ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
1-4 класс
Основные направления | Показатели нравственного развития личности | П Р И З Н А К И П Р О Я В Л Е Н И Я | |||
3 уровень (ярко проявляются) | 2 уровень (проявляются) | 1 уровень (слабо проявляются) | 0 уровень (не проявляются) | ||
Интеллектуальное воспитание | Развитие любознательности и познавательного интереса. | Интерес к учебе, желание найти ответы на непонятные вопросы, желание читать книги и выполнять д/з, стремление получить хорошие отметки. | Желание учиться, интерес находить ответы на непонятные вопросы с помощью старших, желание выполнять д/з, желание получить хорошие отметки. | Нет интереса к учебе, к нахождению ответов на непонятное даже с помощью старших, нерегулярное выполнение д/з, равнодушие к отметкам. | Нет желания учиться, не выполняются д/з, равнодушие к отметке. |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству. | Развитие трудолюбия, творческих способностей. Интерес к труду и творчеству. | Старателен в учебе, оказывает помощь другим и сам принимает помощь, с желанием помогает родителям, дежурит по классу. Умеет организовать труд других. | Старателен в учебе, принимает помощь других, помогает родителям по их просьбе; дежурит по классу, может организовать свой труд с помощью взрослых. | Нет стараний в учебе; не всегда принимает помощь других, редко помогает родителям; неохотно дежурит по классу; может организовать свой труд под контролем старших и одноклассников. | Учится плохо, помощь других не принимает, родителям не помогает; поручения выполнять отказывается, свой труд организовать не может. |
ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
1-4 класс
Основные направления | Показатели нравственного развития личности | П Р И З Н А К И П Р О Я В Л Е Н И Я | |||
3 уровень (ярко проявляются) | 2 уровень (проявляются) | 1 уровень (слабо проявляются) | 0 уровень (не проявляются) | ||
Экологическое воспитание. | Бережное отношение к природе. | Любит домашних животных и заботится о них, делает кормушки для птиц и подкармливает их; знает животный и растительный мир нашей местности; бережно относится к растениям. | Любит домашних животных и любит играть с ними; покармливает птиц зимой; знает животный и растительный мир нашей местности; бережно относится к растениям. | Не имеет домашних животных или имеет и равнодушен к ним; не заботится о птицах зимой; знает животный и растительный мир нашей местности; не бережно относится к природе (ломает деревья, жжет траву, мусор). | Не любит домашних животных и может издеваться над ними. Равнодушен к природе, может мусорить, ломать деревья, жечь траву и т.д. |
Социокультурное и медиакультурное воспитание. | Уважение к людям (мое ближайшее окружение). | Знает и выполняет правила внутришкольной жизни; правила для учащихся; активно участвует в делах класса и школы; уважает старших, одноклассников, не обижает малышей. | Знает, но не всегда выполняет правила внутришкольной жизни и правила для учащихся; участвует в делах класса и школы. | Знает, но выполняет только в присутствии взрослых правила поведения в школе; участвует в делах класса; может отговорить старшим, обидеть одноклассников и малышей. | Знает правила поведения в школе, но не участвует в делах класса и школы, груб, невежлив со старшими и одноклассниками. |
Правовое воспитание и культура безопасности. | Мои права и обязанности. | Соблюдает правила поведения в общественных местах. | Уважает старших, может обидеть одноклассников и малышей, не всегда соблюдает правила поведения в общественных местах. | Соблюдает правила поведения в общественных местах при наличии контроля. | Не выполняет правила поведения в общественных местах. |
ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
1-4 класс
Основные направления | Показатели нравственного развития личности | П Р И З Н А К И П Р О Я В Л Е Н И Я | |||
3 уровень (ярко проявляются) | 2 уровень (проявляются) | 1 уровень (слабо проявляются) | 0 уровень (не проявляются) | ||
Культуро-творческое и эстетическое воспитание. | Развитие чувства прекрасного. | Аккуратен и опрятен в делах и одежде; соблюдает культуру поведения, вежлив в отношениях с людьми; умеет увидеть прекрасное вокруг себя. | Аккуратен и опрятен в делах и одежде; не всегда культурен в поведении; вежлив только с теми кого знает; умеет видеть прекрасное вокруг себя с помощью взрослых. | Не всегда аккуратен и опрятен в делах и одежде, не всегда культурен в поведении; вежлив с окружающими по необходимости; не замечает прекрасного вокруг себя. | Не аккуратен и неопрятен в делах и одежде, безкультурен, невежлив, не видит прекрасное вокруг себя (равнодушен). . |
Нравственное и духовное воспитание. | Я - человек. Я и окружающий мир. | Легок и приятен в общении, скромен, добр и отзывчив, готов придти на помощь; умеет управлять собой, критичен к себе. | Общителен, скромен, отзывчив, готов придти на помощь по просьбе одноклассников и педагогов; управляет своими поступками, не всегда критичен к себе. | Некоммуникабелен, но нескромен, помогает другим, если помогает учитель; не всегда способен оценить свои поступки. | Самоуверен, несамоуверен, держится высокомерно; не критичен к себе, говорит неправду, пренебрежительно относится к товарищам, не оценивает свои поступки. |
Здоровье-сберегающее воспитание | Соблюдение санитарно-гигиенических правил. | Соблюдает санитарно-гигиенические правила; не имеет вредных привычек. | Не всегда соблюдает санитарно-гигиенические правила; не имеет вредных привычек. | Соблюдает санитарно-гигиенические правила под контролем взрослых; нет вредных привычек. | Санитарно-гигиенические правила знает, но не выполняет; имеет вредные привычки. |
ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
1-4 класс
Основные направления | Показатели нравственного развития личности | П Р И З Н А К И П Р О Я В Л Е Н И Я | |||
3 уровень (ярко проявляются) | 2 уровень (проявляются) | 1 уровень (слабо проявляются) | 0 уровень (не проявляются) | ||
Гражданско-патриотическое воспитание. | Уважение к школе. Уважение к людям. Уважение к обществу. | Знает и соблюдает правила поведения в школе, обществе. Уважительно относится к людям. | Частично знает и соблюдает правила поведения в школе, обществе. | Не знает и не соблюдает правила поведения в школе, обществе. Неуважительно относится к людям. | Безразличен к правилам поведения в школе, в обществе. |
Воспитание семейных ценностей. | Я и моя семья. | Знает историю своей семьи. Уважает семейные традиции. Уважительно относится к членам своей семьи. | Имеет представления об истории семьи. Не всегда уважительно относится к своим родным и близким. | Не знает историю своей семьи. Неуважительно относится к своим родным и близким. | Безразличен к истории своей семьи, к своим родным и близким. |
Формирование коммуникативных навыков. | Правила общения в семье и в школе. | Знает, соблюдает правила поведения в общественных местах. Коммуникабелен. | Знает, но не всегда соблюдает правила в общественных местах. Избирателен в общении. | Знает, но игнорирует выполнение правил поведения в общественных местах. Общается с группой себе подобных. | Не знает правил поведения в общественных местах. Не коммуникабелен. |
ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
5-7 класс
Основные направления | Показатели нравственного развития личности | П Р И З Н А К И П Р О Я В Л Е Н И Я | |||
3 уровень (ярко проявляются) | 2 уровень (проявляются) | 1 уровень (слабо проявляются) | 0 уровень (не проявляются) | ||
Интеллектуальное воспитание. | Развитие познавательного интереса и познавательной активности. | Внимателен и активен при изучении нового материала. Способен соотнести новые знания с собственным социальным опытом. Читает книги. Всегда выполняет д/з и стремится получить хорошие отметки. | Внимателен, но не всегда активен при изучении нового материала. Может соотнести новые знания с собственным социальным опытом с помощью старших; может выполнять д/з, стремится получить хорошие отметки. | Внимательно слушает объяснение нового материала, не проявляя активности, имеет социальный опыт, но не соотносит его с изученным материалом, нерегулярно выполняет д/з, равнодушен к отметке. | Нет желания познавать новое и интересное, низкая мотивация, не выполняет д/з, равнодушен к отметке. |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству. | Потребность в труде и самостоятельность в творчестве. | Сформирована потребность к труду, учебе и активно участвует в работе объединений ДО, в общешкольных мероприятиях, творческих конкурсах. | Способен обслужить себя, выполняет работу без особого старания, инициативы, любит делать только, что нравится. | Трудится только под нажимом извне требований взрослых или коллектива, быстро устает, работу выполняет не качественно. | Ленив, живет за счет других людей, не любит любую работу, требующую напряжения. Безразличен к участию в творческих конкурсах. |
ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
5-7 класс
Основные направления | Показатели нравственного развития личности | П Р И З Н А К И П Р О Я В Л Е Н И Я | |||
3 уровень (ярко проявляются) | 2 уровень (проявляются) | 1 уровень (слабо проявляются) | 0 уровень (не проявляются) | ||
Экологическое воспитание. | Экологическая грамотность. | Знает и выполняет правила поведения в природе. Самостоятельно оказывает посильную помощь природе. Бережно относится к земле, растениям, животным. | Знает и выполняет правила поведения в природе. Оказывает посильную помощь природе под руководством старших. Бережно относится к земле, растениям, животным. | Знает, но не всегда выполняет правила поведения в природе. Участвует в оказании помощи природе без желания. Равнодушно относится к земле, растениям, животным. | Не выполняет правила поведения в природе. Не участвует в оказании помощи природе. Равнодушно относится к природе. |
Социокультурное и медиакультурное воспитание. | Уважение к людям. (Я в мире людей). | Общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей. Добрый, заботливый, охотно помогает нуждающимся в его помощи. | Общительный, не всегда считается с интересами коллектива, не всегда охотно выполняет поручения. Сам добрый, отзывчивый, может помочь товарищу в зависимости от настроения. | Не очень общительный, отзывается на просьбы товарищей, но в делах коллектива участвует неохотно. Помогает другим, если поручает учитель. | Эгоистичен, не считается с мнением окружающих, не имеет авторитетов, не поддается педагогическому воздействию. |
Правовое воспитание и культура безопасности. | Ответственность за свои поступки. Правовой статус подростка. | Верен своему слову, правдив с учителями и товарищами, признается в своих проступках. | Правдив с учителями и товарищами. Признается в своих проступках. | Не всегда выполняет обещание, не сразу признается в своих проступках. Не всегда соблюдает законы и правила безопасности. | Легко попадает под влияние отрицательных лидеров, не осознает своих проступков, не соблюдает законы и правила. |
ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
5-7 класс
Основные направления | Показатели нравственного развития личности | П Р И З Н А К И П Р О Я В Л Е Н И Я | |||
3 уровень (ярко проявляются) | 2 уровень (проявляются) | 1 уровень (слабо проявляются) | 0 уровень (не проявляются) | ||
Культуро-творческое и эстетическое воспитание. | Развитие эстетического вкуса и элементов эстетической культуры. | Любит читать, охотно посещает культурные центры. Аккуратен, опрятен. Имеет навыки культурного поведения. Умеет видеть прекрасное в жизни. | Читает, посещает культурные центры. Аккуратен, опрятен. Знает правила культурного поведения. Умеет видеть прекрасное в жизни с помощью взрослых. | Читает без желания, посещает культурные центры по совету или настоянию старших. Не аккуратен и не опрятен. Не всегда выполняет правила культурного поведения. | Не хочет читать, отказывается посещать культурные центры. Навыки культурного поведения не сформированы. Безразличен к своему внешнему виду. |
Нравственное и духовное воспитание. | Я в окружающем мире. Я - личность. | Четко осознает себя, как личность, имеет правовую самооценку. Прост и скромен, одобряет эти качества у других. Может контролировать свое поведение. | Осознает себя, как личность. Сам прост и скромен, но не интересуется, обладают ли этими качествами окружающие его люди. Может управлять своим поведением. | Имеет низкую самооценку. Прост и скромен в присутствии старших. Не всегда контролирует свое поведение. | Имеет завышенную самооценку. Держится высокомерно, пренебрежительно относится к товарищам, не контролирует свое поведение. |
Здоровьесбе-регающее воспитание. | Забота о своем здоровье. | Знает и соблюдает режим дня, умеет организовать свое время, соблюдает правила личной гигиены. Заботится о своем здоровье, не имеет вредных привычек. | Знает и частично соблюдает режим дня. Соблюдает правила личной гигиены. Не всегда заботится о своем здоровье. Не имеет вредных привычек. | Знает, но редко соблюдает режим дня. Не всегда соблюдает правила личной гигиены. Не всегда заботится о своем здоровье, имеет вредные привычки. | Знает, но игнорирует выполнение режима дня. Не соблюдает правила личной гигиены, не заботится ос воем здоровье. Имеет вредные привычки. |
ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
5-7 класс
Основные направления | Показатели нравственного развития личности | П Р И З Н А К И П Р О Я В Л Е Н И Я | |||
3 уровень (ярко проявляются) | 2 уровень (проявляются) | 1 уровень (слабо проявляются) | 0 уровень (не проявляются) | ||
Гражданско-патриотическое воспитание. | Я - гражданин России. | Знает и соблюдает в школе и в обществе права и обязанности гражданина России. | Знает и соблюдает только в школе права других людей и свои обязанности. | Частично соблюдает права других людей и не в полной мере осознает свои обязанности. | Не признает прав и обязанностей, принятых в гражданском обществе. |
Воспитание семейных ценностей. | Моя родословная. | Знает и интересуется историей своей семьи, ценит, уважает и соблюдает традиции. Гордится своей семьей. | Знает историю своей семьи. Уважает семейные традиции. Уважительно относится к членам своей семьи. | Имеет представления об истории семьи. Не всегда уважительно относится к своим родным и близким. | Не знает истории своей семьи и не стремится к этому. Безразличен к своим родным. |
Формирование коммуникативных навыков. | Правила общения в социуме. | Знает, соблюдает и требует от других выполнение правил поведения в общественных местах. Коммуникабелен. | Знает и соблюдает правила поведения в общественных местах. Коммуникабелен. | Знает, но не всегда соблюдает правила поведения в общественных местах. Избирателен в общении. | Знает, но игнорирует выполнение правил поведения в общественных местах. Общается с группой себе подобных подростков. |
ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
8-9 класс
Основные направления | Показатели нравственного развития личности | П Р И З Н А К И П Р О Я В Л Е Н И Я | |||
3 уровень (ярко проявляются) | 2 уровень (проявляются) | 1 уровень (слабо проявляются) | 0 уровень (не проявляются) | ||
Интеллектуальное воспитание. | Развитие познавательных способностей. | Стремится к самостоятельной познавательной активности, проявляет интерес к учебной деятельности, т.к. понимает значимость обучения для дальнейшей профессиональной подготовке. | Лишь в сопровождении учителя способен к выполнению исследовательских заданий, старателен в учебе и стремится развить свои способности для жизни в обществе. | Способен только к репродуктивной деятельности на уроке, заниженная самооценка, не способен к самостоятельному активному творчеству, нет четко очерченной значимости своей учебной деятельности. | Нет желания учиться и заниматься творчеством, не думает о ценностных ориентирах в процессе обучения, с трудом справляется с учебной программой. |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству. | Готовность к самоопределению. Готовность к совершенствованию творческого потенциала. | Сформирована потребность в труде, как источнике дальнейшего благосостояния; сформированы основные навыки трудовой и учебной деятельности, обладает целеустремленностью и последовательностью в труде, учении, творчестве. | Способен к трудовой деятельности только с помощью старших, не стремится к совершенствованию своего мастерства; в труде, в учебе, в творчестве, возможны подъемы и спады в зависимости от обстоятельств. | Трудится исключительно под контролем со стороны старших, не заинтересован в активной трудовой деятельности, безразличен к успеху и поражению, инертен. | Предпочитает использовать чужие результаты труда, жить за счет других людей. |
ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
8-9 класс
Основные направления | Показатели нравственного развития личности | П Р И З Н А К И П Р О Я В Л Е Н И Я | |||
3 уровень (ярко проявляются) | 2 уровень (проявляются) | 1 уровень (слабо проявляются) | 0 уровень (не проявляются) | ||
Гражданско-патриотическое воспитание | Гражданская позиция. | Знает права и соблюдает обязанности гражданина России, интересуется историей своей страны, текущими политическими событиями. | С помощью родителей и учителей соблюдает свои обязанности в школе, уважает права других людей. | Обязанности гражданина соблюдает под контролем, допускает грубость. | Не признает прав и обязанностей, принятых в обществе. |
Воспитание семейных ценностей | Семья как ячейка общества. Подготовка к семейной жизни. | Понимает значение семьи в жизни общества, знает и уважает обязанности членов семьи, интересуется историей семьи. | Знает обязанности членов семьи, с уважением относится к родителям. | Не всегда уважительно относится к своим родным и близким. | Безразличен к родным и близким. Игнорирует семейные ценности. |
Формирование коммуникативных навыков. | Культура коммуникации и саморегуляция. | Владение монологической речью, умение вести диалог, знание и соблюдение правил этикета. | Умение поддерживать диалог, знание и соблюдение правил этикета. | Способен отвечать на заданные вопросы, знает, но не всегда соблюдает правила этикета. | Замкнут, в общении избирателен, не знает правил культуры общения. |
ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
8-9 класс
Основные направления | Показатели нравственного развития личности | П Р И З Н А К И П Р О Я В Л Е Н И Я | |||
3 уровень (ярко проявляются) | 2 уровень (проявляются) | 1 уровень (слабо проявляются) | 0 уровень (не проявляются) | ||
Экологическое воспитание. | Экологическая культура. | Сформирована культура общения с природой, бережное к ней отношение, оказывает помощь природе, любит ее. | Готов к совместной деятельности по защите природы, но может наносить ей незначительный вред своими действиями в группе. | Готов подчиняться требованиям по защите природы со стороны взрослых, но часто приносит ей вред своими действиями. | Безразличен к природе, способен своими действиями нанести ей вред. |
Социокультурное и медиакультурное воспитание. | Эффективное взаимодействие в социуме. | Осознает позицию «Я – среди людей», умеет адекватно вести себя в обществе на основе нравственно-этических принципов. | Под контролем и прямым воздействием взрослых способен воспринять нравственно-этические принципы и старается им соответствовать в большинстве случаев. | Способен под строгим контролем взрослых выполнять основные нравственно-этические принципы, но часто их нарушает из-за невоспитанности и эгоизма. | Безразличен к обществу, в котором живет, к людям, которые его окружают; способен принести людям зло. |
Правое воспитание и культура безопасности. | Реализация правовых знаний в жизни. | Сформирован навык соблюдения законов и культуры безопасности. | Признается в своих проступках, способен к самокритике. | Не сразу признается в своих проступках. Не всегда соблюдает законы и правила безопасности. | Легко попадает под влияние, не осознает своих проступков, нарушает законы и правила безопасности. |
ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
8-9 класс
Основные направления | Показатели нравственного развития личности | П Р И З Н А К И П Р О Я В Л Е Н И Я | |||
3 уровень (ярко проявляются) | 2 уровень (проявляются) | 1 уровень (слабо проявляются) | 0 уровень (не проявляются) | ||
Культурно-творческое и эстетическое воспитание. | Эстетическая культура. Эстетическое отношение к действительности. | Сформированы основы этической культуры, способен в соответствии с модой одеваться по ситуации, может понять прекрасное в окружающем мире; умеет вести себя правильно при общении (коммуникативная культура). | С помощью учителя воспринимает правила поведения в обществе, понимает красоту окружающего мира, может отличить прекрасное в одежде, интерьере, музыке, живописи. | Под контролем учителей и родителей способен вести себя культурно в обществе, отличить прекрасное, но может быть неряшливым, допускает грубость, самостоятельно не может одеться модно и по ситуации. | Не владеет коммуникативной культурой, не видит прекрасного вокруг себя (одежда, жилье, искусство). |
Нравственное и духовное воспитание. | Самоуважение и любовь. Честь и достоинство. | Осознает основные принципы самоуважения: честно относится к себе, искренен, спокойно переносит личные неудачи, не боится казаться смешным. Любит родных и близких. | При поддержке взрослых способен к самооценке своей личности, способен чувствовать и любить себя, близких, научен хорошо относится к окружающим, понимает важность человеческих отношений для своей карьеры в будущем. | Не способен правильно вести себя, но знает что это нужно. С трудом воспринимает понятие доброты, нежности, любви. | Эгоистичен, самовлюблен, безразличен к людям. |
Здоровье- сберегающее воспитание. | Осознанное выполнение правил здорового образа жизни. Подготовка к семейной жизни. | Понимает, что такое здоровый образ жизни и соблюдает его. Нет вредных привычек. | Соблюдает правила личной гигиены. Знает и частично соблюдает режим дня. Занимается спортом, нет вредных привычек. | Знает, но не всегда соблюдает правила здорового образа жизни, имеет вредные привычки. | Не соблюдает правила личной гигиены, не заботится о своем здоровье, игнорирует выполнение режима дня. |
Лист оценки результатов диагностики
Раскройные работы по готовым лекалам | Разметочные работы | Орг-анизация рабочего мес- та | Знание Правил ТБ | Работа иглой | Выпо- лнение руч- ных швов | Составление изображений орнамента | Планирование работы | Испо- льзо- вание свой- ств мате- риала | Дизайн, графические работы | |||||||||||
Критерии оценки ФИ учаще- гося | Точность обводки (+-1мм) | Время работы (8+-мин) | Эконом- ный расход ткани | Точность построе- ния | Точность разметки | Уме ние органи- зовать рабочее место | Соб- люде- ние правил ТБ | Время рабо- ты (2+- мин) | Опре- деле- ние длины нити | Коли- чество швов (6шт.) | Коли- Чество Швов (6 шт.) | При- мене- ние зако- нов ком- пози- ции | Про- дол- жи- тель- ность рабо- ты (10 мин) | Со- блю- де- ние по- сле- дова- тель- нос- ти | Пол но- та от- вета | |||||