КВН "В стране сказок". Литературная игра по сказкам А.С. Пушкина.
методическая разработка (3 класс) на тему
Для закрепления полученных знаний и формирования дальнейшего интереса к изучению творчества А.С. Пушкина я разработала литературную игру - КВН "В стране сказок". К игре прилагается ПРЕЗЕНТАЦИЯ, что делает её более зрелищной и увлекательной. Предназначена для детей 8-9 лет и старше.
Чтение - это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца.В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого родителя и педагога, поскольку чтение играет очень важную доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка. Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Искусство и литература развивают память, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. В своё время Дидро справедливо утверждал: “Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению”. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет.
В нашей гимназии работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, а также через внеурочную деятельность. Группа продлённого дня предоставляет мне, как воспитателю, широкие возможности для познавательного развития учащихся, для воспитания интереса к книгам и стремления к чтению. Посещение библиотек, викторины, игры, занимательные занятия,чтение по ролям - всё это способно заинтересовать ребёнка, увлечь его книгами.
Большое значение в моей работе имеет и выбор книг. Незаменимыми помощниками становятся сказки и, конечно, сказки А.С. Пушкина. Мы знакомимся с творчеством великого поэта с детства. Сказки Пушкина не только несут в себе мудрость русского народа, не только богаты своими незабываемыми сюжетами, но еще и обладают особой силой слова для восприятия. Поскольку дети эмоционально восприимчивы, то сказки великого поэта практически незаменимы. Потому они так и талантливы, что крайне многогранны и глубоки. Сказки Пушкина не имеют возрастных границ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕМА: КВН «В стране сказок». Литературная игра по сказкам А.С. Пушкина.
Возраст детей – 8-9 лет.
Цели:
- Сформировать положительное восприятие творчества А.С. Пушкина для дальнейшего изучения.
- Развитие гармоничной личности.
Задачи:
- В эмоционально-игровой форме выявить наличие у детей знаний по занятиям «Сказки А.С. Пушкина» и закрепить полученные знания;
- Формировать у детей интерес к чтению;
- Научить детей работать в команде, принимать совместные решения.
- Развивать воображение, внимательность.
Оборудование:
- Стенд с книгами А.С. Пушкина, рисунки - иллюстрации детей к сказкам;
- Пазлы - иллюстрации к сказкам, карточки – домино;
- Кроссворды для команд, листы с цифрами для математического конкурса;
- Мешок с предметами из сказок Пушкина - загадки;
- Бумага и ручки для команд;
- Конфеты-жетоны для начисления баллов (Белочка, Орешек, Золотой петушок), грамоты;
- Компьютер, проектор или интерактивная доска для презентации.
- Грамоты, награды или призы для награждения.
Продолжительность занятия – 1 час. Предметная область – литература. Технология: игровая, работа в группах.
Ход игры.
Перед началом игры группа продленного дня делиться на 3 команды. Команды могут заранее придумать название и девиз. Воспитатель может играть роль Ведущего и судьи. Можно пригласить на роль жюри учителей или учащихся старшего возраста. За победу в конкурсах команды получают конфеты в красивые сундучки или мешочки, после подведения итога конфеты остаются в награду командам.
Актуализация темы.
Ведущий. Ребята! Если спросить вас: «Какие книги вы любите читать?», думаю, многие из вас ответят: «Сказки». Сказки любят все. Впервые мы слышим их совсем маленькими. Вырастаем и с удовольствием читаем сами. Сказки бывают народными и авторскими. Какие народные сказки вы знаете? А какие авторские сказки? Сегодня я предлагаю вам отправиться в страну сказок. А вот в какую, попробуем отгадать! Итак, в путь!!
Конкурс 1 «Разминка для ума».
Ведущий. Командам по очереди загадываются загадки. Если команда отгадывает правильно, получает один жетон-конфету.
- Не зверь, не птица,
А нос, как спица. (Комар)
- Не княжеской породы, а ходит с короной;
Не ратный ездок, а со шпорами;
Не сторожем стоит, а всех рано будит. (Петух)
- Не мышь, не птица,
В лесу резвиться.
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (Белка)
- И летом и зимой
В рубашке одной. (Ель)
- Летит – не птица,
Воет – не зверь. (Ветер)
- По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт –
Тут и пропадёт. (Волна)
- То блин, то пол блина,
То та, то эта сторона. (Месяц)
- Без огня горит,
Без крыл летит,
Без ног бежит. (Солнце)
- Дверей не счесть,
А не вылезть, не пролезть. (Сеть, невод)
- Маленький Иван,
Костяной кафтан. (Орех)
- И языка нет, а правду скажет. (Зеркало)
- Бела да мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест – похвалит. (Каша)
Ведущий. Ребята, посмотрите, какие ответы мы получили. (Ответы заранее написаны на плакате или на экране) Из каких сказок эти герои? Правильно! Все эти герои из сказок Александра Сергеевича Пушкина. Именно в страну сказок Пушкина мы с вами держим путь. Каждый год мы празднуем замечательную дату – 19 октября – день основания Пушкинского Лицея.
А.С. Пушкин родился в Москве в небогатой дворянской семье 6 июня 1799г. Род Пушкиных насчитывал 600 лет, Пушкин всегда этим гордился. Он получил прекрасное домашнее воспитание, любил читать. А сказки ему рассказывали бабушка Мария Алексеевна и знаменитая няня Арина Родионовна. В 11 лет Саша Пушкин, приехав в Петербург, выдержал трудные экзамены и поступил в самое престижное учебное заведение – Императорский лицей в Царском селе. Там он получил блестящее образование, обрёл настоящих друзей, развил свой литературный талант. Позднее любовь Пушкина к сказкам переросла в сами сказки, которые мы с вами с удовольствием читаем в любом возрасте. А какие сказки Пушкина вы знаете? Очень хорошо. Я вижу, к нашему путешествию вы готовы. Пора продолжить путь!
Основная часть.
Конкурс 2 «Что за прелесть эти сказки». (Конкурс чтецов.)
Ведущий. В каждой сказочной стране есть 3 загадки. Есть они и у нас. Я приглашаю сюда представителей от каждой команды. Они по очереди прочитают отрывки из сказок. Команды соперников должны отгадать, какая это сказка и получить за правильный ответ 2 жетона, а наши чтецы могут заработать 3 жетона. (Команды могут подготовить отрывок из сказки заранее.)
Конкурс 3 «Капитан, капитан – улыбнитесь» (Игра – Домино).
Ведущий. Успех каждой команды часто зависит от капитана. Предлагаю нашим капитанам сразиться в сказочном конкурсе. Капитаны должны сложить 10 карточек домино в правильном порядке (см. Приложение 1). Ваш успех принесет команде жетоны: самый быстрый – 3 жетона, второй – 2 жетона, третий, если всё правильно, - 1 жетон.
Конкурс 4 «Сказочный переполох» (Игра третий – лишний).
Ведущий. Чтобы не заблудиться в стране сказок, нам нужны хорошие штурманы. Кто хочет попробовать свои силы? Выходите! Перепутались сказочные герои. Потеряли свои сказки. Вы должны помочь героям собраться парами в своих сказках. Из 3-х героев найди лишнего (см. Приложение 2). Конкурс оценивается максимально в 3 жетон.
Конкурс 5 «Театральные подмостки».
Ведущий. Сказочным героям мы помогли. А давайте представим себя на их месте. Приглашаю команду … Я буду читать отрывок из сказки, а вы должны изобразить героев при помощи звуков, мимики, жестов. Та команда, которая наиболее точно, артистично и эмоционально сыграет сказку, получит 3 жетона.
Ведущий зачитывает отрывки из сказок А. С. Пушкина, можно 3 разных отрывка из одной сказки.
Конкурс 6 «Угадай сказку» (собери картинку).
Ведущий. Сейчас каждая команда получит картинку с изображением какой-то сказки. Да, вот беда, картинки рассыпались. Ваша задача собрать картинку и угадать сказку. Конкурс оценивается в 2 жетона.
Конкурс 7 «Сказочная математика»
Ведущий. В нашей сказочной стране математика также важна, как и везде. Сейчас команды получат задания по математике. Вам вручается листок с цифрами. Вы должны вспомнить, какие события, предметы или герои в сказках Пушкина связаны с этими цифрами и записать их (см. Приложение 3)
Конкурс 8 « Волшебный мешочек»
Ведущий. В каждой сказке самые простые вещи становятся сказочными. У меня есть волшебный мешочек. Вспомните, из какой сказки этот предмет и получите жетон. Представители команд по очереди подходят и вытаскивают по одному предмету. (Заранее готовятся 9 предметов: пчела, веревка, белка, пушка, зеркало, яблоко, зайка, петушок, невод (сеть)).
Закрепление знаний.
Конкурс 9 «Сказочные кроссворды».
Ведущий. Наше путешествие в страну сказок подходит к концу. Мы многое вспомнили и то-то новое узнали. Сейчас команды покажут нам, как легко они теперь ориентируются в сказочной стране. Для этого каждая команда разгадает свой кроссворд-тест (см. Приложение 4). За быстро отгаданный кроссворд и правильный ответ на вопрос кроссворда – 3 жетона.
Подведение итогов.
Пока команды отгадывают кроссворды, жюри начинает подводить итоги. Подсчитывается количество жетонов-конфет у каждой команды.
Ведущий. Ребята! Сегодня мы соприкоснулись с миром сказок А.С. Пушкина. Молодцы! Вы оказались отличными знатоками. Мы благодарим вас всех за участие!
Объявление итогов, вручение грамот. Соперничество можно закончить совместным чаепитием.
Приложение 1 Игра - Домино.
СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ | СТАРУХА |
СКАЗКА О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ | СЕМЬ БОГАТЫРЕЙ |
СКАЗКА О СЕМИ | ГВИДОН |
СКАЗКА О ЗОЛОТОЙ | БАЛДА |
СКАЗКА О МЕРТВОЙ | БЕСЁНОК |
СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ | ДАДОН |
СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ | МУДРЕЦ |
СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ | ЦАРЕВИЧ |
СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ | СТАРИК |
СКАЗКА О ЦАРЕ | ДАДОН |
Приложение 2
- Гвидон – Петушок – Комар
- Поп – Салтан – Лебедь
- Балда – Бес – Дадон
- Зеркало – Яблоко – Орех
- Ветер – Солнце – Луна
- Мудрец - Шамаханская царица –Барбариха
- Старик – Сватья – Старуха
- Попадья – Столбовая дворянка – Рыбка
- Семь богатырей – Черномор – 33 богатыря
Приложение 3
- –
- –
- –
- –
- –
- –
33 --
Приложение 4.
Кроссворд 1 «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях…".
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 |
По горизонтали:
- Что принесли 7 богатырей царевне: конфеты, пирожок, яблоко.
- Что богатыри принесли царевне на подносе: вино, воду, квас.
- Место, где спала мертвая царевна: гора, поле, утес.
- Место, где стоял терем богатырей: дубрава, равнина, усадьба.
- Кто сказал королевичу Елисею, где находиться царевна: ветер, месяц, солнце.
- Дичь, на которую охотились богатыри: орлы, сова, утки.
- Красоте царевны завидовала: мачеха, нянька, сестра.
В выделенных клетках по вертикали – предмет, которым грозила царица Чернавке.
Кроссворд 2 «Сказка о попе и работнике его Балде».
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 |
По горизонтали:
- На что понадеялся Поп, на: авось, погоду, Балду.
- Кого прислал старый бес Балде: Водяного, рыбку, бесёнка.
- Где Балда встретил Попа: церковь, базар, площадь.
- Какую плату потребовал Балда: деньги, щелчок, похвала.
- Кто печалился о Балде: бес, поповна, попадья.
- Что требовал Балда с чертей: золото, слово, оброк.
- Кто соревновался с бесёнком: зайка, сокол, лиса.
В выделенных клетках по вертикали – предмет, которым Балда мутил воду.
Кроссворд 3 «Сказка о царе Салтане».
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 |
По горизонтали:
- Что у царевны Лебеди блестело под косой: колье, месяц, рубин.
- Что у царевны Лебеди горело во лбу: жемчуг, звезда, сапфир.
- Предмет, который царь Салтан держал в руках на палубе: венец, кубок, труба.
- Обитель тридцати трёх богатырей: пруд, море, река.
- В чём плыли по морю царица и князь Гвидон: бочка, катер, лодка.
- Враг царевны Лебеди: гадюка, коршун, ястреб.
- Что пили гости на весёлом пиру: кофе, квас, пиво.
В выделенных клетках по вертикали – предмет торговли корабельщиков.
Используемые материалы:
- Булатов М. Тридцать три пирога. Москва, «Детская литература», 1973;
- Даль Владимир. Мясецеслов. Пословицы русского народа. Л.,Лениздат, 1992;
- Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане. Москва, «Детская литература», 1984;
- Сказки русских писателей. Сост. В.П. Аникина. Москва, Изд-во «Правда», 1985;
- Ресурсы INTERNET.