В царстве смекалки
классный час (окружающий мир, 3 класс) по теме

внеклассное мероприятие по загадкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_carstve_smekalki.docx30.18 КБ
Файл zdorvyy_obraz_zhizni.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «В царстве смекалки»

Цель: познакомить учащихся с возникновением загадок,

       развивать логическое мышление;

   воспитывать любовь к устному народному творчеству

Ход классного часа

Учитель. Сегодня мы поговорим о загадках. Для чего они нужны

 и кто их придумал?        

Они возникли еще в древности, когда не было письменности. Древние  люди относились к загадкам очень серьезно. Когда юноша подрастал, его признавали зрелым мужчиной, воином только после как он разгадывал несколько загаданных ему загадок.
А наши мальчики готовы отгадать трудные загадки? (Мальчики отгадывают ряд загадок.)

Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом.

 Где пройдет он, станет гладко,

 Будет ровная площадка. {Бульдозер.)

Этот конь не ест овса,

 Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем.

Только лучше правь рулем. {Велосипед.)

Толстый тонкого побьет.

Тонкий что-нибудь прибьет. {Молоток и гвоздь.)

                 

                     Живет в нем вся вселенная,

                     А вещь обыкновенная.(Телевизор)

В сказках и легендах рассказывали о чудовищах, предлагавших героям самые хитроумные загадки: разгадаешь- останешься жить, а нет - пеняй на себя! В древнегреческом мифе говорится, что кры латый лев с головой женщины - Сфинкс - загадал царю Эдипу труд ную загадку: «Утром - на четырех, в полдень - на двух, а вечером -на трех ногах. Кто это такой?» Эдип разгадал: «Маленький ребенок ползает, на двух ногах - взрослый человек, а на трех ногах - старец с палочкой». Побежденный Сфинкс в отчаянии бросился со скалы и разбился. Этим древние люди хотели сказать,что человек может разгадать любую тайну природы.

Давайте вспомним сказки, в которых главному герою прихо дится отгадывать загадки, чтобы спасти жизнь. (Учащиеся называют сказки.)

Загадка - это жанр народного поэтического творчества, иносказательное описание предмета, явления, проверяющее сообразительность. Человеку нужно постоянно упражнять свой мозг, чтобы он развивался. С глубокой древности люди приучали к этому маленьких детей, загадывая им загадки. А сейчас практически ни один детский праздник не обходится без загадок. Они стали видом развлечения.        

           Большое количество загадок построено по принципу пере числения признаков предмета, например:

«Не куст, а с листоч ками; не рубашка, а сшита; не человек, а рассказывает». Что это? (Книга.)

Вспомните или придумайте загадки, перечисляющие признаки какого-либо предмета или явления. (Учащиеся предлагают свои ва рианты загадок. Например:

У конька-горбунка

Деревянные бока.

У него из-под копыт

Стружка белая летит. (Рубанок.)

Чиста, да не вода,

 Клейка, да не смола,

 Бела, да не снег,

 Сладка, да не мед,

От рогатого берут

 И детям дают. (Молоко.)

Я пушистый,

 Мягкий, круглый.

 Есть и хвост, но я не кот. (Клубок.))

Другие загадки указывают на происхождение предмета.

От воды родится - воды боится. (Соль.)

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь. (Карандаш.)

Явился в желтой шубке:

Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок.)

Белая звездочка с неба упала,

 Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка.)

Еще загадки говорят, для чего предназначен тот или иной предмет.

Землю рыть я помогаю,

Вместо тысячи лопат

Я один работать рад. (Экскаватор.)

Стоит толстячок,

 Подбоченивши бочок.

Шипит и кипит,

Всем пить чай велит. (Самовар.)

Конь стальной

Овса не просит,

А пашет и косит. (Трактор.)

Жужжит, но не летает,

 От пыли дом спасает. (Пылесос.)

Во многих загадках используются образные выражения, срав нения с другим предметом, чаще - с живым существом. Например: «На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются». (Глаза.)

Или:

Сидит на ложке,

 Свесив ножки. (Лапша.)

Деревянная дорога,

 Вверх идет она отлого.

Что ни шаг –

То овраг. (Лестница.)

Два братца

Пошли в реку купаться. (Ведра.)

Жар-птица летает

Золотые перья роняет. (Огонь.)

Кто ходит ночь и ходит день,

 Не зная, что такое лень? (Часы.)

Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. (Ноги.)

В наши дни широкое распространение получили шуточные за гадки, основанные, помимо смекалки, и на путанице похожих по зву чанию слов: «Шел дождь, ехал автобус. Все в автобусе спали, только водитель не спал».

- Вопросы: «Как звали водителя? Какой был номер автобуса? Какое колесо не крутилось?» (Водителя звали Толя (Толь ко!), номер автобуса был мокрый, не крутилось запасное колесо.)

Загадки-шутки, основанные на игре слов, заставляют мысль ра ботать в неверном направлении и поражают неожиданностью ответа. Например: «Бежало сорок волков, сколько у них ушей хвостов?» (Ни одного: у шей хвостов не бывает.)

С помощью загадок можно составить кроссворд, да не простой, а тематический, например, о животных, о растениях, о транспорте и т. д. Я предлагаю вам разгадать «Цветочный кроссворд».

2

1

3

4

5

6

7

8

-

-

>

По горизонтали;

3.Он стоит на тонкой ножке,
Словно аист, в поле чистом
И накрылся, как шапчонкой,

Белым зонтиком пушистым. (Одуванчик.)

7.   У реки, на лугу,

Босиком на снегу

Первые цветочки –

Желтые глазочки. {Мать-и-мачеха.)

По вертикали:

1.        Стоят в лугах сестрички,
Золотой глазок,

Белые реснички. (Ромашки.)

2.        Крошечные чашечки развесил,
Словно бусы, он на стебельке,
И, должно быть, думает о лесе,
Солнечной лужайке и реке.
(Ландыш.)

4.Твой глазок на ножке твердой
Затерялся в колосках.

Все же ты, красавец гордый,

Гость ненужный на полях. (Василек.)

5.        На лугу со всех сторон
Легкий-легкий,
Тонкий-тонкий

Будто слышится мне звон. (Колокольчик.)

6.        Белая, пушистая,
Густая и душистая
Завесила село -

Как будто подморозило,

Как будто сад и озеро

 Метелью занесло. (Черемуха.)

 8.   Этот цветок называют «звездой».

Так бы его вы назвали и сами,

 В нем лепестки разбежались лучами

 От сердцевинки, совсем золотой. (Астра.)

 У каждого жанра в фольклоре был свой прославленный соби ратель. Известным собирателем загадок был Дмитрий Николаевич Садовников (родился 25 апреля 1847 года). Благодаря ему до нашего времени дошли загадки, сочиненные народом много лет назад. Его привлекало в загадках то, как в них отразились быт и мировоззре ние крестьян.

Загадки русского народа

Маленький да гнутенький

 Весь дом стережет. (Замок.)

У нас под лавкой

 Медвежья лапка. (Полено.)

Стоит столбом,

Горит огнем;

Ни жару, Ни пару,

Ни угольев. (Свеча.)

Без рук, без ног,

Рубашки просит. (Подушка.)

Светленько, Чистенько,

Посмотреть любенько. (Зеркало.)

Стучит, бренчит, вертится;

Ходит весь век,

А не человек. (Стенные часы.)

Полная конюшня Красных коров;

Черная зайдет,

Всех выгонит. (Кочерга и раскаленные уголья.)

Ни свет ни заря

Пошел, согнувшись, со двора. {Коромысло.)

В брюхе - баня, В носу - решето, На голове пупок.

Всего одна рука, И та - на голове. {Чайник.)

Черна, мала крошка;        '

Соберут немножко,

В воде поварят-

Ребята съедят. (Каша.)

Не-шит, не кроен, А весь в рубцах;

 Без счету одежек.

И все без застежек. (Кочан капусты.)

 

Стоит древо,

Древо ханское,

Платье шамаханское,

Цветы ангельски,

Когти дьявольски. {Шиповник.)

Существуют готовые рифмованные загадки, в которых вам нужно отгадать только последнее слово, причем в рифму. Рифмы нередко служат подсказкой к загадке. Отгадайте загадки Ирины Ефимовой и Елены Григорьевой. Отвечайте хором.

Едет он на двух колесах, ,,

Не буксует на откосах.

И бензина в баке нет.

Это мой... {велосипед).

Когда порою одиноко,

Вдруг в тишину ворвется звон,

И голос друга из далека

Тебе подарит... (телефон).

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела,

В пестрой юбке танцовщица,

Музыкальная... (юла).

Идет спокойно, не спеша

-Пусть видят все, как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит... (черепаха).

На столе передо мной

Закружился шар земной.

Арктика, экватор, полюс...

Уместил всю Землю... (глобус).

 Сто березовых солдат,

Взявшись за руки, стоят.

Днем и ночью,

 Круглый год

Охраняют огород.

Те солдаты с давних пор

Называются... (забор). –

 Итак, что же такое загадки? Для чего они нужны? (Дети отве чают.)

Правильно, загадки развивают наш ум, смекалку, сообразитель ность.

Жизнь не стоит на месте, развивается наука и техника, появляются новые виды товаров, дающие почву для рождения новых загадок.



Предварительный просмотр:

Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас урок здоровья. Девизом урока будут слова:

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

(Урок сопровождается показом слайдов презентации.)

II. Проверка домашнего задания.

-У нас в гостях мальчик по имени Заболейкин. А зовут его так потому, что он очень часто болеет. Постоял на ветру - и простудился. Промочил ноги в дождливую погоду - и опять слёг в постель.

-Как вы думаете, почему он так часто болеет простудными заболеваниями?

(Он незакалённый)

-Давайте расскажем Заболейкину, как правильно закалять свой организм и уберечь себя и других от инфекционных болезней.

(Индивидуальная работа по карточкам - приложение 2)

-Пока учащиеся готовятся, ответьте на вопросы:

-Для чего нужно заниматься закаливанием?

-С помощью чего проводится закаливание? (С помощью воздуха, воды и солнца.)

-Сделайте вывод.

-Надеюсь, что Заболейкин будет теперь закаляться и перестанет болеть.

III. Сообщение темы и задач урока.

-Ребята, а вы хотите быть здоровыми?

-Сегодня мы с вами отправимся в страну Здоровячков. Жители этой страны ведут здоровый образ жизни. Это значит, что все они живут по правилам сохранения и укрепления здоровья и следуют им не от случая к случаю, а постоянно.

-Тема урока: "Здоровый образ жизни".

В путешествии мы познакомимся с правилами здорового образа жизни (ЗОЖ).

-Вы готовы к путешествию?

В путь дорогу собирайтесь,

За здоровьем отправляйтесь!

-Но не так просто попасть в страну Здоровячков - мы не знаем туда дороги.

Путешествовать будем группами. Каждой группе предстоит выполнить задание: узнать волшебные слова, которые укажут дорогу в страну Здоровячков. А помогут нам доктора, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора.

Кто они? Сейчас мы это узнаём.

IV. Первый знакомый - доктор Чистота.

Беседа.

-Как умывается кошка?

(Она вылизывает себя языком.)

-А как другие животные ухаживают за собой?

(Слон из хобота обливает себя водой, обезьяны чистят друг друга.)

-Не выносят грязи и беспорядка барсуки. Весной и осенью они убирают и ремонтируют свои подземные дома.

Бурые медведи часто купают своих медвежат, держа их за шиворот. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются.

-Вспомним сказку К.Чуковского "Мойдодыр". (Просмотр фрагмента из мультфильма)

-Для чего животные купаются и чистят своё тело?

-А зачем моется человек?

-Почему плохо быть грязнулей?

(Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши - человек плохо слышит. Грязная кожа - человек плохо дышит. Грязные руки - появляются кишечные заболевания.)

У доктора Чистоты есть помощники. Послушайте загадки, подготовленные ребятами 1-й группы, и отгадайте, кто они.

Вафельное и полосатое,

Гладкое и мохнатое,

Всегда под рукою.

Что это такое? (Полотенце)

Целых 25 зубков

Для кудрей и хохолков.

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком. (Расчёска)

Костяная спинка,

На брюшке щетинка.

По частоколу попрыгала -

Всю грязь повыгнала. (Зубная щётка)

Ей руки, ноги, спину трут.

Скажите, как её зовут? (Мочалка)

Гладко, душисто, моет чисто,

Нужно, чтобы у каждого было... (Мыло)

-Как вы заботитесь о чистоте тела?

-Послушайте сказку о микробах.

Жили-были микробы - разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.

Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе - на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: "Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи". И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!

-Что помогает нам победить микробов? (Чистота.)

-Расскажите, как содержать в чистоте своё жилище и одежду.

-Доктор Чистота просит назвать 1-е правило ЗОЖ и тогда он скажет волшебные слова, которые укажут дорогу в страну Здоровячков.

(Содержи в чистоте тело, одежду, жилище.)

-А вот и волшебные слова. Мы их вместе должны произнести.

От простой воды и мыла

У микробов тают силы. (Чтение хором)

V. Доктор Здоровая пища.

1. -Продолжим путешествие в страну Здоровячков и познакомимся с доктором Здоровая пища.

-Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание - условие здоровья, неправильное - приводит к болезням.

-Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?

2. -Продолжите сказку: (групповая работа)

"Жил - был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда".

-Какая случилась беда с принцессой?

-Посоветуйте королю, как можно вылечить принцессу.

3. -Расскажите, как правильно питаться. (Ответы учащихся 2-й группы)

4. Работа по учебнику (с. 158)

-Какое питание можно считать здоровым?

-Что значит "разнообразное" питание?

-Объясните, как понимаете пословицу "Овощи - кладовая здоровья".

5. Это интересно!

Слово "витамин" придумал американский учёный - биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество ("амин"), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita ("жизнь") с "амин", получилось слово "витамин". Детям надо съедать в день 500 - 600 г овощей и фруктов.

6. -Отгадайте загадки об овощах и фруктах, подготовленные ребятами 2-й группы.

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор.)

На грядке зелёный,

А в бочке солёный. (Огурец.)

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зелёные пятки. (Морковь.)

Сидит Ермошка

На одной ножке,

На нём сто одёжек

И все без застёжек. (Капуста.)

Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

Я вырос грядке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду, всех до слёз доведу. (Лук.)

-Составьте меню на завтрак, обед, ужин.

-Доктор Здоровая пища просит назвать 2-е правило ЗОЖ.. (Правильно питайся.)

Волшебные слова:

Прежде, чем за стол мне сесть,

Я подумаю, что съесть.

VI. Доктор Режим дня.

-Учёба в школе, выполнение домашних заданий - серьёзный труд. Бывает, что третьеклассник занят не меньше взрослого. Чтобы при этом сохранить здоровье, надо обязательно чередовать труд с отдыхом.

-Расскажите, как правильно сочетать труд и отдых. (Ответы учащихся 3-й группы)

-Какими видами отдыха нельзя чересчур увлекаться?

Оздоровительная минутка "Гимнастика для глаз".

Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

Делайте круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - направо - вверх - налево - вниз. Повторите 10 раз.

Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

3-е правило? (Правильно сочетай труд и отдых.)

Волшебные слова:

Помни твёрдо, что режим

Людям всем необходим.

VII. Доктор Движение.

- Послушайте рассказ А.Дорохова "Молодые старички".

Я знал одного десятиклассника. Когда он проходил мимо моей комнаты, я всегда догадывался, что это он, хотя моя дверь была закрыта. Лишь он один во всем дворе еле волочил ноги, как старый-престарый дед.

А когда этот уже взрослый парень читал книжку, на него было больно смотреть. Он не мог посидеть, чтобы не согнуться, и десяти минут! Сначала подопрет голову одной рукой, потом другой и, наконец, ляжет грудью на стол. Такая немощная была у него спина. В свои семнадцать лет он сгибался так, вроде ему было за шестьдесят.

Почему же он вырос таким хилым?

Только потому, что никогда не занимался спортом и не признавал никакой физической работы. Все шли на субботники - убирать школьный двор или сажать деревья,- а он находил причину, чтобы уклониться от работы. Мальчики бежали на физкультуру, а он оставался в классе, показав записку от врача, что его, мол, освобождают - недавно у него был грипп или насморк. Вот так и стал он стариком преждевременно.

Хотел бы ты стать таким? Наверное, нет. А для того чтобы развить и укрепить свое тело, и не только мышцы, а и сердце, легкие, нервную систему, есть три верных способа: утренняя зарядка, спорт и пребывание на свежем воздухе.

-К чему приводит малоподвижный образ жизни?

-Чем надо заниматься?

Делать зарядку (Физминутка "Хома")

Играть в подвижные игры на воздухе.

Заниматься физическим трудом и физкультурой.

Заниматься спортом. (Ответы учащихся 4-й группы)

-Кто из вас посещает спортивные секции?

-Чтение учащимся стихотворения И.Семёновой "Со здоровьем дружен спорт".

Со здоровьем дружен спорт.

Стадион, бассейны, корт,

Зал, каток - везде вам рады.

За старания в награду

Будут кубки и рекорды,

Станут мышцы ваши твёрды.

Только помните: спортсмены

Каждый день свой непременно

Начинают с физзарядки.

Не играйте с дрёмой в прятки,

Быстро сбросьте одеяло,

Встали - сна как не бывало.

- Назовите 4-е правило. (Больше двигайся!)

Волшебные слова:

Люди с самого рождения

Жить не могут без движения.

VIII. Мы приближаемся к стране Здоровячков. Но на нашем пути препятствие - вредные привычки.

- Какие вредные привычки разрушают здоровье?

Анализ ситуации.

- Послушайте рассказ и помогите герою разобраться в его проблеме.

У меня есть два друга: Коля и Толя. Коля очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девчонки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигаретах есть яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают.

А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но Толя зато всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается спортом.

А я всё думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или спортом заняться, как Толя?

-Где место ребят, которые хотят попасть в страну Здоровячков: рядом с Толей или с Колей?

-Расскажите о вреде курения, алкоголя и наркотиков. (Ответы учащихся 5-й группы)

Обсуждение плакатов учащихся о вредных привычках.

5-е правило. (Не заводи вредных привычек.)

Волшебные слова:

Дым вокруг от сигарет,

Мне в том доме места нет.

IX. Итог урока.

1.-Вот мы и добрались до страны Здоровячков. Жители этой страны ведут здоровый образ жизни. Вы тоже есть среди них.

-Что значит вести здоровый образ жизни?

-Назовите главные правила ЗОЖ.

2.-Зная эти правила, вы разгадаете кроссворд (работа в группе).

 

Утро начинай с :

Принимай прохладный :

Мойся с мылом и :

Причеши волосы :

Занимайся :

Ешь больше фруктов и :

Не сиди больше 30 минут за :

Включай в свой распорядок дня :

-Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбике. (Здоровье.)

3.-Какие знаете пословицы о здоровье?

В здоровом теле - здоровый дух.

Здоровье дороже денег.

Чтобы быть к труду готовым, надо быть всегда здоровым.

Чистота - залог здоровья.

Овощи - кладовая здоровья.

Курить - здоровью вредить.

Кто вино любит, тот сам себя губит.

От рюмки водки до могилы путь короткий.

4. Игра "Хлопки"

-Хлопните в ладоши, если услышите слово, характеризующее здорового человека: красивый, сутулый, сильный, ловкий, бледный, румяный, стройный, толстый, крепкий, неуклюжий, подтянутый.

-Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

Но характеристика здорового человека будет неполной, если мы будем говорить только о физическом здоровье. Есть ещё и здоровье духовное. Надо учиться любви к себе, к людям, к жизни. И тогда вы будете действительно здоровы.

Запомните волшебные слова:

Грубых слов не говорите,

Только добрые дарите.

Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

X. Домашнее задание.

Нарисовать запрещающие знаки к правилам ЗОЖ.

Записать в словарик: здоровый образ жизни.