Внеклассное занятие "Моя семья" по рассказу современного писателя Сергея Махотина "Про Мишу и словарь Ожегова"
план-конспект занятия на тему

Янсон Лина Викторовна

Внеклассное занятие представлено в форме деловой игры для учащихся 8-10 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л. В. Янсон

Сценарий  внеклассного мероприятия «Моя семья»
по рассказу Сергея Махотина
«Про Мишу и словарь Ожегова»

 (деловая  игра для учащихся 8-10 лет)

Рассказ

Однажды Миша взял словарь Ожегова и вычеркнул из него наречие «сейчас» и частицу «же» заодно.

Конечно, портить книги нехорошо. Видела бы мама, закричала бы: «Прекрати сейчас же!» И папа бы не утерпел: «Поставь сейчас же словарь на место!»

Но было уже поздно. С этого дня никто Мише не приказывал гневным голосом:

–        Сейчас же садись за уроки!

–        Домой сейчас же!

–        Сейчас же брось повторять глупости за Виктором Степанычем!

–        Сейчас же унеси из дома этого грязного щенка!

Без этого «сейчас бы» все приказы превратились в просьбы. Просьбы выполнять не обидно.

В конце концов, родители догадались, в чем дело, и восстановили словарь русского языка.

Но было опять поздно. Миша вырос и сам уже мог безнаказанно орать на собственных детей.

Мог, но не стал.

Конспект занятия

Семья – это начало всех начал для ребенка.

Народная мудрость.

Цель:

–        воспитание доброты, честности, справедливости, правдивости – важнейших нравственных качеств младшего школьника;

–        создание в семье здоровой нравственной атмосферы, не допускающей лицемерия, лжи, нечестности, фальши в отношениях.

Дидактический материал:

Карточки с поговорками и пословицами о семье (вывешены на доске в классе).

–        Коли вся семья вместе, так и душа на месте.

–        Каково на дому, таково и самому.

–        Семья в куче – не страшна и туча.

–        Согласную семью и горе не берет.

–        Не будет добра, коли в семье вражда.

–        В семье разлад, так и дому не рад. И т. д.

Текст рассказа Сергея Махотина «Про Мишу и словарь Ожегова» (у детей на столах).

Ход занятия:

Вступительное слово учителя:

Сегодня на нашем внеклассном мероприятии мы с вами постараемся узнать лучше о том, что уже имеем. А имеем мы с вами самое главное в жизни – семью.

Работать мы будем необычно – в группах, и я посмотрю насколько слаженно, активно и творчески вы умеете работать.

Представим, что вы ученые – исследователи и ваша группа – это исследовательское бюро. А каждое исследовательское бюро выберет себе руководителя.

(Ребята совещаются в группах, выбирая руководителя.)

–        Чем занимаются исследователи?

(Ответы детей.)

Работа с пословицами.

Неслучайно народная мудрость богата высказываниями о семье. В этом мы сейчас убедимся, вспомнив пословицы и поговорки о семье. А я посмотрю, какая группа ученых – исследователей назовет больше.

(Дети называют пословицы и поговорки.)

–        Молодцы! Как много поговорок и пословиц вы назвали. Готовясь к сегодняшней встрече, я тоже подготовила несколько пословиц и поговорок народов разных стран мира.

(Вывешиваю карточки.)

–        Давайте, объясним их смысл. Каждая группа выберет понравившуюся пословицу. Прошу руководителей исследовательских бюро взять карточку для обсуждения в группе.

(После обсуждения кто-то из группы объясняет смысл.)

–        Молодцы! Все быстро справились с этим заданием. Это говорит о том, что вы понимаете, как много значит семья в жизни каждого из нас.

Семья – это…

–        Подумайте, с чем можно ассоциировать семью?

(Ответы детей.)

–        С солнцем – оно дарит свет и тепло всему живому, как семья, а его лучики – члены семьи.

–        Цветок – ромашки, его белые лепестки – это родственники, а серединка желтая, как солнышко и др.

–        Сейчас, работая в группах, сделайте рисунок и напишите, пожалуйста, на лучиках, или на лепестках, как вы понимаете, что такое семья. Семья – это…

–        Судя по вашим ответам можно сделать вывод: семья – это любовь, мир, дом, тепло, счастье, взаимопонимание и т.д. (Учитель читает ответы учащихся.)

–        В каждой группе звучало слово дом. Я согласна с вами.

–        Семья- это дом.

Нарисуйте, пожалуйста, под солнышком или рядом с цветком дом.

(Учащиеся рисуют.)

–        Какая погода бывает на улице?

–        В природе бывает различная погода, а какая погода в вашем доме? Изобразите на рисунке.

Работа с текстом.

–        А сейчас я прочитаю рассказ Сергея Махотина «Про Мишу и словарь Ожегова», а вы внимательно слушайте.

(Чтение текста учителем или самостоятельное чтение детьми)

Работа над содержанием текста.

–        О ком этот рассказ?

–        Что в нем сказочное, а что правдивое?

–        Понравился ли вам Миша?

–        Чем он вам понравился?

–        А какая погода в доме Миши? Почему?

–        Что было неприятно слышать Мише? Почему?

–        Что решил сделать Миша?

–        Что произошло, когда мальчик вычеркнул из словаря наречие «сейчас» и частицу «же»?

–        Какова основная мысль рассказа?

(Ответы детей.)

–        Нарисуйте ту погоду, которая соответствует атмосфере в доме Миши.

(Ребята рисуют.)

–        А теперь посмотрите на оба рисунка и ответьте, какая погода чаще всего бывает в вашей семье?

(Ответы учащихся…)

–        Может быть, вас что-то встревожило, чего бы не хотелось встречать или слышать в вашей семье, в близком окружении? Напишите мини – сочинение.

(Дети пишут.)

–        Что нужно сделать, с вашей точки зрения, чтобы сохранить ясную погоду?

(Ответы учащихся…)

–        Теперь давайте подумаем, что нужно сделать тем, у кого пасмурная или дождливая погода, чтобы ее улучшить? Подумайте, посовещайтесь.

(Работа в группах. Ответы детей – представителей групп.)

–        Теперь вы видите, что от каждого из вас будет зависеть «погода» в вашей семье? А что делать Мишиной семье?

(Ответы детей.)

Педагогические ситуации для обсуждения.

–        Конечно, мы с вами стремимся к идеальной «погоде» в доме, но в каждой семье бывают проблемы, которые омрачают жизнь всех ее членов. Иногда эти проблемы не зависят от нас, но очень часто мы становимся их источником.

–        Давайте представим себе такие ситуации:

Ребенок не выучил уроки до прихода родителей с работы.

Дети не убрались в своей комнате.

Сын получил двойку.

Дочь потеряла мобильный телефон.

–        Давайте разыграем мини-сценки. Для этого в каждой группе решите, кто будет играть роль родителя, а кто – роль ребенка.

(Инсценировка.) Был показ агрессии, безразличия, подкупа, компромисса, помощи.

–        Как вы думаете, какой подход наиболее правильный и почему?

(Учащиеся отвечают на вопросы.)

–        А сейчас давайте подумаем над «рецептом семейного счастья» и попытаемся составить его в своих исследовательских бюро.

(Представители групп зачитывают «рецепты семейного счастья»)

–        А сейчас я предлагаю письменно ответить на пять вопросов. (Приложение. Анкета.).

Подведение итогов.

–        Дорогие мои ребята, мы с вами сегодня очень хорошо поработали, многое обсудили, давайте вспомним, что?

–        А что вам особенно запомнилось? Понравилось?

И еще я для вас приготовила сердечки, на которых вы напишите пожелания своей семье. Важно написать его с душой, с любовью в сердце. (Дети пишут.)

Ваши пожелания непременно сбудутся, но многое будет зависеть и от вас. Помните об этом, ребята.

Литература:

И.И. Тихомирова «Психология детского чтения от А до Я», Москва «Школьная библиотека» 2004 г.

Справочники классного руководителя  за 2008 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку:"Путешествие в страну "Словария".

Тема: " Путешествие в страну  "Словария" (звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова)....

Внеклассное занятие по русскому языку для 3-4 классов «Незаменимые помощники – словари»

Внеклассное занятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку в начальной школе. Разработано в в форме устного журнала на основе слайдовой презентации. Реализуется компетентностный подх...

Внеклассное занятие "Любимые герои самого смешного писателя"

Внеклассное занятие по литературному чтению о творчестве Н.Н.Носова...

Внеклассное занятие по литературному чтению во 2 классе «Веселый день с Сергеем Михалковым»

Внеклассное занятие по литературному чтению во 2 классе  «Веселый день с Сергеем Михалковым»направлено на формирование интереса к чтению, развитие логического мышления, внимания,...

Внеклассное занятие "Словарь Донского казачества"

Работа со словарями:- Большой толковый словарь Донскогог казачества- Русско-донской словарь...

Внеклассное занятие по русскому языку «Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля»

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Даля; показать, как актуален и интересен «Толковый словарь живого русского слова» Даля для современного общества....

Внеклассное занятие по русскому языку «Путешествие в страну Словарию», 2 класс

Внеклассное занятие по русскому языку «Путешествие в страну Словарию», 2 классЦели:1.Разширить знания в области русского языка, познакомить учащихся со словарями, показать их назначение и ...