Нравственный марафон памяти
классный час (2 класс) на тему

Колупанова Марина Николаевна

Памяти детей, чья жизнь была прервана, посвящается…  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marafon_pamyati_deti_voyny.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Дети войны

 

Нравственный марафон памяти

         

Памяти детей, чья жизнь была прервана, посвящается…  

                                                                                                              Пусть всех живых

                        Не покидает память

                        О каждой малой

                        И большой войне!

 

 

                                     ПАМЯТЬ        Исай Тобольский 

Вед.1 

 

Я не могу,

Не в силах

Спать спокойно

С тех пор, как мне

Привиделись во сне

Погибшие

На всех без счета

Войнах —

На каждой малой

И большой войне. 

 

Вед.2                            И.. Тобольский    ТРЕВОГА

 

Куда ни глянешь —

Дети, дети, дети,

Все человечество

За них в ответе.

 

Но по ночам

На всех материках

Ворочаются бомбы

В тайниках.

Их столько накопилось

На планете —

 

Земля под ними

Стала провисать...

Куда их только

Думают бросать?!

Куда ни бросишь —

Дети, дети, дети!

 

Вед.1

Родился он и подал голосок - как будто он окликнул всю планету,

И шумная волна ушла в песок, и стихло море, и застыли ветры…

Вед.2

И в наших лицах удивленья нет, что чудо величайшее природы,

Которому пройти огни и воду, беспомощным рождается на свет.

Вед.1

 Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребенка. Ребенок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.

Вед.2

Что может быть страшнее смерти ребенка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

Вед.1

Пусть эта игрушка станет символом скорби по детям разных стран и народов, погибших в годы войн и в мирное время, от атомных взрывов и от рук террористов и убийц с человеческими лицами и именами.

Вед.2

Светлой памяти всех детей на планете Земля мы посвящаем наш марафон.

Вед.1

     Война! Жесточе нету слова!

     Война! Страшнее нету слова!

     И на устах у всех иного

     Уже не может быть и нет!

 

Девочка  

Что случилось, скажи мне, ветер?

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так же светит,

Или вянут травы в садах? 

 

Мальчик 

Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?

Вед.2

       22 июня 1941 года фашистские захватчики вероломно напали на советское государство.

Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на целых 5 долгих лет.

Вед.1

      Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных и униженных за годы Великой Отечественной войны! А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 1941 года. Первым и главным кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста, первым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу, которую недавно подарили родители.

 

Девочка  

       Она могла стать поэтом или писателем, музыкантом или врачом, строителем или просто мамой. Ее судьба — история многих маленьких звездочек, чей век был короток, чья жизнь погасла, не успев разгореться. Я не хочу, чтобы прошлое, мрачное и злое, возвратилось. Пусть эти игрушки служат добру и справедливости и помогут другим детям в наше время стать счастливыми за себя и за других детей на земле.

 

Чтец1(девочка)

Галина Беднова

                                                                                                                      Я родом из детства.

                                                                                                                                   Антуан Сент-Экзюпери

Кто-то родом из детства... Я — из войны,

Из блокадного бедствия, из его глубины.

Влюблена была в небо, но небо меня

Обмануло нелепо. Среди белого дня

С неба падали бомбы, разрушали дома.

Поднялась из обломков, как — не знаю сама.

А друзья не успели. Мне жалко друзей.

Хорошо они пели в первой роте моей.

Были родом из детства все друзья у меня,

Не могу я согреться без них у огня.

Вед.2

Сколько их – исковерканных войной детских судеб?

Как внезапно ворвалась война  в их детство и юность…

Сколько тогда бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких! 

 Вед.1

        Каждый из них с чувством абсолютной правоты ныне мог бы заявить: «Глаза моего детства видели столько смертей, столько жестокостей войны, что, казалось, должны они опустеть». 

 

Чтец2(мальчик) 

Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней – молчит в ответ,

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

Вед.2 

      1941-1942.Самые страшные военные годы…Годы отступлений, потерь, разрушений.  Оккупированы Прибалтика, Белоруссия, Украина, Северо-западная и Юго-западная части России. Мирные жители этих территорий испытали на себе, что значит «новый немецкий порядок».

 

Чтец3(девочка)               А.  Твардовский

                                              ДОМ У ДОРОГИ

                                                       (глава из поэмы)

Родился мальчик в дни войны,

Да не в отцовском доме,—

 Под шум чужой морской волны

 В бараке на соломе.

Еще он в мире не успел

Наделать шуму даже,

Он вскрикнуть только что посмел —

И был уже под стражей.

Уже в числе всех прочих он

Был там, на всякий случай,

Стеной-забором огражден

 И проволокой колючей.

И часовые у ворот

Стояли постоянно,

И счетверенный пулемет

На вышке деревянной.

 

 Вед.1

       5 августа 1942 года. Варшава, столица Польши. Из Дома сирот выходит 100 детей. Впереди - них учитель, Януш Корчак.

По приказу фашистского командования они идут по улицам Варшавы на вокзал, где их ждет поезд, который направится в фашистский лагерь смерти - Треблинку. Дети идут, не боясь, потому что с ними идет умный и мудрый взрослый, которого они ласково называют «Старый доктор».

Ведущий2 

       Поезд набирает скорость. Дети садятся вокруг Старого доктора и просят: «Расскажи нам сказку, доктор!».

Вед.1

       Он рассказывал им сказки даже тогда, когда всех их поглотила газовая камера лагеря смерти.

Они ничего не успели в своей жизни и как чистые ангелы вознеслись на небо, напоминая людям о том, что кошмары и ужасы пережитого ими не должны повториться.

 

Вед.2 

       А может, они превратились в птиц? Ведь недаром птицы, ощущая беду, низко летают над землей и громко кричат, напоминая людям об опасности. Видимо, они напоминают людям о том, что пережито ими в далеком детстве.

 

Чтец 4 (мальчик)

                                             СОН

Дымятся трубы. Крематорий. Освенцим.

Я уже развеян,

Лечу над Родиной, которой

Я и такой, сожженный, верен.

Граница. Родина. Смоленщина.

 Ветряк. Речушка. Перевоз.

Седая сгорбленная женщина,

Полуослепшая от слез.

Ее морщины словно шрамы.

Глаза с извечною мольбой.

Кричу, кричу ей: — Здравствуй, мама!

Я снова дома, я с тобой.

Вновь буду жить под отчей крышей

И никуда не пропадать... —

А мать меня совсем не слышит,

Меня не замечает мать.

Стоит, качается былинкой,

Концы платка прижав к плечу.

А я над нею пепелинкой

Летаю и кричу, кричу...

 

Вед.1

      Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти!

 

Вед.2 

       Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожженных детских тел и душ. Этого нельзя забыть.

 

Вед.1

       Кто-то сказал: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свое беззаботное, радостное детство в ее жерновах, становясь не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, за своих братьев и сестер, но и за весь мир, за мир на земле. А как много они могут сделать: не меньше, а может быть, даже и больше, чем взрослые.

 

Вед.2 

  В южном красивом городе Ростове-на-Дону жил мальчик. Звали его Витя Черевичкин. Самой главной его страстью были голуби. О голубях он знал все. Когда пришли фашисты, мальчик решил тоже бороться с ними. Но не оружием. Его помощниками в борьбе с врагом стали птицы. Голуби, обученные мальчиками, стали бойцами-разведчиками. Они несли бойцам сведения из города, однажды они принесли в расположение советских войск сведения о местонахождении фашистского штаба, который был разгромлен. Фашисты узнали о том, кто помог разгромить их штаб. Мальчика схватили и жестоко убили.

Выходит мальчик с игрушкой.

Мальчик: Его убили, но память о нем живет и поныне. И у многих сегодняшних мальчишек  нашей страны любимое увлечение — голуби. Так хочется, чтобы голуби всегда были птицами — посланниками мира на земле. Пусть эта игрушка станет посланницей мира и согреет кого-то своим теплом в память о Вите и таких же ребятах, как он, отдавших жизнь за свою страну, за Россию.

 Вед.1

        Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг в годы войны не имеет цены.

Их имена и в 21 веке сияют звездами на мирном небе нашей родины.

 Вед.2 

      За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями.

 

 Ученик 1: Леонид Голиков, 14 лет - Герой Советского Союза, погиб смертью храбрых в бою.

Ученик 2: Зинаида Портнова — 15 лет, Герой Советского Союза — юная партизанка, зверски замучена фашистами.

 

Ученик 3: Валентин Котик — 14 лет, Герой Советского Союза, погиб в неравном бою с фашистами.

Ученик 4: Лара Михеенко — 12 лет, расстреляна фашистами.

Ученик 5: Марат Казей - 15 лет, Герой Советского Союза, окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.

Ученик 6: Нина Сагайдак — 14 лет, выполняя задание, попала в руки врагов. Расстреляна фашистами.

Ученик 7: Володя Дубинин - 15 лет, выполняя задание и тылу врага, подорвался на мине.

Ученик 8: Василий Коробко — 16 лет, погибший от очереди фашистского пулемета.

Вед.1

       Если бы они были живы, сколько доброю и светлого они могли бы совершить за свою жизнь!

Вед.2 

       Их нет, а память людская о них живет. Они пример для сегодняшних детей, всех мальчишек и девчонок нашей страны. Они - пример того, что любовь к своей Родине, земле, стране не зависит от возраста и количества лет. Она зависит лишь от чувства ответственности и собственного достоинства.

Ученик 1. 

Юные безусые герои,  

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.  

Ученик 3. 

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.  

Ученик 5.  

Сколько вас?

Попробуй перечислить,

Не сочтешь, а впрочем, все равно,

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, в легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.  

Ученик 7. 

И сильнее кажемся мы втрое,

Словно тоже крещены огнем,

Юные безусые герои,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы сегодня мысленно идем.  

Вед.1

       8 сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада города на Неве. А разве не герои – дети, выжившие в ленинградской блокаде? 

 

Чтец 5 (девочка)

 

А когда-то в дни блокады

Ты о чем мечтала, Алла,

В тот судьбы недобрый час

Поднимая взор свой к небу?

 

Чтец 6 (девочка)

Чтоб в кусок ржаного хлеба

Превратился тот фугас...

Чтоб померкнувшее солнце

Озарило вдруг оконца,

Где к «буржуйке» на рассвете

Жмутся зябнущие дети...

Помнишь — Ладога, дорога?

И заснеженная даль,

И не детская тревога,

И не детская печаль?

                                                                                 Вячеслав Смирнов "Дети блокады"

 

Вед.2 

      Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников. Детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда. Естественно их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов и бомбёжек.  

Чтец 7 (девочка)

      На развороченном пути

     Стоит мальчишка лет пяти.

     В глазах расширенных истома,

     И щеки белые, как мел.

    «Где твоя мама, мальчик?»

       - «Дома».

       - «А где твой дом, сынок?»

       - «Сгорел».

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет...

Вед.1

       Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились.

      Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались

снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы.

Вед.2 

      В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка-«буржуйка» не могла его обогреть и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев.

Вед.1

     Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь— дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Чтец 8 (мальчик)

Девчонка руки протянула

И головой —

На край стола.

Сначала думали —

Уснула,

А оказалось — Умерла...

Ее из школы на носилках Домой

Ребята понесли.

В ресницах у подруг Слезинки

То исчезали, то росли. Никто

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон, Учитель выдавил, что снова Занятья —

После похорон.

                       (Ю.Воронов)

Вед.2 

      Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки. Голодные, изможденные подростки – рабочие по12 – 14 часов не выходили из промерзших цехов.

Чтец 9 (девочка)

Да, мы не скроем — в эти дни

 Мы ели клей, потом ремни,

Но, съев похлебку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части

   Необходимые войне.

   И он точил, пока рука

   Могла производить движенья.

   А если падал — у станка,

   Как падает солдат в сраженье.

                                           (О.Берггольц)

  

Вед.1

      Особенно тяжёлой была ситуация с продовольствием. В городе начался голод. Самой страшной была осень 1941 года, когда нормы выдачи хлеба были самыми низкими. По карточкам детям выдавали 125 грамм хлеба, изготовленного из целлюлозы, опилок, и только 5% - муки. Тысячи детей умирали от голода

 

Вед.2 

     Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести — даты. И за каждой — смерть: "28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта — Лёка умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая — дядя Леша. Мама — 15 мая". А дальше — без даты: "Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня". И так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. 

  

Вед.1

      Поздней осенью 1941 года по льду Ладожского озера была проложена «Дорога Жизни». Шли в город под обстрелами вражеских самолётов колонны автомобилей с провизией, а из города увозили детей, раненых, стариков. 

Чтец 10       Юрий Воронов      ИЗ ПИСЕМ НА БОЛЬШУЮ ЗЕМЛЮ

Наш город в снег

До пояса закопан.

И если с крыш

На город посмотреть,

То улицы

Похожи на окопы,

В которых побывать успела

Смерть.

Вагоны

У пустых вокзалов стынут,

И паровозы мертвые молчат, —

Ведь семафоры

Рук своих не вскинут

На всех путях,

Ведущих в Ленинград.

Луна скользит по небу одиноко,

Как по щеке холодная слеза.

 И темные дома стоят без стекол,

Как люди,

Потерявшие глаза.

 

Чтец 11       

Но в то, что умер город наш, —

Не верьте!

Нас не согнут

Отчаянье и страх.

Мы знаем

От людей, сраженных смертью,

Что означает:

«Смертью

смерть

поправ».

Мы знаем:

Клятвы говорить не просто.

И если в Ленинград ворвется враг,

Мы разорвем

Последнюю из простынь

Лишь на бинты,

Но не на белый флаг!

 

Вед.2

       27 января 1944 года блокада Ленинграда была полностью снята.

Вед.1 

     Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады, были награждены медалями «За оборону Ленинграда». 

Вед.2 

     В марте 1943 в белорусской деревеньке Хатынь появилось около 300 карателей. Они согнали жителей деревни в большой сарай, который облили бензином и подожгли. Выбегавших из огня встречала автоматная очередь. Кричали дети, плакали взрослые, задыхались и горели люди.

 

Девочка 

     Среди 149 сгоревших в Хатыни  - 75 детей. На мемориальной плите одного из сгоревших домов имена погибших. Одна семья:

Новицкий Александр Романович

Новицкая Александра

Новицкий Леня  15 лет

Новицкий Женя 13 лет

Новицкая Маша 11 лет

Новицкая Аня      9 лет

Новицкий Костя  5 лет

Новицкий Антон 4 года

Новицкий Миша  2 года

 

Мальчик 

      Будто бы вставшие из пепла хатынцы обращаются к тебе, ко мне, ко всем живущим. 

Чтец 12

Стой человек, море застынь,

Замрите в полёте птицы!

Смотрит Хатынь, смотрит Хатынь

Вечным огнём нам в лица,

Смотрит живым нам в лица!

Чтец 13       

отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского. 

Помните!
Через века, через года, — помните!
О тех, кто уже не придет никогда, —
помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучат, — помните!
Какою ценой завоевано счастье, —
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили!

 Чтец 14

Вновь скупая слеза сторожит тишину,

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад, 

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –

Ты послушай святую минуту молчанья.

Вед.1  

      В память обо всех детях, погибших в 20 веке и в 21, ставших орудием в руках варваров в годы войны и в мирное время мы объявляем минуту молчания.  

Вед.2  

     Наша страна мирно живет  почти 70 лет.   Выросло поколение, не знающее, что такое война. Однако каждый день мы слышим о новом конфликте между народами, о новой детской беде. И поэтому о событиях тех страшных лет мы не имеем права забывать. Такое не должно повторяться.

 

Чтец 15       

 

Невозможно жить на белом свете

И кружить лишь по своей орбите,

Не вникая ни в чьи дела.

Чтец 16                Будто где-то на иной планете

Погибают женщины и дети

И набат гудят колокола.

Невозможно жить на белом свете,

Не вникая ни в чьи дела!

Вед.1  

Для того чтобы ясному солнцу над детством сиять,

Постарайтесь, друзья, добрым делом свой день начинать,

Чтоб на деле детей от беды защитить,

Раньше, чем позовут, надо детству на помощь спешить.

Вед.2  

Дети ищут тепло и любовь на далеком пути.

Их сегодня спасай — может, завтра уже не спасти.

                             Чтоб на деле детей от беды защитить,

Раньше, чем позовут, надо детству на помощь спешить.

Вед.1  

 Вот и закончился наш марафон. Мы еще раз вспомнили детей, которые так и остались в своем детстве. Они никогда не станут взрослыми, а наш мир оскудел талантами тех детей, которые так и не смогли его раскрыть. Зло, совершаемое в мире, не позволило им жить на Земле.

Вед.2

Глядя на нас с неба, они требуют, чтобы сегодня мальчики и девочки были счастливее их, жили под мирным небом, творили добро каждый день. Только тогда Зло будет повержено, а дети смогут вырасти и стать взрослыми.

Мы все хотим, чтобы маленькая страна детства была счастливой!

 

При подготовке данного мероприятия было использовано:

 

 

 Стихотворения

«ПАМЯТЬ» И. Тобольский   

«ТРЕВОГА»  Исай Тобольский

«Кто-то родом из детства...» Галина Беднова

«ДОМ У ДОРОГИ» (глава из поэмы)  А.  Твардовский

"Дети блокады" Вячеслав Смирнов

«Я УЧИЛСЯ ПИСАТЬ» В. Астафьев

 «ИЗ ПИСЕМ НА БОЛЬШУЮ ЗЕМЛЮ» Юрий Воронов                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Марафон памяти -посвящение Дню Победы.

Музыкально-литературная композиция с презентацией....

марафон памяти"65 шагов к победе"

Вот пролетают за вехой вехи.И мир уже в двадцать первом веке,Но будут помнить потомки святоПодвиг солдат века двадцатого!  Пусть память хранить помогут эти65 ШАГОВ К ПОБЕДЕ....

«Ты в памяти и сердце моем, Афганистан» (посвящается памяти Максима Ванданова)

Прошло уже 25 лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор политики и историки спорят о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависимо от разных взглядов ...

Сценарий урока-памяти " Свеча памяти"

Сценарий урока-памяти  " Свеча памяти"...

Проект «Марафон памяти»

Социально-значимый проект "Марафон памяти" цель: формирование чувства патриотизма у подрастающего поколения....

Внеклассное мероприятие "Марафон памяти"

Внеклассное мероприятие по профилактике терроризма....

Метод.доклад «Виды памяти, их особенности. Способы развития памяти»

Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. Основные характеристики памяти. Функции  памяти. качества памяти. Виды памяти. Правила и способы разви...