Классный час "Добротой себя измерь"
классный час (2 класс) на тему

Муразян Оксана Викторовна
Классный час Тема: «Добротой себя измерь»
Цель: продолжить работу по нравственному воспитанию детей, развивать умение анализировать черты характера, формировать правильную самооценку и потребность в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon stsenariy_klas._chasa_dobrotoy_sebya_izmer.zip12.71 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час Тема: «Добротой себя измерь»

Цель: продолжить работу по нравственному воспитанию детей, развивать умение анализировать черты характера, формировать правильную самооценку и потребность в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию.

Ход классного часа.

-Послушайте внимательно песню из известного вам мультфильма.

-Ребята, о каком человеке поёт  кот Леопольд? Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на нашем занятии?

-Правильно тема нашего классного часа о доброте, а называется он «Добротой себя измерь»

Что для вас означает  «Доброта».

Доброта- это … (Добрый – делающий добро другим, отзывчивый).

-Многие из вас верно понимают, что такое доброта. В «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова слово доброта определяется так:

«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро для других»

-Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.

-Никому не нравятся люди совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.

Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал А.Чепуров (читает подготовленный ученик).

Габитов читает стих

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

-Каким русским словам дает начало слово “добро”?

Учащиеся:

Доброжелательность

Добросердечность

Добропорядочность

Добрососедство

Добросовестность

 Видите как много слов содержит в себе корень «добр» У  вас на столах лежат листочки  со словами, подумайте как вы понимаете это слово и приходилось ли вам в жизни сталкиваться с этим понятием.

-Рядом с добром часто употребляют зло.

- Чего же больше в людях добра или зла?

А теперь прослушайте притчу.       

 Притча это рассказ с  нравоучением.                                                                            

Притча о Добре и Зле.

Читает учитель.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

-Как вы понимаете слова в конце притчи? Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Педагог предлагает учащимся, разделив лист пополам, и поставив в одной части +, а в другой – записать свои положительные и отрицательные качества, отвечая на вопрос: “Какой я”?

Ребята, кто из вас отметил в себе такое качество, как доброта?

Готовясь к классному часу я прочитала много стихотворений. Вот одно из них которое мне очень понравилось, оно даёт повод для размышления.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу.

От доброго – добро,

От злого – зло родится.

Добро, сколь ни было б оно мало,

      Гораздо лучше, чем большое зло.

Нужно уметь слушать себя, говорить злым чувствам «Стоп» и не давать им подавлять добрые.

 Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем воспитывать в себе  – Доброту.

А как?  ( совершать добрые поступки, замечать в людях хорошее, проще говоря способность представить себя на на месте другого человека))

- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце.

 -Когда мы совершаем добрые дела, иногда нам приходится жертвовать собственными интересами. Например, тебе хочется сидеть в автобусе, но ты уступаешь место женщине. Или тебе хочется поиграть, посмотреть телевизор, но ты делаешь уборку в доме. И от этого ты становишься не только добрее, но и сильнее.

   -  Ребята, послушайте рассказ В. Осеевой “На берегу реки”

 

НА БЕРЕГУ РЕКИ

 

                Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.

– Интересно,– сказал Толя,– как это свершаются подвиги? Я очень хотел бы совершить какой– нибудь подвиг!

– А я об этом даже не думаю...– ответил Юра и вдруг остановился.

С реки донеслись отчаянные крики о помощи.

Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.

А Толя бегал по берегу и кричал:

– Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?

Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.

– Ах, вот он! Вот кто кричал! – обрадовался Толя.– Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя,  кто знает, что было бы.

 

  -Какой поступок совершил Юра?

Можно ли его поступок назвать подвигом?

           

 

                        Не стой в стороне равнодушно

                        Когда у кого-то беда,

                        Рвануться на выручку нужно

                        В любую минуту, всегда.

                        И если кому-то, кому-то поможет                        

                        Твоя доброта, улыбка твоя,        

                        Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

                        Что годы живёшь ты не зря.

 

-А можно ли человека заставить быть добрым?

Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе не было бы в мире зла. Научиться быть добрым трудно, если говорить о доброте устойчивой, постоянной, а не той, которая возникает раз в году от хорошего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир.

Да, это трудно – всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чье–то горе, помочь. Этому надо учиться. А в нашем классе есть ребята ,которые так поступают? Обсудите в группе и назовите их.

- В народе к доброте всегда относились по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Вот сейчас мы вспомним пословицы, где звучит слово доброта.   Назовите такие пословицы.

Цветок с пословицами на доске. (дети работают по группам)

 «Живи добрее будешь всем милее»

 «Без добрых дел нет доброго имени»

 «Доброе слово и железные ворота открывает»

«Доброе слово, что солнышко в ненастье»

 «Час в добре пробудешь – всё горе забудешь»

«Доброе слово лечит, злое калечит»

«Делай другим добро – будешь сам без беды»

«Добру человек у человека учится».

Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.

-Но не только народ сочинял пословицы о доброте. Тема доброты затрагивали и известные во всём мире люди. Автора вы можете не знать, но послушайте какие высказывания они посвящали доброте.

Высказывания о добре.

«Чтобы поверить в добро,  надо начать делать его.» Л.Н Толстой

«Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.» Марк Твен

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».

В.О. Ключевский.

 

«Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером». Ч. Айтматов.

«Кто сделал доброе дело, тот молчит – говорит пусть тот, для кого оно было сделано» (читает учитель)

«Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта» М. Горький.

- Какое высказывание вам больше всего понравилось? Почему?

 

Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро –   это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать.

              Когда случилась авария в Чернобыле, землетрясение в Японии, когда трагически погибла атомная лодка “Курск”, вся страна откликнулась на чужую боль.

(Учащиеся приводят конкретные примеры взаимопомощи и любви человека к человеку).

 

Педагог:

            Все это достойно уважения. Но как вы думаете, а можно ли в повседневной жизни проявлять доброту, человеколюбие? Если да, то как?

 

(Учащиеся приводят примеры заботы о младших братьях, о престарелых соседях, о субботниках по очистке школьной территории).

 

           Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Большая цепь добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

 

А теперь посмотрим инсценировку стихотворения А.Барто “Человечество” (исполняют два ученика: Резниченко В. и Неценко Д.)

О ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ

 

Готов для человечества

Он многое свершить,

Но торопиться нечего,

Зачем ему спешить?

Пока ещё он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

Когда судьбой назначено

Вселенную спасти,

К чему сестрёнку младшую

На скверике пасти?!

Пока ещё он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

В своём платочке клетчатом

В углу ревёт сестра:

 – Я тоже человечество!

И мне гулять пора!

Дед от простуды лечится,

Лекарство дать велит,

Но он не человечество,

Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется

(Гуляйте с ней с утра!).

Она не человечество,

А младшая сестра.

 

Педагог:

          Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике?

А какие полезные, добрые дела вы сами ежедневно делаете?

 

Учащиеся высказывают свои мысли, обмениваются мнениями.

Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.

Пишите письма, звоните  домой, когда уезжаете.

Не допускайте грубости.

Старайтесь во всем помочь ближнем.

Будьте добрым людьми. Не забывайте, что каждый из вас несёт в себе частичку солнышка и его тепла!

Учитель предлагает вернуться к заданию “Какой я”?

        Прочтите написанное вами, не появилось ли желание что–либо дописать или вычеркнуть. Считаете ли вы себя добрым человеком? Вспомните, какие добрые дела вы сделали за эту неделю?

 

Педагог:

       Сознание сделанного добра – это уже награда для человека. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему.

Наверное, у всех вас, ребята, есть хорошие друзья.

Расскажите, как вы относитесь к ним, спешите ли к ним на помощь в трудную минуту или, зная о людской неблагодарности, не любите лишних хлопот и огорчений. Что вы цените в них, прежде всего? (Все высказываются).

 

Ученик читает стихотворение А.Барто. (Шиванов Александр)

ДРУГ НАПОМНИЛ МНЕ ВЧЕРА...

 

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой.

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок –

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка,

Откусить мне дал когда–то,

А теперь поставил в счёт.

И меня к нему, ребята,

Что–то больше не влечёт.

 

Педагог:

Можно ли такого друга назвать добрым?

Почему к такому другу не влечет?

Какой вывод вы сделали для себя из нашего разговора?

Давайте вместе зачитаем законы дружбы:

Не обзывай и не унижай своего друга.

Помогай другу в беде

Умей с другом разделить радость

Не смейся над недостатками друга

Выбирай друзей по душевным качествам

      Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.

Умей признать свои ошибки и помирись с другом.

Не предавай своего друга.

Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. Изготовление коллажа.

 Народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей согревают нашу Землю. Доброта  очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают.

Первая команда изобразит нам на этом листе солнце. Сейчас я раздам вам ладошки. Напишите своим близким людям самые добрые пожелания. А может за что - то извинитесь. Наклеивают на солнце ладошки. 

Солнце дает жизнь на Земле , значит   на Доброй земле должны цвести сады, петь птицы, потому что природа тоже радуется доброте.

Вторая команда приклеит к дереву корни ,на них напишет свои добрые слова ,ведь дерево вырастет сильным только тогда ,когда у него будут добрые (крепкие )  корни .

Стих читает ученик. (Тума К.)

Добрым быть, совсем не просто!

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Надо только добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто!

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Много славных дел ждёт вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и весёлыми.

 Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

        Песня. Предлагаю взяться за руки и исполнить песню «Дорогою добра»:

Спроси у жизни строгой –

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

                               

                                Иди за солнцем следом,

                                Хоть этот путь неведом.

                                Иди, мой друг, всегда иди

                                Дорогою добра!

Забудь свои заботы,

Падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя

Ведёт не как сестра.

                                  Но если с другом худо –

                                  Не уповай на чудо.

                                  Спеши к нему, всегда иди

                                  Дорогою добра.

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов!

Не забывай, что эта жизнь –

Не детская игра!

                                Ты, прочь гони соблазны,

                                Усвой закон негласный:

                                Иди, мой друг, всегда иди

                                Дорогою добра!

 

Учитель:

      Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь  и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.

Заканчивая наше занятие, я уверена, что в ваших сердечках добра стало намного больше.

Вы станете более бережно относиться к близким, ко всему живому. Вы не станете равнодушными к чужой беде.

Ребята, в каждом из нас есть маленькое солнце. Это доброта.

Она согревает окружающих людей и помогает им в трудную минуту. Давайте подарим нашим гостям это солнце. Пусть в их доме будет мир, покой, тепло, добро и светло.

(дети раздают гостям подарки – солнышко)

А теперь давайте все вместе  с родителями споем песню «Если добрый ты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самопознание. Тема: Добротой себя измерь.

Разработка урока по самопознанию..Тема урока:  Добротой себя измерь.Цель урока: углубление представления учащихся  об общече  ловеческой ценности «доброта».Задачи:...

Классный час "Добротой себя измерь"

Классный  час «Добротой себя измерь» Печуриной Натальи Викторовны Цели: сформировать в сознании детей  слово «доброта»;           расши...

Классный час "Добротой себя измерь"

Работа по нравственному воспитанию...

Классный час "Добротой себя измерь"

продолжить работу по нравственному воспитанию детей, развивать умение анализировать черты характера, формировать правильную самооценку и потребность в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию. ...

Конспект урока самопознание «Добротой себя измерь» для учащихся 2 класса

Конспект урокасамопознание «Добротой себя измерь» для учащихся 2 класса  Тема  урока: «Добротой себя измерь»Цель урока: углубление  представлений учащихся о понятии «доброта...

Урок самопознания во 2 классе. Тема. Добротой себя измерь.

Цель: расширять представления о добром и отзывчивом человеке. Задачи: 1. формировать представление о доброте, как важном нравственном качестве человека; 2. развивать позитивную сам...

классный час "Добротой себя измерь"

Классный час "Добротой себя измерь"...