Программа по внеурочной деятельности «Эрудит».
рабочая программа (2 класс) на тему

Тимохова Наталья Юрьевна

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл erudit_2_klass.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по внеурочной деятельности «Эрудит».

Разработчик: Тимохова Наталья Юрьевна

  1. Пояснительная записка

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться и самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по математике.

Задачи:

  • формирование индивидуальных творческих способностей личности;
  • развитие познавательных способностей и мыслительных операций у школьников;
  • формирование активного мышления;
  • корректирование личностного и интеллектуального развития учащихся;
  • совершенствование учебных умений и навыков;
  • активизирование познавательного интереса;
  • воспитание настойчивости, терпения, способности к саморегуляции;
  • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.

Главные принципы реализации программы.

  1. Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания.
  2. Гуманизм в межличностных отношениях.
  3. Научность и интегративность.
  4. Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  5. Применение принципов развивающего обучения.
  6. Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Новизна и педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы расширить зону ближайшего развития ребёнка и последовательно перевести её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Содержание программы тесно связано с содержанием учебника «Математика».

Объём кружковых занятий и виды учебной работы: на изучение курса предложено 34 часа, продолжительность одного занятия составляет 1 академический час (40 минут).

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Прогнозируемые результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в олимпиадах различного уровня;

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники интеллектуального курса будут принимать участие в олимпиаде по математике («Кенгуру»).

Уровень знаний определяется собеседованием и тестированием.

Формы подведения итогов реализации программы.

Участие в международных, городских, районных конкурсах интеллектуалов, олимпиадах, марафонах (командное и индивидуальное первенство).

  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Дата

Тема

Количество часов

Универсальные учебные действия

Теоретические занятия

Практические занятия

Волшебные превращения цифр

1

Личностные УУД:

  •  Формирование основных моральных норм: взаимопомощи,  ответственности.
  • Развитие толерантности во взаимоотношениях.
  • Развитие регуляторов поведения.
  • Развитие познавательных интересов, учебной мотивации.

Регулятивные УУД:

Формировать:

  •  умение учиться и способность к организации своей деятельности;
  • умения оценивать свои возможности решения, находить допущенные ошибки; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
  • умение находить в чужой и собственной работе ошибки, объяснять причину;
  • умение прогнозировать результат вычисления;
  • учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.

Познавательные УУД:

  • Учиться в диалоге: понимать вопросы учителя, собеседника и отвечать в соответствии с правилами речевого этикета.
  • Анализировать объекты с целью выделения признаков.
  • Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход выполнения.
  • Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий.
  • Моделировать изученные арифметические зависимости.
  • Преобразовывать объект в знаково-символическую модель.
  • Исследовать: сравнивать данные, выделять тождества (различия), определять общие признаки, устанавливать закономерности.
  • Учить выводить общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи (обобщения); выделять существенные признаки и их синтезировать (подведение под понятие), устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

  • Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
  • Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.
  • Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.
  • Уметь обосновывать и доказывать собственное мнение.
  • Выдвигать предположения: находить основания для выбора арифметических действий.

Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

В царстве смекалки

1

Логические задания

1

Забавная геометрия

1

Решение нестандартных задач

1

Задания на логическое мышление

1

Задачи повышенной сложности

1

Математический турнир

1

Блиц – турнир по решению задач

1

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике

1

Задачи в стихах. Головоломки.  Логические цепочки

1

Игра «Математик-бизнесмен»

1

Магические квадраты

1

Задачи повышенной сложности

1

Магические квадраты. Логические цепочки

1

Путешествие по стране Геометрия

1

Головоломки. Задачи в стихах

1

Подготовка к международному конкурсу-игре по математике «Кенгуру»

1

Блиц – турнир по решению задач

1

Геометрия вокруг нас

1

Игры с таблицей умножения

1

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике

        

1

Математическая игра «Счастливый случай»

1

Путешествие в страну Мультипотамию

1

Подготовка к международному конкурсу-игре по математике «Кенгуру»

1

Задачи повышенной сложности

1

И прекрасна, и сильна математики страна!

1

В гости к царице Математике

1

Занимательная геометрия

1

Удивительный мир математики

1

Игра «Звёздный час»

1

Такая уж это страна Математика

1

Математический КВН

1

Игра «Кто хочет стать миллионером?»

1

Арифметическая викторина.

1

Выпуск математической газеты.

1

Математический вечер.

1

  1. Содержание

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, мышления, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, районного уровня;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Методы обучения. Для опережающего обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

- кооперативное обучение,

- мозговой штурм,

- групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

  • дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
  • уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
  • ослабить скрытые конфликты;
  • выработать общее решение;
  • повысить эффективность работы участников дискуссии;
  • повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
  • удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы:

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

  1. Список литературы
  2. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.
  3. Гейдман Б.Г. «Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2 – 4 классы».М.: «Аирис-пресс» - 2009 г.
  4. Голубь В. Т. «Графические диктанты» М. : «ВАКО» -2008 г.
  5. Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г.
  6. Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.
  7. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003.
  8. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 1-ом классе. – М.:Илекса, 2002.
  9. Савенков А. И. «Маленький исследователь. Развитие логического мышления для детей 7 – 8 лет.» М.:Издательство «Фёдоров»-2010 г.
  10. Савенков А. И. « Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников.» М.: Издательство «Фёдоров» 2010 г.
  11. Савенков А. И. «Развитие познавательных способностей.» М.: Издательство «Фёдоров» 2010 г.
  12. Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004.
  13. Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа – М.: ВАКО, 2004.
  14. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей. Практикум» М.: Издательство «У – Фактория» 2006
  15. Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. – Ростов-на-Дону: “Деникс”, 2003.
  16. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам». Информатика, логика, математика. М.: РОСТкнига-2007
  17. Языканова Е. В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 2 класс.» М. : Издательство «Экзамен» - 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Эрудит" 1 класс с календарно -тематическим планированием

Программа по внеурочной деятельности рассчитана на 29 часов. В ней есть пояснительная записка, актуальность введения этого курса, планируемые результаты и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эрудит" для 3 класса.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эрудит" для 3 класса. Программа расчитана на 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю....

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Эрудит»

Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут в 3-4 классах. Предлагаемый курс «Эрудит» рассчитан на 68 часов и предлагается для работы с обучающимися 3-4 класса....

Программа по внеурочной деятельности "Эрудит" для 2класса

Программа содержит цели и задачи, актуальность, новизну, планирование....

Программа по внеурочной деятельности "Эрудит" 2 класс

В качестве занятий с одарёнными детьми был создан крружок "Эрудит".Там рассматриваются задания повышенной сложности по предметам с целью подготовки к олимпиадам и проектно-исследовательским работам....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эрудит»

Данная программа создана для внеурочной работы с одаренными детьми. Может использоваться при подготовке к предметным олимпиадам....