Программа летнего оздоровительного лагеря" Солнышко".
материал на тему

Тарасова Марина Николаевна

Работа в лагере ведётся по 4 направлениям: общекультурное ,патриотическое,трудовое,спортивно-оздоровительное.Организована кружковая деятельность.Работают следующие кружки: "Прекрасен мир поющий ",Здоровье-образ жизни ","Умелые руки" и др.В начале смены вводится игра "Помоги солнцу собрать лучики".Каждый участник смены  за победу и участие в игре получает лучик определённого цвета.Результат игры "Яркое солнышко",как показатель достижений каждого участника и отряда в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Летний отдых166.69 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Лысковского района Нижегородской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3г.Лысково

ПРОГРАММА

                 летнего  оздоровительного лагеря

                 с дневным пребыванием детей

«Радужное творчество»

                                              Лысково  ,2014                                                

                                         

                               ПАСПОРТ   ПРОГРАММЫ

Раздел

Содержание

1

Наименование программы

Лагерь с дневным пребыванием  детей

2

Нормативно-правовое обеспечение

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Приказ Министерства Нижегородской области « О мерах по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области в 2013 году»
  • Постановление Правительства Нижегородской области от 25.03.2009 года № 149 « Об организации отдыха, оздоровлении и занятости детей и молодежи Нижегородской области»
  • Распоряжение Администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области  № 381-р от 28.04.2014г. «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи в Лысковском районе в летние каникулы 2014 года»
  • Конвенция о правах ребёнка
  • «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года», утверждённой Правительством Российской Федерации,
  • «Концепция профильного обучения», утверждённой приказом Министерства образования Российской Федерации

3

Основная идея программы

поиск новых способов организации отдыха ребёнка, испытывающего потребность отдыхать с пользой для себя и социума.

4

Основные разработчики и руководители программы

начальники лагеря:   Тарасова М.Н.,Тугова Т.В.

воспитатели:

 Сподина Е.А., Медведева С.В.,Есина  Е.С.

Мокрушина Е.Н., Стахеева И.Н.,Шалунова И.Р.

5

Цель

Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, развитие творческих способностей детей.

6

Задачи

1.Расширять кругозор, развивать познавательные интересы и творческие способности детей.
2.Организовать содержательную досуговую деятельность детей, развивать эстетический вкус и коммуникативную культуру.
3.Формировать гармоничную личность, обладающую качествами гражданина-патриота своей Родины.
4.Формировать трудовые умения и навыки, развивать через трудовую деятельность способности ребенка.
5.
. Оздоровить школьников:

- формирование у детей здорового образа жизни, его ценностей.

7

Условия достижения целей и

задач

6 кабинетов, актовый зал, спортивная площадка, медицинский кабинет, столовая, библиотека, кабинет музыки.

8

Основные направления деятельности                                                        

В лагере ведётся работа по 4 направлениям:  общекультурное, патриотическое, трудовое, спортивно-оздоровительное.

9

Сроки реализации программы

Со 2 июня 2014 г. по 21 июня2014 г.

10

Исполнители основных мероприятий

Педагогический коллектив  

11

Механизм реализации

1. Подготовительный период (формирование пакета документов, разработка программы, создание условий для реализации программы,  разработка маршрутов экскурсий, программ творческих мастерских, объединений, установление внешних связей, согласование плана с учреждениями культуры и дополнительного образования, приобретение необходимого инвентаря, проведение инструктивных совещаний с сотрудниками лагеря и т.д.)

2.Основной период (работа над проектами, поисково-исследовательская деятельность, деятельность мастерских и творческих объединений, изучение природы, культуры и истории своего края, турниры, соревнования, экскурсии, ключевые мероприятия событийного характера).

3.Заключительный период (рефлексивно-аналитический). Подведение итогов работы. Диагностика. Рефлексия и анализ.

12

Ожидаемые результаты

  1.   Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

  2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

  3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.

  4. Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы.


     5.Личностный рост участников смены.

                                 

                       

                         

                         

                              ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Раздел

Содержание

1

Авторы программы

Тарасова М.Н.., учитель начальных классов ;

Тугова Т.В., учитель начальных классов.

2

Руководитель программы

Кошелева Н.Е., зам. дир. по ВР.

3

Территория, представившая программу

г. Лысково, Нижегородской области

4

Название проводящей организации

МБОУ средняя общеобразовательная  школа №3 г.Лысково.

5

Адрес и телефон организации

Нижегородская обл., г. Лысково,  ул. Чехова, д.21    ,

 тел. 5-78-94

6

Форма проведения

Лагерь с дневным пребыванием детей.

7

Сроки проведения

Со 2 июня 2014 г. по 21 июня2014 г.

8

Место проведения

606211,Нижегородская обл., г.Лысково,  ул. Чехова, д.21  , МБОУ средняя общеобразовательная школа №3

9

Общее количество детей

95 человек.

10

Возраст детей

9-14 лет.

11

Официальный язык программы

Русский.

12

Участие в программе

Добровольное.

13

Условия размещения участников

6 кабинетов, актовый зал, спортивная площадка, медицинский кабинет, столовая ,библиотека, кабинет музыки.

14

Краткое содержание программы

        В начале смены вводится игра – «Помоги солнцу собрать лучики».

В игре принимают участие 4 отряда, состоящие из участников лагеря «Радужное творчество». У «Радужного творчества» есть эмблема, девиз, органы управления. Следовательно, в отрядах есть структура самоуправления, представители которой входят в состав органов управления лагерем и соуправляют жизнью лагеря.

      В течение  смены каждый отряд выполняет  различные задания общекультурного характера, принимает участие в общекультурных акциях, социально-значимой деятельности, конкурсах, экскурсиях. Ежедневно отряды соревнуются в общекультурных, трудовых , патриотических и спортивных мероприятиях: за каждую победу в мероприятии отряд получает луч определённого цвета: красный – общекультурное мероприятие, розовый – патриотическое мероприятие, оранжевый – спортивное мероприятие, желтый- трудовое. В конце дня, на  «огоньке» отряды приклеивают заработанные за день лучи на своё солнышко.

Результат игры: «Яркое солнышко » как показатель достижений каждого участника и отряда в целом.

 Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы.

Расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей происходит за счёт работы кружков: "Прекрасен мир поющий", "Музыкальное чудо" (народные инструменты) ,"Умелые руки",Здоровье-образ жизни","Юный художник»

                   

                           

                      Пояснительная записка

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.

На состояние здоровья подрастающего поколения негативно влияют многие социальные и экономические факторы, в том числе и сама школа вносит вклад в ухудшение здоровья детей. Обстановка общего кризиса социально-политических отношений, резкое ухудшение здоровья, рост наркомании и алкоголизма, эпидемия СПИДа – всё это требует неотложных мер, активного формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Данная программа направлена на физическое, духовное, культурное развитие учеников.

Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?! Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка.

Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.

Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Именно поэтому, программа «Радужное творчество» ставит своей целью развитие творческих способностей детей, которые заложены в них природой и позволяет ребёнку реализоваться в период летних каникул.

Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.

Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстник

Концептуальные основы деятельности

^ Цель программы


Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, развитие творческих способностей детей.

Задачи программы

               

1.Расширять кругозор, развивать познавательные интересы и творческие способностей детей.
2.Организовать содержательную досуговую деятельность детей, развивать эстетический вкус и коммуникативную культуру.
3.Формировать гармоничную личность, обладающую качествами гражданина-патриота своей Родины.
4.Формировать трудовые умения и навыки, развивать через трудовую деятельность способности ребенка.
5.
. Оздоровить школьников:

- формирование у детей здорового образа жизни, его ценностей.




 

 

Принципы деятельности

1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения детей в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха, поощрение достигнутого.

2. Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение.

3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений  и вредных привычек, формирование чувства ответственности  за свои поступки и действия.

4. Принцип сочетания воспитательных мероприятий с экологической деятельностью детей предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности.

                                     

                Основное содержание программы


Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:

^ Спортивно - оздоровительная работа.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.

Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, лес, река. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:


  • ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;

  • спортивные игры;

  • аттракционы;

  • эстафеты и соревнования;

  • спортивные праздники;

  • водные процедуры;

  • ежедневный осмотр детей медицинским работником;


  • принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);

  • организация пешеходных экскурсий в лес, на речку


  • посещение бассейна;

  • организация здорового питания детей;

  • организация спортивно-массовых мероприятий:

  • подвижные спортивные игры.



Общекультурная работа.

Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Формы работы:


  • Игра;

  • Конкурс;

  • Викторина;

  • Праздник;

  • Турнир;

  • Поход;

  • Библиотечный час;

  • Посещение музея, ДК;

  • Просмотр фильма;

  • Чтение книги;

  • Дискотека;

  • Соревнование;

  • Эстафеты;

  • Трудовой десант;

  • Занятия в кружках.


Виды досуговой деятельности:


  • развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение мероприятий, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;

  • отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.

  • самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.

  • творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.

  • Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.


Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:


  • Добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;

  • Альтернативного провождения времени;

  • Свободного времени;

  • Совместного планирования досуговой деятельности.

  • Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:

  • Уровень целостного детского коллектива смены;

  • Уровень отряда;

  • Уровень организации досуга в группах по интересам;

  • Уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.



Организация кружковой деятельности.


Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работаю постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.

Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:


  • изучение интересов детей;

  • презентация кружков на линейке в начале смены4

  • ознакомление детей с режимом работы кружков;

  • самоопределение детей и запись их в кружки;

  • деятельность ребят в кружках;

  • текущее отражение результатов деятельности детей;

  • подведение итогов работы кружков в конце смены.

Расписание  работы кружков летнего лагеря «Радужное творчество»

Название детского объединения

Дни недели

Время работы

«Прекрасен мир поющий»

понедельник

12.00- 12.45

« Музыкальные прогулки»

среда

12.00- 12.45

« Здоровье - образ жизни»

вторник

12.00- 12.45

« Умелые руки»

четверг

12.00- 12.45

«Юный художник»

пятница

12.00- 12.45



Организация трудовой деятельности.


Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования общетрудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.

Цель: подготовка детей к самоопределению и к осознанному выбору профессии, формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребенка.

Задачи:


  • Освоение социально – трудовых ролей.

  • Развитие у детей волевых качеств, чувства долга и ответственности.

  • Воспитание уважения к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.

  • Формирование умений и навыков самообслуживания.



Работа по патриотическому воспитанию.


Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.

Формы:


  • экскурсия по городу;

  • беседа «Символика Российской Федерации»;

  • дискуссия «Природа моего края»;


  • спортивно-развлекательная программа с элементами ориентирования на местности «Следопыты»;

  • посещение краеведческого музея;

  • конкурс рисунков «Чтобы не было войны!»

  • «Курс молодого бойца»- конкурсно-развлекательная программа

  • экологический КВН

      В начале смены вводится игра – «Помоги солнцу собрать лучики».

В игре принимают участие 4 отряда, состоящие из участников лагеря «Радужное творчество». У «Радужного творчества» есть эмблема, девиз, органы управления. Следовательно, в отрядах есть структура самоуправления, представители которой входят в состав органов управления лагерем и соуправляют жизнью лагеря.

      В течение  смены каждый отряд выполняет  различные задания общекультурного характера, принимает участие в общекультурных акциях, социально-значимой деятельности, конкурсах, экскурсиях. Ежедневно отряды соревнуются в общекультурных, трудовых , патриотических и спортивных мероприятиях: за каждую победу в мероприятии отряд получает луч определённого цвета: красный – общекультурное мероприятие, розовый – патриотическое мероприятие, оранжевый – спортивное мероприятие, желтый- трудовое. В конце дня, на  «огоньке» отряды приклеивают заработанные за день лучи на своё солнышко.

Результат игры: «Яркое солнышко » как показатель достижений каждого участника и отряда в целом.

                                                 

                                                    Механизм реализации

I этап. Подготовительный –  апрель- май

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону:

1. Разработка  необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

2.Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

 3 Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

4.Издание приказа по школе о проведении пришкольного летнего  лагеря;

5.Подготовка методического материала для работников лагеря.

II этап. Организационный – июнь

        Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

III этап. Практический – июнь

        Основной деятельностью этого этапа является реализация основной идеи смены (работа по  реализации программы «Школа юного краеведа»).

IV этап. Аналитический – июль

Подведение итогов смены, выработка перспектив деятельности организации; анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Методы реализации программы

 Методы оздоровления:

- витаминизация;

- закаливание;

- утренняя гимнастика;

- спортивные занятия и соревнования;

- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма.

Методы воспитания:

- убеждение;

- поощрение;

- личный пример;

- вовлечение каждого в деятельность;

- самоуправление.

Методы образования:

- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог);

-  экскурсии;

- игры (развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые);

- проектно-конструкторские методы ( разработка сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ);

- практическая работа( упражнения, тренинги, учебно-исследовательская деятельность);

- наблюдения (запись наблюдений).

План реализации программы.

ДЕНЬ

МЕРОПРИЯТИЕ

 2.06.14

«Открытие лагеря»

 1.Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе»

 2. Операция «Уют»

 3. Отрядная «Ярмарка идей»

 4. Веселыми тропинками лета (открытие смены)

   «Здравствуй ЛЕТО-2014»

5. Кружок «Мир поющий»

3.06.14

День  «Мастеров»  

1. Утренняя зарядка.    

2. Игровая программа «Разукрасим всю планету»

3.Подвижные игры на воздухе .

4. Подготовка к конкурсу   талантов.

5. Кружок «Здоровье-образ жизни»

4.06.14

День  ПДД

1. Утренняя зарядка.    

 2. «Всем счастливого пути ! » познавательная программа о правилах дорожного движения .

4  Подвижные игры на воздухе.

5. Подготовка к конкурсу талантов.

6.Кружок « Музыкальные прогулки»

5.06.14

«День фантазии и юмора»

1. Утренняя зарядка.    

 2. Конкурс рисунков и поделок «Ура!Лето! Каникулы!»

3. Подвижные игры на воздухе.

4.Кружок «Умелые руки»

6.06.14

«День сказок»

1. Утренняя зарядка.    

2.»Что за прелесть эти сказки !- игровая видео программа ко дню рождения А.С.Пушкина.

 3  Игра «Красный ,жёлтый ,зелёный» .

4. Подвижные игры на воздухе.

 5. Кружок «Юный художник»

9.06.14

День  «Открытий»

1. Утренняя зарядка.    

                                     

2. Прогулка – фантазия «Знаменательные места Нижнего Новгорода»( городская библиотека)

3.Квест «Тимур и его команда»

4.Кружок «Мир поющий»

10.06.14

«День талантов»

1. Утренняя зарядка.    

2. « Алло, мы ищем таланты!»

3.   Спортивные  соревнования

4. Кружок «Здоровье-образ жизни»

11.06.14

День   России

1. . Утренняя зарядка.    

2.  «Вижу чудное приволье…»( детская библиотека)

3.Акция «Приведём в порядок памятники города»

4.Театрализованное представление с элементами игры «Приключения Маши и Вити в стране развлечений» (городской парк)

5 . Конкурс рисунков    «Мой любимый город»

6.Кружок « Музыкальные прогулки»

 16.06.14

«День здоровья  и спорта».

1. Утренняя зарядка.    

2 «Сказочный мир»- игровая видеопрограмма.

3. Подвижные игры на воздухе.

4. Матч по футболу.

 5.Кружок«Мир поющий»

 17.06.14

«День игр, игрушек, шариков и бантиков»

1.. Утренняя зарядка.  

2. « Праздник на планете мыльных пузырей»- игровая программа.    

3. Подвижные игры на воздухе .

4. Кружок «Здоровье-образ жизни»

18.06.14

Мисс  и мистер лагеря

«Лето-2014»

1. Утренняя зарядка.  

2. Конкурс « Мисс и мистер  ЛЕТО-2014»

 3 Интеллектуальная игра     «Звездный час»

19.06.14

«День профилактики».

1. Утренняя зарядка.  

2.Беседа – предостережение «Не опоздай спасти мир» (городская библиотека)

3.Конкурс рисунков «Дети против наркотиков»

20.06.14

«День памяти и скорби»

1 .Утренняя зарядка.  

2. Митинг у памятника – мемориала.

3. Конкурс военной песни и стихов.

4. Подготовка к  закрытию лагеря

5.Кружок «Юный художник»

21.06.14

Закрытие лагеря.

1. Утренняя зарядка.  

 2. Закрытие лагерной смены

    «Праздничный концерт» .

3.Подведение итогов смены.

Ожидаемые результаты и критерии их оценивания

Результативность реализации программы лагеря измеряется:

1.Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.


2.Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.


 3.Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.


4.Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве   школы.


     5.Личностный рост участников смены.

Критерии,  по которым определяется эффективность работы:

  • сформированность общей культуры (здоровья, жилья, общения, взаимодействия с окружающим миром);
  • умение видеть красоту, ее ценить, испытывать потребность в общении с природой, стремиться к конкретной деятельности по ее созиданию;
  • продуктивный выход за смену – видеофильм «День за днём»
  • Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
  • Мониторинг - карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
  • Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, сделать там запись может каждый.
  • Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста - это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
  • Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 символов рейтинга.
  • По результатам рейтинга участникам присваивается звание:
  •                 
  • 24 символа - "лидер-организатор",
  • 18символов  - "лидер-вдохновитель",
  • 12 символов - "активный участник",
  • 6  символов- "исполнитель"
  • По итогам смены они награждаются грамотами и подарками.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ « Радужное творчество»

В течение смены все дети являются участниками кружковой деятельности, общелагерных мероприятий и готовятся к фестивалю «Помоги солнцу собрать лучики».

  •  На протяжении смены дети выражают свое отношение к организации дня. В отрядах организуется сбор, на котором ребята подводят итоги дня, а потом все вместе дают ему оценку.
  • 1 отряд дополняет общий рисунок «настроения» бабочками:
  •       красная - день прошел отлично
  •       желтая - день прошел хорошо
  •       синяя - день прошел неплохо
  • 2 отряд дополняет общий рисунок «настроения» божьими коровками:
  •       красная - день прошел отлично
  •       желтая - день прошел хорошо
  •       синяя - день прошел неплохо
  • 3 отряд дополняет рисунок « настроения» цветами:
  •       красная - день прошел отлично
  •       желтая - день прошел хорошо
  •       синяя - день прошел неплохо
  • 4 отряд дополняет рисунок « настроения» грибами:
  •       красная - день прошел отлично
  •       желтая - день прошел хорошо
  •       синяя - день прошел неплохо
  • Настроение смены: чем больше красного цвета, тем результативность программы выше.

Ресурсное обеспечение

1. Кадровое обеспечение

        Педагогический коллектив, который работает в лагере, состоит из опытных педагогов – преподавателей школы, имеющие первую квалификационную категорию. Работа в лагере осуществляется под наблюдением  медицинского работника школы.

В соответствии со штатным расписанием  в реализации программы участвуют:

Должность

1.

Начальник лагеря: Тарасова М.Н.

2.

Начальник лагеря: Тугова Т.В.

3.

Воспитатель: Медведева С.В

4.

Воспитатель: Есина Е.С

5.

Воспитатель : Стахеева И.Н.

6.

Воспитатель: Шалунова И.Р.

7.

Воспитатель: Пахомова Л.В.

8.

Воспитатель: Сподина Е.А.

9.

Воспитатель: Мокрушина Е.Н

10

Воспитатель: Перцева О.В.

11

Организатор по физ.воспитанию: Зубрилова  Л.В.

12.

Педагог-организатор: Новожилова В.Г.

13

Шеф-повар: Бадю О.Н.

14.

Повар: Голованова О.Н.

15.

Повар: Загуляева Т.А.

16.

Повар: Петровская О.А.

17.

Мойщица посуды: Чернова И.А.

18.

Кухонный работник: Бударина О.В.

19.

Кухонный работник: Сетракова С.В.

20.

Уборщица: Минеева В.С.

Силами педагогического коллектива осуществляется:

  • Использование  педагогических приемов и средств с учётом возрастных особенностей подростков;
  • Обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления, привлечение специалистов для организации работ в природной среде;
  • Единство педагогических требований  во взаимоотношениях со школьниками.

  • Психолого-педагогическое сопровождение смены.

Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и  система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.

Компоненты психолого – педагогического сопровождения:

  • Диагностический;
  • Консультационный;
  • Прогностический
  • Практический.

Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:

  • Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
  • Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать  имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
  • Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
  • Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.

2. Материально – техническое обеспечение

Для реализации программы необходимо наличие:

  • 6 кабинетов для занятий и дневного сна;
  • актового зала;
  • столовой;
  • спортивной площадки;
  • медицинского кабинета;
  • школьной библиотеки;
  • территории школы;
  • ФОКа.

3. Методическое обеспечение

Методическое обеспечение предусматривает наличие необходимой документации :

  • программы деятельности
  • плана работы на смену
  • методических пособий:
  • Болотникова Н.В. «Занятия с использованием проектно-исследовательской деятельности», Волгоград, 2008
  • Гончарова В.И. «Школьный летний лагерь», Москва, 2004 г.
  • Капустина Ю. «Детям до шестнадцати вход разрешён», Ярославль, 2004г.
  • Лобачёва В.И. «Загородный летний лагерь», Москва, 2006 г.
  • Слуцкая Н.Б. «Нескучные каникулы», Ростов-на-Дону, 2004г.
  • Титов С.В. «Ура, каникулы!», Москва, 2002г.
  •  Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья.-М.:Вентана-Граф, 2006.
  • Азбука вожатого. Сборник методических материалов по организации детского отдыха. – Нижний Новгород: Изд-во  ООО «Педагогические технологии», 2009.
  • Волонтёр зажигает сердца: Научно-методический материал для руководителей общественных объединений. - Н. Новгород: Изд-во  ООО «Педагогические технологии», 2011.
  • Давай устроим праздник! – Кострома: МЦ «Вариант», 2003.
  • Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере. - Титов С. В. Волгоград: Учитель, 2004.
  • Как помочь детям адаптироваться в лагере: психологическое сопровождение, занятия, упражнения, рекомендации. Т. В. Малоканова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • Летний лагерь на базе школы  / Авт.-сост. Е. В. Савченко, О. Е. Жиренко, С.И. Лобачёва, Е. И. Гончарова.-М.:ВАКО, 2007.
  • «Летний пазл». – Н. Новгорд, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2011.
  • Лето-2009. Информационно-аналитический сборник.- Нижний Новгород, 2009.
  • Лето-2010. Информационно-аналитический сборник.- Нижний Новгород, 2010.
  • Лето – это маленькая жизнь. Методическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. Дворец детского творчества им. В. П. Чкалова. – Н. Новгород, 2004.
  • Смене -  быть!:Методическое пособие / Авт. коллектив под руководством С. В. Тетерского. - Н. Новгород: изд-во ООО  «Педагогические технологии», 2010.
  • Тебе, вожатый!: выпуск 1. - Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии»

  • Сценарии мероприятий, разработанные педагогами школы.

4. Нормативно – правовое обеспечение

 В своей деятельности лагерь руководствуется:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Конвенция о правах ребёнка
  • ФЗ от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»  оздоровлении и занятости детей и молодежи Нижегородской области в 2009 году»
  • Постановление Правительства Нижегородской области от 25.03.2009 года № 149 « Об организации отдыха, оздоровлении и занятости детей и молодежи Нижегородской области»
  • Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.4.2599-10
  • Распоряжение Администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области  № 381-р от 28.04.2014г. «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи в Лысковском районе в летние каникулы 2014 года»

Приказ МБОУ СОШ №3 г. Лысково Нижегородской области «Об организации    летней оздоровительной кампании - 201

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ

Система контроля за реализацией программы

№ п/п

Мероприятие

Срок проведения

Ответственные

1.

Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.

Апрель

Начальник лагеря

2.

Анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере.

1 день смены

Социальный педагог

3.

Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.

В течение смены

Начальник лагеря,  отрядные воспитатели

4.

Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.

Последний день смены

Социальный педагог

5.

Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену.

В течение смены

Педагог-психолог

Диагностика (контроль эффективности реализации программы).

п/п         

Мероприятие

Срок проведения

Ответственные

1.Вводная диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- анкетирование;

- беседы в отрядах;

         - планерки администрации лагеря и воспитателей

1 день смены

        

Воспитатели

2.Пошаговая диагностика

Методика «Выбор» (выявление степени удовлетворенности детей работой лагеря)        

8 день смены

Воспитатели

3.Пошаговая диагностика.

Цветограмма «Итоги дня»

Ежедневно  

Воспитатели

4.Пошаговая диагностика.

Рефлексия мероприятий         

Ежедневно  

Воспитатели

5.Итоговая диагностика.

Итоговое анкетирование детей, позволяющее выявить оправдание ожиданий.         

Последний день смены

Воспитатели

        

ВХОДНАЯ АНКЕТА.

Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

Твои ожидания от  лагеря?

Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?

В каких делах ты хочешь участвовать?

Какие творческие объединения и мастерские хочешь посещать?

Чему ты хотел бы научиться за время пребывания в лагере?

Чему ты мог бы научить других?

Интересна ли тебе история, культура, природа родного края?

Назови животных и растения, которые существуют в нашем крае?  

Какие сказки и легенды  тебе знакомы?  

Можешь ли ты подготовить и провести экскурсию?

Умеешь ли ты брать интервью, готовить репортажи, телепрезентации?

Есть ли у тебя навыки экологического поведения в природе?

МЕТОДИКА «ВЫБОР»

Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен, 3 – в основном согласен,  2 – трудно сказать, 1 – в основном не согласен, 0 – совершенно не согласен.

1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.

2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.

3. У нас хорошие вожатые.

4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.

5. У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.

6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.

7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.

8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.

Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов на общее количество ответов. У = общая сумма баллов / общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это - средняя и низкая степени удовлетворённости детей жизнью в лагере

ИТОГОВАЯ АНКЕТА

Что ты ожидал (а) от лагеря?

Что тебе особенно понравилось в лагере?

Самое важное событие в лагере?

Что тебе не понравилось?

В чем лагерь не оправдал твоих ожиданий?

Было ли скучно в лагере?

Ты пойдѐшь на следующий год в лагерь? Если нет, то почему?

Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?

Что из того, чему ты научился в лагере, ты сможешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?

Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятѐрки» до «двойки»).

Какую оценку ты бы поставил за организацию досуга в лагере?

Какие мастерские и творческие объединения ты посещал с интересом?

Появились ли у тебя друзья среди ребят, среди взрослых?

Чему ты научился в лагере?

Что нового узнал?

В каких проектах ты принял участие?

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВЕДОМСТВАМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

                                         Соуправление.

Основа соуправления в лагере – это тройственный союз.

ребенок

родители

педагог

В лагере 4 отряда. Каждый отряд имеет своего командира, девиз, речевку, песню. В отряде происходит деление ребят на 5 микрогрупп.

Каждый ребенок выполняет поручение ( по своему желанию) одного из секторов: сектор досуга, трудовой сектор, медицинский сектор, сектор здоровья, пресс-центр.

В совет лагеря выбираются по 2 представителя от каждого сектора, а также активные родители, начальник лагеря, воспитатели, руководители кружков.

Совет лагеря

«Пресс- центр»

Начальник лагеря, воспитатели, руководители кружков.

«Непоседы»- сектор досуга

«Физруки- здоровяки»- сектор здоровья

«Айболиты»- медицинский сектор

Родители

Собрание Совета лагеря проходит ежедневно для корректировки планирования следующего дня лагерной смены.

Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.

Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.

Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.

Режим осуществления программы

08. 00 – 08.30 – Добро пожаловать ! (сбор детей)

08.30 - 8.45 –  На зарядку становись! (утренняя зарядка)

08.45 – 09.00 – Сбор детей на утренней линейке.

09.00 – 09.30 – Завтрак.

09.30 – 13.00 – Мероприятия в лагере.

13.00 – 13.30 – Обед

13.30 – 15.00 – Тихий час

15.20 – 15.40 – Полдник.

15.40 – 16.00 – Линейка.

16.00 – До свидания! До новых встреч!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Белянина О. В., Галкина О. М., Рог В. Е. Программа, Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе, № 7/2010

2.  Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.-192 с.

3.  Тартышная М. А. Все лучшее – впереди/ социально ориентированные формы работы со школьниками/ М. А. Тартышная. – Ростов н/Д.: феникс, 2006. – 285 с.

4. http://ped-kopilka.ru/letnii-otdyh/pravila-povedenija-v-lesu-dlja-detei-informacija-i-poleznye-sovety-dlja-shkolnikov.html

5. school57.kubannet.ru

6. sch6-nov.narod.ru

                                             Приложение1.

Законы лагеря

  • ЗАКОН  ЗЕЛЕНИ и ЧИСТОТЫ.

  • ЗАКОН  ТОЧНОГО ВРЕМЕНИ (0:0).

  • ЗАКОН  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  • ЗАКОН  ТЕРРИТОРИИ.

  • ЗАКОН  ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

  • ЗАКОН  ПОДНЯТОЙ РУКИ.

Приложение 2.

МЕТОДИКА « ЦВЕТОПИСЬ»

Цель: выявление настроения каждого подростка и всего отряда в целом, выяснение уровня сплоченности коллектива, выявление лидеров отряда.

Методика: настроение и цвет явления взаимосвязанные. В настроении не меньше оттенков, чем в палитре красок, окружающих нас. Поэтому ребятам предлагается (по желанию) строить свой радужный дом. Каждый кирпич дома, а их всего 14 (по числу дней в смене), на личной карточке ребенка должен закрашиваться определенным цветом, соответствующим настроению на данный день.

Цветовая гамма соответствующая настроению:

Красный - восторженное

Оранжевый - радостный

Желтый - светлое, приятное

Зеленый - спокойное, ровное

Синий - грустное, печальное

Фиолетовый - тревожное, тоскливое

Черный - полный упадок, уныние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Программа "Калейдоскоп безопасности" разработана для работы в летнем оздоровительном лагере....

программа летнего оздоровительного учреждения при МОУ СОШ

Разработка  программы летнего оздоровительного учреждения,планы мероприятий на две смены летнего лагеря при образовательном учреждении...

программа летнего оздоровительного лагеря "Олимпионики" (общелагерные спартианские игры)мммммммм

Обратив внимание на развитие спартианского движения, мы решили применить его концепцию в рамках пришкольного оздоровительного лагеря. Это движение стремится использовать игровые формы соперничества и ...