Кружок по внеклассной работе "Казачок"
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

Шматенко Татьяна Леонидовна

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachok.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

                        Задачи обучения

  • Способствовать развитию интереса к истории станицы, района, края, умению излагать мысли, чувства, возрождению и распространению православных традиций.
  • Формирование у школьников познавательного интереса к истории и традициям казачества.
  • Изучение бытовых и духовных традиций и правил поведения казаков, совершенствование физического и психологического здоровья учащихся на примере исторически сложившихся традиций казачества.
  • Укрепление связей с казачьей семьёй в профилактике социального поведения детей.
  • Способствовать изменению сферы интересов у учащихся (от компьютеров к чтению литературы) к исследовательской и поисковой работе.

                       Знания и умения

         По окончании курса школьники должны

ЗНАТЬ:

  • различные фольклорные формы кубанского казачества;
  • традиционные религиозные праздники, особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
  • историю своей казачьей семьи или историю семьи своих одноклассников;
  • уклад жизни, особенности численности состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
  • основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества;
  • основы духовной жизни кубанских казаков.

УМЕТЬ:

  • исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
  • рассказать о своём казачьем роде;
  • выполнить исследовательский проект на тему «Моя семья».

Учебно – тематический план занятий

№ п/п

Наименование темы

1 год

2 год

3 год

1.

Вводное занятие.

2

2

2

2.

Фольклор на Кубани.

4

4

4

3.

История казачьей семьи.

4

4

4

4.

Труд и быт казаков.

4

4

4

5.

Памятники истории кубанского казачества.

4

4

4

6.

Православие и казачество.

4

4

4

7.

Казачья слава нам в наследство, служить готовимся мы с детства!

4

4

4

8.

Родная Кубань!

8

8

8

Итого:

34

34

34

       Методические рекомендации

Формы работы проводимых занятий кружка различные:

  • беседы и просмотры видеофильмов, презентаций;
  • библиотечные уроки;
  • экскурсии по краю и посещение музеев, храмов;
  • встречи с интересными людьми – почётными представителями современности;
  • запись впечатлений, оформление фото и видео альбомов по материалам экскурсий и поездок, сочинения на волнующие темы;
  • праздники и викторины.

Такие разнообразные формы работы привлекают учащихся в деятельности кружка.

Экскурсии оставляют неизгладимые впечатления в душах детей, подтверждают сообщения, прочитанные или рассказанные учителем, учат внимательности к историческому прошлому Кубани и активной деятельности в настоящем расширяют кругозор и «оживляют» географические и исторические карты Краснодарского края.

По фото и видео материалам, собранным во время поездок, следует оформлять презентации и неоднократно показывать их учащимся, что вызывает у них приятные полезные воспоминания.

 

              Цели обучения

  • Совершенствование работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся;
  • Формирование образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе исторически сложившихся традиций кубанского казачества и духовно-нравственного, психологического, гражданского и военно-патриотического воспитания.

Программа содержит как теоретическое осмысление, так и необходимый фактический материал. Настоящий курс призван реализовать принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании:

- воспитание гражданственности и любви к Родине;

- защита системой образования национальных культур и религиозных культурных традиций в условиях многонационального государства;

- формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;

- формирование мировоззренческой, нравственной культуры;

- гуманизация и гуманитаризация процесса образования.

              Пояснительная записка

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Процесс воспитания и развития ученика начальных классов – это коллективная, творческая, организаторская, созидательная забота об улучшении себя и окружающей жизни.

Включение ценностей и традиций кубанского казачества в процесс воспитания даёт возможность решить воспитательные цели и задачи.

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Именно поэтому возрождение духовных и культурных традиций казачества, знакомство с бытом, обрядами, фольклором кубанских казаков должно стать неотъемлемой частью жизни юных казачат. Они наследники нашей прекрасной кубанской земли, её истории, культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы старшими поколениями.

История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной среде.

Для обучающихся начальных классов особенно актуальна игровая деятельность, поскольку потребность в игре в этом возрасте остаётся по-прежнему, достаточно сильной. Ребёнок учится, играя. В новой социальной ситуации содержание кружка «Казачата» составляет ценности казачьей культуры. Учащиеся начальных классов с удовольствием познают в предлагаемой игровой форме обряды, обычаи, традиции своего народа.

Кружок «Казачок» способствует:

- нравственной ориентации школьников;

- активизации самостоятельной познавательной деятельности;

- удовлетворению детей и родителей школьной жизнью;

- развитию личности ребёнка.  

В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса считаю, что необходимо начать работу в начальном звене на основе знакомства учащихся с традициями и обычаями казаков, т.к.

  1. Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.
  2. Мир кубанской культуры открывает детям нравственные ценности кубанского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
  3. Народная культура Кубани воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот красивый и выразительный мир и поэтому интересен для детей.
  4. Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.
  5. Привлекателен и языковой аспект. Произведения казачьего фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.
  6. Изучение кубанской культуры (особенно подготовка и участие в театрализованных праздничных действиях) не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

Настоящая программа призвана оказать помощь в организации кружковой работы по изучению истории, культуры и традиции кубанского казачества во 2-4 классах казачьей направленности. Постановка целей и отбор содержания осуществлялась путём объединения основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества.

Данная программа рассчитана на 3 года, 34 часа в год. Занятия проводятся на базе средней общеобразовательной школы №2.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • активная жизненная позиция;
  • знание истории, традиций и обычаев кубанских казаков;
  • знание истории станицы Медвёдовской;
  • развитие патриотизма, любви к малой Родине;
  • участие в олимпиадах по кубановедению;
  • умение вести исследовательскую работу.

       Содержание программы.

                     1 год обучения

                                  (34 часа)

  1. Вводное занятие. (2 часа)
  2. Фольклор на Кубани. (4 часа)
  3. История казачьей семьи. (4 часа)
  4. Труд и быт казаков. (4 часа)
  5. Памятники истории кубанского казачества. (4 часа)
  6. Православие и казачество. (4 часа)
  7. Казачья слава нам в наследство, служить готовимся мы с детства! (4 часа)
  8. Родная Кубань! (8 часов)

                       2 год обучения

  1. часа)
  1. Вводное занятие. (2 часа)
  2. Фольклор на Кубани. (4 часа)
  3. История казачьей семьи. (4 часа)
  4. Труд и быт казаков. (4 часа)
  5. Памятники истории кубанского казачества. (4 часа)
  6. Православие и казачество. (4 часа)
  7. Казачья слава нам в наследство, служить готовимся мы с детства! (4 часа)
  8. Родная Кубань! (8 часов)

Календарно-тематическое планирование.

                    Кружок «Казачок»

                               2 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

план

факт

Вводное занятие. (2 часа)

1.

Край Краснодарский, край казачий.

1

2.

Моя станица - Медведовская. Экскурсия по родным местам.

1

Фольклор на Кубани. (4 часа)

3.

Разучивание отрядной песни.

1

4.

Пословицы и поговорки, колыбельные песни на Кубани.

1

5.

Стихи кубанских поэтов.

1

6.

Конкурс стихов кубанских поэтов.

1

История казачьей семьи. (4 часа)

7.

Понятие «казачья семья». Члены моей семьи.

1

8.

Обязанности и увлечения членов семьи.

1

9-10.

Семейное древо. Семейный альбом.

2

Труд и быт казаков. (4 часа)

11.

Мои обязанности в семье.

1

12.

Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи.

1

13-14

Труд людей на Кубани.

2

Памятники истории кубанского казачества. (4 часа)

15.

Достопримечательности станицы, района.

1

16.

Краснодар – столица Кубани.

1

17.

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры.

1

18.

Жилища казаков. Внутреннее убранство казаков.

1

Православие и казачество. (4 часа)

19.

Православная вера – основа казачьей семьи.

1

20.

Казачьи заповеди.

1

21.

Я живу по казачьим заповедям (почитание родителей и стариков).

1

22.

Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.

1

Казачья слава нам в наследство, служить готовимся мы с детства. (4 часа)

23.

Кто такие казаки. Казачья честь.

1

24.

Мужской казачий костюм.

1

25.

Кубанское казачье войско. Атаман.

1

26.

Костюм казачек.

1

Родная Кубань! (8 часов)

27.

Времена года на Кубани.

1

28.

Кубань – здравница России.

1

29.

Первые поселения на Кубани.

1

30-31.

Легенды и были Черноморья.

2

32.

Рисование на тему «Родная Кубань!»

1

33-34

Исследовательская работа на тему:  «Я живу на Кубани и этим я горжусь!»

2

Календарно-тематическое планирование.

                    Кружок «Казачок»

                               3 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

план

факт

Вводное занятие. (2 часа)

1.

Я -  из семьи  казаков.

1

2.

Моя станица - Медведовская. Экскурсия по родным местам (курган).

1

Фольклор на Кубани. (4 часа)

3.

Стихи кубанских поэтов.

1

4.

Встреча с писательницей Т. Г. Лубяновой.

1

5.

Стихи о станице Медведовской.

1

6.

Тополь- символ Краснодарского края.

1

История казачьей семьи. (4 часа)

7.

Моя родословная.

1

8.

Кубанская речь.

1

9.

Рождение казака.

1

10.

Воспитание женщин-казачек.

1

Труд и быт казаков. (4 часа)

11.

Казачья пища. Конкурс казачьих рецептов.

1

12.

Труд людей на Кубани. « Хлеб - всему голова».

1

13-14.

Казак - труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство.

2

Памятники истории кубанского казачества. (4 часа)

15.

Кубань- житница России.

1

16.

Краснодар – столица Кубани (Екатеринодар).

1

17.

Памятные места в станице Медведовской.

1

18.

Художники Кубани.

1

Православие и казачество. (4 часа)

19.

Обряды и праздники на Кубани.

1

20.

Традиции и обычаи казаков.

1

21-22.

Посещение Храма в ст. Калининской.

2

Казачья слава нам в наследство, служить готовимся мы с детства. (4 часа)

23.

Казаки-воины в моей семье.

1

24-25.

Конь и кинжал для казака. Рисование «Казак в бою».

2

26.

Разучивание казачьих песен.

1

Родная Кубань! (8 часов)

27.

Времена года на Кубани.

1

28.

Ремесла на Кубани.

1

29.

Казачья семья в современном мире.

1

30-31.

Кем бы я хотел стать. Конкурс рисунков.

2

32.

Рисование на тему «Родная Кубань!»

1

33-34

Исследовательская работа на тему:  «Я живу на Кубани и этим я горжусь!»

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия кружок хора "Музыкальный зоопарк" 1 класс

Конспект внеклассного занятия кружок хора "Музыкальный зоопарк" в 1 классе проводится в середине года. Материал содержит выученные на уроках песни по теме "Зоопарк"....

Внеклассная работа. Кружок по математике в 3 классе.

    Данное занятие проводится в игровой форме конце учебного года. Урок обобщения и закрепления полученных знаний....

Кружок, как групповая форма внеклассной работы по экологическому воспитанию.

ДОКЛАД на тему: «Кружок как групповая форма внеклассной работы по экологическому воспитанию»...

Внеклассная работа. Кружок "Бумагопластика"

Материал можно использовать для внеурочной деятельности...

Внеклассная работа. Кружок общеинтеллектуального направления " Умники и умницы"

*       Цель программы : развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий....

Кружок "Внеклассное чтение 3 класс"

Внеклассное чтение 3 класс. Кружок...

Внеклассная работа по теме: "Дом, в котором я живу…" (кружок "Живая этика") Хилоу Аида Нурмухамедовна,

Цель: воспитание чувства гражданственности.Задачи:Пробудить в ребёнке чувство любви и благодарности к своему отчему дому.Дать понятие слову Родина.Пробудить интерес к жизни класса, лицея, города.Справ...