Статья «Воспитание нравственных чувств и этического сознания учащихся начальной школы»
статья (1 класс) на тему

      Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательном стремлении к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли»

Н.И. Пирогов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dukhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Воспитание нравственных чувств и этического сознания учащихся начальной школы»

Калабина Татьяна Владимировна,

 учитель начальных классов,

преподаватель ОПК

 МБОУ ООШ №140 г.о.Самара

Самара ,2014 г.

      Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.       В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников  очевидна.

     Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено , что «основные общеобразовательные программы начального общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

 Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования  (статья 9, пункт 6)

  • Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательном стремлении к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли»

Н.И. Пирогов

Воспитание нравственных     чувств и этического сознания.

Ценности:

- нравственный выбор;

- смысл жизни;

-справедливость;

-милосердие;

-честь;

 -достоинство;

-любовь;

 -почитание родителей;

 -забота о старших и младших;

 -свобода совести и вероисповедания,   представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

ЗАДАЧИ:

первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

различение хороших и плохих поступков;

знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;

элементарные представления о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;

почтительное отношение к родителям;

уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

знание правил вежливого поведения, культуры речи,

 умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

стремление избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»

  • Основные принципы гуманистического воспитания:
  • Чтобы воспитать такую личность, следует соблюдать основные принципы, идеи гуманистического воспитания:
  • Личностный подход – признание личности ребёнка высшей социальной ценностью,
  • Гуманизация межличностных отношений -предполагает отношение к ребёнку, терпимое отношение к его мнению, доброту и понимание. Авторитарность, грубость, насилие над ребёнком губят воспитательный процесс и ребёнка как личность Опора на чувство ребёнка, а не только на его сознание и поведение. Только через чувства жизненные ценности, нравственные нормы могут стать собственными ценностями и нормами.
  • Деятельный подход в воспитании: ребёнок не готовится в школе к будущей жизни – он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его способностям и особенностям деятельность: здоровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая.
  • Средовый подход – школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения. В этом смысле семья займёт особое место и требует особого внимания.
  • Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополнительного образования.
  • Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе
  • Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
  • Комплексный подход предполагает воспитание и развитие каких – либо качеств ребёнка в комплексе, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность учащегося, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.
  • Личностный подход
  •  Гуманизация межличностных отношений
  • Деятельный подход в воспитании
  • Средовый подход
  • Культурологический подход
  • Дифференциация воспитания
  • Целостный подход
  • Комплексный подход

В содержание системы учебников «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

  • Внеурочная деятельность

Программа курса

 «Край, в котором я живу»

  •          Цель данного курса – расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края,
  •  углубить  знания учащихся о природе.
  • Задачи:
  • содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в селе, районе и крае, входящего в целую страну Россию;
  • воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего района, края;
  • воспитание толерантности, уважения к ценностям  народов Поволжья, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
  • обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
  • изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.
  • Академик Лихачёв говорил:
  • «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем. И в этом помогает курс
  •  « Край в котором я живу» .

ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Курс рассчитан на 4 года обучения.

В первом классе курс состоит из четырёх частей:

«Моя семья» (17 ч)

«Моя школа» (9 ч.)

«Мой город» (14 ч.)

«Мой район. Природа родного края» (26 ч.)

Экскурсии в школьный музей

Программа курса «Юный патриот»

носит личностно ориентированный характер.

Его цель – воспитание гуманного, творческого,

социально активного человека,

с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.

Ведущей задачей курса является

воспитание

  • патриотических чувств:
  •  любви к своему городу ,
  •  к своей Родине, её историческому прошлому и традициям;
  •  формирование обоснованного поведения в социальной среде
  •  потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.

Результаты

  • Изучив курс «Юный патриот»
  • учащиеся должны знать:
  • название страны, региона, где живет учащийся, родного города(села);
  • символику страны, края, села, школы;
  • Государственные  праздники;
  • имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.

  должны уметь:

  • описывать изученные события истории Отечества;
  • оценивать поступки других с позиции добра и зла;
  • уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
  • поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Формы внешкольной  работы

  •  · Экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки;
  • · Детская благотворительность;
  • · Социальные проекты;
  • · Разнообразные проекты;
  • · Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
  • · Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);
  • · Организация спортивных соревнований, праздников;
  • · Проведение совместных праздников школы и общественности;
  • · Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
  • · Все виды творческой художественной деятельности детей.

Типы занятий по нравственно-этическому воспитанию

Интегрированные

Комплексные.

Тематические.

Занятия – игры.

Сказка – путешествие.

Посиделки.

Игра – путешествие и др.


Карусель  школьных мероприятий:
Фольклорный праздник «Россия -милые края»

День пожилого человека

«Профессии
наших родителей»

Кружки детского епархиального центра

  • Основы православной культуры
  • Кукольный театр
  • Умелые руки
  • Юный художник
  • Настольный теннис
  • Вокальный

В нашей школе курс ОПК преподается  с 2008 года  и ведется с  1 по 9 класс.

Учитель  начальных классов стоит на самой первой ступеньке духовно-нравственного возрождения нашего народа. Именно мы, учителя, не только на отдельном уроке по «Основам православной культуры», а на всех других  уроках, а также во внеурочной  каждодневной деятельности, духовно устремляемся к детским сердцам и душам.  И дети ждут от нас,  взрослых, чтобы мы им показали путь, по  которому они смогут строить свою жизнь. Этот путь неразрывно связан с духовной традицией – с основами православной культуры. Знать эти основы обязан каждый учитель, чтобы детям донести правильно, объективно историю Отечества, всесторонне исследовать  и преподать творчество гениальных писателей и поэтов.

Традицией школы стало проведение концертов и постановок к православным праздникам

Масленица – праздник двора

 Кукольные спектакли в детском саду № 126

Вахта памяти

Традиционные дни здоровья

  • Успешное решение задач

в нравственном воспитании способствует осуществлению в единстве воздействия на чувства, на сознание и поведение ребенка.  

в эстетическом воспитании способствует накоплению сенсорного опыта – овладение сенсорными умениями и навыками.

  • Результатом духовно-нравственному воспитанию учащихся МБОУ ООШ №140  являются следующие показатели:
  • Победа в ХV областных Кирилло  -Мефодиевских чтениях , Чубукина Мария «Роль Троице - Сергевой Лавры в борьбе с вражескими захватчиками»;2012г.
  • Победа в ХV районных Кирилло-Мефодиевских чтениях в номинации « Духовно -нравственное чтение» ,Стройкова  Ксения, Мигалёва Юля «Православные праздники»
  • Победа в ХIV городских Кирилло-Мефодиевских чтениях, Чубукина Мария «Святые Пётр и Феврония –хранители семейного очага»,работа напечатана в журнале Самарской Православной Духовной Семинарии «Вера» 2(15) -2011г.
  • Победа в районных Кирилло-Мефодиевских чтениях , Дюпина Анна ,Чубукина Мария «Святые источники Самарского края»;
  • Лауреат 2 степени городского Рождественского фестиваля-конкурса православной культуры и творчества в номинации «Чтение» Марьина Ангелина;2011г.
  • Дипломанты  городского Рождественского фестиваля-конкурса православной культуры и творчества в номинации «Чтение»  и «Хор, вокал»  Герасимова Елена, Трепова Алёна,2012г.

"Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души".

 Ш.Амонашвили


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников

Программа поможет воспитывать  у младших школьников  нравственные чувства, знание этики . Имеет приложения с диагностикой, разработки классных часов, родительских собраний на этические ...

Воспитание нравственных чувств и этического сознания младших школьников

В статье представлен опыт работы по интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников на основе нравственных идеалов и духовных ценностей. Приводятся примеры социально ориентированных проектов и...

Планирование "Воспитание нравственных чувств и этического сознания".

Календарно-тематическое планирование воспитательной работы по разделам программыДНВиР (ФГОС).Подробное описание работы с детским коллективом по направлению и планируемые результаты на конец года....

Статья "Воспитание нравственных чувств и этического сознания в контексте перехода на новые стандарты".

В статье рассматриваются аспекты развития нравственных чувств и этического сознания учащихся начальной школы из практики работы в 1-2 классах....

Статья «Воспитание нравственных чувств и этического сознания учащихся начальной школы»

    Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности ...

Воспитание нравственных чувств и этического сознания как одно из направлений ценностных основ воспитания младших школьников, в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников требует:- создания условий для становления социально адаптированной личности, индивидуального самовыражения, содействия в...