классный час на тему "75 лет Краснодарскому краю"
классный час (4 класс) на тему

Дашко Елена Геннадиевна

классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_klassa.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «75 лет Краснодарскому краю»

Подготовила:

Дашко Е.Г.

 учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2

г.Краснодар

- Ты красив и весел
Щедр ты по –кубански,
Край хлебов и песен-
Край наш Краснодарский! (
на доске)

 Сегодня ребята мы отправимся в путешествие по родным просторам нашей малой Родины. Нашим путеводителем будет карта нашего края.

 2 слайд. Наша с вами малая родина – Кубань, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, ученые и спортсмены, художники и поэты… Все они стремятся сделать нашу Кубань еще лучше, богаче, красивее.

Уч-ль: кто знает, ск-ко лет исполняется в этом году году Кр. Краю?

-13 сентября Краснодарскому краю в этом году исполняется 75 лет. На день рождения принято дарить подарки. Что мы можем подарить? (Ответы детей.)

- Давайте подарим нашу любовь к Земле отцов, на которой мы родились, живём, учимся. Как выразить эту любовь? (Своими делами, добрыми поступками…)

- Любить свою родину - значит знать историю нашей земли, нашего Краснодарского края.

Стихи

«Кубань»

Степные просторы,

Высокие горы,

Два ласковых моря –

Все это Кубань.

Родная станица,

Открытые лица,

Густая пшеница –

Все это Кубань.

Течет река Кубанушка
Средь желтых берегов
Течет, играя камушком
Разбуженных веков
Как маятником тикая
Ведет секундам счет
Взмыло солнце над полями
Свет клубится над рекой.
А вокруг, куда ни глянешь
Край Кубанский мой родной
Могучие песни летят в поднебесье
Открытая высь голубая
И нету красивее края в России-
Чем наша  Кубань дорогая.

На Кубани любят
Музыку и пляски
На конях казаки
Скачут без опаски

На Кубани любят
Ковать и вышивать
И еще трудится в поле
Хлеба много собирать

На Кубани любят
Сладкий виноград
Здесь хозяин гостю
Как родному рад

Учитель: - Первый подарок от меня. Я расскажу и покажу, каков наш край!

(Слайды)

          Кубань. Большой и уникальный край, омываемый Чёрным и Азовским морями. Здесь берут начало Кавказские горы, начинаясь с маленьких холмов. В горах берут начало быстрые горные реки. Самая большая из них – Кубань. Название реки древнего происхождения. В переводе на русский язык Кубань означает просто «река».

        В лесах растут дубы, ясени, липы, сосны, ели, тополя и водится много диких зверей: медведи, косули, лисы, волки, кабаны. Теплый климат и плодородные почвы позволяют выращивать на Кубани пшеницу, рожь, подсолнечник, виноград, клубнику, малину, яблоки и вишни, сливы и груши, помидоры и огурцы. А еще в Краснодарском крае добывают нефть и газ.

   (Слайд)

        И все это делают люди с разными именами и национальностями, которые гордо называют себя кубанцами.

(Слайд) А с недавних пор наша Кубань стала хозяйкой зимних Олимпийских Игр 2014. Вся страна болела за то, чтобы зимняя олимпиада проходила на Кубани, и мы выиграли это право.

(Слайды)

     Мы гордимся нашим краем и говорим «спасибо» нашим далёким предкам-казакам, которые 219 лет назад основали войсковой град – город Екатеринодар.

- А почему казаки назвали так город? (Ответы детей) 

        Императрица Екатерина II Особой Грамотой (30 июня 1792 года) даровала Черноморскому казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем.

 Выступление старшеклассников:
Текст дарственной грамоты Екатерины II:

Черноморскому казачьему войску жалуется "в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагория со всею землею, лежащею по правую сторону реки Кубани от устья ее к Усть-Лабинскому редуту… чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли”. В обязанность войску вменяется "бдение и стража пограничная”. Сей документ подписан 30 июня 1792 года рукою императорского величества.

Царицей дарованы земли Кубани.
Казачеством создан там град войсковой,
Церквами обвенчанный, Богом хранимый –
С прозрачной богатой Кубанью-рекой.
Под флагом Кубани, с надеждой и верой,
Не меркнет с годами полученный дар.
Гордясь своим городом, гимном и хлебом,
Поем тебе славу, родной Краснодар
.

Перебравшись на правый берег Карасуна, казаки очутились в густом дубовом лесу, с трех сторон охваченном водами быстрой Кубани. Это место называлось Карасунский кут Своенравная река здесь круто изгибалась, делая кут неприступным для неприятеля с трех сторон. С военной точки зрения лучшего места для поселения не найти. Здесь и решили построить главный войсковой город, ставший на защиту границ Кубани и южных рубежей России.

Города, как и люди, имеют собственные уникальные судьбы и такой неповторимой биографией славен город, носивший в прошлом имя Екатерины II, а сегодня именуемый Краснодаром.

127 лет своего существования наша столица носила имя Екатерины II. Жители столичного Петербурга гордились тем, что они живут в городе, основанном Петром Великим, а наши предки казаки осознанно нарекли столицу Кубани Екатеринодаром, чтобы навсегда увековечить память о славных делах императрицы для своих потомков.

В 1920 году большевики изменили название города и переименовали Екатеринодар в Краснодар. Уже 86 год наша столица носит свое новое имя.

      Учитель.  Казаки стали строить на Кубани первые станицы. Через год в Екатеринодаре проживало 580 человек, большинство из которых называло себя «хлеборобами».

- Кто такие хлеборобы? (Ответы детей)

      Они распахивали землю, высевали хлеб, ячмень, овёс, фасоль и чечевицу. А ещё среди казаков были пекари, гончары, плотники, кузнецы, сапожники. Так  обживались  кубанские земли. Невероятно храбры были  наши прадеды – кубанские казаки  в боях.

Кубань стали называть «житницей России», потому что каждая десятая буханка хлеба в стране выпекается из кубанской пшеницы  житница – жито (хлеб) – жизнь                   

                     

Гостеприимней  и  красивей

На  свете  нет  земли.

Не зря  жемчужиной  России

Мой  край  в  народе  нарекли.

Кубань -  жемчужиной  назвали,

Но  это  низкая  цена.

В  пшеничной  золотой  оправе,

Как бриллиант  блестит  она.

       У нас на Кубани говорят: «Будет хлеб – будет и пища».

Учитель. Казаки выращивают основную культуру – пшеница. Человек не мыслит  свою жизнь без хлеба. Хлеб – основной продукт питания.

Ученик 1.         Хлеб… В нашем языке это одно из наиболее емких слов, с хлебом связаны многие прекрасные обычаи и традиции. Один из самых славных обычаев сохранился до наших дней. Дорогим и почетным гостям вручать каравай хлеба

Ты был на Кубани? А ты побывай:

Отличные люди, прославленный край.

Там примут тебя как хорошего друга.

Покажут,  как землю ворочают плугом,

Как хлеб убирают, как стол накрывают,

Как в горнице гостя у нас угощают.

Кубанцы на зависть умеют трудиться.

Люблю тебя,  край мой,

простор Краснодарский,

и труд хлебороба,

и песни, и пляски.

Народ придумал много пословиц и поговорок о хлебе. Прочитайте некоторые из них. (на доске)

«С хлебом русский человек — богатырь на целый век».

 «Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится».

«Хлеб-батюшка, а вода-матушка».

«Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок».

«Хлеб бросать – силу терять».

«Потрудиться – так и хлеб поесть».

-

 Я хочу, чтобы вы бережно относились к хлебу!

Ученики рассказывают стихи про Кубань

  1. Кубань моя, жемчужина России!

Пшеницы необъятные поля,

А где еще такое небо синее?

А где еще такие тополя?

Где так поют под южным небом птицы?

И где Земля вдыхает Солнца дар?

Цвети и пой, кубанская столица,

Цвети и пой, родной кубанский край.

.                                                        Стоит пшеница на Кубани

                                                         Среди натруженных полей,

                                                         И тает в хлебном океане

                                                         Зеленый парус тополей.

                                                         Шумят хлеба…

                                                         В страде горячей

                                                         Они земле поклоны бьют.

                                                         За теплоту души казачьей,

                                                         За доблесть, мужество и труд!...

                                                                                            Иван  Варавва

Ученик.                                           В степи, под этим южным небом,

 (слайд 15)                                      Мне хлеборобы как родня,

                                                        Они Россию кормят хлебом,

                                                        А это значит – и меня…

                                                                                      Кронид  Обойщиков.

Учитель.                Как хлеб приходит в наш дом?   (ответы детей).

                                          

Учитель.              Как необходимо относиться к хлебу?      (ответы детей).

Ведущий: Нелёгок труд хлебороба. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто  пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делай и ты так. Смолоду научись ценить труд других. 

Ведущая: Разве можно найти профессию более нужную, более почётную, чем хлебороб. Глубоко ошибается тот, кто решил, что в нынешние времена, при современной технике, хлеб даётся легко. Нет, он добывается в поте лица, и слово «страда» не утратило своего первоначального смысла.

За хлеб, что вдоволь есть у нас в домах,

Что мы здоровы телом и душою,

За то зерно, что полнит закрома,

Спасибо, хлебороб, тебе большое!

Когда встречаешь ты рассвет,

Рабочий у станка стоит спокоен.

Известно, что без хлеба жизни нет –

Так мир великий, видимо, устроен.

Учитель.  Наш город зеленый и красивый, его наряд составляют деревья и кустарники. А какие растения произрастают в городе Краснодаре? (Ответы учащихся)

Учитель. Ребята, сейчас проведем викторину. За правильный ответ вы будете получать жетон в  виде «колоска пшеницы»

Вопросы викторины:

  1. Ствол, какого дерева напоминает книжку со слипшимися страницами? (Береза)
  2. Какой цветок является символом крови Христа? (Роза)
  3. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осина, Клен)
  4. Соком какого цветка выводят бородавки? (Чистотел)
  5. Что за трава, которую знают слепые? (крапива)
  6. Сирень цветёт зимой или летом? (весной)
  7. Название какого растения связано со звоном? (колокольчик)
  8. Самое высокое травянистое растение? (банан)
  9. Какое лекарственное растение используют для лечения ссадин и ран? (подорожник)
  10. Какое растение дает лучший мед? (Липа).

Учитель. Писатели и поэты Кубани воспевают красоту нашего края, его богатства, природу. Вот некоторые строчки из стихов.

Ученик.                Могучие горы, степные просторы

                Приморского берега грань

                Леса и поляны, сады и лиманы

                Все это – родная Кубань

                Богат наш край садами и хлебами

                Цемент и нефть он Родине даёт

        Но самый ценный капитал Кубани

        Простой и скромный труженик народ

        

        Ты весной чудесен

        Летом щедр, как в сказке

        Край хлебов и песен

        Край наш Краснодарский

.                                                         

                                                        На Кубани пахнет лето

(слайд 11)                                       Прилетевшим с моря ветром,

                                                   Сочной, сладкою клубникой,

                                                   Огурцами, ежевикой,

                                                   Разогретой лебедой,

                                                   Мятою и резедой,

                                                   Щедрым дождиком грибным

                                                   И укропом молодым,

                                                   Грушей в розовых накрапах…

                                                        А какой же главный запах?

                                                  Слышали, как за станицей

                                                  Пахнет солнышко пшеницей?

                                                                                      Т. Голуб

ФИЗМИНУТКА

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

КУСТАРНИКИ: шиповник, смородина, ежевика малина, крыжовник, облепиха, можжевельник, жимолость.

ДЕРЕВЬЯ: сосна, липа, клен, тополь, береза, айва, ясень, кипарис.

ТРАВЫ: подорожник, мята, крапива, зверобой, ландыш, тысячелистник.

-Отгадайте, о каких растениях

я говорю.

Кисть ягоды прекрасная, 
Жёлтая иль красная, 
Я достать её боюсь - 
О шипы уколюсь. 
Но уважаю с детства 
Сердечное средство. (Боярышник)

Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки. 
От горла помогают, 
Кто же их не знает. (Календула)

Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти – 
Нагнись: солдатик у дороги 
Готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

-А сейчас угадав загадки, вы узнаете,   какие культуры, у нас   в крае выращивают.

В поле росла, под жерновом была, 

   Из печки на стол караваем пришла

                                  (Пшеница)  

   Ходит солнышко высоко, наливает зерно соком,

   И как мирные ребятки, все сидят они в початке.           

                                                      (Кукуруза) 

     Он рекой в комбайн льётся,

Белым золотом зовется.

Славит  родину он нашу,

Любят кушать эту кашу.

                              (Рис) 

      Стоят столбы точеные,

 Головки золоченые.

                              (Рожь)

    Стоит он, задумчивый, в желтом венце,

Темнеют веснушки на круглом лице.

                                       (Подсолнух) 

      Гроздья спелые висят

  Это вкусный…. 

                         (Виноград) 

    Вот какие корнеплоды с поля едут на заводы.

Там их чисто, чисто моют,

Мелко режут, варят сок,

Чтобы был у нас с тобою

К чаю сахарный песок.

                    (Сахарная свекла).

     

"Нам есть чем гордиться и что беречь..."  (перекличка)

1 ученик: - Кубань - "житница России": даёт много хлеба для страны.

2 ученик: - Кубань - "здравница России": на минеральных источниках края поправляют своё здоровье миллионы людей нашей страны.

3 ученик: - Кубань - край изобилия плодов, погожих тёплых дней, разнообразия климатических зон, где неоглядная степь-кормилица соседствует с вековым лесом, а высокие горы Кавказа - с морским синим простором.

4 ученик: - Столица края - Краснодар. Его не трудно отыскать на карте. 45 параллель северной широты - расстояние равного удаления города от экватора и северного полюса.

5 ученик: - Кубань - "жемчужина России": здесь живут талантливые учёные, писатели, музыканты, художники, спортсмены. -Кубани есть чем гордиться: в крае развито животноводство(слайд),  Кубанские земли богаты и полезными ископаемыми. Здесь идёт добыча нефти, природного газа, строительных материалов. Широко развита промышленность: нефтеперерабатывающая, химическая, деревообрабатывающая, цементная, фарфоро-фаянсовая,. Кроме того наша земля богата минеральными источниками и лечебными грязями. И за каждым пунктом гордости Кубани, стоят наши земляки!

   Учитель.-Хочется, ребята, сказать еще об одном очень важном человеке. Без него наш край не смог бы достичь таких высот и побед! Конечно, это наш губернатор!(слайд) Как его зовут? Каким должен быть губернатор?(сильным, властным, волевым, решительным, надежным)Какие чувства вы испытываете к этому человеку?(уважения, доверия) От имени губернатора нашего края каждый второклассник получает в подарок учебник «Кубановедение». Этот учебник поможет вам лучше узнать историю и природу нашего края, места, где родились вы и ваши родители, научит беречь эту землю.

  Учитель раздает второклассникам «Кубановедение».

Слово учителя:
- Вот так и пересеклись история и современность. Много воды утекло с тех пор, но слава дедов и прадедов, их традиции и обычаи не должны быть забыты.

Помните, что у казаков... (на доске)
ДРУЖБА - обычай!
ТОВАРИЩЕСТВО - традиция!
ГОСТЕПРИИМСТВО - закон!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка классного часа, посвященного 75летию Краснодарского края

классный час разработан для учеников 1 класса....

Конспект классного часа "75 лет Краснодарскому краю".

Конспект классного часа разработан по современным требованиям ФГОС. Тема: "Краю 75: Помним. Гордимся! Наследуем"....

Единый Всекубанский классный час "Краснодарскому краю - 75 лет"

Цель урока: Привитие любви к малой Родине и сопричастности к родной истории.Задачи урока:знакомство с историей краявоспитание любви к малой Родинеформирование гражданственности и патриотизма, воспитан...

Классный час, посвященный 76 - ой годовщине со дня образования Краснодарского края «Помним, гордимся, наследуем!»

Обогащение и воспроизведение в памяти детей знаний о родном крае, развитие интереса к истории своей малой родины, воспитание патриотизма....

путешествие по Краснодарскому краю .Станция "Животные Краснодарского края"

Данный материал является составной частью интеллектуальной игры-путешествия ....

Всекубанский классный час: 75 лет освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков и завершения битвы за Кавказ

Прошло 75 лет со дня освобождения  Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков....