Во саду ли, в огороде
классный час по теме
Праздник осени (праздник уроая) для младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_oseni.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
- повторить знания учащихся о растениях, растущих в огороде;
- познакомить с историей некоторых растений; рассмотреть роль и значение растений огорода;
- составить экологические правила по охране урожая;
- развивать познавательные и творческие способности детей;
- развивать мышление, речь учащихся;
- воспитывать экологическое мышление.
Оборудование: иллюстрации с изображением растений огорода; кроссворд «Овощи»; овощи, рисунок с изображением кролика для игры, карта полушарий.
Предварительная работа:
- поисковая работа по подбору исторического и иллюстративного материала по теме «Овощи»;
- рассматривание на уроках изо репродукций картин: А.Куприна «Натюрморт с кабачками и корзиной», Ван Гога «Картофель» и др.;
- проведение конкурса рисунков, поделок, сочинений на тему: «Осень – щедрая пора»;
- включение в уроки математики текстовых задач на тему «Уборка урожая»;
- чтение стихотворений, сказок, пословиц и поговорок про овощи;
- использование для словарной работы на уроках русского языка слов на тему «Наш богатый огород»;
- разучивание на уроках музыки песен об осени, уборке урожая, овощах;
- разработка папки-альбома «Вкусные загадки», «Овощная азбука»;
- составление книжки-малышки «Простые и доступные рецепты блюд из овощей»;
- оформление выставки овощей, выращенных детьми совместно с родителями и собранных со школьного участка;
- изготовление декораций и костюмов для праздника.
Этот праздник – своего рода презентация творческого проекта, результат поисковой, исследовательской и творческой деятельности младших школьников.
Ход праздника.
- Организационный момент.
- Сообщение темы праздника.
Учитель. Ребята, сегодня в нашей школе проводится праздник, посвященный одному из прекрасных времен года – осени. И я приглашаю вас принять участие в развлекательно-познавательной программе «Во саду ли, в огороде…».
Чтец.. Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Все поспело для ребят,
И арбуз увидев важный,
Оживится детвора –
И радушно скажет каждый:
Все: Здравствуй, осени пора!
Звучит песня «Листопад».
Вед. Золотое время года –
Осень добрая пришла.
Расскажите, садоводы,
Как у вас идут дела.
Ну, а кто вам помогает
Урожаи собирать?
Кто вам землю согревает,
Я хочу у вас узнать.
1-й. Солнышко греет,
Дождик поливает,
Овощи на грядках
Быстро созревают.
2-й. Дождику спасибо,
Солнышку спасибо,
А без них на ветках
Фрукты не росли бы.
3-й. Чтобы урожая
К осени добиться,
Мы отлично знаем –
Надо потрудиться.
Вед. Ну, и кто вам мешал,
Кто работать не желал?
Кто не сеял, не пахал,
Огород не поливал,
Кто бездельничал все лето?
Назовите, кто же это?
Лентяи. Когда же все созреет –
За стол хотим мы сесть?
Зовите нас скорее,
Мы будем фрукты есть!
Вед. Кто не хочет потрудиться,
А за стол спешит садиться,
Тем ответим в тот же час:
«Угощенье не для вас!»
Чтоб добиться урожая,
Нужна нам дружба трудовая.
И, конечно, без сомненья –
И старанье, и уменье.
Любите землю с детских лет –
Вот всем лентяям наш ответ.
Лентяи. Пожалуйста, простите!
На праздник нас пустите!
Мы на следующий год
Вспашем целый огород,
В поле дальнее с утра
Поведем мы трактора.
Будем сеять, будем жать,
И полоть, и поливать.
1-й. Так и быть, мы вас простим
И на праздник пригласим,
Всех досыта угостим!
2-й. Только помните, ребята,
Лишь тогда земля богата,
Если солнце, дождик, труд,
Взявшись за руки, идут.
Звучит песня «Урожай собирай!».
Ведущий. Вырос в поле чудный город Огород. Улочки-грядочки чистые, опрятные, ровненько стоят. Сегодня мы отправимся в интересное путешествие в город Огород.
Ученики (инсценируют):
- Нет, не зря, не зря, ребята,
От рассвета до заката
При любой почти погоде
Мы трудились в огороде.
- Щедро грядки поливали,
С сорняками воевали,
В эти жаркие недели
Мы без дела не сидели.
- Нашим школьным урожаем
Даже взрослых поражаем.
Эх, какое было это
Замечательное лето.
Учитель биологии сообщает, какой урожай был выращен на пришкольном участке, называет фамилии ребят, хорошо потрудившихся летом и осенью.
- Жители города Огорода.
Ведущий (показывает на план города Огорода). Добро пожаловать, в город Огород. В этом городе на улочках-грядках живут дружные ребятки. Отгадайте, как их зовут.
Звучат загадки, учитель прикрепляет отгадки-картинки на плане города Огорода.
- Захотелось плакать вдруг –
Слезы лить заставил … (лук).
- Набирай скорее в миску
Краснощекую … (редиску).
- Под кустом копнешь немножко –
Выглянет на свет … (картошка).
- Отыскали наконец
И зеленый … (огурец).
- Летом зеленеет,
А осенью краснеет. (Помидор).
- Завалился на бочок
Лежебока … (кабачок).
- Разве в огороде пусто,
Если там растет … (капуста).
- За ботву, как за веревку,
Можно вытащить … (морковку).
- Над землей трава,
Под землей алая голова. (Свекла).
- Кто, ребята, не знаком
С белозубым … (чесноком).
- Держится за землю крепко,
Вылезать не хочет … (репка).
-Молодцы! Вот они – жители города Огород – вкусные и полезные овощи!
- Историческая станция в городе Огороде.
Появляется под музыку «Во саду ли, в огороде» бабушка Лукерья с корзиной и лейкой.
Лукерья. Ох, уморилась. Здравствуйте, здравствуйте! Разрешите представиться: я – хозяйка Огорода, бабушка Лукерья. Много дел летом в Огороде. Недаром в народе говорят: «Летний день за зимнюю неделю», «Что летом родится, то зимой и пригодится», «Что летом потопаешь, то зимой и полопаешь», «Летний день зиму кормит».
Нас тоже ждет работа в городе Огороде: мы познакомимся поближе с жителями этого города. А поможет нам в этом мой друг и страж порядка – огородное Пугало.
Под музыку выходит огородное Пугало. Одежда рваная, старая шляпа. Танцует.
Пугало. Добрый день! Вы меня узнали?
Тело мое деревянное,
Одежда рваная,
Не ем, не пью,
Огород стерегу.
В огороде стою,
Ничего не говорю.
Сам не беру
И воронам не даю.
Все: Пугало!
- Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, что я люблю и уважаю в этом огороде больше всего.
Прежде чем мы его съели,
Все наплакаться успели. (Лук)
- Верно, это лук. Кто-то его не любит, а кто-то очень уважает, как, например… (Ф. И. ученика).
Ученик. В средние века луковице приписывали чудесное свойство – предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили на груди талисман – обыкновенную луковицу. Поэтому один из видов лука и назвали «лук победный».
Во все времена у всех народов луку приписывали лечебное свойство. У славянского народа есть поговорка: «Лук от семи недуг».
Уже в средние века врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от заболевания. Доказано, что, если в течение 3 минут пожевать лук, то его сок способен убить во рту все бактерии. Лук содержит особые вещества – фитонциды, убивающие болезнетворные микробы.
В России выращивают лук повсеместно, он неприхотлив. Выведено много сортов лука. Самые известные из них: Штутгартер, Стригуновский, Тимирязевский, Бессоновский, Даниловский, Стурон, Центарион, Ред Барон и др.
Игра.
Лукерья. Отгадайте следующую загадку:
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол с полей она пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь правда вкусная … (картошка).
- Верно. Это картофель или, как говорят в народе, – наш второй хлеб. Каждый из вас знает сказку «Вершки и корешки» - о том, как крестьянин обманывал медведя: от репы дал ему вершки, а от пшеницы – корешки. Медведь оказался бестолковым, проиграл человеку, не знал, у какого растения какая часть в пищу годится. Но и люди не сразу научились разбираться в растениях. Особенно большая путаница произошла с картофелем.
Слово знатоку истории … (Ф.И. ученика).
Ученик. Родиной картофеля считается Южная Америка (Показывает на карте). Еще в 16 веке один адмирал привез из Америки в Англию первый картофель. Хозяин решил угостить заморской едой своих друзей, но повар по незнанию приготовил не клубни, а поджарил в масле листья и стебли. Гости нашли новое блюдо отвратительным. Рассерженный адмирал приказал уничтожить посаженное в его имении растение. Кусты картофеля сожгли, но в золе были найдены испекшиеся клубни. Печеный картофель всем очень понравился. С тех пор картофель стал распространяться в Англии.
В России картофель входил в быт с огромными трудностями. Крестьяне считали грехом употребление его в пищу, называли «чертовыми яблоками». Крестьяне шли на каторгу, а картофель разводить отказывались.
Но был в России в 18 веке замечательный агроном Андрей Тимофеевич Болотов. Он постоянно разъяснял населению полезность нового растения. Постепенно крестьяне поняли огромную пользу картофеля. Тогда-то и родились в народе пословицы: «Картофель хлебу подспорье», «Картошка – хлебу присошка». Нет, наверное, у россиян овоща, из которого можно было бы приготовить такое количество блюд, как из картофеля.
Посмотрите инсценировку литовской сказки.
Сценка.
Раз батрак опоздал на работу. Помещик его начал бранить.
- Как ты посмел опоздать на работу! Солнце давно взошло!
- Пан, извините, пожалуйста. Я опоздал, потому что ел 20 блюд.
- Ты? 20 блюд? Какие еще 20 блюд? Отвечай!
- Картошку вареную, картошку жареную, картошку печеную, картошку моченую, картошку тушеную, картошку толченую…»
- Иди работать!
Игра.
Пугало. Ребята, послушайте, загадку, которую сочинил русский народ об этом жителе Огорода (читает).
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи,
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
- Верно, это морковь.
- Поднимите руки, кто любит морковку! Ну а больше всех ее уважает …(Ф.И. ученика).
Ученик. Более четырех тысяч лет назад люди полюбили морковку. Она превосходит многие овощи по содержанию витаминов и других, полезных для нашего организма веществ.
В средние века у европейцев морковь считали лакомством гномов – сказочных маленьких человечков. Существовало поверье: если вечером отнесешь в лес миску с пареной морковью, то утром вместо моркови найдешь слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье.
В наше время получено много различных по вкусу, форме и окраске сортов моркови: Королева осени, Король осени, Нантская, Шантанэ, Лосиноостровская, Витаминная, Самсон, Детская и др.
Игра
Лукерья. Ребята, закончите мою загадку:
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … (капуста).
- О капусте нам расскажет … (Ф.И. ученика)
Ученик. Большинство огородников выращивает белокочанную капусту, но у нее есть родственники: цветная, брокколи, савойская, краснокочанная, кольраби, брюссельская и другие виды.
Большие круглые кочаны капусты белокочанной напоминают голову. Название «капуста» и происходит от латинского слова «капут», что означает «голова».
Капуста была известна еще жителям древнего Египта в Африке (показывает на карте). Отварную капусту египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо. Капуста была основой русских национальных блюд. Ее называют третьим хлебом.
Великий полководец А.В.Суворов любил «кипящие» русские щи.
Капуста весьма полезна, несмотря на то, что в ее составе много (до 90 %) воды. Сок ее улучшает пищеварение. В капусте содержится много витамина С.
Игра
Пугало. Знаешь, Лукерья, мне кажется, мою загадку ребята не отгадают.
Лукерья. А давай, проверим.
Пугало. Слушайте…
Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква)
Пугало. А что вы знаете о тыкве интересного? Пожалуйста, … (Ф.И. ученика).
Ученик. В Средней Азии из тыквы делают различную посуду: бутылки, ведра, ложки. В больших тыквах хранят зерно и крупу. В Африке в дождливую погоду путешественники прячут в тыкву свою одежду. Используют тыквы и при переправе через реку, сооружая из них плот.
В Индии оригинально используют тыкву для ловли обезьян. Просверлив в большой тыкве небольшое отверстие, индусы насыпают в нее немного риса или других семян. Зоркие обезьянки чрезвычайно любопытны и жадны. Только успеют скрыться люди, как обезьянки быстро спускаются с дерева, бросаются к тыквам и, заметив отверстие, запускают в него лапку. Что там? Лапка нащупает зерна риса, наберет их полную горсть. Но сжатый кулачок не проходит в отверстие, и ковыляет обезьянка на трех лапах, волоча большую тыкву. Даже когда прибегают люди, она продолжает держать кулачок в тыкве: жалко выпускать зерна, и охотники легко забирают жадного зверька.
Тыква относится к диетическим продуктам и используется в вареном, жареном, печеном, тушеном виде, а также для приготовления повидла, варенья, маринадов.
Игра
Лукерья. В городе Огороде живет много иностранцев. И хорошо, между прочим, живут там, процветают. Ребята, отгадайте, кто же это?
- Растут на грядке зеленые ветки,
А на них красные детки. (Помидоры).
Верно, родина томатов – Центральная Америка.
2) В огороде сидит, «ку-ку» говорит. (Кукуруза).
Кукуруза тоже родом из Америки.
3) В суп попала, а ноты знала. (Фасоль).
Фасоль и бобы – тоже американцы.
4) В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только желтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух).
Ученик. Если внимательно понаблюдать за подсолнечником, то можно догадаться, откуда взялось такое название: эти растения всегда смотрят прямо на солнце. Утром их головки направлены на восток, в течение дня они медленно поворачиваются на стеблях и вечером уже устремлены на запад.
Подсолнух растет у нас повсюду. Поэтому многие удивятся, узнав, что подсолнечник – «иностранец». А это действительно так. Его родина – далекая Мексика. Когда-то он считался священным растением. Соцветия подсолнечника казались древним мексиканцам чудесными маленькими солнцами, спустившимися на землю. Древние мексиканцы назвали растение «солнечным цветком», отливали его соцветия из золота и устанавливали в храмах.
Мода на «солнечный цветок» перекинулась в другие страны. И всюду в нем видели лишь прелестное растение, не подозревая, что от него может быть какая-то польза.
И только в России крепостной крестьянин Даниил Бокарев додумался смастерить небольшой пресс, на котором стал выжимать из семян масло. Было это в 1829 году. Лишь тогда крестьяне поняли огромную выгоду от разведения подсолнечника и принялись спешно переселять его на поля.
Прошло немало времени, и «солнечный цветок» стал нашим главным масленичным растением.
Пугало. Подсолнух все любят, особенно непослушные вороны-шалуны. Кыш! Кыш! Работа у меня тяжелая, и в град, и в дождь на посту стою, и никто меня не пожалеет. (Плачет)
Лукерья (успокаивает Пугало).
Не печалься, Пугало,
Ты не зря помучилось,
Потрудилось ты недаром,
Сберегло наш урожай,
И поэтому в подарок
Рукавицы получай!
Лукерья дарит Пугалу рукавицы.
5. Музыкальная станция.
Пугало. Спасибо, ребята, вам за подарки, я тоже в долгу не останусь: хочу спеть вам вместе с друзьями веселые частушки «Огородные»
Звучат частушки про овощи..
- Экологическая станция.
Лукерья. У каждого урожая есть свои вредители. Назовите вредителей картофеля, яблони, огурцов, моркови, лука.
- Как же человек может сохранить свой урожай?
Задание 1.
Найдите в правом столбике, что повреждают перечисленные животные. Соедините линиями.
Колорадский жук. Листья яблонь и других культурных
растений.
Яблонная плодожорка. Листья картофеля.
Тли. Зерновые культуры.
Полевки и мыши. Яблоки.
Задание 2.
Составьте, используя карточки, схемы цепей питания:
а) в поле;
б) в саду;
в) в огороде.
Пшеница – полевки – совы; яблоки – яблонная плодожорка – скворцы; картофель – колорадский жук – жужелица.
Задание 3.
Выберите экологические способы сохранения урожая:
На доске:
а) использовать химические средства;
б) повесить скворечники;
в) ловить бабочек;
г) собирать колорадского жука вручную;
д) поставить пугало в огороде.
7. Занимательная станция в городе Огороде.
1) Викторина «Что растет на грядке?»
2) Кроссворд «Овощи»
3) Игра «Назовите в каждом ряду «лишнее» слово»
- пшеница, рожь, морковь, ячмень;
- томат, капуста, лук, слива;
- яблоня, кукуруза, вишня, абрикос;
- огурец, пион, лилия, нарцисс;
- капуста, картофель, подсолнечник, кукуруза.
4) Игра «большой – маленький»
Огурец - …(огурчик).
Помидор – помидорчик.
Чеснок – чесночок.
Лук – лучок.
Перец – перчик.
- Игра «Вершки и корешки». Условными знаками показать, что употребляется в пищу у: капусты, морковки, картофеля, щавеля, свеклы, репы, лука, укропа.
- Игра «Назови, какой это сок». Ведущий бросает мяч и называет овощ, игрок бросает мяч обратно и отвечает название сока этого овоща:
Морковь - … морковный.
Капуста - капустный.
Свекла – свекольный.
Помидор – томатный.
Тыква – тыквенный.
- Игра «Составь предложение».
Лук горький, а морковка - …
Помидор круглый, а огурец - …
Огурец зеленый, а помидор - …
Помидор кислый, а чеснок - …
- Творческая станция.
Учитель. К этому празднику мы долго готовились, получив интересные творческие задания. Давайте, познакомимся с результатами нашего поиска.
Дети демонстрируют свои творческие работы, сопровождая описательным рассказом.
- Рассказ об урожае, собранном со школьного участка. Показ овощей-гигантов.
- Презентация папки-альбома «Вкусные загадки», «Овощная азбука».
- Презентация книжки-малышки «Простые и доступные рецепты блюд из овощей».
- Подведение итогов конкурса рисунков, поделок, сочинений. Награждение победителей.
- Итог праздника.
Лукерья. Молодцы, ребята, порадовали вы меня, как много вы знаете и умеете!
А теперь объясните пословицы:
- Огород для семьи подмога.
- Огород – семье доход.
Да, не зря говорят, что осень – щедрая пора.
Всем спасибо за внимание! Предлагаю исполнить всем ребятам и гостям праздника известную песню «Листья желтые».
А праздник наш продолжается чаепитием, да играми забавными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник "Во саду ли, в огороде"
Мероприятие проводится совместно сродителями осенью. С учащимися готовится театрализованное представление. Дети участвуют в конкурсах викторинах....
конспект урока "Во саду и в огороде"
сценарий урока составлен для учителей, ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторской программе О.Т. Поглазовой....
Открытый урок по окружающему миру и по татарскому языку в 1 классе на тему: «Во саду ли в огороде».
Цель: систематизировать и расширить знания детей об овощах и о фруктах; познакомить с витаминами, их значением для человека; учить соблюдать правила гигиены при употреблении ов...
Урок литературного чтения "Кто помогает человеку в саду и в огороде?"
Урок литературного чтения для 1 класса по программе 2100....
Занятие "Во саду, ли в огороде"
коррекционно-развивающее занятие...
Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Во саду ли, в огороде."
Этот урок с обучающими структурами 21 века. Дети работают в группах, в парах по обучающим структурам, что позволяет ученикам работать в команде, где все ученики работают слаженно и сообща. Цели урока:...
Обучение грамоте 1 класс Урок 5 Кто помогает человеку в саду и в огороде?
Презентация к уроку обучения грамоте по программе "Школа 2100"...