Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме "Страна, в которой я живу"
классный час (2 класс)

Грищенко Наталья Леонидовна

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме "Страна, в которой я живу"  под названием " Наша страна -Россия" поможет провести внеклассное мероприятие во  2-3 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

«Наша страна-Россия …»

Целевая аудитория

2-3 класс

Цель

Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране. Создать эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине; познакомить с символикой Российской Федерации (гербом, флагом, гимном), с традициями. Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас. Способствовать развитию умения анализировать, обобщать.

Задачи

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; оценивать результат; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя; извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация)

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, сотрудничать;

Методы

Фронтальный. Словесный. Групповой.

Формы организации

Игра-путешествие

Образовательные ресурсы

1.Географическая карта России;
2.Аудиозапись «Государственный гимн Российской Федерации»;
3. Плакаты с гербом и символами Саратовской области.
4.Компьютер, экран.

5.Презентация.

Прогнозируемые результаты

-Ученики знают символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн).

- у учеников  формируется  устойчивое, уважительное отношение к родной природе;

- ученики применяют способы использования речевой деятельности - слушания, говорения, чтения.

Методическая разработка внеклассного мероприятия 2-3 класс по теме:

 «Страна, в которой я живу»

«Наша страна-Россия»

Цель: Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране, к традициям своего народа.

Задачи:

1.Образовательные – систематизировать имеющиеся знания по теме; показать своеобразие и самобытность российского народа; обогатить словарный запас детей; расширить представления обучающихся о стране, в которой они живут, расширить представления о разнообразии природы страны, о ее народах, о государственной символике

2. Воспитательные – воспитывать и поддерживать интерес  к познанию культурных традиций своей страны. Формировать любовь к Родине; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к символам Российской Федерации, воспитывать чувство патриотизма, воспитывать чувство гордости за свою страну

3.Развивающие - развитие самостоятельности мышления, речевых  навыков, умение выделять главное, сравнивать, развитие навыков коммуникации в процессе обучения.

Оформление: слайдовая презентация

Используемые педагогические технологии: технология обучения в сотрудничестве ( работа в группах), здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ.минутки), проблемное обучение (частично-поисковая)

Технологическая карта.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Организационный момент.

Создание эмоционального настроя, благоприятствующего творческой деятельности 

Здравствуйте ребята!

Просмотр видеоролика о бескрайних просторах России.

-Ребята, назовите слова, которые являются для вас самыми родными и дорогими на свете.

- Да, правильно! И еще есть одно дорогое слово, о нем вы узнаете, если правильно разгадаете ребус.

- Какое слово получилось?

- Правильно! Молодцы!
Слово Родина появляется на доске.
Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. (Учитель по карте показывает Россию.) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. На карте России много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Очень красива и богата наша страна.

- Как вы понимаете слово - Родина?
Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и наша семья. Это место, где мы родились и выросли. А сейчас послушаем песню «С чего начинается Родина».

Здороваются.

Смотрят видеоролик.

Отвечают на вопросы.

Мама, друг, школа…  

Отгадывают ребус

(РОДИНА)

Отвечают на вопрос.

Слушают песню

2.

Постановка темы и цели занятия.

У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете – есть родина своя,
Для ивушки плакучей нет реченьки милей.
Для беленькой берёзки опушки нет родней.
Есть
ветки у листочка, овражек у ручья…
У каждого на свете есть родина своя.

А там, где мы родились, где радостно живём.
Края свои родные…

МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ!

Учащиеся самостоятельно определяют  тему и цели урока.

Подготовленные ученики рассказывают стихотворение.

3.

Актуализация знаний.

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.
- А знаете, в каком городе родились вы?

-Город Энгельс Саратовской области– это малая Родина для вас.

Отвечают на вопрос.

4.

Основная часть (Операционно-деятельностный этап)

Российская Федерация – наше Отечество, наша Родина. Подумаем, что обозначают эти слова?
1.
 «Отечество», « Родина», «Отчизна». (высказывания детей)
ОТЕЧЕСТВО, - Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Любовь к отечеству. Зашита своего отечества.
ОТЧИЗНА-страна, в которой родился; отечество, родина.
РОДИНА - Месторождения кого-либо.

2.Значение слова Родина по словарю синонимов:
Родина – отечество –отчизна
3.Страна, в которой человек живет, дом в котором он растёт, где березка и яблонька у родного порога, место, где жили его предки – всё это и есть Родина, то есть родное место человека.

Просмотр презентации о городе Энгельс.

Учащиеся отвечают.

Дети обращаются к «Толковому словарю»

Смотрят презентацию

5.

Физминутка

выполняют движения вместе с учителем.

Продолжение занятия

Кроме Конституции каждый гражданин нашей страны обязан знать государственные символы.
Какие государственные символы вы знаете?

2.Государственный флаг Российской Федерации –появился бело-сине-красный триколор в России в 1693 году: Петр 1 использовал его в качестве «флага царя Московского». С тех пор бело-сине-красный  триколор рождался три раза. Последний раз это произошло в 1991 году.
-Как вы думаете, что обозначает каждый цвет флага?
Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о миролюбии нашей страны.
Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.
Красный цвет – цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и ее независимость.
3. Что изображено на гербе?
- Что такое Герб?
Герб России – двуглавый орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб: он появился 500 лет назад, в 1497 году. Впервые его ввел великий князь московский Иван III Васильевич.

-Но почему у орла 2 головы?

Двуглавый орел, охраняя государство смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живет по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – символ власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава» - символ могущества страны.
4. Ещё одним символом Российской Федерации является 
Государственный гимн. Стихи гимна написал С. Михалков на музыку А.Александрова. Слушать и исполнять его нужно стоя.

Слушание Гимна РФ.

Ответы детей.

(Герб, Флаг, Гимн)

(ответы детей)

Слушают и поют Гимн РФ.

7.

Творческое задание.

С символикой России мы познакомились. Среди отличий одного государства от другого вы называли еще обычаи, традиции русского народа.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

И поделиться радостью,

Весельем каждый рад.

 Вам предлагаю отправиться в путешествие, чтобы познакомится с играми народов необъятной России.

1 Станция «Татарские народные игры»  

Игра «В узелок»

Для этой игры можно использовать мяч средних размеров, но лучше играть так, как играли в старину: платком или шарфом, завязанным в узелок. Водящий должен отойти на несколько шагов от остальных детей, которые стоят или усаживаются в кружок.

Игроки перекидывают узелок (или мяч) по кругу, своим соседям слева или справа, а водящий бегает за кругом и пытается его поймать. Если ему удастся хотя бы коснуться узелка на лету или в руках у одного из игроков, то игрок, не сумевший защитить узелок, становится водящим. Игра продолжается.

2 Станция «Дагестанские народные игры» Игра «Подними платок»

Ход игры: Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.

3 Станция «Русская  народная, игра» «Салки»

Ход игры: Перед началом игры надо выбрать водящего («салку»). По команде все дети кидаются врассыпную, а водящий начинает гоняться за одним из детей. Догнав убегающего и коснувшись его рукой, водящий произносит: «Я тебя осалил!» Теперь осаленный становится водящим и должен «осалить» другого.

Дети работают в группах.

Разыгрывают игровые ситуации.

Продолжение занятия

-У каждого народа есть свои  обычаи. Были времена, когда они укоренялись, укреплялись и постепенно превращались в традицию.

-Кто знает, что такое традиции?

Мы помним, чтим и никогда не забываем традиции нашего народа.

Сегодня  мы  будем говорить о русских традициях гостеприимства.

Встречайте гостей не с лестью, а с честью гласит народная мудрость.

Значит, как мы должны встречать гостей?  

- Давайте вспомним как наши предки встречали гостей на Руси?(с хлебом и солью). (слайд)

С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
– Дорогой наш гость и друг!
Принимай хлеб-соль из рук.

-Преломив хлеб и обмакнув его в соль, гость как бы устанавливает особые доверительные отношения с хозяевами, признается в чистоте своих намерений и помыслов.

А почему именно хлеб с солью?

-Дуэт хлеба и соли не случаен: пшеничный или ржаной душистый каравай символизировал благополучие и достаток, а редкой в те времена специи, приписывали способность охранять от злых духов.

Этот обычай соблюдается и в наши дни. А где его можно увидеть?

Приглашая на пиршество, на Руси говорили: «Заходите на хлеб-соль». Дома же, славящиеся своим гостеприимством и щедростью, до сих пор называют «хлебосольными».  

Как вы поняли, что такое хлебосольство?

Во все времена гостей встречали не только  хлебом-солью и добрым отношением, но и чаем.  Чаепитие очень давно стало традицией русского гостеприимства. А что же является непременным атрибутом русского чаепития?

Вы мне об этом скажете, когда отгадаете загадку.

Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита и чайник-

Сам заварит, сам нальет.

Самовар – исконно русское изобретение. На протяжении нескольких веков самовар был украшением русского стола и предметом обихода русского человека.  Первые самовары появились на Урале, а затем их начали делать по всей России, особенно в Туле. Поныне живет и здравствует представление о Туле как самоварном городе. А все почему? Да потому, что в пору расцвета самоварного производства в Туле находилось больше всего самоварных фабрик и мастерских.

Главным материалом для изготовления материалов служила медь. Иногда самовары серебрили и золотили.

Формы самоваров были также различные. Самовары «банки», «рюмки», «шарики», «ваза» «цветок лотоса»

-В наше время если используют в быту  самовар, то скорее электрический. А вы видели старинный самовар?

Главная задача самовара не просто вскипятить воду, а создать настроение теплого общения близких людей.

Давайте представим старинную русскую избу, где за столом собралась вся семья.

Отвечают на вопросы

(нормы и правила жизни людей, передающиеся из поколения к поколению)

(искренне, доброжелательно, достойно)

Отвечают на вопросы

гостеприимство, щедрость, радушие при угощении.

дети присаживаются за стол, пьют чай

8.

Итог занятия

- Как называется наша Родина?

- Как называют людей, живущих в России?

Закончилось наше путешествие по стране

 - О нашей Родине мы ещё продолжим разговор.  А сейчас давайте подведём итог всему вышесказанному. На столах у вас карточки. Вам нужно объединить слова в пары.                 

Страна

гимн

Столица

триколор

Герб 

конституция

Флаг   

Россия

Закон

Москва

Песня   

орёл

Отвечают на вопросы

Заполняют карточки.

9.

Рефлексия

Обратите внимание на рисунок ромашки, расположенный на доске. Каждое
государство имеет символ –цветок. И таким символом России является ромашка.
Почему символом России является ромашка?
РОМАШКА-
 символ русской природы. по старинным русским преданиям ромашка вырастает там где упала звезда.
Из ромашек плетут венки, ну и конечно же это первый советчик в гаданиях "любит-не любит"
-Что бы вы пожелали каждому человеку, живущему в России, своим друзьям?
Напишите пожелание на лепестке ромашки и прикрепите на доску.

-Спасибо вам за внимание!

Пишут пожелание на лепестке и крепят на доску.

Используемые материалы:

https://nsportal.ru/download/yandex.html#https://nsportal.ru/sites/default/files/audio/2014/12/s_chego_nachinaetsya_rodina.mp3

https://easyen.ru/load/metodika/video/videorolik_rossija_rodina_moja/5-1-0-54864?ysclid=lpoihz1k7r193061558

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/05/24/sbornik-igry-narodov-rossii

https://www.art-talant.org/publikacii/14870-fizkulytminutki-moya-malaya-rodina


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию". Составитель и автор стихов: учитель начальных классов,высшей категории МОУ "СОШ № 34 с УИП" г.Саратова Ежова Наталья Александ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия"Мой любимый город"

Открытое мероприятие о городе Новомосковске,включающее музыкальные композиции,кинокадры,конкурс рисунков,поделок,сочинений....

Методическая разработка внеклассного мероприятия: "Папа,мама,я- спортивная семья".

Спортивный паздник с участием родителей и детей.Цель мероприятия сплотить семью, и школу,привить интерес к здоровому образу жизни....

Методическая разработка внеклассного мероприятия"Живая книга Победы"

Материал рекомендован  для учителей начальных  классов.Можно  использовать для проведения  классного часа,урока  мужества ,во внеурочной  деятельности. Буду очень рада,ес...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Ёлочка, живи!»

Занятие проводится с целью сформировать у детей устойчивое положительное отношение к дереву «Ель», как к живому существу;   научить  воспринимать  привычку  заботи...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...