КВН "В стране сказок". Литературная игра по сказкам А.С. Пушкина.
методическая разработка (3 класс) на тему

Омельченко Марина Николаевна

Для закрепления полученных знаний и формирования дальнейшего интереса к изучению творчества А.С. Пушкина я разработала литературную игру - КВН "В стране сказок". К игре прилагается ПРЕЗЕНТАЦИЯ, что делает её более зрелищной и увлекательной. Предназначена для детей 8-9 лет и старше.

Чтение - это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца.В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого родителя и педагога, поскольку чтение играет очень важную доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка. Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Искусство и литература развивают память, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. В своё время Дидро справедливо утверждал: “Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению”. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет.

В нашей гимназии работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, а также через внеурочную деятельность. Группа продлённого дня предоставляет мне, как воспитателю, широкие возможности для познавательного развития учащихся, для воспитания интереса к книгам и стремления к чтению. Посещение библиотек, викторины, игры, занимательные занятия,чтение по ролям - всё это способно заинтересовать ребёнка, увлечь его книгами.

Большое значение в моей работе имеет и выбор книг. Незаменимыми помощниками становятся сказки и, конечно, сказки А.С. Пушкина. Мы знакомимся с творчеством великого поэта с детства. Сказки Пушкина не только несут в себе мудрость русского народа, не только богаты своими незабываемыми сюжетами, но еще и обладают особой силой слова для восприятия. Поскольку дети эмоционально восприимчивы, то сказки великого поэта практически незаменимы. Потому они так и талантливы, что крайне многогранны и глубоки. Сказки Пушкина не имеют возрастных границ.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: КВН «В стране сказок».                                                                           Литературная игра по сказкам А.С. Пушкина.

     Возраст детей – 8-9 лет.

Цели:

  1. Сформировать положительное восприятие творчества А.С. Пушкина для дальнейшего изучения.
  2.  Развитие гармоничной личности.

Задачи:

  1. В эмоционально-игровой форме выявить наличие у детей знаний по занятиям «Сказки А.С. Пушкина» и закрепить полученные знания;
  2. Формировать у детей интерес к чтению;
  3. Научить детей работать в команде, принимать совместные решения.
  4. Развивать воображение, внимательность.

Оборудование:

  • Стенд с книгами А.С. Пушкина, рисунки - иллюстрации детей к сказкам;
  • Пазлы - иллюстрации к сказкам, карточки – домино;
  • Кроссворды для команд, листы с цифрами для математического конкурса;
  • Мешок с предметами из сказок Пушкина - загадки;
  • Бумага и ручки для команд;        
  • Конфеты-жетоны для начисления баллов (Белочка, Орешек, Золотой петушок), грамоты;
  • Компьютер, проектор или интерактивная доска для презентации.
  • Грамоты, награды или призы для награждения.

Продолжительность занятия – 1 час. Предметная область – литература.        Технология: игровая, работа в группах.

Ход игры.

     Перед началом игры группа продленного дня делиться на 3 команды. Команды могут  заранее придумать название и девиз. Воспитатель может играть роль Ведущего и судьи. Можно пригласить на роль жюри учителей или учащихся старшего возраста. За победу в конкурсах команды получают конфеты в красивые сундучки или мешочки, после подведения итога конфеты остаются в награду командам.

Актуализация темы.

     Ведущий. Ребята! Если спросить вас: «Какие книги вы любите читать?», думаю, многие из вас ответят: «Сказки». Сказки любят все. Впервые мы слышим их совсем маленькими. Вырастаем и с удовольствием читаем сами. Сказки бывают народными и авторскими. Какие народные сказки вы знаете? А какие авторские сказки? Сегодня я предлагаю вам отправиться в страну сказок. А вот в какую, попробуем отгадать! Итак, в путь!!

Конкурс 1 «Разминка для ума».

     Ведущий. Командам по очереди загадываются загадки. Если команда отгадывает правильно, получает один жетон-конфету.

  1. Не зверь, не птица,

А нос, как спица. (Комар)

  1. Не княжеской породы, а  ходит с короной;

Не ратный ездок, а со шпорами;

Не сторожем стоит, а всех рано будит. (Петух)

  1. Не мышь, не птица,

В лесу резвиться.

На деревьях живёт

И орешки грызёт. (Белка)

  1. И летом и зимой

В рубашке одной. (Ель)

  1. Летит – не птица,

Воет – не зверь. (Ветер)

  1. По морю идёт, идёт,

А до берега дойдёт –

Тут и пропадёт. (Волна)

  1. То блин, то пол блина,

То та, то эта сторона. (Месяц)

  1. Без огня горит,

Без крыл летит,

Без ног бежит. (Солнце)

  1. Дверей не счесть,

А не вылезть, не пролезть. (Сеть, невод)

  1. Маленький Иван,

Костяной кафтан. (Орех)

  1. И языка нет, а правду скажет. (Зеркало)

  1. Бела да мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят,

Кто съест – похвалит. (Каша)

     Ведущий. Ребята, посмотрите, какие ответы мы получили. (Ответы заранее написаны на плакате или на экране) Из каких сказок эти герои? Правильно! Все эти герои из сказок Александра Сергеевича Пушкина. Именно в страну сказок Пушкина мы с вами держим путь. Каждый год мы празднуем замечательную дату – 19 октября – день основания Пушкинского Лицея.

      А.С. Пушкин родился в Москве в небогатой дворянской семье 6 июня 1799г. Род Пушкиных насчитывал 600 лет, Пушкин всегда этим гордился. Он получил прекрасное домашнее воспитание, любил читать. А сказки ему рассказывали бабушка Мария Алексеевна и знаменитая няня Арина Родионовна. В 11 лет Саша Пушкин, приехав в Петербург, выдержал трудные экзамены и поступил в самое престижное учебное заведение – Императорский лицей в Царском селе. Там он получил блестящее образование, обрёл настоящих друзей, развил свой литературный талант. Позднее любовь Пушкина к сказкам переросла в сами сказки, которые мы с вами с удовольствием читаем в любом возрасте. А какие сказки Пушкина вы знаете? Очень хорошо. Я вижу, к нашему путешествию вы готовы. Пора продолжить путь!

Основная часть.

Конкурс 2 «Что за прелесть эти сказки». (Конкурс чтецов.)

   Ведущий. В каждой сказочной стране есть 3 загадки. Есть они и у нас. Я приглашаю сюда представителей от каждой команды. Они по очереди прочитают отрывки из сказок. Команды соперников должны отгадать, какая это сказка и получить за правильный ответ 2 жетона, а наши чтецы могут заработать 3 жетона. (Команды могут подготовить отрывок из сказки заранее.)

Конкурс 3 «Капитан, капитан – улыбнитесь» (Игра – Домино).

     Ведущий. Успех каждой команды часто зависит от капитана. Предлагаю нашим капитанам сразиться в сказочном конкурсе. Капитаны должны сложить 10 карточек домино в правильном порядке (см. Приложение 1). Ваш успех принесет команде жетоны: самый быстрый – 3 жетона, второй – 2 жетона, третий, если всё правильно, - 1 жетон.

Конкурс 4 «Сказочный переполох» (Игра третий – лишний).

     Ведущий. Чтобы не заблудиться в стране сказок, нам нужны хорошие штурманы. Кто хочет попробовать свои силы? Выходите!                                                                             Перепутались сказочные герои. Потеряли свои сказки. Вы должны помочь героям собраться парами в своих сказках. Из 3-х героев найди лишнего (см. Приложение 2). Конкурс оценивается максимально в 3 жетон.

Конкурс 5 «Театральные подмостки».

     Ведущий. Сказочным героям мы помогли. А давайте представим себя на их месте. Приглашаю команду … Я буду читать отрывок из сказки, а вы должны изобразить героев при помощи звуков, мимики, жестов. Та команда, которая наиболее точно, артистично и эмоционально сыграет сказку, получит 3 жетона.

Ведущий зачитывает отрывки из сказок А. С. Пушкина, можно 3 разных отрывка из одной сказки.  

Конкурс 6 «Угадай сказку» (собери картинку).

     Ведущий. Сейчас каждая команда получит картинку с изображением какой-то сказки. Да, вот беда, картинки рассыпались. Ваша задача собрать картинку и угадать сказку. Конкурс оценивается в 2 жетона.

Конкурс 7 «Сказочная математика»

     Ведущий. В нашей сказочной стране математика также важна, как и везде. Сейчас команды получат задания по математике. Вам вручается листок с цифрами. Вы должны вспомнить, какие события, предметы или герои в сказках Пушкина связаны с этими цифрами и записать их (см. Приложение 3)

Конкурс 8 « Волшебный мешочек»

     Ведущий. В каждой сказке самые простые вещи становятся сказочными. У меня есть волшебный мешочек. Вспомните, из какой сказки этот предмет и получите жетон. Представители команд по очереди подходят и вытаскивают по одному предмету.  (Заранее готовятся 9 предметов: пчела, веревка, белка, пушка, зеркало, яблоко, зайка, петушок, невод (сеть)). 

Закрепление знаний.

Конкурс 9 «Сказочные кроссворды».

     Ведущий. Наше путешествие в страну сказок подходит к концу. Мы многое вспомнили и то-то новое узнали. Сейчас команды покажут нам, как легко они теперь ориентируются в сказочной стране. Для этого каждая команда разгадает свой кроссворд-тест (см. Приложение 4). За быстро отгаданный кроссворд и правильный ответ на вопрос кроссворда – 3 жетона.

Подведение итогов.

Пока команды отгадывают кроссворды, жюри начинает подводить итоги. Подсчитывается количество жетонов-конфет у каждой команды.

Ведущий. Ребята! Сегодня мы соприкоснулись с миром сказок А.С. Пушкина. Молодцы! Вы оказались отличными знатоками. Мы благодарим вас всех за участие!

Объявление итогов, вручение грамот. Соперничество можно закончить совместным чаепитием.

Приложение 1 Игра -  Домино.

СКАЗКА О

ЗОЛОТОМ

ПЕТУШКЕ

СТАРУХА

СКАЗКА О

ЗОЛОТОЙ

РЫБКЕ

СЕМЬ

БОГАТЫРЕЙ

СКАЗКА О

СЕМИ
БОГАТЫРЯХ

ГВИДОН

СКАЗКА О

ЗОЛОТОЙ
РЫБКЕ

БАЛДА

СКАЗКА О

МЕРТВОЙ
ЦАРЕВНЕ

БЕСЁНОК

СКАЗКА О

ЦАРЕ

САЛТАНЕ

ДАДОН

СКАЗКА О

ЦАРЕ САЛТАНЕ

МУДРЕЦ

СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ

ЦАРЕВИЧ
ЕЛИСЕЙ

СКАЗКА О

ЗОЛОТОМ

ПЕТУШКЕ

СТАРИК

СКАЗКА О

ЦАРЕ
САЛТАНЕ

ДАДОН

Приложение 2

  1.   Гвидон – Петушок – Комар
  2.   Поп – Салтан – Лебедь
  3.   Балда – Бес – Дадон
  4.   Зеркало – Яблоко – Орех
  5.   Ветер – Солнце – Луна
  6.  Мудрец - Шамаханская царица –Барбариха
  7.   Старик – Сватья – Старуха
  8.   Попадья – Столбовая дворянка – Рыбка
  9.   Семь богатырей – Черномор – 33 богатыря

Приложение 3

33   --

                                                                                           

Приложение 4.

Кроссворд 1 «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях…".

1

2

3

4

5

6

7

По горизонтали:

  1. Что принесли 7 богатырей царевне: конфеты, пирожок, яблоко.
  2. Что богатыри принесли царевне на подносе: вино, воду, квас.
  3. Место, где спала мертвая царевна: гора, поле, утес.
  4. Место, где стоял терем богатырей: дубрава, равнина, усадьба.
  5. Кто сказал королевичу Елисею, где находиться царевна: ветер, месяц, солнце.
  6. Дичь, на которую охотились богатыри: орлы, сова, утки.
  7. Красоте царевны завидовала: мачеха, нянька, сестра.

В выделенных клетках по вертикали – предмет, которым грозила царица Чернавке.

Кроссворд 2 «Сказка о попе и работнике его Балде».

1

2

3

4

5

6

7

По горизонтали:

  1. На что понадеялся Поп, на: авось, погоду, Балду.
  2. Кого прислал старый бес Балде: Водяного, рыбку, бесёнка.
  3. Где Балда встретил Попа: церковь, базар, площадь.
  4. Какую плату потребовал Балда: деньги, щелчок, похвала.
  5. Кто печалился о Балде: бес, поповна, попадья.
  6. Что требовал Балда с чертей: золото, слово, оброк.
  7. Кто соревновался с бесёнком: зайка, сокол, лиса.

В выделенных клетках по вертикали – предмет, которым Балда мутил воду.

Кроссворд 3 «Сказка о царе Салтане».

1

2

3

4

5

6

7

По горизонтали:

  1. Что у царевны Лебеди блестело под косой: колье, месяц, рубин.
  2. Что у царевны Лебеди горело во лбу: жемчуг, звезда, сапфир.
  3. Предмет, который царь Салтан держал в руках на палубе: венец, кубок, труба.
  4. Обитель тридцати трёх богатырей: пруд, море, река.
  5. В чём плыли по морю царица и князь Гвидон: бочка, катер, лодка.
  6. Враг царевны Лебеди: гадюка, коршун, ястреб.
  7. Что пили гости на весёлом пиру: кофе, квас, пиво.

В выделенных клетках по вертикали – предмет торговли корабельщиков.

Используемые материалы:

  1. Булатов М. Тридцать три пирога. Москва, «Детская литература», 1973;
  2. Даль Владимир. Мясецеслов. Пословицы русского народа. Л.,Лениздат, 1992;
  3. Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане. Москва, «Детская литература», 1984;
  4. Сказки русских писателей. Сост. В.П. Аникина. Москва, Изд-во «Правда», 1985;
  5. Ресурсы INTERNET.