классный час "Ваши права и обязанности, дети!"
классный час (3 класс) на тему

Габова Ирина Александровна

Классный час для 3-4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vashi_prava_i_obyazannosti.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Ваши права и обязанности, дети!»

Классный час

Цель: ознакомить учащихся с основными правами и обязанностями ребёнка.

Задачи:

  1. Формировать положительное отношение к законам и их выполнению.
  2. Ознакомить с тем, что у учащихся есть ещё и обязанности (как школьника) и  соотнести права и обязанности детей;
  3. Способствовать формированию правовой культуры учащихся.
  4. познакомить детей  с основными положениями Конвенции;
  5. способствовать осознанию ответственности за свои права;
  6. формировать положительное отношение к правам других.

Оборудование: колокольчик, карточки со словами ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, КОНВЕНЦИЯ, 1990 ГОД, карточки для капитанов, карточка с названиями сказочных героев, иллюстрации к фрагментам сказок, диск с песнями, листы для написания обязанностей школьника, анаграммы, карточки-подарки.

Ход классного часа

Организационный момент

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать

Актуализация

Сейчас в нашей школе идёт месячник правовых знаний. Все ребята и учителя проводят классные часы на тему «Права ребёнка». Мы тоже с вами начали этот месячник с оформления информационной доски «права ребёнка» и сегодня ещё проведём классный час на эту же тему. Итак, приступим!

- Как вы думаете, зачем школьникам нужно ознакомиться с этой темой?

- Ребята, но у вас существуют не только права, но и долг перед чем-то или кем-то, выполнение каких-то требований, это называется обязанности. Сегодня об обязанностях мы так же с вами будем говорить.

Тогда начнём знакомиться и узнавать новое о своих правах и обязанностях.

Нас ждёт много интересного и занимательного. Работать будем в группах. Вспомним правила работать в группе:

  1. Каждый участник группе важен.
  2. Каждый имеет право высказать своё мнение.
  3. Все участники должны слушать своего капитана. (капитаны каждых групп выбраны давно).
  4. Не перебивать друг-друга.
  5. Обсуждай в группе спокойно, говори негромко, обращайся к согрупникам вежливо.
  6. Выслушивать и внимательно относиться  к участникам других групп.

Из истории прав ребёнка

А сейчас мы узнаем откуда взялись права ребёнка и кто их придумал. Капитаны групп вас сейчас с этим познакомят.

1) Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

2)  Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за то, что они поклоняются не тем богам, и  за их политические взгляды.

3) Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

4)  Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права. И назвали этот документ «Конвенция о правах ребёнка»

1) И с 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка.

2) В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.

3) Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.

4) Ребёнком называют любого человека до 18 лет.

- Участники групп, как же называется документ, в котором написаны все права ребёнка для любого ребёнка из любой страны? (конвенция о правах ребёнка) Конвенция должна обязательно выполняться и она едина для детей всей Земли.

- Кто запомнил, когда была создана конвенция? Сколько её будет лет? (создана в 1990 году, ей будет 20 лет)

Каждую минуту на земле рождается ребенок. Новорожденный ребенок в России, Англии, Эфиопии, Японии и др. странах наделяются правами. А это значит, что каждый человек с самого рождения наделяется правами.

Но люди к этому пришли не сразу. Раньше, в старые времена  от младенца могли избавиться, продать, подкинуть, сдать в приют, а так же родители считали, что они со своим ребёнком могут делать всё, что угодно. Но дети маленькие существа, которые не могут постоять за себя, но теперь есть закон, который может защитить, вступиться за них, охранять их жизнь. Но в Конвенции говорится, что  ответственность за защиту прав и интересов детей возложена на родителей.

- Давайте вспомним, какие права вы знаете?

Права ребёнка в сказках

Сейчас мы проверим, как вы запомнили это. А помогут нам в этом сказки. Я вам буду говорить право, а вы из своей таблички на партах будете выбирать героя сказки, у которого это право нарушено или это право помогло в жизни.

Золушка

Колобок

Кот в сапогах

Чиполлино

Братец иванушка

Три поросёнка

Красная шапочка

Дюймовочка

Буратино

Золотая рыбка

Звери и айболит

Заинька

  1. Дети имеют право собираться вместе и обсуждать свои дела на мирных собраниях (Чиполлино и его друзья)

  1. Ребёнок имеет право на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносит ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. (Золушка)

  1. Государство принимает все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и любой форме.(иванушка)

  1. Государство принимает все необходимые меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или  или эксплуатации. (буратино, золушка)

  1. Каждый имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. (айболит и звери)    

   

  1. Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. (Золушка)  

  1. Право на жизнь и личную неприкосновенность. (Колобок, Золотая рыбка, Чиполлино, Дюймовочка)

  1. Право на неприкосновенность жилища (3 поросёнка, Заинька)

  1. Право человека владеть своим имуществом (3 поросёнка, Буратино)

  1. Право на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений (Кот в сапогах, выдумывал разные истории, чтоб помочь своему хозяину, тем самым выражал своё личное мнение)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Молодцы!

Песни с правами

О правах говорится везде, пусть не в прямом смысле, но мы, зная о правах можем это уследить. Даже в песнях говорится о правах.

Задание для каждой группы:

О каких правах поётся в этих песнях?

    «Песня бременских музыкантов» (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) – «Ничего на свете лучше нету…» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.)

«Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского). (Право на образование.)

«Песенка мамонтёнка» (каждый ребёнок имеет право жить в семье)

«Разбойники» (право на жизнь и личную неприкосновенность)

Работа с жизненными ситуациями

В жизни мы каждый день встречаемся с нашими правами. Сейчас вы прослушаете несколько отрывков из жизни и мы их попробуем обсудить сначала вы обсуждаете в группе, а потом мы выслушаем ваше мнение.

1 ситуация:

Оля осталась одна в классе, а все  дети вышли.

Оля: Ой, ластика нет. У кого же взять? У Светы возьму. (Оля роется в портфеле у Светы. Находит блокнот, читает. Затем находит дневник и читает его. В это время входит Света.

Света: Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник?

Оля. А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать дневник, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение?

2 ситуация:

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа.

Имеет ли право ребёнок от чего-то отказаться и получить то, что хочет?

Найдите ошибки в поведении членов семьи (на доске табличка “обязанности”).

Он имеет право отказаться от всего, но у него есть обязанности сына – помогать, поэтому он мог помочь маме помыть посуду, сходить бабушке за лекарствами, помыть руки перед едой.

Обязанности школьника

Вы так же являетесь школьниками, учениками. У школьников тоже есть свои обязанности. Вам задание в группах – на листке написать обязанности школьника:

- не прогуливать уроки.

- не опаздывать на уроки.

- выполнять домашнее задание.

- дорожить честью школы, преумножать ее традиции, овладеть знаниями.

- носить одежду делового стиля.

- дежурить по столовой, классу, школе.

- носить сменную обувь.

Но помните: ваши права действительны в том случае, если вы не нарушаете права других людей. Каждое право порождает обязанность.

Итог

Сколько бы ни было в мире детишек,

Белых и чёрных девчонок, мальчишек.

Все их права ценны и равны.

Взрослые все уважать их должны.

Подведём итог:

на доске анаграммы. Ответьте на вопросы, вам в этом помогут анаграммы

Н О К Е В Н И Ц Я

Р Д О Т И Е И Л , Г О У С А Р Д Т С О В

И Ж З Н Ь , Р Б О А З О А В И Н Е.

Вопросы:

Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

Какие основные права вам известны?

В каком международном документе записаны права детей?

Подарок

Вам в подарок, чтоб вы помнили о своих правах, я хотела бы подарить  вот такие картиночки с правами ребёнка, можете сегодня по этим картинкам рассказать дома о правах ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Форми­ровать представ...

Классный час Тема: «Права и обязанности детей в семье»

Современные дети очень хорошо знают свои права, но не хотят помнить об обязанностях. Различать их и выполнять обязанности нужно учить детей с младшего школьного возраста....

Разработка открытого классного часа "Права и обязанности детей в семье"

Презентация к классному  часу по теме:"Права и обязанности детей в семье"...

Классный час в 4 классе "Ваши права и обязанности, дети".

Сценарий ориентирован на формирование у детей коммуникативных навыков, умения понимать себя и других; знакомит  с основными правилами делового и бытового этикета; формирует умение совершенствоват...

Классный час по теме "Ваши права и обязанности, дети!"

Данная разработка воспитательного мероприятия поможет в легкой форме донести до детей, какие права и обязанности у них есть. В конце  мероприятия представлен тест по сказкам для детей по данной т...

Классный час " Права и обязанности детей"

Классный час о правах и обязанностях обучающихся...


 

Комментарии

Шарандак Инна Борисовна

Всегда трудно построить интересно классный час, а Вы смогли подобрать интересные , занимательные задания. Спасибо!