Викторина "5 загадок Вселенной"
методическая разработка на тему

Окорокова Елена Анатольевна

Викторина о космосе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_o_kosmose.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина для младших школьников « Пять загадок Вселенной»

Загадка первая «Солнце»

  1. Несколько миллионов лет  после рождения энергия Солнца была неустойчивой. Когда температура достигла 10 млн. градусов, оно засияло с постоянной энергией, близкой к той, какую имеет сейчас.

Вопрос: В какой части Солнца вырабатывается энергия?

Ответ: В ядре.

  1. Земля, вращаясь вокруг своей оси, то отворачивается от Солнца, то поворачивается к нему.

Вопрос: Что происходит на закате: Земля отворачивается от Солнца или, наоборот, поворачивается к нему?

Ответ: Отворачивается от Солнца.

  1. Довольно часто на Солнце учёные рассматривают детали, сильно отличающиеся по яркости – пятна, факелы, протуберанцы. Именно наблюдения деталей перемещения позволило определить, что Солнце вращается вокруг своей оси, совершая полный оборот примерно за 4 недели.

Пятна и факелы появляются там, где резко усиливается магнитное поле Солнца.

Вопрос: Что такое протуберанцы?

Ответ: Протуберанцы – самые большие образования. Их высота достигает сотен тысяч километров. Развитие их связано с выбросом газов с поверхности Солнца.

  1. В районах Северного и Южного полюсов можно наблюдать удивительное природное явление – полярное сияние.

Вопрос: Как это явление связано с Солнцем?

Ответ: Временами в солнечной короне происходят взрывы, называемые вспышками. Они извергаются в космос потоками заряженных частиц. На Земле вспышки порождают полярные сияния и приводят к магнитным бурям, нарушающим приём радиоволн.

  1. Временами на Земле день внезапно сменяется ночью. Мы называем это солнечным затмением.

Вопрос: На всей Земле можно наблюдать полное солнечное затмение? Почему?

Ответ: Солнечные затмения объясняются прохождением Луны между Солнцем и Землёй. Луна отбрасывает тень и закрывает Солнце. Полное солнечное затмение наблюдается на небольшом участке Земли, т.к. тень, отбрасываемая Луной, очень мала.

Загадка вторая «Луна»

  1. Новолуние, нарождающаяся Луна, первая четверть, неполная Луна, полнолуние.

Вопрос: О чём идёт речь?

Ответ: Речь идёт о переменчивом облике Луны, который меняется день ото дня. И происходит это за 28 суток. За столько луна совершает полный оборот вокруг Земли.

  1. Первые наблюдения за Луной  велись ещё 400 лет назад.

Вопрос: Назовите этого учёного.

Ответ: Это итальянский учёный Галилео Галилей, который наблюдал за Луной с помощью телескопа.

  1. Все вы слышали такое высказывание как «обратная сторона Луны».

Вопрос: А можем ли мы с Земли её увидеть?

Ответ: Луна совершает полный оборот вокруг своей оси за то же время, что и оборот вокруг Земли. Поэтому Луна всегда повёрнута к нам одной и той же стороной. Обратная сторона Луны нам не видна.

  1. 21 декабря 2010 года жители восточных районов нашей страны могли наблюдать лунное затмение.

Вопрос: Когда происходит лунное затмение?

Ответ: Лунное затмение случается во время полнолуния, когда Земля располагается между Луной и Солнцем и при этом её тень падает на Луну. Во время затмения Луна полностью не исчезает, а становится тёмно-красной.

  1. Луна – первое небесное тело, на которое опустились сначала исследовательские аппараты, затем и люди. В 1966 году космический аппарат «Луна-9» совершил первую управляемую с Земли посадку на Луне.

Вопрос: Кто первым из людей высадился на Луне?

Ответ: Американец Нил Армстронг 21 июля 1969 года.

Загадка третья «Звёзды»

  1. Именно изучением звёзд и занималась изначально наука астрономия (по-гречески «наука о законах движения звёзд»). Учёных, которые ведут наблюдения за звёздами, называют астрономами.

Вопрос: Какие приборы используются для наблюдения за звёздным небом?

Ответ: Сегодня астрономы используют в своей работе мощные телескопы. Некоторые из них находятся не на Земле, а в космосе. Они фотографируют звёзды и другие космические тела и посылают снимки на Землю. Самый известный космический телескоп – «Хаббл».

  1. Древние звездочёты считали звёзды прикреплёнными к небесной сфере, и лишь в конце 16 века итальянский учёный Джордано Бруно высказал гениальную догадку о том, что звёзды – это далёкие тела, подобные нашему Солнцу.

Вопрос: Что такое звёзды?

Ответ: Это огромные раскалённые газовые шары, расположенные на колоссальных расстояниях от нашей планеты. Ближайшая к Земле звезда – это Солнце.

 3.  Невооружённым глазом человек способен увидеть всего около 6000 звёзд.

Вопрос: Почему мы видим звёзды?

Ответ: Мы видим звёзды, потому что они светятся. А источник света и вообще энергии звёзд – термоядерные реакции.

  1. В настоящее время учёным известны многие миллиарды звёзд. Ими доказаны

этапы существования звезды: 1. Туманность 2. Сжатое газовое облако 3. Протозвезда 4. Звезда типа Солнца 5. Красный гигант 6. Сбрасывание внешних оболочек 6. Белый карлик

Вопрос: Что такое красный гигант и белый карлик?

Ответ: В результате процессов, происходящих в ядре звезды, а именно, когда водород заменяется  гелием, потом гелий превращается в углерод, звезда распухает и превращается в красный гигант (примерно через миллиард лет это произойдёт и с Солнцем). Затем, когда кончается и новое топливо, красный гигант «схлопывается»: его ядро превращается в белый карлик. Одновременно атмосфера звезды расплывается в пространстве в виде расширяющейся газовой сферы.

4. Один Бритый Англичанин Финики Жевал, Как Морковь.

Вопрос: Расшифруйте эту смешную фразу.

Ответ: Эта фраза аналог всем известной фразе: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» И так же помогает запомнить цветовую классификацию звёзд. Дело в том, что звёзды делят на 7 классов по цвету: О, Б – голубые, А – белые, Ф – желтоватые, Ж – жёлтые, К – оранжевые, М – красные.. Этим классам соответствуют еще и определённые температуры существования звёзд. Звёзды классов О, Б, А называют горячими или ранними, классов Ф и Ж – солнечными, Ки М – холодными.

5. Невооружённым глазом на ночном небе видно немногое: лишь самые яркие звёзды.

Вопрос: Назовите самую яркую звезду обоих полушарий.

Ответ: Это звезда Сириус из созвездия Большого пса.

Загадка четвёртая «Созвездия»

  1. Воображаемые фигуры, которые образуют звёзды на ночном небосклоне, называют созвездиями. В наших широтах хорошо видны созвездия Северного полюса.

Вопрос: Назовите созвездия Северного полушария, расположенные вокруг Северного полюса.

Ответ: Большая и Малая Медведицы, Дракон, Кассиопея, Цефей, Жираф, Гончие Псы

  1. Северные околополярные созвездия в наших широтах никогда не заходят за горизонт. Они располагаются вокруг Полярной звезды – то выше неё, то ниже, в зависимости от сезона и времени наблюдений. Полярная звезда находится на самом кончике ручки ковша созвездия Малой Медведицы.

Вопрос: Как называется последняя яркая звезда ручки ковша созвездия Большой медведицы?

Ответ: Звезда Бенетнаш. Это белый гигант- одна из самых горячих звёзд.

  1. В переводе с арабского Бенетнаш  «предводитель дочерей погребальных носилок».

Вопрос: О каких звёздах Большой Медведицы говорят переводы с арабского «конь», «всадник».

Ответ: Это звёзды Мицар и Алькор. По этим двум светилам можно проверять остроту зрения: без бинокля Коня и Всадника по отдельности различают только зоркие люди.

  1. Многие из созвездий носят имена животных или мифических героев Древней Греции.

Вопрос: В честь какого персонажа древнегреческой мифологии получило своё название созвездие Пегаса?

Ответ: В честь крылатого коня. Древние астрономы считали, что самая яркая звезда Андромеда входит в это созвездие.

  1. Северный полюс отмечен Полярной звездой, Южный лишён звёздных ориентиров. Найти его помогает созвездие, которое виднеется под задними копытами созвездия Центавра.

Вопрос: Это созвездие служило ориентиром морякам, находящимся южнее экватора.

Ответ: Это созвездие Южный Крест. По сообщениям античных авторов, созвездие можно было наблюдать в Европе, сейчас его видно только в Южном полушарии.

Загадка пятая «Освоение космоса»

  1. 12 апреля 1961 года космический корабль «Восток» на борту с космонавтом Ю. А. Гагариным совершил первый полёт в космос.

Вопрос: Сколько времени проходил этот полёт?

Ответ: 108 минут.

  1. Современный космический корабль сконструирован так, чтобы на нём можно было работать в космосе. Наряду с понятием космического корабля существует понятие космического челнока.

Вопрос: Чем отличается космический корабль от космического челнока?

Ответ: Первые космические корабли могли использоваться лишь однократно, но затем появились многоразовые космические челноки, созданные в США – «Спейс Шаттлы». Челнок взлетает, как ракета, а приземляется, как самолёт, и его можно использовать снова и снова.

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №177

Викторина для младших школьников

 «Пять загадок Вселенной»

Выполнила: Окорокова Анна,

ученица 3 «Б» класса

                                                                           Руководитель: Окорокова Е. А.                                                    

(8-913-466-53-15)

Новосибирск

2010

Заявка

 на участие в городском конкурсе книгочеев «Звёздный зов неведомых миров», посвящённом 50-летию полёта Ю. А. Гагарина и Году российской космонавтики

ФИО руководителя

Образовательное учреждение

Фамилия, имя участника

Номинация

Окорокова Елена Анатольевна

МБОУ СОШ №177

Окорокова Анна

Литературно-игровая номинация «Путешествие по звёздным просторам»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ход урока "Путешествие по Вселенной знаний". К фильму

Учитель начальных классов г.Жуковского МОУ Гимназии №1 Борисова В.В.                   Первый урок-путешествие в...

Презентация по теме"Вселенная"

Наиболее интересные факты о роджении и развитии вселенной представлены в красочной презентации....

Солнце. Вселенная. Мир глазами астронома

Данная презентация знакомит учащихся с наукой астрономией, с возникновением Вселенной, с планетами Солнечной системы...

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе. Тема: "Вселенная, или Космос"

Презентация к уроку окружающего мира в первом классе по системе Л. В. Занкова Рассказывает о небесных телах солнечной системы....

Астрономия - наука о Вселенной

Мультимедийный урок. 4-й класс, УМК "Школа России"Знакомство учащихся со строением Вселенной, Солнечной системы.1 урок: Мир глазами астронома.2 уроу: Планеты Солнечной системы....

Мир Вселенной

Проект «Мир вселенной»  предназначен для учащихся начального звена. Суть данного проекта - стимулировать интерес учащихся к поставленной проблеме и через проектную  деятельность  решить...

"Представление люде о вселенной"

Презентация для урока Окружающий мир...