Главные вкладки

    План конспект классного часа (1 сентября) "Моя малая Родина - Санкт - Петербург"
    план-конспект занятия (4 класс) на тему

    Русанова Лариса Александровна

    Тематический урок «Моя малая Родина Санкт-Петербург: путешествие в прошлое, настоящее и будущее»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа

    № 561 Калининского района

    Санкт – Петербурга

    Русанова Л.А.,

    учитель начальных классов

    Тематический урок «Моя малая Родина Санкт-Петербург: путешествие в прошлое, настоящее и будущее»

    Цели и задачи:

    Создать условия, чтобы

    учащиеся могли увидеть свою связь с местом сегодняшнего проживания;

    испытать чувство гордости за свой родной край, его прошлое и настоящее;

    ощутить меру своей ответственности за будущее малой Родины,

    понять важность формирования активной гражданской позиции.

    учиться  работать в группе и классном коллективе

    Наглядность и оборудование урока:

    1. Карточка – ребус
    2. Карта России
    3. Портрет Петра 1
    4. Иллюстрация Петропавловской крепости
    5. Открытки с видами СПб
    6. Символы РФ и города Санкт-Петербурга: гербы, флаги, тексты гимнов.
    7.  Раздаточный материал: символы СПб, заготовки для коллажа
    8. Карточки – факты о СПб
    9. Иллюстрации «Паровозик с вагончиками»
    10. Запись гимна СПб (планшет)

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Повторение

    - Ребята, сегодня наш первый урок будет посвящен очень важной теме. Основная мысль темы заключена в этом ребусе.

    Расшифруйте слово.        Р1А  (Р ОДИН А)

    - Что такое Родина? (Родина  – это государство, в котором мы РОДИЛИСЬ и живём)

    - Знаете ли вы как образовалось слово Родина? Давайте вместе попробуем в этом разобраться.

    -Кем для вас являются мама и папа? ( родители)

    -Как зовут группу людей, объединённых кровным родством? (родня, родственники, родные)

    -Как называется перечень поколений одного рода? (родословная)

    Назовите общую часть этих слов. Как называются такие слова? (Однокоренными)

    Почему? (ответы детей) (Имеют одинаковый корень «РОД»)

    Учитель: Верно, ребята»! Слово Родина произошло от древнего слова "РОД", которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.

    Учитель: Посмотрите на карту / КАРТА

    Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Если на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованы льдом, то на юге почти не бывает зимы - моря и реки не замерзают.

    - А как называется главный город нашей страны? (столица - город Москва.)

    -  Москва - столица России. Столица - главный город государства. В Москве есть здание – которое является символом столицы. Это Кремль.

    В Кремле работает правительство нашей страны.

    Каждая страна имеет свои отличительные знаки: герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами.                                    ПЛАКАТ

    - Что такое символы? / табличка

                 

    Герб – это отличительный знак государства, города, рода. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено? Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти.

     Ещё одним символом нашего государства является флаг.

     Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл:

    Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду,  красный – огонь и отвагу.

               День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации.  

    Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн – это главная песня в стране.  Сегодня наша торжественна линейка была открыта гимном. И мы с вами уважительно, стоя, слушали эту торжественную песню.

    Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков.

    III. Работа по теме урока

    3.1. Сообщение темы, целей

    Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - город, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина.

    Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока.

    Кто догадался Как она звучит?  ( ответы детей)

    - Правильно. Тема нашего урока «Моя малая Родина».  Для многих это второй по величине город, город федерального значения – Санкт – Петербург.

    Родина слово большое, большое!

    Пусть не бывает на свете чудес,

    Если сказать это слово с душою,

    Глубже морей оно, выше небес!

    В нем умещается ровно полмира:

    Мама и папа, соседи, друзья.

    Город родимый, родная квартира,

    Бабушка, школа, котенок … и я.

    Зайчик солнечный в ладошке,

    Куст сирени за окошком

    И на щечке родинка –

    Это тоже Родина.

    Татьяна Бокова

    - А что для вас малая Родина? А как вы понимаете это выражение?

    - Сегодня мы начинаем цикл уроков, посвященных нашему городу, впереди нас ожидает экскурсия (сегодня – по микрорайону, в конце сентября – в самое древнее, историческое  место нашего города), мы с вами будем знакомиться с историей города, достопримечательностями.

    - А сейчас мы с вами  отправляемся в экспресс – путешествие по трем основным станциям: Прошлое. Настоящее. Будущее.  ВЫВЕШИВАЕМ «ПАРОВОЗИК»  Ваши парты – вагоны, а вы в них – пассажиры.

    - Вспомните дыхательное оздоровительное упражнение «Паровозик»

    Физминутка

    «Паровозик» .Шагать на месте, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух –чух-чух»

    «Трубач».Сидя, кисти рук сжать в трубочку, поднять вверх. Медленный выдох с громким произношением «п-ф-ф-ф-ф» (4-5 раз)

    3.2. Станция первая. Прошлое.

    - Кто может сказать, кем был заложен наш город? Кем, когда и почему был построен? (ответы детей)

    Учитель:  Санкт-Петербург был заложен Петром І 27 мая 1703 года.  (На доске: портрет Петра І).

            -  Царю нужна была крепость и новая столица. Собственными руками Пётр сделал чертёж новой крепости. Она была названа по заложенной там церкви апостолов Петра и Павла Петропавловской. Это было первое строение новой столицы.

    Стоит особо сказать, что строительство города проходило в очень суровых условиях. Болото. Гнус. Слякоть. Отсутствие современных строительных машин. Люди буквально на себе, на лошадях привозили строительный материал. Строили все вручную. И, конечно, было очень много жертв среди строителей города. Условия жизни рабочих, строивших Санкт-Петербург, были такими, что многие из них умирали. Считают, что на строительстве Петербурга погибло около 200.000 человек.

             Символом и хранителем города считается ангел, застывший на шпиле Петропавловской крепости.

            «Раздумал, видно, ангел улететь…

            И вдруг застыл, пространство не осиля,

            Ему на город весело глядеть,

            С вершины Петропавловского шпиля…»

    Именно в эту крепость мы совершим экскурсию. В прошлом учебном году Дима Потапов рисовал рисунок на конкурс «Фонари Спб» - «Прогулка к Петропавловской крепости». (демонстрация)

            В центре города, на  Сенатской площади, стоит величесвенный памятник Петру І, который  еще называют «Медный всадник»

     «Люблю тебя, Петра творенье,

    Люблю твой строгий, стройный вид.

    Невы державное теченье,

    Береговой её гранит.

    Твоих оград узор чугунный…»

    (отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»)

    3.3. Станция вторая. Настоящее.

    Сегодня в городе проживает более 6.000.000 человек.

            Посмотрите на символы нашего города –

    Флаг Санкт-Петербурга представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета, в центре которого изображены два скрещенных, перевернутых, белых (серебряных) якоря:  
    один морской, у него всего две лопасти, другой – речной, у него целых четыре лопасти,  
    и золотой скипетр с двуглавым орлом. Морской якорь смотрит в левый угол полотнища, а речной – в правый.

    Герб -  геральдический красный щит без обрамления с изображением на его поле двух серебряных якорей - морского и речного, положенных накрест, и на них золотой скипетр с двуглавым орлом. 
    В полном варианте герба  щит увенчан императорской короной с двумя выходящими из нее Андреевскими лазоревыми лентами. За щитом два положенных накрест золотых, украшенных алмазами и эмалью российских скипетра, соединенных Андреевской лазоревой лентой. 

    Официальный текст Государственного гимна  Санкт-Петербурга 

    Державный град, возвышайся над Невою,
    Как дивный храм, ты сердцам открыт!
    Сияй в веках красотой живою,
    Дыханье твое Медный всадник хранит.

    Несокрушим – ты смог в года лихие
    Преодолеть все бури и ветра!
    С морской душой, 
    Бессмертен, как Россия,
    Плыви, фрегат, под парусом Петра!

    Санкт-Петербург, оставайся вечно молод!
    Грядущий день озарен тобой.
    Так расцветай, наш прекрасный город!
    Высокая честь – жить единой судьбой!

    (Чтение гимна)

    - Ребята, а что нужно делать, когда вы слышите гимн?

    - Давайте встанем и послушаем 1 куплет гимна.

    (слушание гимна)

    Давайте проведем игру – конкурс на внимание. Ваша задача – правильно, по памяти, составить коллаж – герб города.

     Разделимся на 4 команды (по рядам), выберем 1 руководителя группы, и по моему сигналу участники группы должны будут встать, подойти в последней парте, взять необходимые элементы и составить из них коллаж герба города.

    (Проводится игра на внимание)

    Сегодня Санкт-Петербург  еще называют «Северной столицей»,  как «музеем под открытым небом», архитектурным шедевром, охраняемый ЮНЕСКО.

    Наш город -  один из красивейших городов мира, куда каждый год приезжают сотни тысяч туристов полюбоваться историческими и современными достопримечательностями.

    Сегодня в  Санкт-Петербурге (табличка):

    Школы – 1093.   Университеты – более 100.   Театров – более 100. Музеев – свыше 200

    Памятников – 5830 ( 3123 – федерального значения)  Мостов – 367 ( 21 – разводных)

    3.3. Станция третья. Будущее.

    Учитель. Пришло время подумать и про будущее города. Что нужно сделать, чтобы наш город стал еще краше, еще удобнее для нас, горожан? Кто должен это желать?

    Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру – «Мозговой штурм».

    Представим себе, что вы  - не ученики 4 «А» класса, а обычные жители нашего города. Причем:

    Второй ряд – это взрослые жители, руководители города, которые принимают решения, отвечают за все, что происходит в городе.

    Третий – это взрослые жители: учителя, врачи, инженеры, служащие, водители, пр.

    Четвертый  ряд – это дети, которые тоже хотели бы что-то полезное сделать для города.

    Первый ряд – это эксперты, руководители групп, которые выслушают мнения всех ребят и расскажут от лица группы свои предложения.

    Дима – второй ряд.      Аня – третий ряд.      Вика – четвертый ряд.

    Настя – идет помогать мне (раздать «вагоны» на каждую парту, освободить доску для паровозика с вагонами)

    Обсуждение 3 минуты.

    Заслушивание ребят – 2 минуты на группу.

    IV. Заключительная часть

    Подведение итогов

    - О чем мы сегодня говорили?

    - Какой вывод, итог можно подвести нашему занятию?

    - Какие чувства?

    Сейчас возьмите «вагончики», подумайте и запишите продолжение  фразы «Это МОЙ город, потому что….», а затем прикрепите свои вагончики к нашему паровозику и давайте поедем на нем  дальше, в страну знаний и открытий.

    Справка.

    Главной задачей развития города, разработанной Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года,  является превращение самого северного мегаполиса в мире в «Город, комфортный для жизни».

    Для этого необходимо:

    • сделать Петербург удобным для передвижения (строительство новых станций метро, дорог, мостов; расширение сети перехватывающих парковок; строительство велодорожек; изменение качества дорожного покрытия и пр.);
    • обеспечить жителей качественным жильем (строительство новых кварталов, расселение коммуналок и пр.);
    • усилить безопасность жизни в городе (изменить работу правоохранительных служб, увеличить число общественных городских пространств, где постоянно присутствуют люди и пр.);
    • сделать более доступными учреждения культуры, здравоохранения, спорта (расширить их число, создать музеи, театры, спортивные площадки и пр. на окраинах города);
    • повысить качество услуг, оказываемых жителям;
    • изменить экологическую обстановку в городе («чистый и зеленый город») и т.д.



    Предварительный просмотр:

    Моя малая Родина – Санкт-Петербург

    Флаг города

    Герб города

    Моя малая Родина – Санкт-Петербург

    Флаг города

    Герб города

    Гимн города Санкт-Петербурга

    Державный град, возвышайся над Невою,
    Как дивный храм, ты сердцам открыт!
    Сияй в веках красотой живою,
    Дыханье твое Медный всадник хранит.

    Несокрушим – ты смог в года лихие
    Преодолеть все бури и ветра!
    С морской душой, 
    Бессмертен, как Россия,
    Плыви, фрегат, под парусом Петра!

    Санкт-Петербург, оставайся вечно молод!
    Грядущий день озарен тобой.
    Так расцветай, наш прекрасный город!
    Высокая честь – жить единой судьбой!

    Гимн города Санкт-Петербурга

    Державный град, возвышайся над Невою,
    Как дивный храм, ты сердцам открыт!
    Сияй в веках красотой живою,
    Дыханье твое Медный всадник хранит.

    Несокрушим – ты смог в года лихие
    Преодолеть все бури и ветра!
    С морской душой, 
    Бессмертен, как Россия,
    Плыви, фрегат, под парусом Петра!

    Санкт-Петербург, оставайся вечно молод!
    Грядущий день озарен тобой.
    Так расцветай, наш прекрасный город!
    Высокая честь – жить единой судьбой!



    Предварительный просмотр:

    Паровозик

    В "Песочнице" идей Рисунки для витражных красок из мульфильма Паровозик из Ромашково. Часть 7.6

    В "Песочнице" идей Рисунки для витражных красок из мульфильма Паровозик из Ромашково. Часть 7.6


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект классного часа на тему "Моя малая родина"

    Конспект классного часа может помочь учителю 3-4 класса  интересно построить разговор с учащимися  о любви и гордости за свою страну, задуматься  о людях, которые прикладывают большие у...

    Классный час 1 сентября «Моя малая Родина Санкт-Петербург: путешествие в прошлое, настоящее и будущее»

    Тематический урок «Моя малая Родина Санкт-Петербург: путешествие в прошлое, настоящее и будущее»...

    Классный час 1 сентября «Моя малая Родина Санкт-Петербург: путешествие в прошлое, настоящее и будущее»

    Тематический урок «Моя малая Родина Санкт-Петербург: путешествие в прошлое, настоящее и будущее»...

    План-конспект классного часа «Большая и малая Родина»

    План-конспект классного часа «Большая и малая Родина» проведен 1 сентября...

    Внеклассное занятие Заочное путешествие по городу «Моя Малая Родина- Санкт-Петербург»

    Место проведения: ГБС(К)ОУ школа №609 Красногвардейского района (актовый зал) Участники мероприятия: Воспитатель ГПД Беспалова Т.А.Учащиеся 3Б КЛАССАРодители учащихся: Стацун Т.И., Мусикян М.А., ...