Обобщение опыта
учебно-методический материал (4 класс) на тему

 Брит Анастасия Леонтьевна

Проблема развития познавательных способностей школьников на сегодняшний день приобретает всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx86.32 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел управления образования Тимашевского района

Краснодарского края

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

х. Танцура Крамаренко

ТЕМА:

Развитие познавательных способностей на уроках окружающего мира

Автор опыта: Брит Анастасия Леонтьевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6,

х. Танцура Крамаренко, Тимашевского района

х. Танцура Крамаренко

2014 год.


Информационная карта передового педагогического опыта Брит Анастасия Леонтьевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 муниципального образования Тимашевский район

Дата рождения автора ППО: 30 ноября 1980 года

Базовое образование автора ППО

Кубанский Государственный Университет. «Педагогика и методика начального образования», учитель начальных классов. 2003 г.

Тема педагогического опыта: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира».

Педагогический стаж и квалификационная категория: 10 лет, нет

Обобщался ли ранее иной педагогический опыт автора (проблема, тема): нет

Публикации автора по теме обобщаемого педагогического опыта: нет

Данный педагогический опыт внесён в муниципальный банк передового педагогического опыта решением

Рабочий адрес, телефон автора : Тимашевского р-н, х.Танцура Крамаренко, ул.Школьная, д.12а; 8-86130-36-3-48

Домашний адрес, телефон автора: Тимашевский р-н, х.Танцура Крамаренко, ул.Пролетарская, 8/3. 8-86130-36-3-91

Мобильный телефон автора 8-918-098-32-84


Содержание:

1. Литературный обзор состояния вопроса        4

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике        4 1.2. Психолого-педагогические основы развития познавательных способностей у дошкольников»        5

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта        7

2. Психолого-психологический портрет класса(группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта        8

3. Педагогический опыт        8

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте        8

3.2 Эксперимент        12

3.3. Актуальность педагогического опыта        13

3.4. Научность представляемого педагогического опыта        14

3.5. Результативность педагогического опыта        14

3.6. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта        15

3.7. Технологичность представляемого педагогического опыта        15

4. Выводы        15

5. Библиографический список        16

6. Приложения        17


1.Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике

Проблема развития познавательных способностей школьников на сегодняшний день приобретает всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты, психологи пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения.

Проблема развития познавательных способностей младших школьников разработана в трудах видных учёных, педагогов и методистов: Л.С. Выготский, К. Д. Ушинский и многие другие. Для активизации познавательной деятельности необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Одним из способов решения этих задач является правильная организация деятельности учащихся.

Над этой проблемой работали П.М. Лебедев, Б.П. Есипов, Л.В. Занков, А.А. Окунев, Н.Б. Истомина и многие другие ученые и педагоги. Исследования педагогов показывают, что в процессе приобретения учащимися знаний, умений, навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Так Б.П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности – сознательное, целенаправленное  выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками. П.М. Лебедев указывает, что «познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». В первом случае речь идет о самостоятельной деятельности учителя и учащихся. А во втором – о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включил интерес, самостоятельность и волевые усилия школьников.

Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать педагоги, психологи, методисты и учителя.

Как показывает анализ литературы, практический опыт преподавания в начальной школе развитие познавательных способностей у учащихся становится возможным при такой организации работы учителя, которая обеспечивает преобразующий характер деятельности учащихся при обучении их в зоне ближайшего развития.

Это развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие познавательных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.

В качестве критериев выступают:

• самостоятельность мышления,

• быстрота и прочность усвоения учебного материала,

• быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,

• умение отличить существенное от несущественного,

• различный уровень аналитико- синтетической деятельности,

• критичность ума.

Активизация учебно-познавательной деятельности в условиях реформы школы становится неотъемлемой частью успешной реализации программы обучения и воспитания школьников. Особо важное значение, я считаю, в условиях реализации Концепции модернизации обучения является воспитание всесторонне развитой и социально зрелой личности каждого школьника.

По данной проблеме я познакомилась со многими научными трудами и методическими разработками: Т.И. Щукина «Актуальность проблемы активизации учебно-познавательной деятельности», А.Ф. Казакова «Успех - важный стимул положительного отношения к деятельности», Хижнякова О.И. «Современные образовательные технологии в начальной школе. Часто обращаюсь к педагогическому опыту А.С. Макаренко, с которым соглашаюсь в том, что когда ученик овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение, это укрепляет его уверенность в своих силах, побуждает к личному росту.

1.2. Психолого-педагогические основы развития познавательных способностей у дошкольников»

Проблема познавательного интереса – одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее практикой обучения (И. И.Бецкой, Н. И.Новиков, К. Д.Ушинский, Н. А.Корф, П. Ф.Каптерев, А. С.Макаренко, С. Т.Шацкий, Ш. А.Амонашвили и т. д.).

Чтобы обучение и воспитание способствовало становлению  личности, необходимо «разбудить» в ребенке исходное, ключевое звено его разумной деятельности – познавательную потребность, которая является источником его познавательной активности и лежит в основе развития познавательного интереса  человека.

Еще К.Д. Ушинский писал, что следует развивать в ребенке желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания дать ученику средство извлечь полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих,  из  жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного обучения.

Познавательный интерес связан с побуждением к исследовательской деятельности относительно этого «значительного, привлекательного» предмета или явления действительности. Само же по себе внимание к предмету не является подлинным интересом к нему, оно является одним из условий успешного выполнения деятельности, так как обеспечивает направленную сосредоточенность на ней сознания.

Л.Н. Толстой подчеркивал, что ученик хорошо учиться тогда, когда он учится охотно, для чего необходимо создавать следующие условия развития интереса на уроке:

1. естественная, свободная атмосфера, которая вызывает подъем душевных сил ребенка;

2. доступность преподавания, его занимательность, которая «отвечает опыту» ребенка, обеспечивает эмоциональный подъем и увлеченность;

3. бережное отношение к индивидуальности.

Психолого-педагогическая природа познавательного интереса обусловлена развитием различных составляющих, а именно: развитием в деятельности познавательной потребности; проявлением познавательной активности, источником которой является потребность в познании; смыслообразующим мотивом, побуждающим человека к познавательной деятельности.

Под познавательным интересом нами понимается смыслообразующий мотив познания, который представляет собой побуждение к деятельности, выражающееся в познавательной активности, направленной на удовлетворение познавательной потребности. Согласно А.Н. Леонтьеву, личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания,   являясь составляющей индивидуального сознания человека, он создает внутреннюю движущую поведением человека силу. Задача учителя, воспитателя, родителей помочь сознанию ученика прийти к пониманию объективной значимости познавательной деятельности, чтобы она приобрела для него личностный смысл, тогда познавательный интерес станет движущей силой поведения ученика. Это возможно, когда в основе образования лежит механизм понимания сути изучаемых явлений субъектами образовательного процесса (обучающим и обучаемым), когда обучение и воспитание строится через проникновение в сознание учащегося, когда происходит пересечение сознаний учителя и ученика. Такое образование предполагает развитие активной познавательной позиции у ребенка, способствующей самостоятельному поиску и применению знаний в жизненной практике, воспитание личности, открытой для восприятия и осмысления нового знания, способной в дальнейшем реализовать свой интеллектуальный потенциал в профессиональной деятельности

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

В настоящее время возрастает ответственность школы не только за интеллектуальное, творческое развитие обучающихся, но в большей степени школа выполняет воспитательную функцию, участвуя в духовно- нравственном становлении ребенка.

Основные компоненты системы работы:

Сделать урок разнообразным, интересным и наглядным; вовлечь всех детей в учебный процесс; развивать творчество и самостоятельность школьников.

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо его сделать уроком занимательным, творческим.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект к учебнику А. А.Плешакова «Мир вокруг нас».

Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.

Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте:

Используется исследовательская работа в группах, проведение уроков экскурсий, уроков-диспутов, работа с документами, научно-популярными текстами, хрестоматиями, схемами. Познание нового материала и его закрепление проходит через фронтальный эксперимент, ролевую игру, интерактивные уроки, уроки-путешествия

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:

  • приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношение к диалогу как обмену мыслями;
  • организация сотрудничества учителя и учеников; доброжелательность в общении, взаимоуважение;
  • содействие успешности учащихся в разных видах деятельности; приоритетность конструктивной функции учителя, обеспечивающей собственную активность ученика в противовес контролирующей функции;
  • взаимная заинтересованность в рефлексии, развитии адекватной самооценки действий, усилий, результатов.

2. Психолого-педагогический портрет класса, являющийся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

Психолого-педагогическое обследование учащихся показало, что ребята адаптированы к школе. Обычные дети, в обычной школе.

В классе обучаются 18 человек из 5 близлежащих хуторов.

3. Педагогический опыт.

 3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Развитие познавательных способностей на уроках окружающего мира.

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо его сделать уроком занимательным, творческим.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

В основе методики преподавания  курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект к учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас».

Для решения поставленных задач мной применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; комплексная методика, включающая в себя: наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, игровые методы и диагностические (изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся). Наряду с традиционными методами обучения активно использовались проектные методы, занимательные тестовые задания, составление кроссвордов, викторин на различные темы, использование электронных учебных пособий. Игровые, проектные технологии обучения способствовали повышению интереса к предмету, развитию познавательных интересов к окружающему миру и развитию творческих и интеллектуальных способностей.

Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Наблюдение — это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств. 

Опрос – метод сбора первичной информации, предусматривающий, устное или письменное обращение  к определенной совокупности людей.

Беседа - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. 

Развивающие игры и творческие задания проводятся на различных этапах урока:

- организационный момент. Самоопределение к деятельности (Кроссворды, загадки, ребусы, игры и т.д.);

- проверка домашнего задания  (Игры, графический диктант или тестовые задания, сообщения детей по выбранным темам и т.д.);

- работа над новой темой (проект, игра, чтение произведения с проблемно-поисковыми вопросами и заданиями, просмотр слайдов с обсуждением, практические задания, опыты и т.д.);

- продолжение работы над темой (работа с учебником, рабочими тетрадями, тестовыми заданиями, использование компьютера и мультимедийной техники, развивающие и интерактивные игры и т.д.);

- закрепление изученного (проблемные вопросы, игры, тестовые задания).

Проводятся нестандартные, интегрированные уроки: уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-игры, уроки-сказки, уроки-поиски и т.д.

Красочные иллюстрации, интересные и забавные задания, загадки и кроссворды, доступное изложение материала, тесно связано с повседневной жизнью – все это  не даст заскучать во время занятий.

Внедрение образовательных технологий в массовую школу, так же как и практическое использование компьютерных обучающих программ, показывает, что роль учителя по-прежнему остается весьма существенной. В результате проведенной работы было выявлено, что необходимо создавать условия, соблюдение которых способствуют формированию, развитию и укреплению познавательного интереса, развитию познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста:

- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной опорой для развития познавательного интереса являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения в ходе занимательных заданий, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения.

- вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. Обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, ее способов, ее умений. Ловкость, догадка, смышленость, умелость раскрывается на уроке при решении занимательных заданий со всей полнотой, если ребенок получает эмоциональное удовлетворение от своей деятельности.

- создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста – важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе.

- обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой. Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира

Мировые тенденции в области образования ставят перед школой новые задачи, отвечающие требованиям современного общества. От ученика теперь требуется не столько владение какой-либо информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы.

На сегодняшний день социальный заказ общества для школы заключается в воспитании школьника знающего, думающего и умеющего самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Учебный проект – это одна из личностно-ориентированных технологий, направленный на решение учебных задач, сочетающий в себе проблемный подход, а также групповые, исследовательские, поисковые методики.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. В рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, способов деятельности, освоение которых гарантирует успешность всего последующего обучения. На сегодняшний день активно используются различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения. Сюда можно отнести обучение в сотрудничестве, портфолио ученика, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность

Педагогическая практика показывает, что метод проектов является эффективным средством развития познавательного интереса учащихся на уроках окружающего мира. Метод проектов – это некоторый способ достижения дидактической цели через детальную разработку обозначенной проблемы, которая должна завершиться реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Изучение курса «Окружающий мир» оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Окружающий мир – источник чувств. Постоянные наблюдения за явлениями окружающего мира, взаимодействие с его предметами ведет к тому, что ребенок развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы. В общем, все то, что делает его умнее, сообразительнее, любознательнее. Вместе с тем воспитывается логика мысли, развиваются логически правильная речь.

Педагог должен хорошо осознавать, что увлечение репродуктивными методами обучения на уроках окружающего мира, как, впрочем, и на других уроках в начальной школе, требует работы в основном таких психических процессов, как восприятие и память, и не создает условия для полноценной работы мышления и воображения. Если школьники должны овладеть учебной деятельностью, то есть научиться учиться («умею учить себя»), то это предполагает развитые познавательные интересы («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). И, наконец, самое главное: младший школьник может отвечать не только на вопрос «Что я делаю?», но и на вопрос «Как я это делаю?»

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Для начальной школы приоритетными остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном школьном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании

Реализация проектно-исследовательской деятельности на уроках окружающего мира и в начальной школе в целом ведет к изменению позиции учителя. Мы привыкли рассматривать педагога, как носителя готовых знаний. Теперь же он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. В связи с этим изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Основы исследовательской деятельности – это неотъемлемая составляющая образовательного процесса. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Проектная деятельность позволяет ставить перед детьми серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская «тяга к тайнам» превращает их в «исследователей». Успех выполнения таких задач формирует интеллектуальную радость, положительные эмоции, ожидание «творческого счастья» и конечно же развивает познавательный интерес младших школьников

Собственная исследовательская практика призвана расширять кругозор ребенка и развивать его познавательные способности. Включаясь в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, ребенок не только приобретает новые знания, но и осваивает механизмы их самостоятельного получения. Об уровне их развития можно судить по изменению характера познавательной деятельности ребенка в сторону повышения степени самостоятельности. В ходе работы над проектом следует уделять особое внимание формированию и развитию у детей специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Уровень их сформированности можно оценить по проявляемым детьми умениям: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т. п.

Внедрение в школьную практику проектных технологий вызывает у многих учителей страх перед принципиально новой формой педагогического процесса. Определенной трудностью для педагогов является и то, что нет универсального рецепта, позволяющего дать однозначное решение различных проблем, которые могут стать предметом проектной деятельности. Темы проектных работ и варианты их реализации зачастую варьируются в широком диапазоне различных областей знания, иногда даже выходя за рамки традиционных учебных предметов. Следовательно, консультирование и организация учащихся в процессе работы над проектами требует от учителя широкой эрудиции.

Проектная деятельность на уроках окружающего мира позволяет учащимся расширить рамки учебника, проследить связь между различными школьными дисциплинами, способствует формированию ключевых компетенций учащихся, выводит учебно-воспитательный процесс из стен школы в окружающий мир. Подводя итог вышеизложенному, можно с уверенностью сказать, что кропотливая работа над учебными проектами полностью себя оправдывает: она создает благоприятные условия для лучшего взаимодействия между учителем и учащимися, повышает самооценку, укрепляет чувство собственного достоинства, повышает качество знаний, общее развитие учащихся, подталкивает детей к самостоятельному поиску информации и, как следствие, является весьма эффективным средством развития познавательного интереса младших школьников.

3.2. Эксперимент

Эксперимент проводился в 3 Б (экспериментальном) и 3 А. Так как в обоих классах идёт работа над развитием познавательных способностей учащихся, исследование не могло происходить в течение года беспрерывно. Поэтому в экспериментальную работу класс вовлекался систематически, но на отдельные темы. Тем не менее, к концу учебного года процент качества по предмету увеличился, интерес у ребят к предмету возрос. (приложение 2)Ученики с удовольствием включились в поисковую, исследовательскую деятельность, что говорит о том, что работу в этом направлении необходимо продолжать в следующих классах.

Фрагмент одного из уроков, которые я проводила в ходе эксперимента

Тема урока «Насекомые»

Тип урока: урок-поиск
Основной метод обучения: исследование – целенаправленное наблюдение за действиями (поведением, динамикой) объекта (явления) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
Основной структурный элемент: постановка проблемы и поиск путей ее решения.
Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез (предположений), их проверка; анализ выдвинутых доказательств; наблюдение. 
Например, в начале изучения темы «Насекомые» перед детьми ставится проблема: «Можно ли отнести паука к насекомым?» Учащимися выдвигаются следующие гипотезы:

1. паука можно отнести к насекомым;

2. паука нельзя отнести к насекомым.

Класс анализирует представленные доказательства:
1. Паука можно отнести к насекомым, потому что он похож на многих из них (на жука, пчелу, муху), умеет ползать (как таракан, муравей), тело и лапки его состоят из члеников (как у всех насекомых).
2. Паука нельзя отнести к насекомым, потому что у него только две части тела (а у насекомых три), нет крыльев и усиков, а также не шесть, а восемь конечностей.
Я предлагаю сравнить изображения насекомого и паука и установить отличие, которое сразу бросается в глаза (используются иллюстрации или мультимедийные материалы). Ученики в качестве главного отличия выбирают число ног, что и становится определяющим для классификации этого животного: паук относится не к насекомым, а к паукообразным, хотя общей особенностью и тех и других является их принадлежность к членистоногим.
Также были даны другие уроки, в ходе которых проводился эксперимент. (Приложение 1)

3.3. Актуальность опыта.

Работая с детьми на уроках окружающего мира, наблюдая их, я стала приходить к выводу, что учащиеся не всегда активно принимают участие в процессе обучения и это не связано с нежеланием, что-то узнать и понять, а скорее наоборот с недостаточной информацией которой обладают они и их родители.  

Одной из главных задач в организации учебной деятельности я вижу создание таких условий, когда у учащихся формируется потребность в реализации творческого потенциала. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение младших школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемого предмета.

            Вот почему в процессе обучения необходимо систематически   развивать и укреплять познавательный интерес, развивать познавательные способности учащихся.   Это должно стать важным мотивом учения, стойкой чертой личности, мощным средством воспитывающего обучения. Всё это и обусловило мой выбор темы опыта «Развитие познавательных способностей на уроках окружающего мира».

3.4.Научность представляемого педагогического опыта.

С введением на территории нашей страны с 1 сентября 2012года федеральных государственных образовательных стандартов, на первый план выходит целая система достижений учащихся, охватывающая весь образовательный процесс. В современном учебном процессе в условиях модернизации образования предполагается апробация таких форм и видов учебной деятельности, которые позволят проявить учащимся высокую активность в образовательном процессе.

3.5.Результативность педагогического опыта:

В ФГОС начального общего образования сформулирован социальный заказ общества школе: нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и переучиваться, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений. Для успешного выполнения этой задачи в основу обучения закладывается системно-деятельностный подход. Таким образом, сейчас перед школой поставлена проблема необходимости развития индивидуальных способностей учащихся, создание благоприятных условий для формирования творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, уметь пользоваться на практике общеучебными умениями.

Именно познавательная и творческая деятельность развивает логическое мышление, память, речь, воображение, поддерживает  интерес к учению, т.е. формирует общеучебные интеллектуальные умения. Поэтому я стала работать над методической темой «Развитие творческого мышления и познавательных способностей  на уроках окружающего мира» и поставила перед собой следующую цель: развитие познавательных способностей учащихся, их интеллекта и творческого мышления через различные мыслительные операции, через развитие природоведческого кругозора детей, через приемы развивающего обучения.

По своему содержанию задачи, применяемые на уроках окружающего мира, разнообразны. Часть их требует чисто теоретических знаний, а часть основана на результатах наблюдений практического характера. Кроме того, еще можно выделить следующие задачи: задачи на доказательство; задачи на сравнение; задачи – обобщения. Условия некоторых задач допускают, что ученики могут чего-то не знать, но найдут правильное решение, выстроив цепочку логических рассуждений и проведя необходимый анализ.

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала и познавательных способностей личности. Основными составляющими творческой личности младшего школьника являются: уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости; отсутствие боязни показаться странным и необычным; способность быть самим собой. Таким образом, можно сделать вывод, что система обучения и воспитания в начальной школе создает условия для развития личности, готовой к грамотному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию и помогает становлению творческой, духовно и культурно насыщенной, диалогичной, толерантной, патриотической личности ребенка.

3.6. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта 

Активизация учебно-познавательной деятельности в условиях реформы школы становится неотъемлемой частью успешной реализации учебного процесса. Особо важное значение, я считаю, в условиях реализации Концепции модернизации обучения является воспитание всесторонне развитой и социально зрелой личности каждого школьника.

3.7. Технологичность представляемого педагогического опыта.

Данный опыт может быть воспроизведен в любом образовательном учреждении. В МБОУ СОШ №6, он используется учителями-предметниками, классными руководителями. Возможность использования опыта работы, как в целом, так и отдельные элементы, методы и приемы обучения, которые позволят учителю использовать их в ходе работы на уроке и внеклассной деятельности.

4. Выводы.

Таким образом, исходя из проведенной работы, можно сделать вывод, что для устойчивого познавательного интереса в любой сфере деятельности младших школьников необходимо педагогам строить процесс познания на уроке и внеурочной деятельности так, чтобы ребенок испытывал удивление, озадаченность неразгаданной проблемой, радость самостоятельно сделанного открытия, развивать интеллектуальную сферу обучающихся через развивающие игры и занимательные задания, поисково-исследовательскую деятельность и проектное обучение; расширять кругозор учащихся, выходящих за рамки программы по изучаемому предмету.

Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей начальной школы.


5. Библиографический список

1. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе / Пособие для учителей. – Феникс, 2003. – с.87

2. Миронов А. В. /Методика изучения окружающего мира в начальных классах/  А. В. Миронов - М.: Педагогическое общество России 2002 . - 351 с.

3. Мухина С.Е. Развитие познавательных способностей учащихся // Начальная школа, 2007, №2, с.17-21

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М. -2000 г.

5. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.204

6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

7. Электронный ресурс: festival.1september.ru 


6. Приложение 1

Разработки уроков

Конспект урока по окружающему миру + рабочий лист

Тема урока: «По знаменитым местам мира»

3 класс, УМК – «Школа России»

Тема урока: По знаменитым местам мира

Цель:

  1. Познакомить с достопримечательностями разных стран мира: Индия, Австралия, Египет, США.
  2. Формирование навыков учебной работы – работа в парах, работа с текстом, работа с картой.
  3. Развитие коммуникативных навыков.
  4. Расширить кругозор учащихся.
  5. Развитие устойчивого интереса к учению.
  6. Через нестандартную форму проведения урока формировать более прочные знания.

Планируемые результаты:

учащиеся учатся сравнивать, делать выводы, анализировать.

Ход урока:

  1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

1. Какой раздел изучаем? (Путешествие по городам и странам).

2. Как вы думаете, зачем мы  с вами это изучаем?

3. Хотя у многих из нас нет возможности путешествовать по миру, но можем ли мы узнать о других странах, не побывав там?

4. А хочется вам это узнавать? Вам интересно?

  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

1. Сегодня мы будем работать в рабочих листах, заполняя их по ходу урока.

2. В каких странах мы с вами уже заочно побывали?

3. Что туристы, приехавшие в новую страну, хотят увидеть? (достопримечательности). А что это такое?

4. Задание № 1. Соедините достопримечательности с названиями городов, в которых их можно встретить.

Париж

Эйфелева башня

Лондон

Биг-Бен

Рим

Колизей

Стокгольм

Музей корабля «Васа»

Копенгаген

Скульптура «Русалочка»

Амстердам

Каналы с каменными берегами

Агра

Тадж-Махал 

Нью-Йорк

Статуя Свободы

Каир

Пирамида Хеопса 

Сидней

Опера, крыша которой в виде парусов

5. Давайте проверим, как вы знаете достопримечательности крупнейших городов Европы. Всё ли вы смогли выполнить в задании № 1?

  1. Выявление места и причины затруднения?
  1. Какие достопримечательности вы не смогли распределить? (Пирамида Хеопса, Опера, крыша которой в виде парусов,  Статуя Свободы) Почему? А хотите узнать о них…?
  1. Построение проекта выхода из затруднения.

1.Как вы думаете, эти достопримечательности находятся в одной стране? На одном материке? (В разных странах мира)

2.Сформулируйте тему урока.

3.Какую цель вы поставите перед собой на этом уроке?

4.Составим план, по которому мы будем изучать новые достопримечательности:

1). Что из себя представляет эта достопримечательность? (Что это?)

2). В какой стране находится.

3). В каком городе (или вблизи).

4). В чём особенность.

V. Реализация построенного проекта.

Работа в группах.

 Каждой группе своё задание. Группа №1 готовит сообщение о Тадж-Махале; группа №2 – о египетских пирамидах, группа №3 – о статуе Свободы; группа №4 – о Сиднейской опере; группа №5 – об озере Байкал. Читаем текст учебника. Выбираем докладчика. Готовим мини-выступление для класса. Одновременно заполняем таблицу с заданием № 2 ( в рабочих листах)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1.Каждая группа рассказывает о своей достопримечательности.

2.Остальные заполняют таблицу по мере рассказа.

3.Учитель дополняет рассказы дополнительными сведениями.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  1. Выполните задание № 3.
  2. Проверьте себя по эталону.

VIII. Включение в систему новых знаний и повторение.

  1. С чего мы начинали наши путешествия?  (С Золотого кольца России).
  2. По какой части света мы путешествовали дальше? (Европе)
  3. В каких странах, городах  побывали сегодня?

IX. Рефлексия учебной деятельности.

  1. Продолжите фразы:
  • Я хотел(а) бы поехать  ……. , чтобы увидеть своими глазами ……..  
  • Знакомиться с достопримечательностями разных стран мне было …….

  1. Оцените свою деятельность на каждом задании, поставьте общую оценку за урок, а я проверю ваши рабочие листы и поставлю свою. Посмотрим, совпадут ли наши оценки.

X. Домашнее задание (по выбору).

        1. Можно прочитать в учебнике по новой теме.

2. Выполнить задание № 3 в рабочей тетради (приготовить сообщение о каком-нибудь знаменитом месте мира).

3. Выполнить задание № 4 в рабочей тетради (представить себя архитектором – придумать и нарисовать необычное здание или памятник, которые могли быть стать достопримечательностью).

Контрольная работа по теме: «Неживая природа».

1.Из чего состоят тела и вещества?

2.В каких состояниях находится вода в природе?

3.С каким свойством воды мы встречаемся, когда добавляем в нее соль или сахар?

4.Перечислите известные вам свойства воды.

5.Почему вода в реках не кончается?

6.Почему к зиме утепляют водопроводные трубы?

7.Почему воздух называют невидимкой?

8.Какое свойство воздуха позволяет вам играть в мяч?

9.Какие вещества входят в состав почвы?

10.От чего зависит плодородие почв?

11.Почему полезные ископаемые так называются?

12. Что общего у нефти, каменного угля и природного газа?

План конспект урока-путешествия по теме: На севере Европы

Цель:

  • актуализировать знания, приобретённые при изучении окружающего мира по теме "Страны северной Европы";
  • дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Задачи:

  • развивать логику, мышление;
  • учить рассуждать и защищать свою точку зрения;
  • формировать правильную осанку.
  • Оборудование:
  • мультимедийная система для показа слайдов с вопросами и ответами;
  • бланки с названиями государств;
  • игрушки сказочных героев: Карлсон, Санта-Клаус;
  • макет кораблика;
  • разрезные карточки с названиями государств и столиц для проверки домашнего задания;
  • бланки с названиями сказок Г.-Х.Андерсена;

Предварительная подготовка:

  • Подбор методического материала для составления вопросов по теме урока.
  • Распределение дополнительного материала для сообщений среди учащихся.
  • Составление структуры урока.
  • Составление слайдов для демонстрации по мультимедийной системе.
  • Подготовка дидактического материала для урока.
  • Ожидаемые результаты:

В результате урока его участники смогут:

  • Осуществлять на практике показ месторасположения стран Северной Европы;
  • Выполнять тестовые задания по изученной теме;
  • Наблюдать, описывать и строить предположения.
  • Пользоваться различными приёмы и видами поиска и подготовки информации.
  • Самостоятельно организовывать и проводить различные игры по изученной теме.
  • Выступать перед сверстниками, взрослыми и иной аудиторией.
  • Заинтересованно заниматься игровой деятельностью.

Приложение:

  1. Разрезные карточки с названиями государств и столиц для проверки домашнего задания 
  2. Бланки с названиями государств, сказок Г.-Х.Андерсена

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

1. Индивидуальные задания

(учитель раздаёт ученикам распечатки таблицы)

- Дополните таблицу

Название страны

Столица

Осло

Беларусь

Пекин

Монголия

Тбилиси

Эстония

Варшава

Финляндия

Баку

Латвия

Астана

Китай

2. Фронтальный опрос

(сообщения учащихся по теме)

2. Самоопределение к деятельности

Учитель:

Продолжаем нашу тему,

Изучая карту-схему,

Где какая в ней страна,

Чем богата и сильна.

Омывается ль морями,

Есть ли страны в океане.

Всё узнаем, всё изучим,

И названья стран заучим.

Разгадайте анаграммы

гияНорве        цияШве

нияДа        лянФиндия

ландИсдия

Учитель. Найдите на карте Европы эти страны. В какой части Европы они находятся? Назовите тему урока.  Какие цели вы ставите перед собой в процессе изучения этой темы?

Что же нас ждёт? Какие достопримечательности в городах, что за люди здесь проживают? Для этого вам понадобится ваше умение рассуждать и отстаивать свою позицию, внимание и сосредоточенность.

Работа по теме. ( работа в группах)

Учитель. Мы отправляемся в путешествие по скандинавским странам. Учитель делит класс на 5групп. Каждая группа готовит мини-отчёт о каждой стране по плану:

1. Название государства, столица, государственный язык

2. Местонахождение. С какими государствами граничит, какими морями омывается

3. Глава государства, государственный флаг

4. Интересные факты, особенности достопримечательности (один человек из группы, заранее готовивший материал).

Для того, чтобы понять, о какой первой из стран мы будем говорить, расшифруйте её название на парусе корабля. Верно, первая остановка - Норвегия. Это очень удивительная страна. Слушаем группу, готовившую мини-отчёт о Норвегии

Физкультминутка. 

Продолжение работы по теме. 

Учитель. Название следующей страны вы найдёте в руках весёлого забавного героя в полном рассвете сил, который любит говорить: "Спокойствие, только спокойствие". Кто догадался, у кого в руках спрятан свёрток? (Карлсон). Прочтите название страны (Швеция). Чем же знаменита эта страна? Слушаем.

Учитель. Ребята эта страна родина иностранного Деда Мороза, который носит короткую шубку. (Санта Клаус). Найдите в руках у Санты название страны, в которой он проживает. (Финляндия). Послушаем рассказ о Финляндии.

А наша следующая остановка в стране, которая является родиной знаменитого сказочника. Название страны вы сложите из выделенных букв в названии его сказок:

- "Дикие лебеди", "Дюймовочка", "Новое платье короля", "Огниво", "Снежная королева" (Дания). Кто это? (Г.-Х. Андерсен).

Правильно. Давайте послушаем, чем же ещё знаменита эта страна.

Отрывок из сказки "Огниво" (инсценирование группой учащихся)

Закрепление. Работа в тетрадях. (5 мин)

Учитель. Мы познакомились со странами на севере Европы, давайте подведём итоги в рабочей тетради. (интегрированные задания)

1. С.55 № 1 - подпишите названия стран, которые вы сегодня узнали.

2. В задании № 2 соедините стрелками страны и столицы государств.

3. № 5 - рассмотрите флаги и соедините их с названиями стран.

Учитель: Пока у вас открыты учебники, проверьте в тетради правильность выполнения задания у своего соседа. Верните тетради на место. Посмотрите на свои результаты.

Итог урока.

Учитель. Вы запомнили не только названия стран, но и их столицы, геральдику.

- Назовите страну со столицей Осло. (Норвегия)

- Страна, родина Санта Клауса (Финляндия).

- Чем знаменита Швеция? (Писательница Астрид Линдгрен)

Домашнее задание.

Рефлексия.

Учитель. Выйдите в центр класса, у кого нет ни одной ошибки. Давайте себе дружно скажем: "Ай, да, я!" (Ребята выходят в центр класса и произносят фразу). А теперь выйдут все остальные, возьмёмся за руки и произнесём "Ай, да, мы!"

Учитель. Благодарю вас за урок. Отлично поработали дети, которые подготовили сообщения, а так же выполнившие в тетради задание без ошибок. А остальные укрепят свои знания дома и порадуют нас на следующем уроке.


Приложение 2

Процент качества по отдельным темам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы    Э.Кинг...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Обобщение опыта работы с родителями.

Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....

Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"

Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...