Доклад "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
статья на тему

Жаворонкина Наталья Георгиевна

В докладе освещены особенности организации внеурочной деятельности по  КУРСУ «ЦВЕТОВАЯ ЭКОЛОГИЯ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 (КУРС «ЦВЕТОВАЯ ЭКОЛОГИЯ»)

Жаворонкина Н.Г.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

В соответствии с требованиями ФГОС в нашей школе организуется внеурочная деятельность по разным направлениям развития личности.

  1. Спортивно – оздоровительному.
  2. Научно - познавательному.
  3. Художественно – эстетическому.
  4. Патриотическому.

Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус. Возникающий дефицит эмоционально – ценностного отношения к миру, образного мышления приводит к грубости, примитивности жизненных ориентаций. Не рекламы и боевики по телевидению, и не компьютерные военные игры должны оказывать воздействие на чувство учащихся, а встречи с прекрасным: картиной, словом, песней, традициями и обычаями своего народа, с природой, способными заворожить их.

По художественно – эстетическому направлению ведётся курс «Цветовая экология», «Весёлые нотки», «Смотрю на мир  глазами юного художника».

В своём классе я веду курс «Цветовая экология».

Эпиграфом к курсу являются слова:

«Невообразимая красота цветов. Грациозный полёт птиц. Шум ветра в лесу… В какой – то момент вашей жизни природа затрагивает в вас… во мне… и во всех нас что – то очень личное, особенное. Её тайна приоткрывается для нас в своей впечатляющей чистоте, напоминая о том, что Жизнь выше людской суеты…» (Джозеф  Корнелл)

 «Искусство и наука – будто двери из мира природы в мир человеческий: через дверь науки природа входит в мир человека, и через дверь искусства человек уходит в природу и тут сам узнаёт и называет природу своей матерью» (М. Пришвин)

Как сделать так, чтобы жизнь каждого человека не прошла мимо самой большой общечеловеческой ценности  – природы? Как сделать так, чтобы все могли видеть и слышать: нежность весны, торжественность зимы, хрупкость заиндевевшей травинки… Если не дать развиться этим чувствам в детстве, то, вероятнее всего, позже они не появятся.

Программа «Цветовая экология» создана с этой целью: дать возможность детям увидеть и услышать мир, окружающий их; дать основные понятия о взаимодействиях в этом мире. Программа направлена на воспитание, «утончение» чувств маленького человека, развития способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства  с природой.

Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств и самым важным среди этих органов является зрение. Мир, окружающий ребёнка, разноцветен. Разноцветна природа. Огромен первоначальный интерес ребёнка к миру вообще и природе в частности. Вот почему нам предоставляется возможность начать экологическое образование детей на основе интереса ребёнка к разноцветной природе. Естественно, что в процессе познания мира участвуют все органы чувств, но в возрасте 5 – 7 лет основным из них является зрение.

Актуальность создания данной  программы  вызвана современными проблемами взаимоотношения человека и природы, необходимостью экологического образования и воспитания подрастающего поколения, формирование эмоционально – ценностного отношения к природным объектам. Для успешной реализации содержания практико-ориентированного экологического обучения необходимо придерживаться трёх основополагающих аспектов: социального, биологического, педагогического.

Педагогический аспект, подразумевает формирование нового отношения человека к природе, в основе которого лежит осознание взаимосвязей человека и окружающей среды, диалектического единства природы и человеческой культуры, осознания жизни как величайшей ценности.

При соблюдении всех этих взаимосвязанных компонентов происходит приобщение к экологической культуре, которая включает:

- наличие системы экологических знаний, ценностных экологических ориентаций;

-  практико-ориентированные умения и навыки по изучению природы;

-  систему эстетических, ценностных норм отношения к природе.

Особенность программы заключается в методологическом подходе – развития сознательного, позитивного, ответственного отношения к окружающей среде, формирования эмоционально – чувственного, ценностного отношения к природным объектам.  При этом подходе урок не ощущается детьми как урок, скорее это – увлекательное занятие, которое чем дольше не кончается, тем лучше. Для этого возможно использование не только традиционных учебных занятий, но активные формы получения экологических знаний, таких как: сюжетно - ролевые игры, дидактические игры, игры – занятия, проектная, продуктивная деятельность (рисование, аппликация, поделки из природного материала), что позволяет детям на основе собственной деятельности делать самостоятельные выводы по тому или иному положению экологии. На одном уроке сочетается передача новой информации с её использованием, закреплением в практической деятельности.

Большое внимание уделено экологической экскурсии вообще и сезонной экскурсии в частности.

В содержание программы входит рассмотрение таких тем: разноцветная природа, смена времён года, мир растений, мир животных, небо. На занятиях рассматривается как теория, так и практика. Например, по теме: разноцветная природа.

Теория: ранняя осень. Солнце и волшебная радуга. Золотая осень. Осенние листья. Разноцветные плоды растений. Глубокая осень. Предзимье. Рисуем разноцветную осень. Экологический праздник «Разноцветная осень». Цвет, его природа. Причина разноцветности мира. Причина появления радуги. Зеленый цвет - цвет жизни. Зеленый цвет есть во все времена. Форма, окраска листьев и названия деревьев. Многообразие плодов растений, их форма, строение, цвет. Приспособления растений к расселению, его значение. Четыре периода осени, их цветовая гамма.

Практика: определение цвета растительности леса, сравнивая с эталонами цвета. Установление происшедших изменений в природе: связи между понижением температуры, недостаточным количеством солнечной энергии и изменением цвета леса; связей между живой и неживой природой. Наблюдение, сравнение, формулировка выводов. Овладение приемами рисования осеннего леса, деревьев, передачи колорита периодов осени в технике «монотипия»; рисования радуги по мокрому листу, раскрашивание схем - карточек цветными карандашами. Вхождение в игру, выполнение правил, заданных ролью. Составление описательных рассказов. Составление букетов из осенних листьев.

Формы и методы: экскурсии в лес в разные периоды осени. Игры: «С солнечным зайчиком», «Найди свой листок», «Найди дерево», «Чьи детки», «Листопадный карнавал», «Построй дерево», «Найди пару», «Чья крылатка дольше всех продержится в воздухе?», «Найди свою фасоленку», «Слепая гусеница», «Окна Земли», кроссворды. Решение экологических задач, расщепление солнечного луча, описание дерева по предложенному педагогом плану, конкурс на лучший осенний букет, танцуем под музыку вальса, польки, шагаем под марш. Отображение цветовой гаммы осени в технике «монотипия», рисование по мокрому листу, по мятой бумаге. Рассказ, беседа, образец поведения в игре, рассматривание картин, использование художественной литературы: стихов об осени, загадки о плодах, рассказывание сказки «Волшебная кисточка»; анализ детских работ.

К концу  первого года обучения первоклассники должны научиться объяснять:

-  причину смены времен года;

- приспособленность растений и животных к сезонным изменениям;

- сезонное изменение цветовой гаммы природного окружения;

- жизненные циклы растений;

- разнообразие птиц и их расцветку;

- зависимость цвета неба от времени суток.

- узнавать деревья по коре, листьям, плодам;

- выделять цвет объектов природы и связывать со временем года;

- узнавать зимующих птиц;

- принимать игровую задачу и выполнять ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»

Пилотная площадка 1 класс.  Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»...

Особенности организации художественно-эстетического направления внеурочной деятельности (курс "Цветовая экология)

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего "я". В данном материале можно найти краткое описание курса "Цветовая экология"...

Организация внеурочной деятельности художественно – эстетического направления в условиях реализации ФГОС. Эбру – техника рисования на воде.

Целью внеурочной деятельностью является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных и культурных традиций.  Ма...

Методическая рекомендация: «Организация деятельности кружка художественно-эстетического направления «Художественная лепка как способ познания мира»

Представляю вашему  вниманию  проект организации деятельности  кружка «Художественная  лепка, как способ познания окружающего мира». Основная линия программы, декоративно-прикладно...

Опыт организации внеурочной деятельности по программе художественно эстетического направления Декор

Описание опыта организации внеурочной деятельности по программе художественно эстетического направления "Декор"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительной деятельности "Я рисую" (художественно-эстетическое направление) 1 класс

В рабочей программе по внеурочной деятельности "Я рисую" отображены тематическое и календарное планирование, цели и задачи курса, планируемые результаты....