"Богатство русского языка"
план-конспект занятия на тему

Приходько Лидия Вадимовна

Занятие посвящается крылатым выражениям и фразеологизмам, которые появились много лет назад и до сих пор живут в разговорной речи, делая ее богатой и выразительной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatstvo_russkogo_yazyka.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

«БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА»

Задачи:

1.Развитие творческих способностей, логического мышления детей.

2. Повышение интеллектуального и культурного уровня.

3. Повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету.

4. Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения.

5. Формирование умения работать в разновозрастной группе, в команде

Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком.
Вот почему всем близок чистый, ясный,
Народа русского язык прекрасный.

Воспитатель. Это занятие посвящается крылатым выражениям и фразеологизмам, которые появились много лет назад и до сих пор живут в разговорной речи, делая ее богатой и выразительной.

Вам известно такое выражение «шиворот навыворот»? Что оно обозначает? Когда его употребляют в речи? А теперь послушайте историю этого выражения.

Ученик 1. Сейчас выражение «шиворот-навыворот» звучит вполне безобидно, означая, что кто-то оделся или надел что-либо наизнанку, наоборот. А раньше оно связывалось с позорным наказанием.

Пойманного преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу.

Во времена царя Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать вывернутую наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником - шиворотом. Наказывали еще и тем, что сажали в таком виде на коня, лицом к хвосту. Опозоренного боярина в таком виде возили  по всему городу под смех уличной толпы.

В конце концов, выражение «шиворот-навыворот» стало означать «сделать или сказать что-либо наоборот, перепутать».

Воспитатель. Предлагаю несколько вопросов, для того чтобы выбрать лучшего знатока русских крылатых выражений.

1.        Определите, о каких устойчивых выражениях идет речь.
Дело идет с трудом, еле ладится.
(В час по чайной ложке.)
Очень быстро бежать. (Мчаться во весь опор.)

Ничего не действует на кого-либо. (Как с гуся вода.)

2.        Послушайте рассказ А. Шибаева и найдите в нем 10 устойчивых выражений, пословиц и поговорок.

-        Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

А Саша стучит.

-        Прекрати стук! - сказал папа. А Саша стучит...

-        Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он все свое... Отберу молоток!..

Стучит.

-        Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

-        Отдай!

        Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал.

Я машину чиню...

 А бабушка:

-        Всему свое время.

 Зачем молоток унесла?

     - Ему про Фому, а он про Ерему. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

     - Не все: мы не спим.

-        Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

 Папа сказал:

- Какая живая у нашей бабушки речь - вся пословицами пересыпана, что ни слово, то пословица или поговорка.

 А бабушка говорит:

-        Кашу маслом не испортишь.

3. Как можно озаглавить этот рассказ?

Воспитатель. А теперь послушайте о том, как возникли некоторые выражения в нашем языке.

Ученик 2. Мы говорим: «Как пить дать, это случится». В старинные  времена любому прохожему - будь то добрый молодец или нищий - нельзя было отказать в просьбе испить водицы. Стало быть,  «как пить дать» издревле означало «обязательно», «непременно» В этом значении это выражение дошло и до наших времен.

Ученик 3. Мы говорим: «Непутевый он человек». Давным - давно при князьях были разные должности, или по - старорусски  «пути». Кто-то имел путь псарный, т. е. сворой «заведовал», кто—то путь конюший, кто-то столоначальный. А вот бедные люди были «без пути», без выгодной должности, значит, «беспутевые», «непутевые». Богатые презирали их, потому и сегодня про человека,  не нашедшего своего места в жизни, говорят «непутевый».

Воспитатель. А вот следующий текст послушайте и объясните, откуда появилось выражение «волка ноги кормят»?

Ученик 4. Все знают, что волки - хищники. У этих животных  мощные челюсти, острые клыки, а самое главное, у них крепкие  ноги. В отличие от других хищников волки редко нападают из засады. Они рыскают по лесу в поисках своей добычи. А уж если волк ее обнаружил, то может преследовать свою жертву сколько угодно  долго.

Поэтому и появилось выражение «волка ноги кормят».

Воспитатель. И вновь игра. Используя предложенную пару слов, восстановите фразеологизм.

Шапка - вор. (На воре шапка горит.)

Вода – глядел. (Как в воду глядел)

Палец – небо. (Пальцем в небо)

Душа – пятки. (Душа в пятки).

Подведение итогов конкурса «Лучшего знатока крылатых выражений»

Чтец 1 

Выучи русский язык
Если ты хочешь судьбу переспорить, 
Если ты ищешь отрады цветник, 
Если нуждаешься в твердой опоре,
-Выучи русский язык!

Чтец 2        

Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник. 
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!

Чтец 3        

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник 
Блещут зеркальностью русского слова. 
Выучи русский язык!

Гаснет устная словесность –

Разговорная краса,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют  в толстых словарях.

Ты их  выпусти оттуда,

В быт  обыденный верни,

Чтобы  речь – людское чудо-

Не скудела в наши дни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатство и выразительность русского языка

Проект по литературному чтению для учащихся 2 - 4 класса...

Урок русского языка "Богатство русского языка"

Урок русского языка во 2-м классе "Богатство русского языка"Цели:Обобщить знания обучающихся, усвоенные в процессе изучения отдельных тем второго года обучения, установить связь между ними.Совершенств...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Винительный падеж имен существительных. Лес - наше богатство"

На уроке открытия новых знаний учащиеся выясняют в чём заключается опасность при определении именительного и винительного падежей и составляют алгоритм для их распознования....

Буклет "Лексическое богатство русского языка"

В буклете дается краткая  лексическая  характеристика слов русского языка....

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС. Программа по внеурочной деятельности"Русский язык - богатство наше"

  Программа курса предназначена для учащихся начальной школы (2-4)  и   реализуется через занятия кружка, содержание которого   предусматривает взаимосвязь с прогр...

Технологическая карта по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс. Тема урока: "Богатства русского языка"

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о типах текста: повествование, рассуждение, описание. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Предметные:1. обобщить...