Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" 1-4 класс
    рабочая программа по технологии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Кочергина Ирина Павловна

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" 1-4 класс содержит пояснительную записку, тематическое планирование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vneurochnaya_deyatelnost_hudozhestvennoe_tvorchestvo.docx28.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка.

    Рабочая программа «Художественное творчество» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего  образования второго поколения.  В процессе разработки программы  главным ориентиром стала  цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального  развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной  культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.  Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие учебные пособия  автора Т.Н. Просняковой.  Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья»;  Рабочие тетради: «Школа волшебников», 1 класс; «Волшебные секреты», 2 класс;  Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами», прописи по рисованию 1 класс. Эти пособия можно использовать как логическое продолжение основного курса «Технология» Н. М. Конышевой, «Изобразительная деятельность» Т. Я . Шпикаловой.    Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной,  художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных  особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных  пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить  разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.  Занятия  художественной  практической  деятельностью,  по  данной  программе    решают  не  только  задачи  художественного  воспитания,  но  и  более  масштабные  –  развивают  интеллектуально-творческий  потенциал  ребенка.  В  силу  того,  что  каждый  ребенок  является  неповторимой  индивидуальностью  со  своими  психофизиологическими  особенностями  и  эмоциональными  предпочтениями,  необходимо  предоставить  ему  как  можно  более  полный  арсенал средств  самореализации. Освоение множества технологических приемов  при  работе  с  разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям  познать  и  развить  собственные  возможности  и  способности,  создает  условия  для  развития  инициативности, изобретательности, гибкости мышления.  Важное  направление  в  содержании  программы  «Художественное  творчество»    уделяется  духовно-нравственному воспитанию младшего  школьника.  На уровне  предметного  содержания  создаются условия для воспитания:  

    • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций  своего и других народов;
    • трудолюбия,  творческого  отношения  к  учению,  труду,  жизни  (привитие  детям  уважительного  отношения  к  труду,  трудовых  навыков  и  умений  самостоятельного  конструирования  и  моделирования  изделий,  навыков  творческого  оформления  результатов своего труда и др.);  
    • ценностного  отношения  к  прекрасному,  формирования  представлений  об  эстетических  ценностях  (знакомство  обучающихся  с  художественно-ценными  примерами  материального  мира,  восприятие  красоты  природы,  эстетическая  выразительность предметов  рукотворного  мира,  эстетика труда,  эстетика  трудовых  отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
    • ценностного  отношения  к  природе,  окружающей  среде  (создание  из  различного  материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей  среде в процессе работы с природным материалом и др.);
    • ценностного  отношения  к  здоровью  (освоение  приемов  безопасной  работы  с  инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых  материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

      Наряду  с  реализацией  концепции  духовно-нравственного  воспитания,  задачами  привития  младшим  школьникам  технологических  знаний,  трудовых  умений  и  навыков  программа  «Художественное творчество» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

    • -  интеграция  предметных  областей  в  формировании целостной  картины  мира и  развитии  универсальных учебных действий;  
    • - формирование информационной грамотности современного школьника;  - развитие коммуникативной компетентности;
    • -  формирование  умения  планировать,  контролировать  и  оценивать  учебные  действия  в  соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
    • -использование знаково-символических средств   представления информации для создания  моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
    • -  овладение  логическими  действиями  сравнения,  анализа,  синтеза,  обобщения,  классификации  по  родовидовым  признакам,  установления  аналогий  и  причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

     Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание  у  них  интереса  к  различным  видам  деятельности,  получение  и  развитие  определенных  профессиональных  навыков.  Программа  дает  возможность  ребенку  как  можно  более полно представить   себе  место, роль, значение и применение материала в окружающей  жизни.  Связь  прикладного  творчества,  осуществляемого  во  внеурочное  время,  с  содержанием  обучения    по  другим  предметам  обогащает  занятия  художественным  трудом    и  повышает  заинтересованность  учащихся.  Поэтому  программой  предусматриваются  тематические  пересечения  с  такими  дисциплинами,  как  математика  (построение  геометрических  фигур,  разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий  мир (создание образов животного и растительного мира).   Системно-деятельностный  и  личностный  подходы  в  начальном  обучении  предполагают  активизацию  познавательной  деятельности  каждого  учащегося  с  учетом  его  возрастных  и  индивидуальных  особенностей.  Исходя  из  этого,  программа  «Художественное  творчество»  предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.  Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется  путём  индивидуализации  учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе  задания,  исходя  из  степени  его  сложности.  Он  может  заменить  предлагаемые  материалы  и  инструменты  на  другие,  с  аналогичными  свойствами  и  качествами.

     Содержание  программы  нацелено  на  активизацию  художественно-эстетической,  познавательной  деятельности  каждого  учащегося  с  учетом  его  возрастных  особенностей,  индивидуальных  потребностей  и  возможностей,  преемственность  с  дошкольными  видами  деятельности  детей,  формирование  мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.  

     В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на  основе  разумного  использования  развивающего  потенциала  информационной  среды  образовательного  учреждения  и  возможностей  современного  школьника.  Передача  учебной  информации  производится  различными  способами  (рисунки,  схемы,  выкройки,  чертежи,  условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации  –  в  книгах,  словарях,  справочниках.

              Развитие  коммуникативной  компетентности  происходит  посредством  приобретения  опыта  коллективного  взаимодействия,  формирования  умения  участвовать в учебном диалоге, развития  рефлексии как  важнейшего качества, определяющего  социальную  роль  ребенка.

     Программа  курса  предусматривает  задания, предлагающие  разные  виды  коллективного  взаимодействия:  работа  в  парах,  работа  в  малых  группах,  коллективный  творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

             Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования  обеспечивает ориентация содержания занятий  на жизненные потребности детей.  

    У  ребёнка  формируются  умения  ориентироваться  в  окружающем  мире  и  адекватно  реагировать  на  жизненные  ситуации.  Значительное  внимание  должно  уделяться  повышению  мотивации.  Ведь  настоящий процесс  художественного  творчества невозможно представить без  особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии  легче  усваиваются  навыки  и  приемы,  активизируются  фантазия  и  изобретательность.  Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом  рутинной работы.

              Для того чтобы вызвать у ребят устойчивое желание работать над данной поделкой, рисунком, учебные  пособия  дополнены  разного  рода  информационным  содержанием  для  того  чтобы  расширять  представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.    

    Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно  построенная работа с учебными пособиями.    

    На  первом  этапе  формируется  деятельность  наблюдения.  Ребенок  анализирует  изображение  поделки,  пытается  понять  как  она  выполнена,  из  каких  материалов.  Далее  он  должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам  самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы  показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои  варианты,  пытаться  усовершенствовать  приёмы  и  методы,  учиться  применять  их  на  других  материалах.    

     Следует помнить,  что  задача  занятия  — освоение нового технологического  приема  или  комбинация  ранее  известных  приемов,  а  не  точное  повторение  поделки,  предложенной  в  пособии.  Такой  подход  позволяет  оптимально  учитывать  возможности  каждого  учащегося,  поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.  

              Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя  собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать  другие  материалы  вместо  заданных,  анализируя  при  этом  существенные и несущественные признаки для данной работы.        

     Книги серии «Любимый образ» предлагают в каждом издании рассмотреть одну из популярных  тем в изобразительном и прикладном творчестве (бабочки, собачки, кошки, цветы, деревья), но  сделав это разными способами, при помощи разных материалов и технологий. Кроме того, в  книгах предусмотрена интеграция различных предметных областей.  

    Интеграция предметных областей необходима для  формирования целостной картины мира.  Новый образовательный стандарт позиционирует технологию, как комплексный интегративный  учебный предмет, осуществляющий реальное взаимодействие, практически, со всеми предметам  – с математикой, окружающим  миром, русским языком, литературным чтением  и   изобразительным искусством.  В данных пособиях  предусмотрены линии взаимосвязи с данными  курсами на разных уровнях – не просто создание образов живой природы, но и параллельное  ознакомление с их основными биологическими особенностями, с интересными фактами.  Книги  дополнены стихами, сказками и легендами о создаваемых персонажах, что даёт возможность  устраивать инсценировки и театрализации с поделками собственного изготовления.  Математический аппарат необходим  для расчётов, вычислений, построения чертежей. При  создании художественных образов используются те же средства художественной  выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.  

    Многие задания в учебных пособиях предполагают разные виды коллективного взаимодействия:  работа в парах, работа в малых группах и больших группах, коллективный творческий проект,  инсценировки, коллективные игры и праздники.  

    Рабочие тетради «Школа волшебников» и «Волшебные секреты» представляют собой новый тип  учебных пособий, позволяющий решить ряд дидактических  и развивающих задач:  

     1.  Дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ её  выполнения: путём эксперимента, по схеме или по выкройке.

      2.  В конце каждой темы имеется раздел «Мои достижения», в котором дети учатся  самостоятельно оценивать свои действия по различным показателям: чувства, которые  вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ  действия, сложность, композиция. Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают  процесс учения.  

     3.  Все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно.  

     4.  Выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков –  вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и проч. Это  своеобразное «Прописи по труду». Развивается мелкая моторика руки, и, как следствие,  улучшается письмо, чтение и речь.  

      Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами» вся посвящена работе с одной техникой –  конструированию из модулей, сложенной в технике оригами. Эта техника несёт большой  развивающий потенциал, помогая раскрыть конструкторские способности и художественно - образное мышление, ведь освоив основные базовые приёмы, дети сами смогут конструировать  разнообразные изделия по своему выбору.  Также программа  дополнена заданиями информационно практического характера, связанными с  работой на компьютере в ограниченном интернет-пространстве. Детям предлагаются разные  виды работы – от поиска информации  до ведения собственной интернет-странички - на сайте  Страна Мастеров http://stranamasterov.ru, посвящённом предметной области Технология.  

    Содержание программы представлено на 33 часа в 1 классе и на 34 часа (2-4 классы).  Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ внеурочной деятельности «Художественное творчество»

    Личностные универсальные учебные действия

    У обучающегося будут сформированы:

    • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
    • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
    • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
    • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

    Обучающийся получит возможность для формирования:

    • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
    • выраженной познавательной мотивации;
    • устойчивого интереса к новым способам познания;
    • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
    • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
    • планировать свои действия;
    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
    • адекватно воспринимать оценку учителя;
    • различать способ и результат действия;
    • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
    • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • проявлять познавательную инициативу;
    • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
    • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
    • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Учащиеся смогут:

    • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
    • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • договариваться, приходить к общему решению;
    • соблюдать корректность в высказываниях;
    • задавать вопросы по существу;
    • использовать речь для регуляции своего действия;
    • контролировать действия партнера;

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
    • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
    • владеть монологической и диалогической формой речи.
    • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    Познавательные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
    • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
    • высказываться в устной и письменной форме;
    • анализировать объекты, выделять главное;
    • осуществлять синтез (целое из частей);
    • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • строить рассуждения об объекте;
    • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
    • подводить под понятие;
    • устанавливать аналогии;
    • Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
    • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
    • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

    В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

    • Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
    • Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
    • Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
    • Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
    •  Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
    • Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
    • Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
    • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
    • Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
    • Достичь оптимального для каждого уровня развития;
    • Сформировать систему универсальных учебных действий;
    • Сформировать навыки работы с информацией.

    Список учебных пособий:

    1. «Умные руки», Н.А. Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 1 класса.

    2. «Школа волшебников». Т.Н. Проснякова. Рабочая тетрадь для 1 класса.

    3. Методические рекомендации для учителя. 1 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А. Мухина.

    4. «Уроки творчества», Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 2 класса.

    5. «Волшебные секреты», Т.Н. Проснякова. Рабочая тетрадь для 2 класса.

    6. Методические рекомендации для учителя. 2 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.

    7. «Уроки мастерства», Т.Н. Проснякова. Учебник для 3 класса.

    8. Методические рекомендации для учителя. 3 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.

    9. «Творческая мастерская», Т.Н. Проснякова. Учебник для 4 класса.

    10. Методические рекомендации для учителя. 4 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.

    11. Книга серии «Любимый образ» «Бабочки», Т.Н. Проснякова.

    12. Книга серии «Любимый образ» «Собачки», Т.Н. Проснякова.

    13. Книга серии «Любимый образ» «Кошки», Т.Н. Проснякова.

    14. Книга серии «Любимый образ» «Цветы», Т.Н. Проснякова.

    15. Книга серии «Любимый образ» «Деревья», Т.Н. Проснякова.

    16. «Забавные фигурки. Модульное оригами», Т.Н. Проснякова. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).

    Тематическое планирование

    1 класс

    № п/п

    Тема

    Количество часов  

    1

    Живопись

    10

    2

    Графика

    8

    3

    Скульптура

    4

    4

    Аппликация

    4

    5

    Бумажная пластика

    3

    6

    Работа с природными материалами

    3

    7

    Организация и обсуждение детских работ

    1

    8

    ИТОГО

    33

    Тематическое планирование

    2 класс

    № п/п

    Тема

    Количество часов  

    1

    Живопись

    10

    2

    Графика

    8

    3

    Скульптура

    2

    4

    Аппликация

    6

    5

    Бумажная пластика

    4

    6

    Работа с природными материалами

    3

    7

    Организация и обсуждение детских работ

    1

    8

    ИТОГО

    34

    Тематическое планирование

    3 класс

    № п/п

    Тема

    Количество часов  

    1

    Живопись

    10

    2

     Мозаика

    8

    3

     Модульное оригами

    2

    4

    Аппликация

    6

    5

    Бумажная пластика

    4

    6

     Торцевание

    3

    7

    Организация и обсуждение детских работ

    1

    8

    ИТОГО

    34

    Тематическое планирование

    4 класс

    № п/п

    Тема

    Количество часов  

    1

    Живопись

    10

    2

     Моделирование из гофрированной бумаги

    5

    3

     Модульное оригами

    5

    4

    Аппликация

    5

    5

    Бумажная пластика

    4

    6

     Лепка из соленого теста

    3

    7

    Организация и обсуждение детских работ

    1

    8

    ИТОГО

    34


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

    Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

    Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

    Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

    Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

    Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

    Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

    РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

    Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

    Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

    рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс

    календарно- тематическое планирование  внеурочной деятельности 2 классПНШ...

    Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

    Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...