Воспитание патриотизма в системе работы классного руководителя
статья по теме

Зайцева Татьяна Петровна

«Ты должен посвятить Отечеству свой век,

коль хочешь навсегда быть честный человек"

Д.И. Фонвизин

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма в системе работы классного руководителя

«Ты должен посвятить Отечеству свой век,

коль хочешь навсегда быть честный человек»

Д.И. Фонвизин

        Современное общеобразовательное учреждение – важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Приоритет в образовании отдаётся воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001г. №2 1756-р, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.[5]

        Концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением собственной Программы является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. [2]

Необходимость духовно - нравственного воспитания детей обусловлена несколькими причинами. Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания. Во-вторых, для освоения нравственного опыта, дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт детей весьма узок, ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных. Любые качества личности имеют положительный социальный смысл лишь в сочетании с нравственным развитием личности.

Общие задачи духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования систематизированы по направлениям, каждое из которых тесно связано с другим, раскрывает соответствующую систему базовых ценностей и разносторонне развивает личность ребёнка. Это: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (патриотическое воспитание), воспитание нравственных чувств и этического сознания, воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни (трудовое воспитание), воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание), воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Все эти направления невозможно развивать по отдельности. Они очень важны, дополняют друг друга, и, только при их тесной связи возможно развитие личности детей на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Духовно-нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Уже с детства следует воспитывать нетерпимое отношение к несправедливости, нечестности, к отрицательным качествам и поступкам, которые мешают строить новое общество.

        Очень важно сформировать у учащихся нравственно-ценностные ориентации на примере дружбы, сотрудничества, партнёрства, воспитывая качества, необходимые для укрепления межличностных отношений в коллективе, в обществе.

        Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым педагогом, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью, отсутствие патриотического воспитания. Все это происходит на фоне пропаганды жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий. Это приводит к формированию вредных привычек у детей. В век информатизации, когда у каждого ребёнка даже начальной школы есть компьютер, дети не защищены от разного рода ненужной информации, а родители, в силу своей занятости, не всегда могут проследить, какую информацию получает ребёнок из интернета.

Нам, учителям, важно помочь ребёнку, поднять его на новую ступеньку нравственного совершенства, сформировать нравственно-ценностные ориентации на примере дружбы, элементарных представлениях о правах и обязанностях гражданина, умения фильтровать информацию, развивать умение отвечать за свои поступки, негативно относиться к нарушениям порядка в классе, дома, на улице.

Одно из направлений духовно – нравственного развития  - патриотическое.

        В большом энциклопедическом словаре и словаре Ожегова говорится: « Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». В энциклопедии «Русская цивилизация» сказано, что это «…стремление своими действиями служить интересам Родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами».

        Основы патриотизма высказаны словами св. Иоанна Крондштадского: «Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, поэтому любит его горячо, и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечною».[4]

        «В основе патриотизма, - писал И.А. Ильин, - лежит акт духовного самоопределения. Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, которая живым опытом испытала объективность и безусловное достоинство этого священного – и узнала его в святынях своего народа». Система ценностей Святой Руси создала все условия для высшего духовного самоопределения, а значит, и зрелого патриотизма русского народа. Опираясь на эту систему ценностей, русский человек сознаёт свою духовную силу и мощь, здоровье, чувство гордости и удовлетворения от своего образа жизни и мысли. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить её богатства, без чего он не может состояться как личность.

        В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Здесь представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир и т.д [6]

        Воспитание патриотизма – важнейшая задача нашего времени и главный акцент в воспитании подрастающего поколения делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности. [1]

        Это направление основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.[2]

Тема патриотического воспитания граждан Российской Федерации становится все более актуальной. В последние годы особое внимание уделяют и социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Восприятие учащимися социальной действительности основано на их представлениях о базовых ценностях окружающего мира, которые формируются в детстве. И одной из задач является формирование у детей патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гражданственности, уважения к закону,   ответственности, совести, чести.

Во всем мире профессионалы, занимающиеся проблемами детей, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития подростка, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. Одними из лучших методов социализации является вовлечение подростка в регулярные занятия по формированию культуры здорового образа жизни, а также пропаганда высоких духовных и морально-нравственных ценностей.

        Сегодня  нельзя рассматривать учителя как человека, который  умело организует учебный процесс, направляет, «открывает» вместе с детьми новые знания. Это человек, который  создаёт необходимые условия для успешного развития и воспитания ребёнка, приобретения обучающимися позитивного социального опыта, помогает детям, не всегда успешным в учебной деятельности, проявить себя, раскрыть свои личные  качества в различных сферах общественной  деятельности, воспитывает ребёнка настоящим гражданином своей Родины, своей страны. «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству, - говорил В. Г. Белинский.

От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития. В связи с переходом  на новые образовательные стандарты, к школе предъявляются  новые требования: в любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Нельзя сегодня ограничиваться работой с детьми только в своём классе, необходимо выходить за рамки своего учебного заведения и привлекать к этой работе детей, родителей, педагогов.

Новая школа - это центр взаимодействия, как с местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.  Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.[ 3]

 Исходя из данных требований,  мной в 2010 году  был организован социальный проект по взаимодействию нашего лицея и детского дома № 9 (VII вида).

Одной из главных целей нашей работы является развитие социально – активной позиции учащихся лицея и воспитанников детского дома посредством взаимодействия. Тем более, что дети с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время во многих случаях исключены из нормальных социальных отношений вследствие того, что родители, сверстники, социальные учреждения и культура в целом не готовы принимать их особенности восприятия, общения, поведения, которые могут значительно отклоняться от среднестатистической «нормы». В связи с этим, особая ответственность за включение в социум детей с ограниченными возможностями здоровья ложится на специалистов, которые имеют опыт работы с такими детьми.

В рамках данного проекта отрабатывается модель сотрудничества детского дома и нашего образовательного учреждения с целью  включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социальное и образовательное пространство.

  Социально-ориентированный воспитательный процесс создает необходимые условия для формирования жизненной позиции школьников, когда они привлечены к преобразующей практической деятельности. Таким образом, важнейшим условием формирования социальной активности воспитанников является совместная деятельность коллектива детского дома с  коллективом лицея:  как с педагогами, родителями, так  и с детьми.

Тема социально-нравственного воспитания граждан Российской Федерации становится все более актуальной. В последние годы особое внимание уделяют и социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Восприятие учащимися социальной действительности основано на их представлениях о базовых ценностях окружающего мира, которые формируются в детстве. И одной из задач является формирование у детей патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гражданственности, уважения к закону,   ответственности, совести, чести.

Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения – ещё одно из направлений духовно – нравственного воспитания. До недавнего времени здоровый образ жизни идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию культуры здоровья учащейся молодежи. Возникла насущная потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившей название “формирование культуры здоровья учащихся”. Серьезной причиной ухудшения состояния здоровья обучающихся является широкое распространение деструктивных форм поведения подростков: курение, употребление алкоголя, наркотиков, девиантные формы поведения. Формирование навыков здорового образа жизни, профилактика алкоголизма, наркомании, табакокурения, привлечение детей и подростков к занятиям физкультурой и спортом являются сегодня первоочередными задачами.

Формирование культуры  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.

Школа – это не только образовательное учреждение, это особый мир детства, в котором ребенок проводит значительную часть своей жизни. Но нередко знания, получаемые школьниками на уроках по этим предметам, – далекая от жизни теория.

Мы знаем, что основным социализирующим институтом является семья. В нашем случае семья либо отсутствует, либо родители лишены родительских  прав, то есть дети из неблагополучной среды.

        Исходя из этого, мы поставили перед собой такие задачи, которые помогли бы  детям  в дальнейшей жизни: активная пропаганда здорового образа жизни, развитие социально-активной позиции личности, развитие социально-нравственного воспитания, формирование культуры здорового образа жизни.

Все эти задачи  мы реализуем через совместную деятельность. Это: организация бесплатных кружков по интересам для детей детского дома, проведение совместных праздников и различных мероприятий, творческих занятий, проведение работы в области профилактики социально-опасных форм поведения, пропаганды здорового образа жизни, духовно – нравственного воспитания  среди детей.

        Работаем с детским домом мы четвёртый  год.

Особенно важно, что мероприятия проводятся как учителями, родителями, так и учащимися, что благоприятно сказывается на  личности не только воспитанников детского дома,  но и учащихся лицея.

        Совместная работа позволяет  формировать чувство ответственности, отрабатываются навыки самоуправления, уверенности в себе, чувства милосердия и  сострадания!

В работе с детьми мы исходим из того, что детство – особый уникальный период в жизни человека, это не подготовка к жизни, а сама жизнь с определенным, присущим только ей кругом потребностей и возможностей. Поэтому в работе с детьми с ограниченными возможностями, мы руководствуемся принципом гуманизма и педагогического оптимизма, что предполагает веру в ребенка, в его потенциальные возможности реализовать себя как личность.

В «Планируемых результатах духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся говорится, что «…воспитательные результаты распределяются по трём уровням…и становятся возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно – нравственного развития (семьи, друзей, общественности и т.д.)».

Считаю, что смогла создать необходимые условия для учащихся нашего лицея приобретения позитивного социального опыта. «От понимания социальной реальности и позитивного отношения к базовым ценностям в классе внутри коллектива, лицее, семье, до самостоятельного общественного действия в открытом социуме, где действительно становятся (а не просто узнают о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком». Это возможно лишь при взаимодействии ( в данном случае с детским домом №9) учащихся с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде, к чему всегда стремлюсь сама и мои подопечные.

Позади у нас много проделанной работы, впереди  у нас большие планы, но мы твёрдо знаем, что не останемся равнодушными к проблемам детей, а постараемся окружить их вниманием, заботой, поможем обрести радость, смысл жизни, уверенность в завтрашнем дне!

Список литературы

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы» (утверждена постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 42)

  1. Данилюк А.Я., А.А. Логинова Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. – M.:Просвещение, 2012. – 32с. – (Работаем по новым стандартам).

  1. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".

  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка

  1. О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении(письмо Министерства образования РФ от 24.04.2002 г. № 13-51-28/13)

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2011 г./М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.:Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения)