Г.Осухова):

    • содействие творческому развитию учащегося;

    • формирование мотивации познавательной деятельности;

    • создание на занятиях атмосферы сотрудничества, организация диалога ученика и учителя, а также учащихся между собой;

    • формирование у учащихся активной, самостоятельной и ответственной жизненной позиции.

    Средством формирования рефлексивных умений и системы ценностей учащихся может стать сказка как текст, который сочетает в себе возможности развития речи, мышления, творческих способностей с воспитательным воздействием на личность ребенка.

    Очень многие понятия в русском языке остаются для ребят «мертвыми», потому что учителя часто недооценивают ценность самого слова, а тем более, если это слово – грамматический термин.

    Сделать многие понятия в русском языке «живыми» для учащегося можно не только вниманием к самому слову, но и созданием живой ситуации на уроке. Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие положительную мотивацию к изучению русского языка.

    Обращение к лингвистической сказке на уроках русского языка способствует в первую очередь формированию языковой компетенции учащихся, облегчает им усвоение теоретического материала за счет необычной, непривычной формы (авторы сказок: В.В.Волина, Т.И.Газеева, Е.И.Никитина, Т.Рик, и др.).

    Сказкотерапия

    Сказкотерапия  объединяет различные формы и приёмы развития, обучения в единую «сказочную» форму. Формы работы со сказкой разнообразны.  Всё, что нас окружает, может быть описано в сказочной форме. Каждый человек, специалист может использовать сказку в том качестве и ракурсе, который соответствует его внутреннему строю и помогает использовать силу Волшебного Источника творчества.

    Сказки на уроках русского языка можно использовать по-разному:

    1. в качестве дидактического материала;

    2. как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка);

    3. как вид работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы).

    Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от увлекательной формы подачи этого материала, эмоциональности и живости преподавания. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного фона всего урока, является опорой для развития памяти.

    Подача  нового материала через сказку может дать учителю прекрасную возможность вырастить из «нераскрывшейся почки» детского разума прекрасный цветок сознания.

    «Сказочный» дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя «сухие» правила учебника. А пожинать результаты своих творческих поисков учитель может в виде сочиненных его подопечными лингвистических сказок.

    Итак, сказка повышает эффективность урока на всех этапах изучения материала.

    1) Сказку на лингвистическую тему учитель использует как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее. Сказка сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изученном явлении, легко запомнить главное.

    2) Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное ее восприятие, т.к. нужно не просто прослушать, но и искать ответ на заключенную в ней задачу.

    3) Сказки на лингвистическую тему хорошо запоминаются, т.к. языковые понятия персонализируются в образах сказочных героев.

    Изучение морфологии в начальной школе

    с использованием сказок Татьяны Рик.

    Морфологические понятия усваиваются детьми начальной школы с затруднением. Дети часто путают названия частей речи, их морфологические характеристики. Облегчить понимание этих понятий помогут «Весёлые учебники» Татьяны Рик.

    Ею придумана страна под названием «Части речи», в которой путешествуют дети семьи Апельсинкиных вместе со своей учительницей Светланой Даниловной. Они встречаются с дедушкой волшебником Именем Существительным (самая «старая» часть речи), который может превратиться в любой ПРЕДМЕТ. С его дочкой художницей, Именем Прилагательным. Которая, как послушная дочь, во всем слушается своего родителя (имя прилагательное имеет те же грамматические характеристики, что и существительное, с которым оно связано). С Глаголом, который без конца что-то делал, и казалось, что у него не по две руки и ноги, а несколько.

    Используя современные образовательные технологии,  учитель может организовать групповую или парную работу по тексту. (Если же читательские навыки учащихся пока сформированы не на достаточно хорошем уровне, учитель может прочесть сказку сам.)

    Пример использования грамматической сказки при изучении морфологии,  темы: «Имя существительное» (отрывок из книги Т.Рик. «Здравствуйте, Имя Существительное!»)

    Учащимся  при знакомстве с частями речи предлагается отрывок для самостоятельного чтения. Работая в парах, детям предлагаем найти ответы на вопросы:

    - КОГО ВСТРЕТИЛИ РЕБЯТА?

    - КАК ЕГО ЗОВУТ?

    - ЧЕМ ОН ПОКАЗАЛСЯ ВАМ ИНТЕРЕСЕН?

    «…Они подошли к аккуратному маленькому домику. На калитке висела табличка:

    За забором все увидели маленького седобородого старичка в высоком остроконечном колпачке. В руке у него была тоненькая палочка.

    - Неужели волшебная? – подумала вслух Катюша. В ответ на это старичок взмахнул палочкой и…  превратился в кошку!

    - Ох! – дружно вздохнули Апельсинкины.

    - Дедушка! – закричала Катюша.

    - Существительное! Его зовут Имя Существительное! – подсказала Светлана Даниловна.

    - Дедушка Имя Существительное, а вы можете превратиться … ну в дерево, например?

    - Пожалуйста, - ответил дедушка Существительное и превратился в дерево.

    - А в коня? В коня – можете? – восхищенно завопил Женька.

    - Нет проблем! – и дедушка Существительное стал конем….

    - Я могу превратиться в любой предмет.

    - Что это такое – предмет? Я не понял! – это Женька сказал.

    - Очень просто, - отвечала Светлана Даниловна, -  ПРЕДМЕТАМИ НАЗЫВАЮТ ВСЕ ВЕЩИ, ВСЕ РАСТЕНИЯ, ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ, ГОРОДА, СЁЛА, МАШИНЫ. ЛЮДИ, ЖИВОТНЫЕ, НАСЕКОМЫЕ – ЭТО ТОЖЕ ПРЕДМЕТЫ…

    Во все эти предметы и превращается наш друг волшебник Существительное.

    ИТАК, запомни, мой дружок, ВСЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТЫ – ЭТО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

    Вслушайся в имя волшебника: Существительное – то есть обозначающее всё, что существует…»

    Есть один седой старик.

    Превращаться он привык

    В шляпу, в бабушку, в котлеты,

    В кактус, в зонтик, в сигареты,

    В тапочки, в слона, в конфеты –

    Словом, в разные ПРЕДМЕТЫ.»

    Имя Существительное        

    Дети, отвечая на предложенные вопросы, приходят к выводу, что самый первый житель страны «ЧАСТИ РЕЧИ», это волшебник Имя существительное, который может превратиться в любой предмет.

    Так, в увлекательной форме через сказку, дети получают конкретные научные сведения о самой первой части речи – имени существительном. А если учитель покажет ещё и авторский рисунок, запомнят эту часть речи уже точно, поскольку учитель задействовал все каналы восприятия.

    Подобную работу учитель может организовать, знакомя и с остальными частями речи.

     При знакомстве с Именем прилагательным предлагается другой отрывок (из книги Т.Рик «Доброе утро, Имя Прилагательное!»):

    « … Из-за забора выглянуло миловидное женское  личико в обрамлении рыжих кудряшек.

    - Добро пожаловать, милые, славные, симпатичные дети!

    - Здравствуйте, тётенька! – в один голос ответили Апельсинкины.

    - Ах, какие вежливые, воспитанные, внимательные ребятки! – пропела женщина и открыла калитку. – Входите. Меня зовут Имя прилагательное. А вас?

    Ребята назвали свои имена, а Светлана Даниловна, по-видимому, была уже знакома с хозяйкой.

    - Отец просил передать тебе привет.

    - Ах, мой добрый, хороший, заботливый папочка!

    - Чем занимаешься? – поинтересовалась Светлана Даниловна.

    - Я? Как всегда: занимаюсь чистым, прекрасным, волшебным искусством – живописью…

    …Имя Прилагательное взяла кисть и палитру и принялась за работу. Всё к чему прикасалась её волшебная кисточка, удивительным образом преображалось. Каждый ПРЕДМЕТ становился КАКИМ-нибудь особенным. Было, например, дерево. Прикоснулась к нему художница кисточкой.

    - Смотрите, смотрите, КАКОЕ стало дерево! – закричал Женька. – Зелёное, высокое, ветвистое!...

    … А что-о, дедушка Имя Существительное – ваш папа?!- удивленно протянул Женька.

    - Конечно, детка, отвечала художница, - ведь прилагательное всегда связано с существительным. Я что раскрашиваю? Предметы! Красный гриб, спелая ягода. Гриб и ягода – предметы-существительные, красный и спелая это признаки-прилагательные. Нигде я, Прилагательное, без папочки Существительного появиться не могу. Если не будет предмета, мне просто нечего будет раскрашивать!

    - Меня и зовут При-ла-га-тель-ное, потому что я при-ла-га-юсь к Существительному! Я объясняю, КАКОЕ это существительное, КАКОЙ предмет.

    Имя Прилагательное                 

     

    При знакомстве с глаголом предлагается следующий отрывок (Рик Т.Г. «Здравствуйте, дядюшка Глагол!»:

             « …Женька спустился во двор. Несмотря на ранний час, по двору со страшной скоростью носился какой – то чудной дядька в шляпе. Он всё        время ЧТО – ТО ДЕЛАЛ, да так быстро, что казалось, будто у него не две руки и ноги, а несколько.

             - Вы ЧТО здесь ДЕЛАЕТЕ? – сурово спросил его Женька.

             - ЧТО я ДЕЛАЮ? – удивился чудной дядька. – С тобой разговариваю.

    Ещё дышу носом, моргаю глазами и улыбаюсь ртом. Или, может быть, ты хочешь знать, ЧТО я ДЕЛАЛ, пока ты спал? Я рубил дрова, носил воду, поливал цветы, окучивал грядки, вырывал сорняки и посыпал песком дорожки. А теперь угадай, ЧТО я БУДУ ДЕЛАТЬ дальше? Я буду расспрашивать тебя, кто ты такой.

            - Меня зовут Евгений Апельсинкин.

            - Понимаешь, мальчик Евгений Апельсинкин, такой уж у меня характер деятельный. Я всё время что-нибудь ДЕЛАЮ. Я отличаюсь от других частей речи, что шляпу ношу и отвечаю на вопросы: ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЕТ?

               ГЛАГОЛЫ – это слова, которые называют ДЕЙСТВИЯ людей, животных или предметов. Глаголы отвечают на вопросы  ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЕТ?…»

    Глагол                

    Использовать материалы книг Т. Рик можно на протяжении изучения всех частей речи и их грамматических характеристик.

    При изучении склонения существительных автор предлагает выучить небылицу и таким образом запомнить названия падежей. «ИВАН РОДИЛ ДЕВЧОНКУ, ВЕЛЕЛ ТАЩИТЬ ПЕЛЁНКУ».

    А при изучении каждого падежа предлагает выучить стишок, в котором встречается много слов в этом падеже и предлоги, с которыми употребляются существительные.

    Вот, например, с родительным падежом:

    Я из дома убежал,

    Я до вечера гулял,

    С дерева в сугроб сигал,

    Без уроков жить мечтал.

    Для коллекции снежинки

    Языком я собирал.

    Около костра плясал

    И вокруг двора скакал.

    Мне уроки надо делать?

    Я на это наплевал!

    Вот стою я у доски

    И вздыхаю от тоски,

    Но РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж

    Я не помню, хоть зарежь!

    Так в занимательной форме дети получают серьезные знания, которые усваиваются уже намного легче, чем полученные на традиционном уроке.

    Заключение.

    Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста, позднее – переписывались. Каждое поколение пересказывало, перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.

    Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду.

    Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно - образного и наглядно - действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям школьников.

    Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.

    Важнейшим условием, позволяющим человеку стать субъектом саморазвития, является достижение им некоторого определенного уровня развития самосознания, то есть уровня знания о своем Я, отношение к своему Я и управление своим Я. Развитие самосознания ребенка осуществляется через преодоление противоречия между внешней регуляцией, системой требований, предъявляемых ему взрослым (обучение, воспитание), и его собственной спонтанной активностью. По мере взросления источник развития перемещается внутрь личности, возникает противоречие между Я - действующим и Я - отражённым, становящееся двигателем восхождения к Я - творческому. Сказка является одним из сильных развивающих и психотерапевтических средств - прежде всего за счёт своей метафоричности.

    Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.

    Различные занимательные истории, сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.

    Литература.

    1. Арсирий Т.А. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
    2. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
    3. Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
    4. Зуева Т.В. Волшебная сказка. - М., 1993. - 240 с. 51 .
    5. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. -М. , 1998.-125 с.
    6. Канакина В.П. Сказка как одно из средств активизации деятельности учащихся в процессе обучения родному языку // Начальная школа. -М., 1991.-№7.-С.4-6.
    7. Корепанова И.А. Зона ближайшего развития как проблема современной психологии. \Психологическая наука и образование, 2002 -№2, стр.42.
    8. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. – М.: Педагогика, 1992.
    9. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1990.
    10. Потапова А.В. Превращение слов. – М.: Просвещение, 1990.
    11. Потапова Е.Н. Радость познанния. – М.: Просвещение, 1990.
    12. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! - М., 1994. - 94 с.
    13. Рик Т.Г. Здравствуйте, дядюшка Глагол! - М., 1995 . -138с.
    14. Рик Т.Г, Здравствуйте, Имя Существительное! - М., 1994. - 94 с.
    15. Сухин И.Г. 800 загадок и 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1996.
    16. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Я.: Академия развития, 1996.
    17. Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. – Л.: Детская литература, 1991.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности использования рифмовок при изучении орфографии в 1 классе

    Уроки письма и русского языка в первом классе для детей обычно трудоемки и утомительны, потому что приходится овладевать навыками письма. На мой взгляд, учителю надо больше включать в урок игровых и з...

    Выступление на городской конференции «Использование информационных технологий в работе молодого педагога» с докладом по теме: «Использование нового оборудования при реализации ФГОС в начальной школе».

    Выступление на городской конференции «Использование информационных технологий в работе молодого педагога» с докладом по теме: «Использование нового оборудования при реализации ФГОС в начальной школе»....

    «Использование системы согласованного обучения для реализации деятельностного подхода обучения при обеспечении ФГОС в начальной школе»

    Система согласованного обучения – это система обучения, предполагающая смещение акцентов в образовательном процессе с содержательной составляющей на методологическую, т.е. обучение  школьни...

    «Использование деятельностного метода при создании проектов в начальной школе»

    «Нельзя чему-нибудь научить человека,можно только помочь емуобнаружить это внутри себя»Г. ГалилейОсновные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний...

    «Использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного при проведении уроков в начальной школе»

    В докладе описываются элементы здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного, которые можно применятьна уроках в начальной школе, а также приведены паримеры игр, способствующих укреплению и сохранени...

    Диалог культур при изучении пословиц в начальной школе

    Современная система образования ориентирована на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и дейст...

    Использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного при проведении уроков в начальной школе

    использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...