Рабочая программа по направлению художественное творчество Мастерской Юного Художника «Радуга»
рабочая программа (1 класс) на тему

Мартынова Татьяна Александровна

Внеурочная  деятельность. Рабочая программа расчитана для учащихся 1 класса, реализуется в рамках группы продленого дня, 33 часа, 1 занятие в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx42.51 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

Средняя образовательная школа 162

Согласовано                                                                       Утверждено                                                                                                                                            

Зам.директора по ВР                                                         Директор ФГКОУ СОШ № 162

_________Калюжина Ю.Ю.                                              ____________Полукеева И.В.                                                                          

«___»____________ 2014 г.                                             «___»_______________2014 г.                                                                        

Рабочая

образовательная программа

по направлению художественное творчество

Мастерской Юного Художника «Радуга»

для учащихся 1 класса

Срок реализации - 1 год

                                                                              

                                                                                   

                 

                                                                                    Воспитатель ГПД

                                                                                  Мартынова Т.А.  

Хабаровск - 47

2014 г.

Пояснительная записка

Изобразительная деятельность является одним из интересных видов деятельности  для младших школьников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое личное впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

 Актуальность программы в том, что она направлена на формирование художественного типа мышления, а ее реализация позволит детям получить более широкое представление об изобразительном искусстве, как в теории, так и на практике. Хочу также отметить, что стандартные программы  школьного обучения имеют общеобразовательный характер. В отношении изобразительного искусства занятия ограничиваются как временными рамками, так и узкой направленностью. Данная программа расширяет стандартную составляющую часть школьной программы по изобразительному искусству. Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для первоклассников, так как имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, мелка, бумаги. Этот процесс вызывает у них чувство радости, удивления. Однако, дети  младшего школьного возрастов еще не всегда умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное.

Практическая значимость программы заключается в том, что дети будут дополнительно в больший промежуток времени закреплять приемы работы с художественными инструментами и материала, поддерживать  и сохранять интерес  к изобразительной деятельности.

Цель: формирование и поддержание интереса к изобразительному искусству, раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно - изобразительными средствами.

Задачи:

Обучающие:

- знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;

- обучить  изображению предметов и явлений различными способами и техниками;

- научить составлять законченную композицию по эскизам и выполнять ее разными изобразительными средствами;

- познакомить с терминологией изобразительного искусства.

Развивающие:

- развивать воображение, фантазию, изобретательность, художественный вкус;

- учить детей самовыражаться, пробовать свои силы и совершенствовать свои способности.

Воспитательные:

- воспитывать  внимание, аккуратность, целеустремленность.

Исходя из поставленных задач, важнейшими принципами построения и реализации программы являются:

- научность и доступность: использование на занятиях доступных для детей понятий и терминов, учет уровня подготовки, опора на имеющийся у учащихся опыт от простого к сложному;

- системность, последовательность и доступность в освоении трудовых приемов: изучение нового материала опирается на ранее приобретенные знания;

- гуманистический характер отношений педагога и ребенка: ребенок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, уважении к личности и демократическом стиле взаимоотношений педагога с детьми;

- принцип природосообразности - предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей при включении их в различные виды деятельности;

- разнообразие и приоритет практической деятельности;

-поощрение творческих достижений обучающихся, самостоятельности при выполнении творческих практических работ.

Программа работы кружка изобразительного искусства МЮХ «Радуга» разработана для внеурочной деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная программа рассчитана на работу с детьми первого класса в рамках группы продлённого дня, рассчитана на один год обучения – 33 часа, занятия проводятся один раз в неделю по одному часу.

В программе предусмотрены следующие виды деятельности: художественное восприятие, информационное ознакомление, рисование на заданную тему, рисование с натуры, декоративное рисование. Эти виды занятий тесно связаны и взаимно дополняют друг друга. При этом учитываются особенности времен года, календарные и религиозные праздники. Кроме этого обучающиеся знакомятся с изделиями народного декоративно-прикладного искусства, что обеспечивает развитие у детей эмоционально - эстетического отношение к традиционной национальной культуре.

 В проведении занятий используются формы индивидуальной, групповой и коллективной работы.  

Итогом занятий являются индивидуальные и коллективные работы. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Творческие работы обучающихся экспонируются на еженедельных выставках в игровой ГПД, тематических в школе и интернете, демонстрируются родителям.  

Данная программа способствует формированию у младших школьников следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия:

- формировать основы нравственных ценностей личности - способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе и другим людям, обществу,  Родине, представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- учитывать выделенные учителем ориентиры;

- овладевать выразительными средствами изобразительного искусства: композицией, формой, линией, цветом, объемом; различными художественными материалами для воплощения собственного художественно – творческого замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать;

-  использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке;

- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и рисунков.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- определять общую цель и пути ее достижения;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению в групповой и коллективной работе;

- оказывать и принимать взаимопомощь.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о культурной и духовной жизни родного края; формирование чувства гордости за культурное и историческое наследие русского народа.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям через художественно – творческую деятельность. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеют проведение экскурсий, создание коллективных работ по декоративно – прикладному искусству и выполнение рисунков, связанных с изображением природы.

Третий уровень результатов – дети овладеют практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности: рисунке,  декоративно – прикладном искусстве; смогут выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку; научиться применять свои знания и умения за пределами школы.

Учебно-тематический план

Раздел

Кол-во часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

1

-

1

2

Народные промыслы

2

4

6

3

Наши праздники

2

5

7

4

Мир вокруг нас

1

4

5

5

Техника быстрого рисования

2

3

5

6

Необычное – детям

3

6

9

Итого

11

22

33

Содержание программы

Данный курс построен на основе деятельного метода, который позволяет включать обучающихся в практическую деятельность. Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников); коллективная деятельность (коллективный продукт – панно). Данной программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на заданные темы, иллюстрирование, декоративная работа, беседы об изобразительном искусстве, экскурсии.

Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года, календарных праздников и интересов обучающихся.

Для выполнения творческих заданий обучающиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, фломастеры, восковые мелки.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными, гуашевыми красками, кистью. Рисование на темы – это создание композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений. От обучающихся требуется самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы и передать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему. Декоративная работа осуществляется в процессе выполнения обучающимися творческих декоративных композиций, составление эскизов, оформительских работ.

Занятие 1. Вводное занятие. Правила ТБ. Материалы и инструменты. Игра «Веселые краски».

 Цель: ввести в мир изобразительного искусства.

Ознакомительная беседа с правилами безопасной работы на занятиях, материалами и инструментами, которыми будем пользоваться. Знакомство с изобразительными свойствами акварели, гуаши. Определение основного цвета, смешение красок. 

 

Народные промыслы – 5  часов.

Народная культура и декоративно-прикладное искусство России донесли до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты современной массовой культурой. Программа предоставляет право каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни. Произведения народного прикладного искусства, вошедшие в программу, знакомят детей с их образной, цветовой, пластической и композиционной выразительностью, с кистевыми приемами росписи на изделиях из глины, дерева, с процессами изготовления изделий. Дети рисуют кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Занятие 2, 3.  Дымковская игрушка.

Цель: знакомство с  дымковской игрушкой.

Знакомство с промыслом дымковской игрушки, историей, особенностями. Выполнение эскизов для росписи игрушек. Работа с соленым тестом (лепка игрушки). Выполнение декоративной росписи по выполненной игрушке (птичке). Акварель. В ходе занятий используются русские народные мелодии.

Занятие 4.  Гжель. Чайный сервиз.

Цель: знакомство с русским народным промыслом Гжель.

Изучение особенностей росписи, элементов росписи, индивидуальное выполнение отдельных цветов и листьев. Составление эскизов для росписи чайного сервиза, роспись чайного сервиза. Акварель.

Занятие 5. Русская матрешка

Цель: знакомство с историей русской матрешки.

Знакомство с русским народным промыслом, его историей, особенностями. Выполнение эскизов для росписи игрушки. Декоративная роспись матрешки. Акварель.

Занятие 6. Филимоновская игрушка

Цель: знакомство с Филимоновской игрушкой.

Знакомство с историей создания, традициями, особенностями филимоновской игрушки. Выполнение эскизов форм и орнамента игрушек.  Выполнение декоративной росписи по выбранной игрушке. Акварель.

Занятие 7.  Золотая Хохлома. Ваза.

Цель: знакомство с традициями народного художественного промысла –  Хохломская роспись.

Знакомство с мастерами Хохломской росписи, изучение элементов данной росписи, составление эскизов. Роспись вазы в стиле Хохлома (заготовки из картона). Акварель. В ходе занятий используются русские народные мелодии.

Наши праздники – 7 часов

В данном разделе дети обзорно познакомятся с  традициями, ценностями, формами культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны, что немаловажно для формирования гражданского самосознания и чувства патриотизма.

Занятие 8, 9.  Ты лети, ракета, к звездам.

Цель: освежить в памяти знания о космосе, празднике День космонавтики.

Представление детей о космосе, основные небесные тела, термины, цвета космоса. Полет первого космонавта в космос, зарисовка космического корабля. Коллективная композиция «Космос и человек». Акварель.

Занятие 10.  Пасхальное яйцо

Цель: знакомство с праздником Пасха.

Знакомство с традициями праздника Пасха, играми, особенностями окрашивания, видами росписи – крашенка, крапинка, писанка. Составление эскиза украшения пасхального яйца. Роспись пасхального яйца. Коллективная композиция «Корзина пасхальных яиц».

Занятие 11.  Поет, зима, аукает.

Цель: знакомство с историей и традициями встречи нового года в разных странах.

История, традиции, особенности встречи нового года в разных странах. Цвет праздника. Выполнение работы «Новогодняя елка». Цветные карандаши.

Занятие 12. Рождество

Цель: знакомство с традициями празднования Рождества.

Традиции, особенности праздника, знакомство с «колядками», потешками. Выполнение эскиза «Рождественский ангел». Восковые мелки.

Занятие 13.  Нет войне!

Цель: воспитание патриотизма

Беседа «Праздник со слезами на глазах». Просмотр картин по теме. Рисование на заданную тему по представлению.

Занятие  14.  Миру-мир!

Беседа о празднике 1 мая, зрительный ряд плакатов на тему, выполнение работы на асфальте.

Мир вокруг нас – 5 часов

Занятие 15. Золотая осень

Цель: научить передавать в рисунке свои зрительные представления и впечатления.

Пленэр (выход в лесопарковую зону). Изображение осеннего дерева с натуры. Выполнение быстрых набросков осенних деревьев, кустарников (лист бумаги, прикрепленный на плотный картон; восковые мелки). Цвета осени, оттенки осени, теплые оттенки.

Занятие 16.  Морозные узоры.

Цель: научить передавать в рисунке свои зрительные представления и впечатления.

Знакомство с трафаретной техникой. Холодные цвета, оттенки. Выполнение рисунка карандашом, выбор композиционного и цветового решения.

Занятие 17.  Здравствуй, лето!

Цель: научить передавать в рисунке свои зрительные представления и впечатления.

Пленэр. Изображение летних деревьев, птиц, цветов с натуры. Выполнение быстрых набросков (лист бумаги, прикрепленный на плотный картон; восковые мелки). Выполнение индивидуальных рисунков дерева, птиц, цветов по наброскам, выполненным на пленэре. Выбор главного художника, который готовит фон для коллективной композиции на тему «Встречаем лето». Каждый ученик вырезает свое изображение и наклеивает на приготовленный фон (аппликация).

Занятие 18.  Горный пейзаж.

Цель: научить передавать в рисунке свои зрительные представления и впечатления.

Горы в работах великих художников. Горные системы мира, форма горных вершин. Рисование по памяти. Цветные карандаши.

Занятие 19. Морской пейзаж.

Цель: научить передавать в рисунке свои зрительные представления и впечатления.

Море в работах великих художников. Рисование по образцу. Акварель.

Техника быстрого рисования – 5 часов

Занятие 20. Наш добрый друг – помощник круг.

Цель: учимся работать в технике быстрого рисования.

Работа выполняется цветными карандашами. На основе круга рисуем по образцу простые предметы – мяч, воздушный шар, колобок, яблоко, очки, арбуз и т.д.

Занятие 21.  Веселый снеговик.

Цель: учимся работать в технике быстрого рисования.

На основе «двойного снеговика» рисуем по образцу животных – кот, заяц, медведь. Остальных «снеговиков» дети дорисовывают сами по своему усмотрению и фантазии. Эскиз – простым карандашом, затем акварель.

Занятие 22. Портрет папы.

Цель: учимся работать в технике быстрого рисования.

Знакомство с термином – портрет. Рисование портрета папы в технике быстрого рисования на основе круга по образцу. Затем дети прорисовывают черты и детали, характерные для внешности своего папы.

Занятие 23. Городские башенки.

Цель: учимся работать в технике быстрого рисования.

Геометрические фигуры в изображении городского пейзажа. Создание  сказочного города по мастер-классу. Акварель.

Занятие 24. Бабочки-красавицы.

Цель: учимся работать в технике быстрого рисования.

Трафаретная техника. Акварель.

Необычное – детям  - 9 часов

Применяя нетрадиционные способы в рисовании, дети творчески развиваются, получают дополнительный ресурс для творческого самовыражения. На своих этих занятиях дети знакомятся с нетрадиционными способами изображения в рисовании. Это содействует нестандартной видимости окружающего мира, пробуждает их фантазию и воображение. В процессе знакомства с разными нетрадиционными способами в рисовании ребенок развивается, он наблюдает, сравнивает, находит решение, придумывает, додумывает, фантазирует, экспериментирует. А значит включается в поиск и творчество.

Занятие 25.  Рисуем сказку.

Цель: научить работать с иллюстрацией.

Знакомство с иллюстрацией и художниками иллюстраторами. Изображение героев сказки «Теремок» (каждый ученик выбирает сказочный персонаж и фрагменты окружающего фона). Составление коллективной композиции (аппликация).

Занятие 26, 27  Техника процарапывания.  Подарок другу.

Цель: познакомить детей с техникой "Граттаж".

Это способ выделения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых краской. Слово "Граттаж" произошло от французского gratter -   скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья.

Начинающие работают обычно так: плотную бумагу покрывают толстым слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечку. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши или гуаши. Когда тушь высохнет, острым предметом - скребком, ножом, вязальной спицей - процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи.

Занятие 28. Отпечаток. Домик.

Цель: знакомство с техникой рисования методом отпечатка.

На занятии используем штампы, предметы из серии «бросовый материал» (спичечный коробок, одноразовые стаканчики), природный материал. С помощью  этих подручных средств и краски получаем отпечатки в виде каких-либо геометрических фигур, сочетание которых  станет основой для получения различных образов, узоров или сюжетов.

Занятие 29.  Пальчиковое рисование. Зверята.

Цель: знакомство с техникой «пальцеграфией» (пальчиковая живопись)

Нету кисточки, пропала,

Только я грустить не стала,

Обмакну я пальчик в краску,

Нарисую пальцем сказку.

Если вам захотелось порисовать, а кисточки нет не беда. Рисовать можно пальцами и ладошками. Один палец обмакнём в красную краску, другой в синюю, третий в жёлтую… Чем не палитра! Рисуя пальцем, как кисточкой, можно создавать целые картины. Такой способ создания рисунка называется пальцеграфией (пальчиковая живопись). Её автор немецкий художник Гюнтер Юрген. С помощью пальца получаем отпечаток в виде круга или овала, который станет основой для получения образов различных животных.

Занятие 30, 31 Симметричное рисование. Бабочки.

Цель: знакомство с техникой симметричное рисование.

Монотипия такая,

Рисовать нам помогает,

Нарисую полстранички,

А сложу, как две сестрички.

Особый вид техники рисования, при которой лист бумаги условно делится пополам, краска наносится на одну половинку листа, затем лист складывается и получается зеркальный отпечаток. Использовать можно как одну краску, так и несколько. С помощью монотипии изображают деревья, цветы, бабочек и др. Когда краска высохнет, можно вырезать полученный рисунок, дополнить коллажем, изготовить рамки.

Занятие 32, 33   Волшебные ладошки. Птицы. Эра динозавров.

Цель: знакомство с техникой рисования на основе ладошек.

Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит им радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает их в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.

С помощью ладоней  делаем отпечатки на бумаге и превращаем их в различные рисунки.

Предметные результаты

Обучающиеся должны знать:

- названия основных и составных цветов;

- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, симметрия,  силуэт, пятно, обжиг, роспись, лепка, керамика;

- материалы и технические приемы оформления;

- названия инструментов, приспособлений;

- особенности работы акварельными, гуашевыми красками и восковыми мелками.

Обучающиеся должны уметь:

- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой, восковыми мелками;

- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

- выполнять сюжетные картинки, узоры из декоративно-обобщенных форм животного и растительного мира, мира человека и вещей.

Список литературы для педагога.

1.        Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.

2.        Михайлов А.М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995. – 70 с.

3.        Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа / А.В. Вольтов, И.В. Муштавинская, С.И. Петрова и др.; под ред. Н.И. Роговцевой. – М.: Просвщение, 2011. – 110 с.

4.        Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2011. – 111 с.

5.        Программы дополнительного художественного образования детей / Т.А. Копцева, Н.В. Гросул, И.М. Красильников и др. - М.: Просвщение, 2005. – 238 с.

6.        Постникова Т.В. История искусства для детей. Античность. – М.: Росмэн, 2002. – 650 с.

7.        Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – Обнинск: Центр педагогического образования, 2008. – 224 с.

8. http://nsportal.ru/