Классный час "Терпение и труд все перетрут" 3 класс
классный час (4 класс) на тему

Мареева Татьяна Владимировна

Разработка классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_terpenie_i_trud_vsyo_peretrut_3kl._2.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                  Классный час   в начальной школе       

                    «Терпение и труд всё перетрут»

Задачи:  

  1. на примерах героев литературных произведений, а также реальных героев показать, что всё в жизни достигается через труд;
  2. сформировать понятия «прилежный», «старательный»как синонимы, дать положительную оценку данным качествам;
  3. воспитывать трудолюбие и терпение, целеустремлённость.

Оборудование: пословицы о труде, портреты героев, тексты с    произведениями.

                          Ход классного часа.

   Знакомство с пословицами о труде

 

- Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу угла всегда ставили труд

  -    Терпение и труд всё перетрут - такова тема нашего кл. часа (на доске)

-  Какие пословицы о труде вы знаете? (дети называют)

- «Собери пословицу» (2 команды)

-Терпенье и труд все перетрут.

                                        -По труду и награда.

                                        -Дело мастера боится.

           -Как ты к работе, так и работа к тебе.

-По работе и работника знают.

                              -Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

                                        -К большому терпенью придет и уменье.

             (По ходу значение некоторых пословиц объясняют.)

   Чтение и анализ текстов из литературных произведений.

     Л.Н.Толстой «Две лягушки»

     Попали две лягушки в кувшин с молоком.

     Тонуть неохота. Чтобы не погибнуть, стали грести лапками. Гребут, гребут, а толку никакого. Устали лягушки, и одна решила, что грести бесполезно - всё равно не выбраться! Отчаялась она, тут силы её и покинули. Бедная лягушка утонула.

     А вторая решила грести дальше. Билась, билась и вдруг чувствует - стоит на чем-то твердом! Оказалось, что она сбила молоко в масло. Так и выбралась.

- Благодаря чему лягушке удалось выбраться? (терпению и труду)

        Беседа по теме.

- К сожалению, сегодня с экранов то и дело слышится: «Выиграй миллион!», «Как стать миллионером?», то есть нам всячески дают понять, что в жизни все богатства лежат на блюдечке с голубой каёмочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о своём желании. Увы, это ничего не имеет общего с настоящей жизнью.

-Только трудом и терпением человек может достичь желаемого результата. В этом вы сами, наверное, не раз убеждались. Расскажите.

      ( Рассказ детей, как им пришлось убедиться в этом.)

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

   Рассказ учителя об Алексее Маресьеве, выдержки из произведения.  (Совет -прочитать эту повесть)

   - Подобных примеров можно много привести:

Ю.А.Гагарин- первый космонавт Земли,

В.Н.Терешкова- первая женщина- космонавт, полетевшая в космос,

         (изнурительные тренировки и учёба космонавтов).

        -    Трудолюбие- достоинство человека

  - Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми.

А.В.Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым и великим полководцем. « Тяжело в учении - легко в бою!»-его знаменитые слова, ставшие поговоркой.

  -300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова исполнилось в ноябре 20011 года. Это великий русский учёный. Круг его познаний необычайно разнообразен.

   А вы знаете, что учиться в Москву из Архангельска Ломоносов пришёл  пешком, пройдя несколько тысяч километров, следуя за обозом, который снаряжался в Москву с мороженой рыбой (семгой).

    ПЕШКОМ ДО САМОЙ МОСКВЫ — УЧИТЬСЯ? Представить даже трудно, какая тяга к знаниям должна быть. Она у Михайло Ломоносова была именно такой.

   Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Потянулись холодные и голодные годы ученичества. К этому добавлялись другие мучения:

   Запись из личного дневника Ломоносова:

"Школьники, малые ребята, кричат и перстами  указывают: смотрите-де, какой болван в лет двадцать пришел латыни учиться!»

    Обучение в этой Академии было рассчитано на 13 лет. Ломоносов овладел всей программой за 5 лет, уже в первый год закончив три класса.

 - А надо ли учиться? Почему? ( Ответы детей)

 - Учение – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко даётся. Если математика даётся вам без труда, то каллиграфия требует от вас определённых усилий. Или, к примеру, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримите?

 Со временем труд должен стать привычкой, к которой быстро привыкаешь.

  (Пример свой как учителя - проверка тетрадей, подготовка к урокам и т.д.

    Дочь - студентка: привычка учиться, выполнять всё заданное до конца и качественно).

     Работа  с  Толковым  словарём  С. И. Ожегова.

                          ( 2 человека)

- Старательный - делающий что- либо хорошо и добросовестно;

- прилежный – отличающийся усердием в труде, учении.

 - Каким вы представляете себе прилежного, старательного человека?      Опишите его. (Ответы детей).

  - Часто учителя обращаются к ученику с просьбой: старайся. 

  - Что это значит?

   (Значит, выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил радость).

       В. Осеева «Сыновья» ( чтение рассказа учителем)

  - Почему старичок так ответил женщинам? ( Ответы детей)

 

  - Старательный человек бережёт время своё и чужое. У него в жизни всё чётко распределено. Такие люди планируют свои дела на день, на неделю.

  Когда человек придерживается в жизни определённого режима, то у него всегда хватает времени и на отдых.

            Ф и з м и н у т к а  « Тик-так» (наклоны вправо и влево)

 

           Бьют часы на старой башне: тик-так, тик-так,

           А стенные побыстрее: тики-таки, тики-таки,

           А карманные спешат: тик-так, тик-так,тик-так.

Стихотворение С.Баруздина «О человеке и его часах».

                    (читают наизусть 3 человека)

          Ведут часы секундам счёт,

          Ведут минутам счёт.

         Часы того не подведут,

         Кто время бережёт.

         Кто жить умеет по часам

         И ценит каждый час,

         Того не надо по утрам

         Будить по 10 раз.

         И он не станет говорить,

         Что лень ему вставать,

         Зарядку делать, руки мыть

         И застилать кровать.

         Успеет он одеться в срок,

         Умыться и поесть,

         Успеет встать и за станок,

         За парту в школе сесть.

         С часами дружба хороша!

         Работай, отдыхай,

         Уроки делай не спеша

         И книг не забывай!

         Чтоб вечером, ложась в кровать,

         Когда наступит срок,

         Ты мог уверенно сказать:

         «Хороший был денёк!»

   -Часто слышишь от людей: « Я ничего не успеваю делать!»

    Таких людей, как правило, удача не посещает.

   -Как вы думаете, почему это происходит? (Ответы детей)

   -Пословица: «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт».  Можно её посоветовать тем, кто ничего не успевает.

                 Притча о строителях.

 

  При постройке Шартрского собора во Франции трём разным рабочим задали один вопрос: «Что ты здесь делаешь?»

 Один процедил: «Камни таскаю, будь они неладны!»

 Второй ответил: «Деньги зарабатываю для семьи».

 А третий сказал: «Я строю Шартрский собор!»

-Кому из них работа приносила радость и почему?(3)

                             (Ответы детей)

         О б о б щ е н и е.

-Чтобы любое начатое вами дело приносило радость, давайте вместе сформулируем Правила, которые будем соблюдать.

          (на доске составляют)

  • Придерживаться распорядка дня.
  • Доводить начатое до конца.
  • Семь раз отмерь, один отрежь.
  • Отдыхать с удовольствием.

    Подведение итогов.

 

 - Закончите предложение: « Я буду терпеливым и трудолюбивым, потому что……….».(Разные ответы детей)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мы труд воспеваем и славим работу"

Разработка классного часа совместно с родителями "Мы труд воспеваем и славим работу!" Работа ребят в группах. Представление различных профессий....

Классный час "Мой труд каждый день дома"

Конспект классного часа для учащихся младших классов...

Презентация к классному часу "О труде хлебороба все колосья поют"

Презентация к классному часу для учащихся 4 класса на тему "Профессии"...

Разработка классного часа "Человек труда"

Разработка классного часа "Человек труда" для учащихся 3классов....

Классный час «Лень- труд»

Этот классный час предназначен для начальной школы. На нём дети совместно с учителем обсуждают проблему человеческой лени, делают выводы, как преодолеть собственную лень, учатся рассуждать, испол...

Классный час " Без труда не вытащишь и рыбку из пруда"

классный час предназначен для того чтобы научить детей трудиться, выявить любовь к труду...