Рабочая программа внеурочной деятельности "Народное творчество"
рабочая программа на тему

Рыжкова Светлана Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Народное творчество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_narodnoe_tvorchestvo.docx53.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 1 г. ЛИПЕЦКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности

 «Народное творчество»

Учитель:  Рыжкова С.В.

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка.

                         

Данная авторская программа внеурочной деятельности реализует общекультурное направление.

Нормативно-правовая база:

Актуальность и педагогическая целесообразность Программы

В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание. Актуальность данной Программы обусловлена тем, что в современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколения, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.

Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложна, трудна, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая статья, особая, светлая душа.

Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.

Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания. У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове.

Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства- творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.

Народные танцы, песня, как и другие жанры фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, в его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в жизнь того, что чуждо нашему менталитету. А это то, что живёт, но скрыто в глубине души: тонкость воспитания мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.

      Педагогическая целесообразность Программы обусловлена      ориентацией на духовно- нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.

   Курс «Народное творчество способствует также формированию компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.

Цель Программы:

пробудить у обучающихся живой интерес к изучению русского детского фольклора.

Задачи Программы:

  • образовательная: дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях, генезисе и художественном своеобразии;
  • развивающая: развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории;
  • воспитательная: воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи;

Сроки реализации Программы – 1 год

Режим, формы проведения занятий

Программа рассчитана на 33 часа (1 час  в неделю).

Формы организации деятельности учащихся – индивидуально-групповая, работа по подгруппам.

Формы проведения занятий: беседы, викторины, заочные экскурсии, выставки, гостиные, обсуждение, занятие-игра, игра-путешествие, класс-концерт, круглый стол, посиделки с чаепитием, творческая мастерская, сказка, творческий отчет.

Принципы реализации Программы

  • личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
  • природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
  • педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого- возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
  • культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеурочной деятельности школьника).

   Планируемые результаты освоения Программы

В результате освоения Программы «Народное творчество» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
  • формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
  • формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

   

Способы определения результативности

Способы и формы выявления результатов: беседа, опрос, наблюдение, прослушивание, творческий отчет.

Способы и формы фиксации результатов: грамоты, журнал учета, анкеты.

Способы и формы предъявления результатов: конкурс чтецов, праздники, концерт для родителей.

Формы подведения итогов реализации Программы.

  • творческий отчет для родителей

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов

Количество часов

В том числе

Теория

Практика

I

Старинный русский быт

4

1

3

II

Русские народные праздники

12

4

8

III

Русские народные куклы

13

6

7

IV

Русские народные игры, песни, танцы

4

2

2

Содержание Программы

Раздел I. Старинный русский быт (4 часа)

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.

Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан- у женщин. Роль орнамента- оберега (вышивка).

Солнце, дерево, вода, конь- источники жизни, символы добра и счастья.

Особое значение пояса (кушака).

Головные уборы девушек и женщин, украшения.

Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки- у крестьян (мужская одежда).

Лапти, баретки, онучи, поршни- крестьянская обувь.

Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки- у бояр.

Летники, душегрейка на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

Русская изба (клеть, сени- холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня). Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.

Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет ёлки. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.

Хлеб - главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе. Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисель. Блины («млины»- от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво.

Взвар. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины.

Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки.

Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.

Раздел II.  Русские народные праздники (12 часов)

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа).

Успение Богородицы (Первые Осенины- 28 августа). Спожинки- окончание жатвы.

     Покров Богородицы (14 октября)- первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.

Зимушка- зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси.

Праздники- время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей.

Сочетание языческих и христианских праздников. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.

Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник.

Святки - весёлое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые - древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка - символ «райского дерева».

Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.

Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.  

Весна–веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха.

Масленица – весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года- зиму и весну. Традиция печь блины (в XV веке название было «млины», от глагола «молоть», молоть зерно). Масленица- особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времён; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу. Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устойчиво балаганов); проводы Масленицы (символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры.

Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.

Великий пост - время строгого воздержания, молитвы, покаяния.

Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба- символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево).

Пасха – главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба- артоса.

Пасхальные торжества. Крестный ход. Христование. Красная горка- закликание весны рано утром с вершины холма, горки.

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Ивана Купала. Петров день. Ильин день.

Егорьев день- 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ.

День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духовный день - именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками берёзы, лентами. Отмечается на 49-й день после Пасхи.

   Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание берёзки. Кумление девушек.

   Ивана Купала- главный летний праздник народного календаря. День летнего солнестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван- да- марья- праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля.

   День Петра и Павла- 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). В народе говорили: «Пётр, Павел час убавил», «Илья- пророк два часа уволок». Считают, что святой апостол Пётр хранит ключи от Царства Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных полей и рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост.

   Сам праздник отмечался радостно: гуляли, пировали, качались на качелях. Петров день открывал вторую половину лета: «Как придёт Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды. После Петрова дня заканчивались девичьи гуляния.

    Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда- лето, после обеда- осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина дня кусается, а после засыпается».

    У древних славян громом, молнией и дождём распоряжался бог Перун- громовержец, главный бог. В народном сознании соединились святой Илия и Перун- Илья- громовержец. Его очень почитали на Руси, надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал виновных, но был справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись запасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья- пророк- громобой. Чтобы задобрить Илью- пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьёт», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озёрах, вода становилась очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая.

Раздел III.  Русские народные куклы (13 часов)

 Кукла на картонной основе. 

История куклы. Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского  народного костюма.

Народная кукла. Русские обряды и традиции.                                                                      Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.

Бесшовные куклы.                                                

Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты

Техника  продевания: «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»

Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.

Традиционные приемы изготовления куклы.

Сувенирная кукла.

Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию сувенирной куклы.

Оберег. Символика оберегов. Домовенок

Оберег -  как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги.  Материалы и инструменты.

Кукла – шкатулка

Беседа с демонстрацией образца. Материалы и инструменты.

Авторская кукла. 

Беседа «Кукла в искусстве»

Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое  направление  современного прикладного творчества. Виды, жанры кукол и  их назначение. Техника исполнения. Материалы и инструменты.

Раздел IV.  Русские народные игры, песни, танцы (4 часа)

Русские народные игры.

Роль игры в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.

Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.

Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игра с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.

Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки).

Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детям и сейчас.

Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью

Народные танцы.

Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубин древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы»,- говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви.

Пляски- наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа – душе праздник». Вика пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляска «Заинька», «Метелица».

Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.

Условия реализации Программы

Раздел I. Старинный русский быт (4 часа)

Ученик знает

  • Элементы традиционного русского костюма
  • Элементы русского жилища (крестьянской избы и боярских хором)
  • Блюда традиционной русской кухни
  • Семейные праздники и обряды

Ученик умеет

  • Называть элементы традиционного русского костюма
  • Называть элементы традиционного русского жилища
  • Составлять рассказ по картинам русских художников

Раздел II.  Русские народные праздники (12 часов)

Ученик знает

  • Названия русских народных праздников в зависимости от календаря
  • Традиции и обряды русских праздников

Ученик умеет

  • Инсценировать традиционные русские обряды, связанные с календарными праздниками

Раздел III.  Русские народные куклы (13 часов)

Ученик знает

  • Историю куклы
  • Классификацию кукол, их роль в русских обрядах и традициях
  • Технологию изготовления отдельных видов кукол

Ученик умеет

  • Создавать куклы разных видов по определенной технологии

Раздел IV.  Русские народные игры, песни, танцы (4 часа)

Ученик знает

  • Роль игры, песни, загадки, считалки, пословицы и поговорки  в жизни детей
  • Роль народных танцев в жизни русского человека

Ученик умеет

  • Играть в русские народные игры
  • Петь детские народные песенки
  • Водить хоровод

Система  отслеживания результатов

- включенность учащихся во внеурочную деятельность, посещаемость;

- результативность участия в мероприятиях, выставках, конкурсах различного уровня;

- рост социальной активности обучающихся;

- уровень сформированности коммуникативных  компетентностей, креативных и организаторских способностей

- уровень развития и сплочения ученического коллектива, характер межличностных отношений;

- сформированность     рефлексивных навыков (ценности здоровья и ЗОЖ);

- удовлетворенность учащихся и  родителей деятельностью кружка.

журнал внеурочной деятельности

дипломы, грамоты, итоговые приказы

анкетирование

тестирование

педагогическое наблюдение

сочинение

анкетирование

Ежемесячно

По мере проведения

Январь, май

Апрель

Еженедельно

Март

Май

Управление Программой

Программа внеурочной деятельности «Народное творчество» ориентирована на достижение  воспитательных результатов 1 уровня -  школьник  знает и понимает общественную жизнь. 

Для достижения данного уровня результатов имеет значение взаимодействие обучающегося с педагогом, реализующим программу внеурочной деятельности как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

Воспитательный эффект:

воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о нравственных, общекультурных ценностях.

Диагностика творческих навыков и умений

  1. Педагогический мониторинг

- контрольные задания и тесты;

- диагностика личностного роста и продвижения;

- анкетирование;

- педагогические отзывы;

- ведение журнала учета;

- ведение оценочной системы (именно оценка, а не отметка)

  1. Мониторинг образовательной деятельности учащихся

-самооценка учащегося по методике Капустина;

-ведение творческого дневника;

-оформление фотоотчетов;

-ведение летописи кружка

Список рекомендуемой  литературы

  • Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
  • Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]

  • Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Книга для учителя начальных классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

  • Сафонова Е. Ю.  Вместе с детьми -  по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

 

 

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Народное творчество»

Наименование темы и раздела

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Фактически

По плану

Фактически

I

Старинный русский быт (4 часа)

1

 Первичный инструктаж по ОТ на рабочем месте. Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.

1

2

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

1

3

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.

1

4

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины.

1

II

Русские народные праздники (12 часов)

5-7

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.

3

8-10

Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.

 3

11

Весна-веснянка. Масленица.

1

12

Великий пост.

1

13

Вербное воскресенье. Пасха.

1

14

Лето красное. Егорьев день.

1

15

Троица. Духов день.

1

16

Иван Купала. Петров день. Ильин день.

1

III

Русские народные куклы (13 часов)

17

Кукла на картонной основе.

1

18

Кукла на картонной основе.

1

19

Народная кукла.

1

20

Русские обряды и традиции.                                                                      

1

21-22

Бесшовные куклы.

 2

23-24

Техника – продевания: «Кукла– ремесленник»,«Хозяйка–рукодельница»

2

25

Сувенирная кукла.

1

26

Оберег. Символика оберегов.

1

27

Домовенок

1

28

Кукла – шкатулка

1

29

Авторская кукла.  

1

IV

Русские народные игры, песни, танцы (4 часа)

30

Наиболее популярные детские игры.

1

31

Детские песенки, потешки, загадки, пословицы

 1

32

Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы

 1

33

Заключительный

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки речевого творчества"

      Рабочая программа к курсу «Уроки речевого развития» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 классов УМК «Перспективная начальная школа»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество»для 1 классовУМК «Перспективная начальная школа»...

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Художественное творчество: станем волшебниками"

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками»

         Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению    «Художественное творчество: станем вол­шебниками» ( 4 год...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 классе "Художественное творчество"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса  составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками 1 – 4 классы» -...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Декоративно-прикладное творчество"

Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной   деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...