Организация внеурочной деятельности художественно – эстетического направления в условиях реализации ФГОС. Эбру – техника рисования на воде.
статья по теме

Решетникова Елена Борисовна

Целью внеурочной деятельностью является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных и культурных традиций.  Мастер-класс "Эбру-рисование на воде"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti_khudozhestvenno.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности художественно – эстетического направления в условиях реализации  ФГОС.

    Проблема использования свободного времени младших школьников всегда актуальна для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.

     С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного  плана появилась внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности  (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в полной мере.

     Внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников,  развитие у них творческих способностей и универсальных учебных действий во внеурочное время.

   Целью внеурочной деятельности является: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

   Задачи, решаемые внеурочной деятельностью:

 1. Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы начального общего образования. К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности  отнесены:

    личностные результаты —   готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

   метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные)

Так же к задачам мы можем отнести:

2. Снижение учебной нагрузки обучающихся.

3. Обеспечение  благоприятной адаптации ребенка в школе.

4. Улучшение условий для развития ребенка.

5.Обязательно должны учитываться  возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Основные направления внеурочной учебной деятельности:

1. Спортивно – оздоровительное

2. Духовно-нравственное

3.Общекультурное

4. Общеинтеллектуальное

5. Социальное

6. Проектная деятельность.

       Самостоятельная или управляемая проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал.

       В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно – полезная деятельность.

      Социальное направление может быть ориентировано и на патриотическое воспитание обучающихся.

       Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах.

    Художественно -эстетическая деятельность.

      Я остановлюсь на одном направлении– это художественно – эстетическое.

      Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности человека. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание.

       Стержневой основой в системе эстетического воспитания можно считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно-прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

       Задача педагога — воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия.

     Цель занятий художественно-эстетического направления - раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека.

   Все это очень хорошо. Но тех часов, которые предполагаются программой, недостаточно для решения представленной задачи. Когда дети приходят в первый класс, у большинства ребят, совершенство не развита фантазия, чувство прекрасного.  Большинство учеников не могут нарисовать элементарные предметы, даже просто раскрасить иллюстрацию. Программа, по которой учатся ученики начальных классов, предполагает рисование акварельными красками, гуашью, мелками, цветными карандашами. Но, ребятам хочется чего-то новенького. И учителям приходится вносить коррективы, находить интересные способы изображения картин.Ребятам нравится, когда они рисуют свечами, губками, картофелем (делают штампики),  использую технику рисования-пуантилизм (точечное изображение), ниточками и другое. И эти дополнительные часы будут  не лишними для развития творчества, у учителей будет возможность решить задачу, поставленную перед ними.

     И я сегодня хотела бы представить еще один способ развития  творческих способностей учеников. Но это можно использовать как раз при  дополнительных часах, которые даются в реализации ФГОС.   Очень хорошо, когда кружок будет вести специалист, но и у учителей начальных классов огромный творческий потенциал, поэтому лучше зная своих учеников, они могли бы тоже проводить кружок сами, чем водить детей в центры дополнительного образования.

МАСТЕР – КЛАСС.

     Тема:  Эбру – техника рисования на воде.

    Цели:

  - познакомиться с техникой рисования на воде

  - узнать историю рисования на воде

  - нарисовать иллюстрацию, используя данную технику

   Ход занятия:

    Удивительно, но рисовать можно и на воде! Это очень сложно и просто одновременно. ЭБРУ - техника рисования на воде.

      Первые рисунки в стиле эбру были известны в 11 веке.

  Появилось это ремесло  в Турции. Как только не называют это искусство по всему миру: и рисование на воде, и турецкое мраморирование.  Всем известно, что вода — это источник энергии и жизни на земле, хранителем информации. Сама вода позволяет творить прекрасное.

  Название произошло от персидского слова “об” (вода) + “ру” (на). На турецком его адаптировали как "эбру", что значит "на воде".  

 «Танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумага с облаками», «волнообразная бумага», – так по-разному называют искусство эбру в странах Востока. В Европе же просто говорят – «турецкая бумага», так как впервые с этим изящными, красивыми картинами европейцы встретились именно в Стамбуле.

           Изображение, созданное при помощи эбру, можно переводить не только на бумагу, но и на ткань, стекло, дерево и керамику. Это позволяет украсить интерьер, одежду и аксессуары неповторимыми рисунками.

     Итак, как же все-таки создать уникальный рисунок на воде? Смысл техники заключается в специальных красках, которые не растворяются в воде. Капли краски наносят на предварительно немного загущенную воду в специальной емкости. Затем, используя различные инструменты, рисуют узоры и рисунки на поверхности воды. Осталось лишь перевести изображение на бумагу. Для этого чистый лист прикладывают к поверхности воды на несколько секунд и поднимают.

     Какими же инструментами можно рисовать?

Кисти

Шило

Гребень

    Дело в том, что для Эбру используются натуральные материалы.

    Краски для эбру изготавливаются из натуральных природных материалов с добавлением бычьей желчи.        Такая краска не растворяется в воде.

Для того, чтобы эти краски держались на поверхности воды и удерживали необходимые узоры, в воду добавляется китре,  придавая ей дополнительную вязкость. Китре – добавка, изготавливаемая из стебля колючки Гевен.  

Это уникальный процесс самовыражения с терапевтическими свойствами, который способствует расслаблению.

       Даже первый рисунок станет уникальным и неповторимым творением  разума. Прекрасно то, что человек не умеющий рисовать, с первого раза сотворит что-то поистине красивое.

       На людей, не знакомых с этой техникой рисования, получающиеся «живописные полотна» неизменно производят сильное впечатление.

Эбру - это не просто искусство, которое приносит удовольствие. Занятие Эбру поможет  с радостью провести свое время, приучить детей к искусству, которое отлично развивает воображение и моторику. Во время рисования Эбру  всегда будут получаться гармоничные рисунки и картины, так как сама вода будет помогать получать красивые изображения. Иногда достаточно во время рисования просто водить шилом по воде, и на глазах будут получаться замечательные формы. Кто впервые попробовал рисовать используя эту технику, тот  никогда не устанет от Эбру, потому что оно прекрасно и неповторимо.

    Специальные краски и другие приспособления для рисования Эбру можно купить  только в специализированных магазинах, но и в наших условиях можем заниматься искусством Эбру.

        В воду добавляем крахмал или концелярский клей, что бы вода была немного вязкой. Масляные краски разводим растворителем, что бы они были жидкими. Наливаем воду в лоток, кисточку обмакиваем в краску и капаем на воду. С помощью иголки делаем узор. Потом прикладываем бумагу, считаем до 10 и поднимаем аккуратно бумагу. Кладем бумагу сохнуть. На этой же воде можно рисовать еще несколько раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»

Пилотная площадка 1 класс.  Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .

   В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по новым образовательным стандартам по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Весёлая кисточка» для 1-4 классов

Программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения предназначена для детей от 7 до 10 лет с разными возможностями (для одарённых детей и для детей с огр...