Классный час "Чрезвычайные ситуации"
классный час (4 класс) на тему
Классный час в форме "Заседания экспертов по чрезвычайным ситуациям", проводимый с целью ознакомления детей с ситуациями, которые можно назвать "чрезвычайными" и с действиями при ЧС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas._chrezvychaynye_situatsii._grevtseva_o.s.docx | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа
с. Звонаревка Марксовского района Саратовской области
КЛАССНЫЙ ЧАС
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
Учитель начальных классов:
Гревцева Ольга Сергеевна
Цели.
1. Познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать “чрезвычайными”, с действиями при чрезвычайных ситуациях.
2. Развивать умение находить решение в сложных ситуациях.
3. Воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.
Классный час в форме “Заседания экспертов по чрезвычайным ситуациям”.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, раздаточный материал.
I. Представление экспертных групп:
Эксперты в области наводнений. “Для нас преград не существует”
Эксперты в области ураганов. “Наш класс хоть в космос отправляй”
Эксперты в области пожаров. “Нам по плечу любое дело”
Исследователи химических веществ. “Нас ждут великие дела”
Эксперты по борьбе с терроризмом. “Себя в обиду не дадим”
II. Мы вынуждены были создать экспертные группы, т. к. в современном мире происходят ситуации, справиться с которыми можно, лишь владея определенными знаниями.
– Что вы сейчас увидели?
– Какие впечатления произвели на вас эти кадры?
– Что самое ужасное от этих стихий?
– Опасность, угрожающая сразу многим людям – это чрезвычайная ситуация.
– Какие чрезвычайные ситуации вы знаете? Слайд №1
И ТАК ТЕМА НАШЕЙ ВСТРЕЧИ «ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ» Слайд №2, №3
– Подумайте, на какие 2 группы можно разделить чрезвычайные ситуации?
Слайд №4
Природные
Произошедшие
по вине человека
землетрясение
отравление хим. веществами
бури
Авиакатастрофы и автокатастрофы
ураганы
кораблекрушения
смер
пожары
наводнение
теракты
– Какие из этих ситуаций могут произойти в нашей местности и с нами?
Слайд №5
пожар
наводнение
заражение химическими веществами
ураган
бури
теракты
автокатастрофы
III. Весной время паводков и наводнений многие люди страдают и попадают трудную ситуацию. Что же такое наводнения и чем они опасны, прошу рассказать 1 экспертную группу. Слайд №6-7
Наводнение
Наводнение – временный подъем воды в реке, озере или море. При этом вода затопляет и разрушает дома, поля, линии электропередач. Это бывает из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, разрушения плотин и дамб, цунами, ураганов ветра. Они бывают короткими (от нескольких часов) и длинными (более двух недель).
Что делать при наводнении
Наводнения бывают очень опасны. Об их приближении людей предупреждают сигналом сирены и объявлением, начинающимся со слов: “Внимание! Слушайте все!..” После этого сигнала необходимо: выключить электричество, закрыть воду и газ, выйти из дома, одевшись по погоде (плащ, резиновые сапоги), взять с собой запас продуктов, которые долго не портятся и хорошо упакованы. Старайтесь держаться ближе к взрослым. Не бойтесь, быстро поднимитесь на высокое место (чердак, верхние этажи дома). Чтобы вас быстрее заметили спасатели, размахивайте палкой с тряпкой на конце, а ночью светите фонариком. Если попали в воду, постарайтесь ухватиться за плавающие предметы. Когда наводнение спадет, не входите в дом, пока не придут взрослые.
– Это была стихия воды. Но в нашей местности разрушительными могут быть и стихии воздуха.
– Ураганы – что это такое?
Выступление 2 экспертной группы. Слайд №8-9
Ураганы, бури, тайфуны, смерчи
Ураганы – очень сильные ветры, скорость которых больше, чем у мчащегося по улице автомобиля (примерно 120 км/ч).
Бури – это разновидность урагана. Зимой она поднимает много снега (пурга, буран). Летом, особенно в жаркую погоду, бывают пыльные или песчаные бури. Бурю на море называют “шторм”.
Смерч – это тоже разновидность урагана. Смерч имеет вид быстрого вращающегося столба, похожего на трубу гигантского пылесоса. Он втягивает в себя все, что попадается на его пути.
Что делать при стихийных бедствиях
Обо всех стихийных бедствиях люди предупреждены заранее, чтобы они могли к ним подготовиться. Обычно о скором приближении стихийного бедствия сообщают сигналом сирены, а потом объявляют заранее, чтобы они могли к ним подготовиться. Если вы услышали сигнал сирены дома, включите радио или телевизор, прослушайте новости, затем закройте окна и двери; выключите газ и электричество; приготовьте вещи, документы, электрический фонарик и радиоприемник с батарейками. Вместе со взрослыми спуститесь в укрытие (во время смерча в подвал). Не подходите к окнам, лучше встаньте в нише, у стены. Если сильный ветер (ураган, смерч) застиг вас в поле или в лесу, укройтесь в широком овраге, придорожной канаве, прижмитесь к земле. При приближении смерча необходимо выйти из машины, автобуса и спрятаться в ближайшем подвале, овраге, дорожном кювете. Если буря с дождем, градом, грозой – не прячьтесь под высоким деревом, опорами линий электропередач. Лучше укройтесь под кустом. Во время всех стихийных бедствий очень опасно находиться на мостах, рядом с бензоколонками, нефте- и газопроводами, линиями электропередач.
– Это были природные стихии. А как может навредить себе сам человек, расскажет 3 группа экспертов в области пожаров. Слайд № 10-12
Пожар
Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.
Основные поражающие факторы пожара:
высокая температура окружающей среды;
в дыме содержится ядовитые вещества;
потеря видимости вследствие задымления.
Что делать при пожаре
При пожаре нужно звонить 01. Если вы находитесь на первом этаже или в маленьком доме, надо быстро выскочить на улицу через дверь или даже в окошко – как получится! Если вы живете в многоэтажном доме, надо действовать немного иначе. Если загорелось у тебя в квартире, надо немедленно выбежать из комнаты и закрыть за собой дверь. При пожаре не пользуйтесь лифтом! Если нужно пройти через горящее помещение, накройтесь с головой мокрым одеялом, куском плотной ткани или пальто. Дверь в задымленное помещение открывайте осторожно, иначе быстрый поток свежего воздуха вызовет вспышку пламени. Через сильно задымленное помещение лучше двигаться ползком или пригнувшись. Если на вас загорелась одежда, не пытайтесь бежать – это больше раздует пламя, лучше ложитесь на землю и, перекатываясь, постарайтесь сбить пламя. Увидев человека, на котором загорелась одежда, набросьте на него пальто, плащ или какое-нибудь покрывало и плотно прижмите. Не надо прятаться в шкаф, под стол, под кровать – так от дыма не спастись.
Чрезвычайная ситуация может произойти совсем близко, но бесшумно и невидимо для нас. В то же время может быть очень опасной. Авария на ближайшем заводе, фабрике может привести к опасности заражения химическими веществами.
– Какие химические вещества наиболее опасны, расскажет группа исследователей химических веществ. Слайд №13-17
Химические заражения
Наиболее опасны для населения аварии на предприятиях химической и других родственных ей видов промышленности. Повреждение или разрушение хранилищ, которые содержат ядовитые вещества, приводит к попаданию этих веществ в атмосферу. В дальнейшем под действием ветра образуется зона химического заражения. Наиболее распространенные ядовитые вещества – это хлор и аммиак. Хлор – тяжелее воздуха. Проникает в нижние этажи и подвальные помещения зданий. Пары хлора сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу. Признаками поражения являются: резкая боль в груди, сухой кашель, резь в глазах, слезотечение, одышка. Аммиак – легче воздуха. При аварии и выходе в атмосферу дымит. Пары аммиака сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу. Признаками поражения являются резь в глазах и слезотечение, затрудненное дыхание, насморк, кашель.
Что делать в случае угрозы химического заражения
Людям, оказавшимся в зоне заражения, немедленно покинуть дома, учреждения, предприятия, учебные заведения и выходить по кратчайшему маршруту. Прежде чем выходить наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-м раствором соды. Если вы не успели до подхода зараженного воздуха покинуть квартиру, дом, то укройтесь в нем, плотно закройте двери, окна, форточки. Заклейте окна скотчем, или бумагой. В подвалах и нижних этажах не укрываться – хлор тяжелее воздуха и проникает во все низкие места, в том числе и подвалы. При движении по зараженной территории надо соблюдать следующие правила:
двигайтесь быстро, но не бегите и не поднимайте пыль;
избегайте прохода через тоннели и другие заглубленные места, где возможен застой ядовитых веществ;
на всем пути движения используйте простейшие средства защиты органов дыхания и кожи.
– Мы прослушали выступления четырех экспертных групп. Эти чрезвычайные ситуации никто не планирует, не готовит заранее. Но нужно помнить, что мы живем в век терроризма.
– Что такое терроризм и как себя вести в подобной ситуации расскажет нам пятая группа. Слайд №18-21
Терроризм
Терроризм – это насилие или угроза его применения в отношении людей или организаций, а также уничтожение или угроза уничтожения материальных объектов, создающие опасность гибели людей.
Что делать в экстремальной ситуации
Помнить о том, что мы живем в эпоху терроризма. Это значит, что необходимо заранее представлять, куда бежать и что делать в критической ситуации. Это значит, что нужно держать документы и деньги, предметы первой необходимости, не за семью печатями, а в доступном для домашних месте – так, чтобы при необходимости не тратить много времени на их поиск. Старайтесь просто не попадать в сложные, неприятные ситуации. Не гуляйте до позднего вечера на улице. Не садитесь к незнакомым людям в машину. Находясь в общественном транспорте, смотрите по сторонам. Главное – не поддавайтесь сильному страху. Никогда не зажмуривайте от страха глаза, наоборот, постарайтесь шире их раскрыть и оглядеться вокруг. Не поддавайтесь ужасу. Ужас – это всего лишь сильный страх.
Что нужно сделать, чтобы успокоиться:
глубоко вздохните, начните дышать спокойно;
поговорите с собой, “про себя”, называя себя по имени несколько раз;
Не впадайте в панику. Паника страшна не тем, что всем становится страшно, а тем, что в состоянии паники люди давят друг друга. Внимание, не пытайтесь предпринимать самостоятельные действия в отношении подозрительных лиц или предметов. Ваша задача – незамедлительно сообщить о своих подозрениях взрослым.
IV. – Чтобы справиться с чрезвычайными ситуациями, нужно знать некоторые правила. А вспомнить эти правила нам поможет игра “Закончи предложение” Слайд № 22
При пожаре звонить
01
Спички детям не игрушка
От дыма и огня нужно убегать
Телефон милиции
02
Телефон скорой помощи
03
Через задымленное помещение лучше двигаться пригнувшись
При угрозе заражения хлором избегать низких участков местности
Ветер силой 12 баллов ураган
При любой чрезвычайной ситуации взять с собой документы
При наводнении подняться на верхние этажи зданий
Марлевые повязки смочить водой
V. – Осталось выяснить, что же делать в случае пожара, наводнения, теракта, химического заражения, урагана.
Нужно создать памятки:
Как вести себя при смерче и урагане.
Как вести себя при пожаре.
Как вести себя при наводнении.
Как вести себя при теракте.
Как вести себя при угрозе химического заражения.
Командам раздаются конверты с отдельными пунктами памяток, нужно собрать по очереди памятку. Примеры памяток смотреть в приложении.
VI. Итог.
Кроссворд. Слайд №23
Приложение.
Кроссворд
Подземные толчки или колебания земной поверхности.
То, что не купишь не за какие деньги.
Большая поломка оборудования на предприятии.
Куда вы будите звонить по номеру 02.
Специалисты, помогающие в чрезвычайных ситуациях.
Сильный ветер, в виде вращающегося столба.
Вредное воздействие на организм ядовитых веществ.
Место для хранения лекарственных препаратов.
Опасное вещество, находящееся в градуснике.
Разновидность урагана.
Чтобы справиться с трудностями нужна сильная …
В чрезвычайных ситуациях нужно преодолевать свой …
Насилие или угроза его применения в отношении людей.
Вспышка света на небе, сопровождающаяся громом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»
Классный час на конец учебного года...
Классный час в форме беседы "Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций"
Разработка рефлексивного классного часа в форме беседы во 2 классе. Тема "Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций"...
Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации( из опыта работы0...
Классный час в 1 В классе:«Чрезвычайные ситуации вокруг нас»
классный час...
Классный час «ОПАСНЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ".
Беседа с уч-ся о опасных и безопасных ситуациях....
Классный час в 1 классе. Тема: «Чрезвычайные ситуации вокруг нас»
Мероприятие по ГО в 1 классе. Цели: повторить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях; способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности др...
Классный час "Основы безопасности жизнедеятельности человека в чрезвычайных и опасных ситуациях"
Обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации....