Война! Твой страшный след в деревне Корбутовка...
проект на тему

Беляева Жанна Михайловна
Научно-исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rayonnaya_kraevedcheskaya_konferentsiya_avtosokhranennyy.docx33.22 КБ

Предварительный просмотр:

Районная краеведческая конференция

«Сычевский район: прошлое и настоящее»

Война! Твой страшный след

в деревне Корбутовка…

исследовательская работа

Беляева Жанна Михайловна,

учитель начальных классов,

МБОУ Сычевская СОШ №2

                                                    Сычевка, 2014г

Оглавление             

  1. Введение…………………………………………………………………3стр.
  2. Основная часть…………………………………………………………..4стр.
  3. Заключение………………………………………………………………9стр.
  4. Список использованной литературы…………………………………..10стр.             

                                Война! Твой страшный след

живет в архивах пыльных,

                                                               В полотнищах побед и в нашумевших фильмах.

                          Война! Твой горький след-

                            И в книгах, что на полке…

                      И сорок с лишним  лет

                                                                 Ношу твои осколки.

                                                                                                        Н. Старшинов

 

   Проходят годы, вот уже и XXI век наступил. И хоть все дальше от нас победный день 9 Мая, величие этого праздника нельзя уменьшить.

   Но что мы, сегодняшнее молодое поколение, знаем о тех военных годах? А ведь еще среди нас живут люди, которые не понаслышке знают о войне, которые защищали наш край, нашу страну в годы войны.

  Гипотеза данной темы: никто не забыт, ничто не забыто.

  Мы поставили перед собой цель: рассказать о трагических событиях 1942 года в деревне Корбутовка. В соответствии с этим были определены задачи:

-на основе воспоминаний свидетельницы этого события Ильиной Зои Ивановны, книг Сычевского поэта и прозаика Николая Григорьевича Манько «Огненное порубежье» описать кровавый день-10декабря 1942года на земле Сычевской;

-на примере подвигов бойцов усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения.

   

   Объект исследования: событие 10 декабря 1942 года в д. Корбутовка

   

   Предмет исследования: воспоминания Ильиной З. И.

   Методы исследования: анализ фото и документальных источников, систематизация и обобщение рассказа о страшной трагедии в Корбутовке.

   Актуальность: ежегодно наша страна чествует ветеранов Великой Отечественной войны. Нелегко далась эта Победа, поэтому думать о мире, бороться за мир мы должны ежедневно, ежечасно. И пока хоть один человек тех событий будет жить, мы должны говорить о них  и с любовью к ним относиться, к их воспоминаниям.

   Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.

II. Основная часть.

        Медленно сходят шрамы с тела земли. До сих пор хранят поля и луга Сычевского района осколки мин и снарядов, почерневшие, источенные временем гильзы, иссеченные обрывки патронташей. До сих пор живут люди, у которых война забрала детство, юность.

    Узнав о районной краеведческой конференции, Ильина Зоя Ивановна, жительница д. Лесные Дали, принесла в Лесную библиотеку письмо и попросила отправить его в район. Вот текст письма.

   -Здравствуй, Сычевка! Поздравляю тебя и твои владения с 85-летием. Красивы у тебя луга и поля  с незабываемым запахом трав, хороши леса и реки, пригожи деревни.

   Я хочу  рассказать вам о деревеньке, название которой только осталось на географической карте Смоленщины, но она была, жила, трудилась, воевала. Я родилась в этой деревне в далеком 1926 году. Это Корбутовка. Дома в деревне были просторные с красивыми наличниками. У каждого дома – огород с морковкой, капустой, картошкой, горьким, но вкусным луком, разной ягодой. Света не было. Лампадки, свечи, керосиновые лампы. В каждой избе стояли изготовленные деревенскими мастерами ткацкие станки. Женщины ткали полотна, из которых потом шили сарафаны, сорочки, скатерти. А половики какие были красивые. Спали на матрасах, набитых сеном, соломой. И прежде, чем на него лечь, его нужно было хорошенько потоптать, обмять. Засыпать на такой постели – истинное удовольствие!

  Вот идешь по деревне – веселая и довольная собой, важно поглядываешь по сторонам. Тебя встречают и коровы, и лошади, и овцы, и куры, и гуси! И радуешься им. В деревне все любили животных. Корбутовка – деревняз- труженица. Выходных у неё не было. И мы, дети, помогали родителям  сеять, косить сено, убирать урожай. Но я с чистой радостью вспоминаю свое детство и никогда бы не променяла его на современное. Игрушки мастерили сами. Летом барахтались, плескались в речке Обша. А мальчишки крались по кустам и подглядывали, как купаются голые девчонки. Купальников у нас не было. Ух! И попадало им потом!

   И сейчас я часто возвращаюсь в свое детство и снова иду вперед: хожу утром босиком по росе, у меня нет теплых платков. Зимой – валенки, легкая куртка. Я восхищаюсь любой погодой, сажаю огород, хожу в лес по грибы и по ягоды. А мне уже -88!

      И если бы сейчас вдруг свершилось чудо, и моя деревня воскресла – я бы с закрытыми глазами нашла дорогу к ней. Я помню её родную до мельчайших подробностей.

   Разве можно забыть корбутовскую околицу? Нет! Никогда!

   Здесь провожали на службу в армию и ожидали. Здесь с окрестных деревень ждали сватов. Околица слыла местом гулянья. Гармонисты играли «страдания», «барыню». На вечерней зорьке девчата пели. Песни были раздольные, душевные. Женщины с работы возвращались, уставшие, но с песней. И неслась их песня, словно птица, по околице. Сколько нежных слов прослушала она, повидала поцелуев. Знает только околица…

    Околица первая встретила и фашистов. Деревня сразу надела черные платки. Немцы выгоняли из домов людей, рыскали по кладовкам и сараям, выгребая все  до последней картофелины. Резали кур, поросят. С людьми обращались зверски, наставляли в грудь автоматы, избивали. Сожгли школу. Страшное это было зрелище, когда на твоих глазах огонь пожирал стены, школьные доски, книги. И никто даже не смог спасти ее от огня. На раскаленных пепелищах стояли печки с длинными черными трубами.

   Фашисты выгоняли стариков, женщин, детей рыть окопы. Девушек угоняли в Германию.

   Я видела много крови, много смертей. И с каждым днем росла злоба в душе к ним.

   Зоя Ивановна заплакала, а письмо бережно положила на стол. Она вспомнила корбутовскую трагедию.

   1942 год для Сычевской земли был самым страшным. Особенно сильные бои были в конце ноября – начале декабря. В них участвовала 20 кавалерийская дивизия Западного фронта под командованием полковника Павла Трофимовича Курсакова и 22 танковая бригада. Дивизии была поставлена задача: уйти в тыл противника и там бить врага в районе железной дороги Великие Луки – Ржев и большака Сычевка – Холм-Жирковский.

   И группа Курсакова громила тылы немецких частей, их штабы, уничтожала технику противника, линии связи, подрывала мосты. Немцы бросили против них регулярные части, но конники умело уходили от удара и продолжали фашистам трепать нервы. Немцы несли большие потери. Но и в отряде кавалеристов раненых становилось все больше и больше.

     В районе Корбутовки на берегу Обши был организован госпиталь для раненых бойцов. По-видимому, было решено оставить раненых, которых должно было уже быть более двухсот, под охраной партизанского отряда.

   4 декабря 1942 года основные части дивизии ушли на новое место дислокации, а госпиталь решили перевести чуть позже. Для его охраны были оставлены 25 бойцов.

   Утро 10 декабря. Тихое и морозное. Легко и вольно дышалось в зимнем воздухе. Над госпиталем покружил самолет, сбросил продукты, медикаменты и записку: раненых скоро заберем.

   Утреннюю тишину разорвали выстрелы.  С криками: «Ура!» - к госпиталю бежали каратели в белых балахонах. Раненые взялись за оружие. Это был бой, похожий на экзамен, грозный экзамен, где экзаменаторами были жизнь и смерть.

  Казалось, ветер кричал: «Держитесь!»

 Зимний лес ожил миллионами голосов и каждый голос на свой лад гудел: «Варвары!», «Помогите!»- стонала земля. Бой длился пять часов. В течение этих часов нашим бойцам удавалось сдерживать наседавших немцев, прикрывая отход раненых в район расположения партизанского отряда «За Родину».  Но силы были неравными. Карателям удалось сломить сопротивление госпиталя. Тяжелораненых бойцов вытащили на дорогу, учинили над ними зверскую расправу, а затем расстреляли.

  Узнав об этой страшной трагедии, Курсаков послал вдогонку за карателями кавалеристов 103 кавполка. Карательный отряд был уничтожен.

  230 верных сынов Родины остались лежать на берегу Обши. Каратели расстреляли раненых, но живут их имена, потому что нельзя расстрелять благодарную память, нельзя расстрелять любовь.

   О подвигах конников Курсакова хорошо знают и помнят на сычевской земле. За период действий в тылу врага Кавалерийская группа уничтожила 8 самолетов, 40 танков, 46 орудий, 300 автомашин, 80 железнодорожных вагонов, около 3, 5 тысячи солдат и офицеров противника.

   Зоя Ивановна взяла письмо и продолжила чтение:

  -Госпиталь находился рядом с деревней. Раненым носили продукты, ухаживали за ними. В тот день мы слышали выстрелы, крики. После боя я с отцом была там. Красный снег, истерзанные тела. Многие бойцы лежали без сапог, уткнувшись в снег лицами. Душегубы их с собой прихватили. Были и такие, которые лежали с открытыми глазами. Их взор был устремлен в бесконечно доброе небо Родины.

   Выкопали большую могилу, стали бережно укладывать мертвых. Бабы в голос ревели, проклиная фашистов, вместе с ними плакала природа. Пошел обильный снег. Многих убитых замело так, что нельзя было заметить. Наступила весна. Пригрело солнышко, растаял на реке лед. Трупы солдат поплыли по Обше, а ведь это чьи-то сыны, мужья, отцы. Надо их по-христиански предать земле, и мы , не боясь весенней холодной воды, бродили по воде, вылавливали тела погибших и  хоронили их весной. Разве можно забыть такое? Для того ли Родина любовно растила их, чтобы они погибли от пули гитлеровских подлецов?

   Не забывается такое никогда!

   А я хочу сказать «Спасибо!» и низко поклониться Николаю Григорьевичу Манько. Этот замечательный человек написал книгу «Огненное порубежье», где рассказал о этой страшной трагедии.  Жители района должны знать историю района.

  Чтобы как-то успокоить женщину, хлебнувшую столько горя, мы с Татьяной Вениаминовной, библиотекарем (моя мама), решили с ней поговорить, успокоить и задали такой вопрос?

-Зоя Ивановна! А чем Вам запомнилась околица?

-В тревожные и в даже трудные минуты жизни, чтобы успокоиться, отвлечься, я всегда вспоминаю околицу, те далекие трудные военные годы. Как ни странно, я успокаиваюсь. В 41 на «Троицу» цыганочку плясала да еще с выходом.

   И женщина так ловко взмахнула руками и легко прошлась по залу, что мы невольно рассмеялись с ней.

   Я смотрела на эту худенькую старую женщину и поражалась: сколько в ней русской красоты, мягкости и в то же время твердости!

   8 мая 1976 года состоялось перезахоронение останков 230 советских воинов. Они были перенесены на братское воинское кладбище №1. Проводить в последний путь павших героев пришел весь город. Звуки траурной музыки разрывали душу и выжимали горькие слезы.

   В этот же день в Корбутовке состоялся митинг и была открыта мемориальная плита.

   В митинге приняли участие руководители области и района, генерал-лейтенант В. И. Макеев, З. И. Ильина , начальник лесоучастка Н. Ф. Савицкий. Под его руководством рабочие М. И. Ходунов, В. И. Данилов, А. Н. Зверев, А. Н. Зверев, В. И. Трифонов привели в порядок это место, воскресили землянку и установили мемориальную плиту. На митинге присутствовали ветераны этой дивизии. Они украдкой вытирали слезы, бродили по полям и тихо разговаривали между собой. После митинга, как бы обрамляя Святое место вечно зеленой гирляндой, посадили молодые елочки. Посадила елочку и Зоя Ивановна.

   Добраться в Корбутовку далеко и трудно. В 80-е и 90-е годы за памятником ухаживали учащиеся Татаринской школы. Директор школы А. А. Данилов со старшеклассниками каждый год 10 декабря ходили на лыжах к памятнику. Венок всегда был сделан руками учителей и учащихся. И сейчас почтить память погибших заходят и лесорубы, когда работают в тех местах, охотники, туристы. Часто бывают учащиеся средней школы №1. Прибыв к месту, где установлен памятный знак погибшим воинам, участники, прежде всего, приводят в порядок весь мемориальный комплекс и минутой молчания чтят память павшим.

   Помолчим и мы…

   Вот и весь мой рассказ об удивительных людях, чьи пути, судьбы, как лесные тропки, пересеклись на корбутовской земле.

   А елочки прижились все, выросли, силу набрали, придали обелиску особую привлекательность. 27 сентября этого года Н. Г. Манько, В. С. Клюев, А. С. Крюченков, Е. М. Федоров, члены клуба «Эрон» под руководством А. В. Жохова, бывший работник леспромхоза М.И. Ходунов побывали  на израненной корбутовской земле, истерзанной взрывами и пропитанной кровью бойцов, ставшей историей, бесценным памятником и напоминанием о проходившем здесь бое.

   Светило солнце. Чистое, чистое без облачка небо. И вдруг, откуда-то с высоты, сорвались и упали капли. Это, наверно, плакали старые деревья, видевшую эту трагедию.

   -Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих, прости им все согрешения вольные и не вольные, и даруй им Царствие Небесное.

Последние строки из письма З. И. Ильиной к участникам конференции:

-Дай Вам Бог, чтобы все светлое и доброе, задуманное вами исполнилось на благо народа, во имя победы творчества и разума над серой обыденностью и суетой.

   И хочу пожелать всем: Берегите мир!

                              С уважением Зоя Ивановна Ильина.

II.Заключение.

   Без любви к Родине, её прошлому и настоящему, без знания истории своего села, невозможно построить будущего. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков. Знать о подвигах, больших и малых, своих дедов и прадедов,  да просто какой трудной была в то время жизнь нам особенно важно. Данная работа – это дань уважения тем, кто погиб во время войны, кто работал в тылу, не зная сна и покоя, кто верил и ждал, несмотря ни на что. Значимость подобной работы заключается в том, что все должны знать, что наши деды недаром жили, недаром отдали свои жизни, защищая огромную, как небо свою Родину, я почувствовала благодарность поколению ветеранов, которых осталось уже немного, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронтах от иноземных захватчиков.

      Сычевская земля обильно полита кровью советских воинов.

      Сколько же их под Сычевской землей за три года легло?

      Сколько весточек горьких по земле разошлось?

      Сколько пролито слез материнских и вдовьих?

      Но солдат не вернуть, ни слезой, ни любовью,

      Только память живая их память хранит:

      О них ничто не забыто! Их них никто не забыт!

                                                  Н. Г. Манько

II. Список использованной литературы и интернет-ресурсы

  1. Н. Г. Манько. Огненное порубежье (о боях на сычёвской земле). 20.06. 2001. Винница.
  2. С. Н. Севрюгов. Так это было…
  3.  «Сычевские вести» №99 от 25.10.2014г.
  4. Фотоматериалы из альбома семьи Ходуновых
  5. Фотоматериалы, представленные Н. Г. Манько

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие "Война- страшнее нету слова"

Общешкольное мероприятие на праздник 9 мая....

классный час "Это страшное слово - война"

классный час "Это страшное слово - война"...

Классный час на тему "Это страшное слово ВОЙНА"

Данный материал ипользуется во 2-4 классах  на классном часу, посвящённом Великой Отечественной войне....

Прочитанная книга о войне - твой подарок ко Дню Победы

Виртуальная книжная выставка. Книги для младших школьников о ВОВ. Что можно почитать о великой войне. Список литературы....

Социальный проект ТВОЙ СЛЕД НА ПЛАНЕТЕ

Социально-значимый проект...

«Дети и война. Страшные следы войны».

Тема: «Дети и война. Страшные следы войны».Цель: Воспитание любви к Родине, чувства патриотизма.Задачи:Расширять знания детей об истории нашей страны;Воспитывать уважение к прошлому своего...

Классный час, посвященный 75–летию Победы в Великой Отечественной войне «Детство, опалённое войной». Детям, пережившим страшное военное время, посвящается…

Вопросы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро.В     преддверии     77-летия...