Интеллектуальная игра «В царстве смекалки»
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Шабалина Елена Витальевна

Разработка открытого занятия «Способный ребёнок» по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности в 3 классе (ФГОС)  

Цели:

  1. Формировать общеинтеллектуальные умения, умения устанавливать устойчивые и последовательные логические ассоциации связи между понятиями.
  2. Работать над устойчивостью и переключением внимания.
  3. Развивать смысловую память.
  4. Способствовать обогащению словаря учащихся и расширению кругозора.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа пгт Свеча

Свечинского района Кировской области

Разработка

открытого занятия

«Способный ребёнок»

по общеинтеллектуальному направлению

внеурочной деятельности в 3 классе

(ФГОС)

Подготовила

учитель начальных классов

высшей категории

Шабалина Е.В.

пгт Свеча

2014

Тема занятия: Интеллектуальная игра «В царстве смекалки»

Цели:

  1. Формировать общеинтеллектуальные умения, умения устанавливать устойчивые и последовательные логические ассоциации связи между понятиями.
  2. Работать над устойчивостью и переключением внимания.
  3. Развивать смысловую память.
  4. Способствовать обогащению словаря учащихся и расширению кругозора.

Оборудование к занятию:

  1. У учеников:
  • цветные карандаши (красный, зеленый, синий, желтый)
  • клей
  • тетрадь «Развивающие задания» Е.В.Языкановой
  • шаблон цветка
  1. У учителя:
  • «Атлас мира»
  • плакат «Запоминай-ка»
  • ребус «Арифметическая грамматика»
  • карточки-ответы к заданию №1, №4
  • фотографии с изображением панамы, кроны дерева и денежных единиц Дании, Норвегии, Швеции, Чехии и Словакии

Ход занятия

  1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
  1. Прозвенел звонок. Начинаем занятие «Способный ребенок».

- Какими мы должны быть сегодня на занятии? (активными, дружными, внимательными, любознательными, смекалистыми, находчивыми, трудолюбивыми)

Запомни это навсегда –

В себя поверить важно!

Не сомневайся никогда,

Не бойся быть отважным.

- Желаю уверенности и смелости.

  1. Занятие называется «Способный ребенок».

- Какие качества будем развивать на занятии? (память, внимание, воображение, мышление)

  1. У каждого ученика на парте шаблон белого цветка с желтой серединкой. Напишите на желтом цвете свое имя. Количество лепестков у цветка  соответствует количеству заданий на занятии. Каждый ученик будет оценивать свою работу в цвете:

- красный – я сам выполнил задание;

- желтый – мне требовалась помощь 1 раз;

- зеленый – мне требовалась помощь 2 раза;

- синий – мне помогали

  1. Разминка «Вопрос – ответ» (устно)
  • Сколько туфелек потеряла Золушка?
  • Назовите отчество у Буратино?
  • Сколько богатырей у дядьки Черномора?
  • Лестница состоит из 15 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестницы?
  • Назовите овцу в детстве
  • Кто такой снайпер?
  • У кого уши на ногах?
  • Площадка для бокса?
  • Назовите весенние месяцы
  • Что вниз верхушкой растет?
  • Век. Это сколько?
  • Нет друга - ищи, а нашел - …

         - Оцените свою работу, разукрасив первый лепесток.

  1. Задание на внимание. Плакат «Запоминай-ка» с изображением предметов (учащиеся смотрят 10 секунд и плакат убирается)

- Вопросы к учащимся:

  • Что находится в правом нижнем углу?
  • В какую сторону смотрит грач?
  • Что в руках у девочки?
  • Сколько человек играет в хоккей?
  • Какой предмет стоит на столе?
  • Сколько деревьев растет у мельницы?
  • Что забыл нарисовать художник у самолета?

               - Оцените свою работу в цвете, раскрасив второй лепесток.

  1. Работа с доской.

- Прочитайте на доске пары слов и установите аналогию:

ложка – каша

рыба – сеть

ухо – слышать

- Функциональные аналогии даны в тетради на стр.81, задание №1, установите их самостоятельно (после выполнения взаимная проверка; учитель показывает карточку с правильным ответом, ученики выполняют верность выполнения знаком «+»)

птица – воздух

старость – неуклюжесть

осень – фрукты

есть – пить

магазин – товар

хлеб – пекарня

- Оцените работу в цвете:

6 «+» - красный лепесток

5 «+» - желтый

4 «+» - зеленый

3 «+» - синий

  1. Мозговая гимнастика.
  2. Работа в тетради (стр.82, задание «Найди лишнее слово»)

- Прочитайте текст задания. Самостоятельно выполните, зачеркнув лишнее слово…

- Проверяем, объясняя слово, которое считаете лишним:

  • Гвоздь – заостренный стержень со шляпкой для сколачивания досок;
  • Врач – интеллигентная профессия, лечит больных;
  • Лес – природное сообщество, состоящее из множества деревьев;
  • Пол – нижний настил в доме, по которому ходят;
  • Счастье – чувство полного успеха, удачи, удовлетворения;
  • Страх – сильный испуг, состояние, связанное с болезнью, с опасностью

                - Оцените свою работу в цвете.

  1. Веселая переменка «Запрещенное движение» (проводит ученик).
  2. Задание «Вставь недостающее слово»

- Ваша задача подобрать такое слово, чтобы подходило сразу к двум словам – и слева и справа (сначала ученики работают самостоятельно, а проверяют вместе с учителем ответы на доске и отмечают правильность выполнения знаком «+»)

  • не сданный экзамен ХВОСТ это потерял ослик Иа
  • числительное ТРИ глагол
  • часть дерева КРОНА денежная единица некоторых стран
  • под КЛЮЧ открывают замок
  • головной убор ПАНАМА страна
  • осадки ГРАД населенный пункт

(Слово «крона» сопровождается фото с изображением «панамы» - головного убора и «Панамы» - страны, дополненное рассказом о ней)

                - Панама – маленькая страна, с населением чуть больше 3 миллионов человек, расположена на перешейке, соединяющем Северную Америку и Южную Америку. Она известна всему миру тем, что через всю страну проходит знаменитый Панамский канал, который соединяет Атлантический и Тихий океаны. Канал строили 10 лет, его длина 81,6 км, ширина 150 м, глубина 12,5 м, чтобы могли проходить океанские корабли с большой осадкой. И теперь кораблям не надо огибать всю Южную Америку, а можно прямо плыть из одного океана в другой по знаменитому Панамскому каналу.

                  - Оцените себя в цвете:

6 «+» - красный лепесток

5 «+» - желтый

4 «+» - зеленый

остальные – синий

  1. Задание «Нарисуй по клеточкам»

1). Используя ребус «Грамматическая арифметика» отгадайте слова (на доске открыть)

ЧАЙ – Й + СОН – ОН + ДЫМ – ДМ = (ЧАСЫ)

- Верно – часы

- Какие виды часов по способу завода знаете?

- А по месту нахождения?

- А в тетради на стр.82 фрагмент каких часов нарисован? (часов-курантов)

- А где находятся главные часы нашей страны, по которым сверяется время всеми жителями? (в Москве, на Спасской башне Кремля)

2). Три девочки рассказывают интересные факты из истории создания главных часов страны.

3). Работа в тетради.

- Дорисовать точно вторую половину часов-курантов.

4). Самостоятельную работу по правильности выполнения оценивает сосед по парте в цвете.

  1. Подведение итогов.

- Вот и раскрашен последний, 6 лепесток вашего цветка. Я вижу, что цветы получились яркие красивые, с красными лепестками. Молодцы!

Вы трудились на занятии так, как определили в самом начале: внимательно, дружно, уверенно, смело…

Я предлагаю все цветы собрать в большой букет.

Пусть букет покажет дружбу ребят в классе, создаст хорошее настроение и поздравит всех и каждого с весной.

Право выбрать первыми стебелек для цветка предоставляется тем, у кого весь цветок с красными лепестками. Дальше пойдут девочки с цветками. И завершат букет мальчики.

(в конце занятия – фото на память у букета)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В царстве смекалки

внеклассное мероприятие по загадкам...

Викторина «В царстве смекалки» Математика

Внеклассное мероприятие по математике  Викторина «В царстве смекалки», которое познакомит детей с тайной рождения кроссворда (Страницы истории)....

Интеллектуальный конкурс « В царстве смекалки»

развивать логическое и образное мышление учащихся в ходе выполнения заданий, навыки устного счета, внимание; расширять кругозор учащихся, прививать любовь к математике, содействовать воспит...

Технологическая карта внеурочной деятельности в 1 классе «В царстве смекалки».

Технологическая  карта внеурочной деятельности по математике (1 класс) в соответствии с ФГОС...

Урок математики "В царстве смекалки"

Конспект урока математики на тему "В царсве смекалки"...

Интеллектуальный конкурс-игра по математике «В ЦАРСТВЕ СМЕКАЛКИ»

Интеллектуальный конкурс-игра по математике«В ЦАРСТВЕ СМЕКАЛКИ»...