Внеклассная работа по теме: "Дом, в котором я живу…" (кружок "Живая этика") Хилоу Аида Нурмухамедовна,
план-конспект занятия (3 класс)

Хилоу Аида Нурмухамедовна

Цель: воспитание чувства гражданственности.

Задачи:

  1. Пробудить в ребёнке чувство любви и благодарности к своему отчему дому.
  2. Дать понятие слову Родина.
  3. Пробудить интерес к жизни класса, лицея, города.

Справка.

Кружок ведётся с 1 класса. Цель занятий: осознание ребёнком самого себя. У каждого из нас своя роль, своя миссия на Земле, и соответственно свой комплекс возможностей для самореализации. Кружок построен как следование блоков саморазвития. Один из блоков “Дом, в котором я живу...”. Данное занятие – первое в этом блоке. Последующие занятия глубже раскрывают понятие – Дом (класс, лицей, семья, город, республика, Россия).

Дети с 1 класса разделены на лучики, в каждом есть свой командир. На занятиях дети сидят лучиками и получают общие задания. В течение недели они готовят материал, ищут стихи, рисунки, картины и т.д., а на занятиях делятся тем, как они готовились к очередному занятию. В данном случае каждый лучик выбрал для себя свою тему. Что они понимают под словом “Дом”? Выбрав направление, каждый лучик собирал материал – доказательство, что дом - лицей, дом – семья, дом – город, дом – планета. То есть дети выбрали свой “путь” исследования сами, некоторые нарисовали рисунки, написали сочинения, сочинили рекламы “своего дома”.

Типы занятий: размышление, рассуждение, осознание, осмысление, рефлексия.

Оборудование: - магнитофон, кассеты с классической музыкой; сказочные тетради с ручками и карандашами у детей; выставка рисунков; плакат “дерево”; вырезанные листочки и сложенные гармошкой полоски бумаг.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ (заголовок “Дом, в котором я живу...”, силуэт дерева, бумажные листья).

До начала занятия на доске только контур дерева, по ходу занятия дерево “оживает” (объёмная аппликация). Приклеиваются листья с мнением детей и корни – листочки-гармошки с добрыми делами).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odin.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Музыка. Сегодня, на нашем занятии мы продолжаем учиться рассуждать, высказывать свою точку зрения и доказывать её.

  • Прочитайте тему нашего разговора.
  • Вслушайтесь в звучание этих строк:

“Дом, в котором я живу...” 

  • Как вы думаете, почему в конце фразы стоит многоточие? (ответы детей)

 1. Задание лучикам.

Мы услышали разные мнения, а теперь возьмите листочки, и каждый

напишите своё мнение (дом это…).

Д       мама 

О       семья

М      мой дом

моя улица

г. Салават

мой лицей

бассейн

Россия

Родина

( каждый ребёнок пишет на листиках своё мнение, читает его и эти листочки приклеиваются на дерево)

Ваши листочки украсили наше дерево. Оно ожило, зашелестело.

2. Каждый лучик получил задание: подумать всем лучиком, что значит для вас слово ДОМ, дом, в котором вы живёте, и доказать свою точку зрения.

( каждый лучик выбрал свою точку зрения и подготовил стихи, сочинения, высказывания, пословицы).

Поделитесь своими мыслями и доказательствами.

  • 1 лучик: “Дом, в котором я живу – мой дом, моя семья, мои соседи” (материал, который нашли дети самостоятельно написан ниже) 
  • 2 лучик “Дом, в котором я живу – мой город”
  • 3 лучик “Дом, в котором я живу – мой лицей, мой бассейн”
  • 4 лучик “Дом, в котором я живу – “планета Земля”

Дети высказывают своё мнение, читают стихи, пословицы и т.д.

- Разные мнения мы услышали. Так кто же прав? (мнения детей)

3. – Действительно, каждый из вас по-своему прав.

Наш Дом – это и город, и улица, и семья, и мама, и планета, ведь всё в нашей жизни взаимосвязано, дополняет друг друга.

А можно ли все эти понятия назвать одним словом?

( ответы детей обобщаются и на дереве (по стволу) “пишется” слово РОДИНА) 

Слово одно - Родина, а какое оно ёмкое. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Корни, это то, чем мы живём и дышим сегодня, то чем жили вчера или год назад, тысячу лет назад.

Родина – это очень много. Это и тропинка в парке, птицы, летящие над нами. Это большие города и маленькие деревушки. Это твои родители, это я и ты, это мы, с нашими заботами и радостями.

4. Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове “Родина”.

С чего начинается Родина? (ответы детей)

-Давайте заглянем в небольшую деревушку, где живут обычные люди (сценка)

Автор. У деревенского мальчика Сеньки было всё: были у него мать и отец,

изба высокая, огород, сад, домашние животные. И жил Сенька хорошо. Но

вот появилась у него маленькая сестрёнка, и Сенька решил, что он у

родителей лишний.

Сенька (выходит вздыхая)

- Теперь я для них совсем лишний.

Дед. – Здорово! Куда путь держишь?

Сенька – Здравствуй, деда Никита, я иду в огромный город, где самолёты строят.

Дед. – А ты, чтобы не плутать, вон на тот бугорок залезь, с него далеко видно.

Сенька. – Ладно.

Автор. Полез Сенька на бугор, нагибается низко, даже руками за траву цепляется, чтобы не опрокинуться. Поднимается всё выше, и земля всё шире становится. А когда Сенька поднялся на самый верх, то стало ему далеко видно. Вокруг разноцветные поля. Под бугром красный ковёр, как бархат. Берёзы – тонконожки у озера. Деревенские жители, Сенькины соседи кто граблями работает, кто на лошадях сено возит. Всех сверху увидел Сенька.От своей Земли, от её прекрасного широкого вида, почувствовал Сенька в сердце тепло.

Сенька. – Вы тут зачем? (поднимаются дед и тетя к нему на бугор)

Тётя. – А за тем, зачем и ты.

Дед. – Землю свою смотрим.

Сенька. – Ух ты! Куда от такой земли уйдёшь? Ведь она моя, и мама моя, и папа, и сестрёнка, и все люди – соседи мои! Потому мои – что я – их!

Автор. Не знал пока Сенька, что называется это Родиной. Что, где бы он ни был после, хоть у самого дальнего моря, хоть на другой стороне земли, будет он вспоминать свой родной дом, родной уголок, свою малую Родину.

5. Чувство родины прорастает как и всё большое, из малого зернышка. Этим зернышком будет родной дом. Всё начинается с родного очага, который согревает человека всю жизнь.

Мы говорим ,Родина подобна дереву. Наши дела, поступки – это корни, которые питают дерево.

А что конкретно можем сделать мы, чтобы дерево расцвело, хорошело. Ведь корни – это наши дела! (мнения детей, читают выписки из сочинений, стихов, играют на флейте и т.д.)

Задание лучикам. Напишите на листах, сложенных гармошкой, ваши предложения.

(Дети пишут на каждом сгибе конкретные дела, выходит командир лучика, читает и приклеивает “корни” к дереву).

Посмотрите, как много мы можем сделать! Не надо никуда ходить, что-то искать. Родина – вот она и надо начать с себя, ведь наша Родина, Россия, Башкортостан – край, где мы родились – это наш дом и его надо беречь!

(Читает ребенок)

Взгляни на глобус шар земной.
Ведь он вздыхает как живой
И шепчут нам материки,
Ты береги нас, береги!
В тревоге города, леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники,
Ты береги нас, береги!
Давайте будем беречь планету.
Во всей вселенной красивей нету!

Так как же мы можем беречь планету? (читаем записи, сделанные детьми на листах приклеенных к дереву)

Давайте закончим наш сегодняшний разговор, тем, как здорово, что у нас есть Родина, дом, который каждый должен любить и беречь.

Реклама.

(каждый лучик показывает рекламу дома, в которой доказывается, что их дом лучший).

Итог. Мы сегодня много рассуждали, доказывали свою точку зрения. Мы продолжим разговор о Доме, в котором мы живём, на следующих занятиях.

Материал, подготовленный детьми, для занятий.

Дом, в котором я живу – моя семья, мой дом, мой город, лицей, бассейн...

Отрывок из сочинения Юли З.

“...Я живу в многоэтажном доме. Во дворе много турников, качелей, горок. Мы любим с подругами здесь играть. Иногда кажется, что наш двор – это наш дом...”.

Отрывок из сочинения Тимура Т.

“...Я люблю бывать дома. Здесь всегда уютно и тепло. Как хорошо, что у меня есть дом, куда я могу приходить с радостью и любовью...”.

Дети нашли стихи о родном городе, родном крае.

Дина Х. Сочинила стихотворение о лицее и бассейне.

Есть бассейн в Салавате,
Называется “Алмаз”.
Мы лицейские ребята,
Плаваем в нём каждый раз.
Тренер есть у нас в бассейне,
Учит плавать и нырять.
Шапку, мыло, полотенце,
Никогда не забывать.
Плаваем мы кролем, брасом,
Батерфляем, на спине.
Щучкой с тумбочки ныряем,
С вышки только лишь во сне.
А с утра у нас уроки,
Ждёт лицей нас каждый раз.
Лучше нет школы  8,
И бассейна нашего

Рекламы.

1. Дом, в котором я живу – мой дом”.

- Пап, а ты мог бы жить в Америке?
- Нет.
- А в Москве?
- Нет.
- А на Чёрном море?
- Нет.
- А у бабушки в деревне?
- Нет.
- И я не смогла. В гостях хорошо, а дома лучше!

2. Дом, в котором я живу – наша Земля.
Бог пришёл на базар планету Земля продавать. Народу тьма, он стал торговать.

Кому нужна планета Земля?
А есть ли на ней леса и моря?
Есть океаны, много морей!
А много на вашей планете зверей?
Есть звери, птицы, деревья, цветы!
Планета Земля – это просто мечты!

Так Бог бойко товар предлагал, потом вдруг подумав так он сказал: “Зачем я планету Земля продаю?

Такая планета нужна самому!
Пусть расцветает и радует глаз;
Ребята, я Землю оставлю для Вас!

3. Дом в котором я живу – лицей.

- А у нас в квартире газ! А у Вас?
- А у нас в лицее класс!
Класс спортивный, дружный
Каждому он нужен!

А из нашего окна – площадь Ленина видна!
А из нашего окошка бассейн “Алмаз” видать немножко.
Приходите в лицей наш!
Наш лицей ведь супер-класс!

Стихи о городе, о природе, найденный материал дети при подготовке записывали в “сказочную тетрадь”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по теме: "Путешествие в сказку" 1-3 класс

Мероприятие может быть приурочено к Дню книги, окончанию учебной четверти и т. п. Возраст участников от 6 до 9 лет. Проводится классным руководителем.  Цель:  развитие  детско-родительс...

Методическая разработка по внеклассной работе по теме: «Олимпийские игры»

Методическая разработка по внеклассной работе по теме:  «Олимпийские игры» Цели. ·...

Реализация исследовательского подхода к обучению средствами внеклассной работы по теме «Моя победа»

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Реализация исследовательского подходана уроках различных предметных областейв начальной школе» Итоговая работа...

Литературный проект для учащихся 2-ых классов во внеклассной работе по теме «В мире детства» по творчеству В.Осеевой

Цель: стать активными читателями.Задачи:- познакомиться с творчеством В. Осеевой- учиться самостоятельно обрабатывать информацию- учиться быть дружными, собрать солнышко дружбы...

Конспект внеклассного мероприятия на тему "Страна, в которой мне хотелось бы жить"

Данное мероприятие было проведено в рамках месячника оборонно-массовой работы....

Внеклассное мероприятие по теме: "Дружная компания семей" Хилоу Аида Нурмухамедовна учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8», г. Елабуга" р. Татарстан. ________________________________________

ЗДОРОВЬЕ НЕ КУПИШЬ – ЕГО РАЗУМ ДАРИТ!Наша школа вот уже десятый год серьезно занимается эколого-валеологическим  воспитанием учащихся, мы так же работаем с родителями: проводим лекции, семи...

Разработка урока по самопознанию "Любовь – основа жизни" Хилоу Аида Нурмухамедовна учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Елабуга, р. Татарстан.

Цель: Определиться в сущности понятия любви, создать условия для осмысления учащимися ее значения.Задачи: Создавая атмосферу общности и дружелюбияразвивать чувство любви к окружающему миру;у...