Классный час "День птиц"
классный час (1 класс) на тему

Сведения о многообразии пернатых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_ptits.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 1 классе.

«ДЕНЬ ПТИЦ»

Цели: познакомить учащихся с многообразием пернатых, дать представление о разновидностях птиц, развивать речь учащихся, прививать любовь и бережное отношение к родной природе, расширять кругозор учащихся.

Учитель: Шишкина Т.Е.

Эту истину знаю отроду

И её никогда не таю:

«Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою».

М.Романова

- Ребята, давайте отправимся с вами … за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А для вас, ребята, что ни шаг, то новое чудо!

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей,

Другое пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём

Ответы искать под зелёным шатром.

- Отгадайте загадку:

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (птица)

- Сегодня наша цель: сказать недосказанное, услышать неуслышанное, узнать непознанное.
Любая встреча невозможна без информации. Наша встреча не исключение. 

- Орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Кто догадался что обозначает слово «орнитолог»?  (Орнитолог – ученый, занимающийся изучением птиц).

Союз Охраны птиц России ежегодно проводит акцию «Птица года», цель которой заключается в сохранении видового разнообразия и численности диких птиц.

Жизнь птиц во многом зависит от нас с вами. Ведь домой прилетают они голодные, измученные долгим и утомительным путешествием.

Как встретит их родной край? Кто поддержит ослабевшую птичку? Есть ли у нее домик, где она сможет устроить гнездо?

Не случится ли так, что преодолев тысячи труднейших километров, птичка попадёт в ловушку или погибнет от рогатки?

Ведь они надеятся на нас и ждут от нас помощи. А чтобы им помочь, нужно знать и любить птиц.

Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полёты, мелодичное пение.

Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде   на птиц.

1-ый уч-к: Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью. (Звучит запись птичьих голосов)

2-ой уч-к: Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

3-ий уч-к: Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

4-ый уч-к: Птицы – наши верные помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.

5-ый уч-к: Птицы – это тайна и красота. Птицы – наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

«Угадай»

«Гуль-гуль-гуль» - мани к себе их,

Дай зерна, воды налей.

Белых, сизых и кофейных

Ты увидишь… (голубей)

Эти птицы окружили

Белоснежный пароход.

То над мачтой пролетают,

То садятся на волну… (чайки)

Эта птица не простая:

Днём его не встретишь ты,

Из дупла он вылетает

С наступленьем темноты.

Днём любой его обидит:

Он при свете плохо видит.

А во тьме пугает сам,

Пролетая по лесам.

Опоздавших замечает

У гнезда и у норы,

И глаза его сверкают

Как зелёные шары. (филин)

Что за домик на берёзе

С круглой дырочкой в доске?

Есть такие и в колхозе,

Есть и в городе Москве.

Готовят дом для птицы – друга,

Когда летит она к нам с юга. (скворец)

В камышах она живёт,

Дом у ней среди болот,

Там, где водятся лягушки.

Цап! – и нет одной квакушки. (цапля)

Маленький певец лесной,

Как прекрасен голос твой! (соловей)

Появляется лесовичок. Дети отгадайте, о ком я вам хочу рассказать?

Она черна,
Она шумна,
Стоит - галдит:
Гал-гал! Гал-гал! Кто угадал? (Галка)


Я расскажу вам о самой маленькой из всего вороньего рода
птице - галке. Почти повсеместно она является оседлой птицей, проводящей
круглый год на одном и том же месте. Галка очень шустрая, ловкая и далеко не
глупая. Она общительна и с грачами, воронами,
скворцами. Их часто можно встретить в общей стае. Она прекрасно летает и по
быстроте полета превосходит всю остальную свою "черную" родню. К человеку
относится   доверчиво:   большей   частью   вьет   гнездо   в   непосредственной
близости от его жилища. Галка охотно гнездится в дуплах и изредка на ветвях
деревьев. Часто ее гнездо расположено рядом с гнездами грачей, с которыми
галка вообще находится в весьма дружественных отношениях. (На экране -
изображение вороны, грача, галки).
На пары эти птицы разбиваются еще с осени. С наступлением ранней
весны они принимаются за починку старых и постройку новых гнезд. В это
время часто можно видеть галок, собирающих с земли под деревьями сухие
прутики, из которых и состоит главным образом гнездо этой птицы. Если снег
еще покрывает землю, то галки ломают сухие веточки с деревьев. Внутри гнездо выстлано перьями. В каждой кладке у галок 4-6 яиц.
Рассказывают, что раньше в России крестьяне пользовались галкой как наседкой. Деревенские куры вследствие плохого содержания садились на яйца очень поздно, поэтому - то для получения ранних цыплят, куриные яйца подкладывали в гнездо к галке. Не подозревая обмана, птица усердно высиживала яйца. Но надо было видеть ее удивление и беспокойство, когда из яиц появлялись цыплята. В это время за галкой следили и тотчас же отбирали у нее, цыплят, иначе она их клевала.

Лесовичок. А эта птица никогда

                    Для птенцов не вьёт гнезда.

                    Сядет где-то на суку

                    И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (кукушка)


Лесовичок. Кукушкино яйцо можно найти в гнезде почти любой певчей птицы: пеночки, крапивницы, завирушки, мухоловки, серой славки и даже кулика. Кукушка весит 100 г, а птички- воспитатели кукушат - 7 - 10 г. Птенец кукушки весит всего 3 г, но, если вы положите ему на спину 6-граммовую гирьку, он ее сбросит. Вот также он выбрасывает из гнезда птицы-воспитателя ее птенцов.

Давайте подслушаем «разговор» глухаря и кукушки.
Глухарь. Ну, рассказывай, по правде, по совести, начисто выкладывай, как дошла ты до жизни такой. Обид на тебя птичьих не счесть, жалоб, слез не оберешься. Разве можно всех перечесть кого ты обидела, кукушка серая, бездомная. Вот отвечай теперь, говори почему ты гнезда своего не вьешь, птенцов не выкармливаешь, не высиживаешь яйца, а подбрасываешь их в чужие гнезда? Кукушата твои прожорливы, да злые-презлые: лишь из яиц  вылупятся мигом своих названных из гнезда выбрасывают на гибель.
Кукушка. Не взыщите лесные жители, судьи строгие за то, что скажу я вам - не в суд себе, не в осуждение. Нет здесь моей вины. Я не мать бессердечная, что детенышей своих на злосчастье обрекает. Сама я несчастная, судьба горькая. Завидую я вам птицы. Совьете вы гнездо. Яички снесете и высиживаете деток своих. А я? Не могу я так. Снесу одно яичко и рада бы высиживать птенца, а уж другое чувство во мне. Из первого яичка, что я снесла уже кукушонок выклевывается. И что тут делать? Лететь за кормом для вылупившегося птенца или только что снесенное яичко теплотой материнской согревать? Вот и приходится мне, матери горемычной подкладывать свои яйца в чужие гнезда. Если мне уж не суждено деток своих нянчить, пусть неродная мать о них позаботиться. И стыдно мне, и сироток жалко. Разнесу яички свои по чужим гнездам, а сама в криках своих скорбь свою выражаю.
Да что тут рассуждать много. Вот ответьте мне, лесные жители. Кто в лесу уничтожает мохнатых гусениц? А они злейшие враги леса - эти мохнатики. Может глухари, совы, тетерева? А? Стыдно стало. Никто кроме меня их не ест. У всех после них животы болят. Я 100 штук в день съедаю. И пользу я большую приношу. Вот так.

Игра «Птицы»

Я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появилось что-то другое, дайте мне знать: вы можете хлопать и топать.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

 Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки…

Даже совы – сплюшки,

Лебеди и утки –

И спасибо шутке!


«Живые синонимы»

Вспомните, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.

  1. Поёт, как … (соловей).
  2. Надутый, как … (индюк).
  3. Трещать, как … (сорока).
  4. Щебетать, как … (воробей).
  5. Ворковать, как … (голубь).
  6. Накаркать, как … (ворона).

«Птичьи разговоры»

Гуси … (гогочут), соловьи … (свистят), журавли … (кричат), утки … (крякают), вороны … (каркают), ласточки … (щебечут), голуби … (воркуют), синицы … (пищат), совы … (ухают).

Вопросы на развитие мышления
—    Почему весной скворцы, галки садятся на лошадей, коров, овец?
{Выщипывают шерсть из животных для подстилки гнезд)
—    Какие птичьи тайны открывает листопад? (Хорошо видны гнезда
пернатых)
—    Что птицам страшнее зимой - холод или голод? (Голод)
—    Дышит ли цыпленок в яйце (Да)

—    Какими гребешками никто не расчесывается (Петушиными)
—    Какие птицы не умеют летать (Пингвины, страусы)
—    На ветке — дворец, а во дворце сидит певец (Скворец)
—    Какие птицы никогда не садятся на землю (Стрижи)
—    Какая птица является символом мира (Голубь)
—    Какие птицы являются символом верности и
 любви (Лебедь)

Русская народная игра «Хитрый воробей»

При помощи считалки выбирается водящий – воробей:

Мы считалочку считаем,

Воробьишку выбираем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем мы играть.

Остальные дети – насекомые: жуки, комары, мошки и т.п. Они свободно «летают» по «саду». Учитель произносит фразу:

Раз, два, три, четыре, пять –

Воробей, начни летать!

Воробей, до этого сидевший на «ветке дерева», «вспорхнув с неё», должен «поймать» как можно больше насекомых. До кого он успеет дотронуться рукой, тот и считается пойманным и отходит в сторону.

После команды учителя:

«Раз, два, три, четыре, пять – прекратите все летать!», оставшееся не пойманным «насекомое» становится воробьём.

«Поэтическая минутка»

Возьму я в руки молоток,

Построю дом для птиц.

Для воробьёв или скворцов,

А может быть – синиц.

А в доме сделаю окно,

Чтоб стало в нём светло,

Быть может, смастерю ещё

С перильцами крыльцо.

Я прикреплю свой птичий дом

На яблоне в саду.

Здесь для себя жильцы всегда

Найдут еду внизу.

- Охарактеризуйте мальчика. (Добрый, внимательный, предусмотрительный, трудолюбивый, заботливый, мастер на все руки).

- Давайте посмотрим, какие домики для своих пернатых друзей приготовили вы с помощью своих родителей.

«Птичье счастье»

Ликуя, песнь поёт скворец:

- Какое счастье, я отец!

Три очаровательных скворчонка,

Три птичьих крохотных ребёнка,

Разинув клювики, пищат.

Проголодались, крохи, есть хотят.

Скворчиха – мать в большом смятенье:

- Как прокормить троих ребят,

Голодных маленьких скворчат?

Спешит на помощь ей скворец,

Счастливый, радостный отец:

- Ты отдохни, моя родная,

Птенцам я сам обед поймаю!

- Весной птицы заняты выведением потомства, об этом не следует забывать, гуляя в лесу, парке, сквере. Будьте чуткими, не мешайте пернатым заниматься важным делом, наблюдайте за ними со стороны – и птичьи концерты никогда не прекратятся.

- Птицы везде – над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов, в нашем крае около 320 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалёку от вашего дома, надо знать. (Дети называют известных им птиц).

Наблюдайте за пернатыми, слушайте их, помогайте им. Птицы приносят огромную пользу и радость всем. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц!

Все:

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле – каждый колосок,

Звери, птицы, и жуки,

Муравьи и мотыльки…

Все, что рядышком со мною, -

Это всё моё родное!

Как же мне в краю родном

Не заботиться о нём!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Птицы России"

Конспект проведения классного часа ко дню птиц....

Классный час "Птицы Крассной книги" в 3 классе

Классный час "Птицы Красной книги" с презентацией...

Классный час "Птицы - наши друзья" 3 класс

Классный час с презентацией и элементами соревнования. В ходе данного занятия дети расширят знания о птицах, научатся работать в группе....

Классный час "Птицы -наши друзья"

Главная особенность данного классного часа состоит в организации природоохранной деятельности, а именно изготовление и развешивание кормушек, подкомка птиц....

Классный час: "Птицы - наши друзья"

Загадки о птицах, словарные слова,...

Классный час "Птицы вокруг нас"

Цели мероприятия: создать оптимальные условия для усвоения знаний о внешнем виде, повадках птиц и формирования у детей эстетического восприятия природы- наступления весны, бережного отношения к живому...

Классный час "Птицы зимой"

Подробная разработка классного часа "Птицы зимой". Систематизируются знания детей о зимующих птицах, о способах помощи зимующим птицам....