Семья – маленькое государство. Семейный кодекс РФ.
классный час на тему

Морозова Светлана Николаевна

Классный час с элементами экономики для 3-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семья – маленькое государство.

Семейный кодекс РФ.

Классный час с элементами экономики для 3-4 классов

 Цели. Расширить представления учащихся о роли семьи в обществе; познакомить с Семейным кодексом РФ, с обязанностями xленов семьи; дать элементарные представления о бюджете семьи; воспитывать чувство любви и уважения к своей семье.

Учебные материалы. Плакат со словами Конфуция: « … семья – это маленькое государство»; карта путешествия, «Состав семьи» - «Отношения в семье» - «Бюджет семьи»; Семейный кодекс РФ», карточки с пословицами; игрушка – Домовенок Кузя; калькулятор.

Ход занятия

 Учитель. Сегодня – 12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

В этом году исполняется 15 лет Конституции Рф.

 Завершается 2008 год, объявленный ГОДОМ СЕМЬИ, и мы поговорим о семье, о Семейном кодексе РФ.

 У древнекитайского мыслителя Конфуция есть такое высказывание: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство».

Действительно, ребята, у государства и семьи очень много общего. Чем же они похожи, мы  узнаем, совершив путешествие в «государство» под названием «Семья».

   Чтобы в дороге нам не пришлось скучать, мы возьмём с собой  Домовёнка Кузю. Испокон веков считалось, что в доме, кроме членов семьи, жил добрый дух – домовой. Положит бабка скалку, а найти не может: «Домовой спрятал!» Оставил дед топор в одном месте, а нашёл в другом: «Домовой шалит!» Но домовой – добрый дух, и считалось, что без домового не будет согласия, порядка в доме, не пойдут дела. И когда семья переезжала в новую избу, хозяева приходили в старую, чтобы взять самое доброе – огонь в очаг – и позвать домового: «Домовой, иди к нам на новое место жить!»

Остановка первая

« СОСТАВ СЕМЬИ»

У. Мы начинаем своё путешествие с города «Состав семьи». Прежде чем побывать в этом городе, Домовёнок Кузя предлагает объяснить смысл пословицы: « Когда семья вместе, то и душа на месте».

Ученики объясняют смысл пословицы.

- Ребята давайте познакомимся с вашими семьями.

План.

  1. Какая у вас семья – большая или маленькая? Сколько человек в семье?
  2. Как зовут маму?
  3. Как зовут папу?
  4. Сколько детей в семье?
  5. Живут ли с вами бабушка или дедушка?
  6. Что общего у членов семьи?

Дети рассказывают о своих семьях по плану.

- Вы правы, у членов семьи очень много общего: дом, вещи, мебель, посуда, праздники, интересы, заботы. Но Домовёнок Кузя думает, что у семьи ещё есть кое-что общее. Вы об этом узнаете, если отгадаете загадку, которую он вам приготовил:

И у мамы есть, и у папы есть,

И у меня есть, и тебя есть.

Чтоб тебя знать, надо вслух назвать.

Дети. Фамилия.

У. Мы проводили классный час, посвященный истории фамилии. Помните? У каждой фамилии есть своё происхождение. Иванов – от имени Иван. Рыжов – может быть, у предка этого человека были рыжие волосы. У Рыбакова – рыбак. У Медведева – человек большого роста, увалень. Ребята, а как можно объяснить происхождение ваших фамилий?

Учащиеся вместе с учителем пытаются объяснить происхождение своих фамилий.

- Ребята, Домовёнок приготовил вам следующее задание. Объясните смысл пословицы: «Без корня и полынь не растёт».

Ученики объясняют смысл пословицы.

- Совершенно верно, у каждого человека есть свои «корни». Есть такая наука, которая изучает родственные связи человека. Эта наука называется «генеалогия».

Генеалогия – специальная историческая дисциплина, изучающая возникновение и развитие родственных отношений.

Творческое задание.

Составление генеалогического древа

На парте – лист с изображением дерева. Учащиеся по инструкции  учителя вписывают имена бабушек, дедушек, мамы, папы, сестёр и братьев, затем рассказывают по рисунку о своих родственных связях.

Остановка вторая

«ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ»

У. В каждом государстве есть главный человек. Кто это?

Д. Президент.

У. Вспомните фамилию, имя, отчество президента Российской Федерации.

Д. Медведев Дмитрий Анатольевич.

У. А в семье есть главный человек?

Ребята рассказывают, кто у них в семье главный – мама или папа.

- Испокон веков считали, что главой семьи является муж и отец. Он был кормильцем, опорой семьи. А женщине отводилась роль домохозяйки, хранительнице очага. С тех пор многое изменилось. Теперь женщина занимается не только домашними делами, но и ещё работает.

   Как вы думаете, семья должна жить, как ей захочется, или по какому – то закону?

Д. По закону.

У. в любом государстве есть закон, по которому живут его граждане. Называется он  Конституцией. Семья также должна жить по определенным правилам. Чтобы регулировать отношения между государством и семьёй, между родителями и их детьми, существует Семейный кодекс.

   Учитель показывает Семейный кодекс РФ и зачитывает из него несколько статей.

- Проблема взаимоотношений в семье всегда волновала писателей. Вы читали много произведений, в которых затрагивается эта проблема. Домовёнок Кузя приготовил вам небольшую литературную викторину.

        ВИКТОРИНА

-Угадайте, из какого произведения отрывок, о ком в нём говорится, и ответьте на вопросы.

  1. «Стала девочка разглядывать себя. И понравилась сама себе. Смотрит – не может оторваться. Глядит – не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде».

Д. Это Айога из нанайской сказки «Айога».

Вопросы к классу:

  1. Помогла ли Айога маме?
  2. Почему мама дала лепёшку другой девочке?
  3. Что случилось с Айогой?
  4. Как бы вы поступили на её месте?

  1. «Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери…»

Д. Третья дочь из татарской сказки « Три дочери»

Вопросы к классу:

  1. На какую из дочерей хотели бы быть похожи вы? Почему?
  2. Как бы вы поступили, если бы вашей маме потребовалась ваша помощь?
  3. Чему учит эта сказка?
  1. «Своими нежными руками рвала она злую, жгучую крапиву, и пальцы её покрывались большими волдырями…»

Д. Элиза из сказки Х. К. Андерсена «Дикие лебеди».

Вопросы к классу:

  1. Для чего Элиза рвала крапиву?
  2. Смогла ли она спасти братьев?
  3. Чему учит эта сказка?

  1. «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта».

Д. дед из рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучёк».

   Вопросы к классу:

  1. Какие чувства вы испытываете к старику?
  2. Правильно и поступили сын и невестка?
  3. Как вы понимаете слова: «Корми деда на печи – сам будешь там»?
  4. Чему учит рассказ?

У. Что, ребята, главное в семье?  Как вы понимаете смысл пословицы: « Не нужен клад, коли в семье лад»? (Дети отвечают.) Конечно, самое главное в семье – это согласие, взаимопонимание, дружба, любовь и общие интересы. Как вы будете относится к своим родным и близким, так и ваши дети будут относится в последующем к вам.

Остановка третья

«БЮДЖЕТ СЕМЬИ»

У. Ребята, в каждом государстве существует бюджет.

Бюджет – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи или лица на определённый срок.

- Бюджет государства рассчитывается на один год, а семейный бюджет рассчитывается на месяц или на год. Сейчас мы побываем в одной семье и посмотрим, как она рассчитает семейный бюджет на месяц.

Сюжетно – ролевая игра «Мы – семья»

   Из числа учеников назначаются «папа», «мама», двое «детей».

   «Папа» считает на калькуляторе доходы семьи.

Например:

Заработная плата папы - …

Заработная плата мамы - …

 Итого доход семьи -…

«Мама» считает расходы семьи

Коммунальные услуги - …

Телефон - …

Питание - …

Одежда - …

Лекарства - …

Разное - …

Итого: расход семьи - …

 Затем доходы и расходы семьи сверяются. В случае если расходы превышают доходы, необходимо познакомить учащихся с понятием «бюджетный дефицит».

Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами. Целесообразно провести беседу о том, на чем семья может сэкономить, подвести учащихся к мысли о необходимости экономии воды и электроэнергии.

 - Ребята, вы убедились, как непросто родителям вести хозяйство, распределять доходы так, чтобы денег  хватило до конца месяца. Домовёнок Кузя  просит вас объяснить смысл поговорок: «По размеру ноги выбирай сапоги», « Не в деньгах счастье». (Дети отвечают.)

- Люди с древнейших времён задавали себе вопросы:

Что такое жизнь?

Что такое счастье?

В чем смысл жизни?

Нужна ли человеку семья?

 Попробуем ответить на каждый из вопросов одним словом, кто как думает.

   Учитель и дети составляют синквейн.

 

   Человек рождён для счастья, как птица для полёта. Каждый стремится к счастью, как цветы тянутся к свету. Есть такое понятие – семейное счастье. Счастье для матери – это её ребёнок. Счастье для ребёнка – когда у него есть любящие и заботливые родители. Счастье для отца – это дом, семья, здоровые дети. Заканчивая наше путешествие, хочу всем пожелать счастья, в том числе и семейного.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный кодекс Российской Федерации

В данном материале можно познакомиться с главой 11. "Права несовершеннолетних детей", главой 12. "Права и обязанности родителей"  семейного кодекса РФ....

Семейный кодекс здоровья

Правила веселого настроения...

Семейный кодекс

Права и обязанности родителей и детей...

Семья - маленькое государство. Семейный бюджет.

У древнекитайского мыслителя Конфуция есть высказывание: «Государство –это большая семья, а семья –это маленькое государство? Действительно, у государства и семьи много общего....

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...

Семейный кодекс РФ

семейный кодекс...

Конспект тематической встречи "Семья - маленькое государство. Создание семейного герба".

Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных  контактах с близкими людьми. В первую очередь, с родителями.Семья для ребенка ...